№ 463

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Красный флаг
над Рехстагом
Советская власть: год за годом
Письмо из Таджикистана
Плата за гениальность

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ПИСЬМО ИЗ ТАДЖИКИСТАНА: ОТ ОПАСНОЙ АГРЕССИВНОСТИ К БЕЗОПАСНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ.
От редакции: Новости из этой далекой среднеазиатской страны не часто попадают на страницы мировых СМИ, поэтому, получив этот материал из Душанбе предлагаем его нашим читателям.

Принятая в 1995 г ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности, включающее уважение принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразие, направлена на достижение мира и содействие замене культуры войны на культуру мира.

После развала СССР мы испытываем последствия дезинтеграционных процессов в самых уродливых формах. Идет демонтаж, построенного, ни одним поколением советских людей нерушимый союз. Место дружбы народов теперь занимает конкуренция, конфликты, межэтническая и межконфессиональная вражда, ненависть и появились симметрические и несимметрические меры реагирования. Когда не ладят лидеры государств, страдают простые люди. Обида политиков приводит к ограничению передвижения товаров в результате их транзита, депортации трудовых мигрантов и пр. Что мы можем противопоставить для преодоления этих явлений.

Государствами СНГ предпринимаются некоторые попытки для формирования единого общеобразовательного пространства.

Ибо роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось в частности как средство решения острейших межэтнических, межкультурных проблем.

Значение образования особенно велико в полиэтнических странах и регионах, где образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в разви­тии общей культуры конкретного общества.

В своем выступлении 18 ноября на торжествах, посвященных 60 - летию образования Академии наук Республики Президент страны Имомали Рахмон призвал к изучению прогрессивных и передовых достижений мирового сообщества.

Все эти моменты нашли практическое отражение в Национальной стратегии образования Республики, где в качестве главной задачи было определено формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в совре­менной поликультурной и многонациональной среде, сохра­няющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и вероисповеданий.

Народ Таджикистана, переживший ужасы межэтнической войны сегодня как никто другой понимает значимость взаимотерпения и взаимпрощения.

За годы независимости, в нашем обществе произошли глобальные перемены: гражданская война способствовала огромному переселению населения по политическим, экономическим мотивам. Если часть населения республики в качестве трудовых мигрантов выехала за пределы страны - главным образом Россию, Казахстан, соседние - Кыргызстан и Туркменистан, дальнее зарубежье, то в нашей республике наряду с действующими, образовались диаспоры новых этнических меньшинств - афганцев, китайцев, индусов, иранцев, курдов, турков и других. Рост этнического самосознания и развитие тенденций к самоограничению объясняются по-разному: как рост анонимности общества, что заставляет людей объединяться по этнокультурной линии или религиозно-фундаментальной, как результат информационной загрузки, расширения знаний о других, вызывающие потребность определиться и ограничиться как результат роста культурного уровня,

Теперь на улицах наших городов мы встречаемся с людьми разноцветными, с разным разрезом глаз, слышим многоязычную их речь.

Глобализация сделала мобильной нашу молодежь. Она обучается в различных странах мира - России, США, Франции, Германии, КНР, Иране, Египте, Малайзии, Японии и др.

Только Российско – Таджикский (славянский) университет имеет договора с 26 зарубежными вузами.

Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня, объединяют их при решении конкретных задач, что приво­дит к появлению смешанных браков, Так только за последние 9 месяцев т.г в родильных домах столицы зарегистрировано рождение 13 детей от смешанных таджикских девушек и от- китайских зятей. Уже разность религий не преграда для любви – вот истинная толерантность.

Совместное проживание и труд граждан различных национальностей способствует формированию разноязычной среды, расширению коммуникативных возможностей. Мы свидетели формирования этнического разнообразия в нашем быту, процессов культурных заимствований и од­новременно замечаем углубление потребности в этническом разграничении и самоопределении.

Нельзя не заметить и того факта, что усложнение политэтнической и экономической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых стран и групп населения стимулируют этноконфликты, напряженность в межрелигиозных отношениях. Не забыты факты зверской расправы над мулло Фатхулло в Гиссаре, организации взрыва в Корейской и поджоге православной церквей, убийства руководителя секты местных бахаитов Афшина и др.

Ведь не проходили психологическую реабилитацию дети, пострадавшие в свое время постконфликтный период страны.

Местные газеты пестрят заглавиями «Али бобо ва чил рохзан»-и у дар мактабхои Душанбе (Али баба и 40 его разбойников в школах Душанбе) или «Правда о драке в Кулябе и др. вещают о периодически происходящих стычках между учащейся молодежи. Вероятно, это происходит потому, что в самих семьях еще не осмыслили Закон президента страны об ответственности родителей за воспитание детей. Более того не следует придавать забвению, что один грамм личного примера родителей в налаживании семейной любви больше влияет на воспитание толерантности детей. Если в республике распадается каждая четвертая вновь образованная семья, то видимо там не все в порядке. В своих заявлениях, одна треть из супругов причину разводов объясняет тем, что супруги не сходятся в характерах. В этих словах нередко своеобразная маскировка дейст-вительных причин семейных разногласий, о которых ни муж, ни жена не хотят говорить.

Семейные скандалы, рукоприкладство, насилие в отношении жен отрицательно влияют на психологию ребенка, делают их агрессивными. Результат- по сравнению с 2009 годом в 2010 году по республике выросла детская преступность по таким видам как нанесение тяжких повреждений, изнасилование и грабежи.

Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в местах расселения мигрантов, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. В том, что мигранты не ангелы пришлось убедиться, когда произошли коллективные драки между местной молодежью и китайскими рабочими в Худжанде, Файзабадском, и Варзобском районах республики. Только по Согдийской области правоохранительными органами сегодня ведется следствие в отношении трех граждан КНР. Всего за текущий год по отношению к иностранным гражданам за различные подобные действия возбуждено 68 уголовных дел

Проявление взаимонетерпимости молодежи носит «интернациональный» характер на всем постовестском пространстве. Массовое побоище мигрантов на Манежной площади Москвы в октябре т.г.произошло из-за преступного действия гражданина Закавказья, нанесшего увечья местному болельщику футбола на Лужниках. Ежегодно на Родину в Таджикистан привозят сотни «Грузов 200»-жертв скинхедов. В их действиях, очевидно, проявляется убеждение, что собственное культурное окружение, своя система взглядов, свой образ жизни выше и лучше других. Соответственно нетерпимость и неприятие чужой культуры порождают стремление к ее подавлению, принижению или уничтожению, к отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов и убеждений.

Перечень практических проявлений и форм интолерантности довольно разнообразен: от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток, геноцида и умышленного уничтожения представителей другой культуры.

Процессы глобализации сопровождаются массовым передвижением населения, ростом миграции, образованием полиэтнических сообществ, формированием диаспор нацменьшинств. И этническая толерантность должна пониматься не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе.

Вместе с тем, толерантность не уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, тем более к хамству или антиобщественным поступкам.

В 2010 г. из России всего было за различные правонарушения депортировано три тысячи 157 человек наших соотечественников, то за 9 месяцев 2012 г она составила две тысячи 66 человек.

Если мигрантская преступность в Таджикистане составляет 0,5% , то она в России равна 3.6 % от общеевропейской, (а не 50%,как упрекают мигрофобы.)

Конечно причин здесь много.

Но видимо, все согласны с тем, что благополучие наших и любых других мигрантов во многом зависит от их культурной адаптации. Часто их культурный шок возникает вследствие неспособности понять поведение других, контроля ситуации и, как следствие, неумение выработать модель поведения. Становясь маргинальной личностью, человек определенной культуры для успешной адаптации должен освоить иные, порой чуждые ему культурные ценности.

Определенное ощущение собственной некомпетентности и трудности в исполнении желания могут выражаться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к представителям страны пребывания, что отнюдь не способствует гармоничным межличностным отношениям.

Так что же влияет на уровень толерантности интолерантности в отношениях между индивидами?

Во-первых, усиление конфликтности в полиэтнической среде, затронувшее постсоветские государства впрямую обусловлено болезненными процессами политической и экономической трансформации, распадом традиционной системы ценностей.

Во-вторых, как это ни парадоксально, сама этничность. В истоке любой этнофобии лежит та же социально-психологическая структура различения между "нами" и "не-нами", что и в основе этнической самоидентификации. Но если во втором случае, это различение носит лишь "констатирующий" характер ("мы" - такие, а "они" - другие), то в первом - оценочный ("они" хуже "нас", "мы" - жертва "их" происков и т. п.)

В-третьих, возможен и такой вариант, когда негативное отношение к другим этническим группам концептуализируется на уровне государственной политики и лишь затем по каналам средств массовой информации привносится в массовое сознание (именно такая последовательность "от концепции - к формированию фобии" типична для национализма в ряде постсоветских государств, где теоретически "обосновывается" этническая "неполноценность" того или иного национального меньшинства).

Думается, что в рамках СНГ, особенно Совета министров образования и культуры содружества напрашивается разработка общей концепции в проведении политики в воспитании толерантности граждан СНГ.

Мы констатируем процессы, появившиеся в непродолжительный период независимости государств постсоветского пространства.

Если в школах республики дети мигрантов еще пока редкость, то все школы Москвы в настоящее время являются практически многонациональными по составу учащихся, и в перспективе, по прогнозам ученых, эта полиэтничность будет расти. О ее масштабах можно судить хотя бы по тому, что сегодня в Москве более 100 тысяч детей приехало в столицу в составе семей из дальнего зарубежья, что означает принадлежность большей их части к другим этническим общностям и культурам.

Именно в связи со всем этим, установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела как в России, так и во всем постсоветском пространстве особую важность.

Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в странах СНГ, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содру­жества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины, воспитанных в духе дружбы народов и интернационализма. Благодаря этому были восстановлены после землетрясения города Спитак в Армении, Ташкент в Узбекистане, Чернобыльская ГЭС на Украине после аварии в ней.

Не следует придавать забвению, то, что в годы Второй мировой войны многие предприятия, госпитали, даже киностудия «Мосфильм» были эвакуированы в тыл, в частности в Таджикистан. Население республики, несмотря на тяжелые условия своей жизни, делило свой последний кусок хлеба с россиянами, оказавшиеся по воле судьбы далеко от родины. За освобождение нашей общей родины от фашистов, на фронтах Великой отечественной войны отдали жизнь каждый третий военнослужащий из Таджикистана.

И в этом плане представляется неправомочным сбрасы­вать со счетов или замалчивать тот опыт, который был на­коплен в нашей многонациональной стране, в том числе в период существования СССР, когда (при всех известных не­гативных моментах, недостатках, части из которых, возмож­но, трудно было избежать) не только создавались структуры, обеспечивающие воспроизводство жизненно необходимых оснований развития общества, основанных на реальном взаимодействии разных этносов, но и проводилась огромная воспитательная работа по формированию так называемых интернациональных отношений, а в школьных учебниках тема толерантности обозначалась как значимая.

Сегодня постепенно сводится на нет роль рабочего класса-носителя коллективизма, на чьих трудовых традициях воспитывалась молодежь.

При дефиците высококвалифицированных рабочих кадров выпуск из учреждений среднего профессионального образования из года в год сокращается. Так, если в 1991-1992 учебном году он составлял 13,7 тысяча, то сегодня доведен до 9,4

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них, в то же время молодые не ощущают той остроты неприязни и непримиримости к людям других национальностей, которые порой возникают у взрослого поколения. Дети больше и чаще забывают о национальности своих друзей, с которыми играют и учатся.

Специалисты считают, что бесконфликтную среду и высокую успеваемость обеспечивают такое соотношение, когда детей - неграждан в школе не более пятидесяти процентов из общего числа. В смешенных классах обе категории учащихся благоприятно влияют друг на друга.

После смены старой общественно-политической смены, «вместе с водой выплеснут ребенок»- старые нравственные ценности советского времени. К сожалению, сегодня телевизор, интернет, прием телепередач с помощью тарелок развлекает молодежь, а не вразумляет. Необходимо возобновить клубы интернациональной дружбы, декады литературы и искусства, фестивали кино государств Содружества, народных университетов дружбы народов, олимпиады, спартакиады и. др. А пока приходится сожалеть о том, что из репертуаров наших театров исчезли спектакли драматургов из государств постсоветского пространства.

Если саженец во время не выпрямить, то дерево безнадежно искривиться Особое внимание должно проявляться по отношению к детям подросткового возраста и юношеству в период, когда формируется взрослость.

Если взаимоуважению и взаимотерпению, уступчивости не обучать и не воспитывать с дошкольного возраста, то более взрослом возрасти, уже трудно будет этого добиваться. Между тем в республике дошкольным воспитанием охвачено только 7% детей дошкольного возраста. И то порой они выполняют функции камер хранения.

Количество учеников, посещающих Центры по внешкольному воспитанию составляет мизерную часть от общего количества молодежи школьного возраста составляет 1,13%.. А ведь именно они основаны на принципах единства и тесных связей образовательных с национально-культурными традициями таджикского и других народов.

В республике делаются первые шаги по формированию компетентности-обучение «жизненным навыкам».Например в Таджикистане используется подход, при котором развитие жизненных навыков предполагается в рамках отдельных предметов. Как правило , это так называемые «контекстные «навыки, направленные на формированные в основном здорового образа жизни, профилактики наркомании, курения и алкоголизма. К сожалению, таким аспектам жизненных навыков как уметь справляться со своими личными проблемами, со стрессами, проявлять толерантность по отношению к другим, уметь управлять своими чувствами и настроением не уделяется достаточного внимания.

При тестировании учителей 4-х классов на предмет наличия недостатков в действующих образовательных программах 19,59% из опрошенных отметили ,что недостаточно внимания в них уделено национальным и общечеловеческим ценностям.

Между тем у нас есть конкретные категории детей, оставленные одним или обеими родителями, из неблагополучных семей или из семей, находящихся за чертой бедности. Они нуждаются в особой заботе и воспитании.

Мы часто в детстве подражали своим учителям. Грамм личного примера в толерантности наставников больше влияет на поведение учащихся, чем тонна назидания об этом. На мой взгляд, быть толерантным значит быть терпеливым, иметь открытое сердце, понимать друг друга и уметь идти друг другу навстречу.

Еще Гете говорил, что толерантность должна вести к похвале, что, «терпеть»- это значит «сострадать».

Классы у нас в Душанбе по сути дела, в большинстве своем разношерстны по своему составу: городские учащиеся и ученики маргиналы, дети бывших беженцев и переселенцев. Именно в таких группах учитель должен быть подобен не только актеру, но и терпеливому воспитателю, ибо подготовленность учеников в таких классах оставляет желать лучшего.

Толерантность особенно в настоящее время, когда большинство населения живет за чертой бедности, часть учащейся молодежи оставлена отцами-гастарбайтерами требует от нас всех больших чувств, сожалений, участия, доброты по отношению к учащимся, которые видят в нас не только воспитателей, но и своих добрых матерей и отцов. А ведь дети порой самые справедливые судьи, «приговор» которых определяется их отношением к учебному предмету и учителям, и здесь их не обмануть.

Даже самый слабоуспевающий ученик хорошо разбирается в той или иной школьной ситуации, и если он и не знает слово «толерантность», то хорошо различает душевную щедрость одного учителя от безразличия другого.

Учитель кроме конструктивной критики за какие-то проступки, должен не скупиться на позитивные оценки. Возможно, стоит завести «словарь добрых слов и выражений», в котором содержатся не только «Молодец» и «Умница», но и «Рада или рад всех вас видеть!», «Вы меня приятно удивили», «Благодарю за работу» и пр.

Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи предъявлением высоких требований к способам и уровням ее решения.

Заслуживает внимания и заимствования опыт Министерства образования РФ, специально разработавшего федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Министерству образования Республики Таджикистан необходимо разработать комплексную программу по коренному улучшению межкультурного диалога, которая должна в виде учебников, методических рекомендаций и других пособий включать в себе темы о единстве и специфике культурно-исторического развития народов содружества, о характеристиках и условиях формирования этнических особенностей в целом.

В программе , направленной на формирование, воспитание толерантного сознания, толерантность должна предстоять не только как вынужденное сегодня особенное условие культурного взаимодействия, а как одна из форм организации общества, обязательных его составляющих, которую надо осваивать на всех уровнях ее проявления в поведении, в структуре всех отношений, как осваивают пространство жизни.


Джура ЛАТИФОВ,
профессор,
Таджикистан, Душанбе,
для "Русской Америки, NY"

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2012 Russian America, New York