№ 439

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Россия в исламе
Распад империй
Олимпийский бал в Нью-Йорке
Ташкентские истории

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

РАСПАД ИМПЕРИЙ: ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ.

В ХХ веке произошел распад ряда империй. Последствия этих событий дают о себе знать по сей день. Но вот работ, в которых дается научный анализ происшедшего и прогнозируется в связи с этим будущее, очень мало. Одна из них под названием "Ключевая проблема ХХI столетия: последствия распада империй" принадлежит доктору истории Аполлону Борисовичу Давидсону. На мой взгляд, это исследование из ряда выдающихся. Оно дает возможность понять события, развернувшиеся на планете в то время, и заглянуть в будущее человечества, которое может стать далеко не безоблачным. Так о чем же нам поведал автор столь оригинальной работы?

Автор исследования отмечает, что на наших глазах и на глазах наших отцов распались все империи - Британская, Французская, Итальянская, Испанская, Португальская и ряд других. А еще раньше Австро - Венгерская, Османская, Германская, и совсем недавно - Советская. "Эпоха империй, начавшаяся еще в средневековье, кончилась, - пишет А. Б. Давидсон. - Мы еще не осознали значение этого явления - так часто бывает с очевидцами. Весь мир испытывает последствия, самые разные - вплоть до психических - и бывшие метрополии, и бывшие колониальные, и зависимые страны. Будет это и при наших детях, внуках".

Вполне резонно он указывает, что в распаде Югославии дали о себе знать центробежные силы, которые зародились еще в Австро-Венгерской империи. И события на Ближнем Востоке можно в какой - то мере объяснить тем, что происходило когда-то в Османской империи. Этот список можно продолжить. Но автор ставит вопрос: продолжится ли цепная реакция распада империй в государствах, возникших на их руинах? Примеров такого распада более чем достаточно. Вспомним, что произошло с Пакистаном, от которого отделилась его восточная часть, став Народной Республикой Бангладеш, и с Индонезией, от которой отделился Восточный Тимор. События в Грузии и Молдавии - тоже свидетельства распада возникших государств. "И, самое главное для россиян, - отмечается в исследовании, - не может ли грозить дальнейший распад России? И важнейший вопрос - каковы возможности для плодотворного сотрудничества бывших метрополий и вообще развитых стран с теми, что называются развивающимися?".

Вопрос этот правомерен. Ведь последствия распада СССР во многом сходны с теми, которые испытали и испытывают народы Британской, Французской и других империй, которые перестали существовать значительно раньше, чем рухнул СССР. Поэтому их опыт весьма ценен для нынешней России. Особенно заслуживает внимания опыт британского Содружества, которое давно отбросило слово "британское" и называется просто "Содружество". В него входят 54 государства, более четверти государств мира, более четверти населения Земли и более четверти объема всей мировой торговли. Содружество не является тесным и абсолютно сплоченным. Но самое главное - из него никто не рвется, никто не хочет уходить. Более того, никогда не бывший британским Мозамбик, попросил принять его туда же. Приняли. И все эти страны объединяет давние экономические, культурные и общественно - политические связи, толерантность, которая выработана британскими демократическими традициями.". Не последнее - и язык: английский, от которого некоторые афро - азиатские страны, добившиеся независимости, впопыхах поспешили отказаться, но потом, одумавшись, к нему вернулись…".

В какой - то степени эти события повторяются на территории бывшего Союза ССР. Итак, можно утверждать, что, в сущности, все проблемы наступившего ХХ! века связаны с имперским прошлым. С каждым днем это становится очевидней. И самым важным является тот факт, что почему - то все стали забывать о том положительном, что принесла Европа другим континентам и странам. Сейчас антиевропейские настроения резко усилились. "Почему?, - задает вопрос автор. Народы, переставшие быть колониальными, надеялись, что их судьба улучшиться. Что хорошая жизнь - вот она, за поворотом. А получилось не так. Какие-то государства - азиатские "тигры" или страны ОПЕК - вырвались вперед. Но во многих других сейчас живут еще хуже, чем в колониальное время".

Мало того, когда изгоняют из уже обретших независимость стран бывших колонизаторов, то ситуация становится вообще катастрофической. К примеру, ООН несколько десятилетий люто клеймила режим белого меньшинства в ЮАР за политику апартеида, даже подвергла страну международному бойкоту. То же самое было в Южной Родезии. Под давлением международной "общественности" в Южной Родезии к власти пришел Мугабе, а страну переименовали в Зимбабве. Режимы ЮАР и Зимбабве клеймили как остатки имперского прошлого. Но почему - то ООН и мировое сообщество не разоблачают порядки, установленные уже новыми режимами. Никто и слова не вымолвил в защиту прав изгнанных из страны белых фермеров, которые кормили большую часть населения бывшей колонии. А после изгнания - рухнуло сельское хозяйство страны. Сейчас стали опять зазывать. Но кто поедет в такую непредсказуемую "державу".

В Объединенных Арабских Эмиратах 75% жителей лишены прав гражданства, а за пропаганду других религий и обращение мусульман в другую веру положено тюремное заключение от пяти до десяти лет. Политические партии в стране запрещены. Но все сие не мешало этому государству клеймить апартеид, а сейчас не мешает требовать прав для палестинцев.

В Саудовской Аравии "незаконны" все немусульманские праздники: Рождество, Новый год, Пасха и т. п. Арестовать могут, если в доме обнаружат крест или Библию. Естественно, что экономика большинства ранее колониальных стран резко, за редким исключением, деградировала. И тем не менее многие из них требуют от бывших метрополий, от Запада, а то и от всего мира белого человека расплатиться за зло, причиненное колониализмом и работорговлей. К примеру, Алжир настаивал на извинениях Франции за всю историю французского колониализма в этой стране, начиная с 1830 года. Хотя в именно в тот период экономика региона была процветающей, а уровень жизни населения значительно выше, чем сейчас.

Если читатель заметил, то в случае стихийных бедствий в любом регионе земного шара, то помощь приходит, как правило, от США и европейских стран. Но никто не слыхал о помощи, исходящей из афро-азитатских стран. Те арабские страны, которые наживаются на нефти, - часто ли помогают они другим странам Запада в случае каких - либо бед?. Помощь оказывается чаще всего террористическим организациям.

В стороне не остались и США. В этой стране Луис Фаррахан, который считает себя лидером афроамериканского населения, уже давно требует, чтобы белые всего мира поплатились за то зло, которое они принесли небелым. В своем движении черных мусульман "Нация ислама", он хотел бы объединить не только афроамериканское население США, но и вообще всех людей с черным цветом кожи. Еще лучше - и всех мусульман. А желательно и вообще всех небелых - против белых. Еще в апреле 1989 года на встрече афроамериканских лидеров в Новом Орлеане, он обвинил в расизме всех белых. Призвал к созданию в Африке государства, в котором могли бы поселиться афроамериканцы из США. Вместе с тем, он предсказал, что наступит день, когда афроамериканцы будут управлять Америкой. "Публично, - отмечает автор исследования, - Фаррахан выразил восхищение Гитлером, а иудаизм объявил "религией сточной канавы". Эта встреча, в которой участвовали Джесси Джексон и Анджела Дэвис… “потребовала от Соединенных Штатов выплаты репараций за то, что их предки были в рабстве".

Вот таково отношение к белому человеку после распада империй. А ведь именно благодаря колонизаторам возникли города, промышленность, современное сельское хозяйство. И не только это. Среди местного населения появились врачи, инженеры, менеджеры, учителя, бизнесмены и т. д. и т. п., которые получили подготовку в высших учебных заведениях стран - метрополий. Благодаря белому населению стало возможным появление высших и средних учебных заведений во многих странах Азии и Африки. Они же способствовали появлению и специалистов массовых профессий, без которых немыслимо бы было функционирование промышленности и современного сельского хозяйства. Но колониальная система рухнула. А вместе с этим начались весьма странные процессы, которые стали угрожать самому существованию европейской цивилизации. В полной мере они дают о себе знать и на территории Российской Федерации.

Автор исследования, А. Давидсон отмечает, что рука об руку с яростными обвинениями имперского владычества идет уверенность, что ХХI столетие будет "Веком Азии" или "Веком Африки". Эта уверенность зиждется на все убыстряющихся демографических переменах, на "великом переселении" африканцев и азиатов в Европу, на усилении роли бывших колониальных и зависимых стран, на общей тенденции азиатизации и африканизации, которая идет в мире. На том, что население бывших колониальных и зависимых стран составляет 7/8 человечества.

Китай и страны Индостанского субконтинента - вот уже больше половины населения Земли. Мусульман - около 1, 2 миллиарда. Самая большая рождаемость - в мусульманских странах и в Африке. В Йемене, к примеру, на каждую женщину приходится по 7 детей, а ожидаемая численность населения в середине ХХI века - около 50 миллионов человек.

"По данным специалистов ООН, уже к 2050 году население Африки будет втрое превосходить количество европейцев. Если после Второй мировой войны европейцы составляли 22% населения Земли, а африканцы - 8%, то сегодня эти цифры сравнялись. На долю и тех и других приходиться по 13%. А через полвека… чернокожих будет втрое больше, чем европейцев…".

При этом промышленность многих стран Африки и Азии бурно развивается. Многие виды производства перекочевывают из Европы и США в Азию и Африку - во многом из - за дешевизны рабочей силы. Китай и Индия делят с Соединенными Штатами первые места в мире по темпам промышленного роста. Китайским товарами заполоняются рынки всех континентов. От нефтедобычи в арабских странах и Нигерии зависит почти весь мир.

Идет "освоение" Западной Европы выходцами из стран Азии и Африки. Если их число до начала 60-х годов было незначительным, то в 2005 году оно превысило 20 миллионов. Одних только афро-азиатских мусульман насчитывается в Западной Европе больше 11 миллионов. Во Франции более 10% населения - мусульмане или лица афро-азиатского происхождения. В Лондоне - более 1 миллиона мусульман. В Москве их значительно больше.

При этом адаптация афро - азиатского населения идет сложно. "Изменилась за последние четыре с лишним десятилетия не только численность афро - азиатского населения в Европе, но образ его жизни. Представители первого массового притока - 1960 годах - соглашались быть низами общества и шли на любую низкооплачиваемую работу: мусорщиками, дворниками. Второе поколение, уже получившее права гражданства, хотело быть похожими на европейцев. А в третьем поколении появилось - пусть не у всех, но у многих - стремление быть не только полноправными гражданами приютившей их страны, но предложить этой стране считаться с их собственными истоками, с теми традициями, обычаями, которые они привезли с собой с покинутой ими родины. Не эти ли настроения, а не только материальные условия - бедность - стали подоплекой событий, потрясших Францию….", - отмечает Давидсон.

Иначе говоря, расовая проблема, которая в имперские времена проявлялась в основном вне Европы: в колониях, зависимых странах - теперь захлестнула Европу. Идет быстрое распространение ислама. За короткий период 80 тысяч этнических французов приняли мусульманскую веру А в это время во многих, обретших независимость стран, идут гражданские войны, некоторые народы уничтожаются под корень. Уже сейчас стало очевидно, что кровавые междуусобицы и этнические конфликты во многих развивающихся странах унесли за последние десятилетия, вероятно, больше человеческих жизней, чем продолжавшаяся столетиями европейская работорговля - и это вызывает в Европе неверие в способность некоторых стран организовать свою жизнь. "На смену тому чувству вины, - пишет автор, - перед колонизированными народами… многие европейские интеллектуалы приходят к мысли о позитивном вкладе империй в историю человечества".

Вряд ли можно возразить в этом случае Давидсону. Но в то же время следует отметить, что многие европейские народы стали бояться утраты своей национальной идентичности. А на этой почве националистические партии набирают голоса в Австрии, Сербии, Франции и даже в таких политически стабильных государствах, как Швейцария.

Не обошла эта тенденция и страны постсоветского пространства. Это остро ощутило на себе русское население Прибалтики и в Средней Азии. Русский язык теснят в Молдавии и даже на Украине. Почти каждый из землян готов оправдывать действия своих соплеменников, своего народа, вспоминать исторические обиды, нанесенные своему народу чужими. Как легко разоблачать чужой расовый и национальный эгоизм! И как трудно - свой. Но, как заметил автор цитируемого исследования, в послеимперском мире XXI столетия, где разные расы и национальности будут все теснее соприкасаться друг с другом, это грозит ростом конфронтации и конфликтов. Несомненные признаки уже есть. Теперь нельзя видеть мир только таким, каким он видится из Москвы, Лондона и Нью- Йорка. Необходимо знать, каким он представляется из Дели и Пекина, Буэнос - Айреса и Аддис- Абебы, Ташкента и Баку.

Послеимперский мир может быть понят, если каждый из нас будет прислушиваться к мнению не только своего, но и иных народов. Сейчас больше, чем две тысячи лет назад, важно древнеримское: "Пусть будет выслушана и другая сторона!".

В распаде империй все больше видится и такой аспект: вместе с эрой империй кончается и эра национального суверенитета. Ярким примером тому - Франция, где сегодня каждый десятый житель - мусульманин. И если этого не учитывать, то наши правнуки будут жить уже в совершенно другой действительности. Поэтому следует понять представителей многих стран, которые уже сегодня требуют принять меры к сохранению национальной идентификации. Следовательно, в чем-то уже сейчас осознается, что, в сущности, все проблемы наступившего ХХ! столетия связаны с имперским прошлым. Какие - то зависимости еще не выявлены, но и они постепенно становятся очевидными. Понять происходящее нам во многом и помогла работа А. Давидсона. Не учитывать рекомендации автора - просто нельзя.


Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
"Русская Америка, NY"
Фото: www.grandars.ru

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2011 Russian America, New York