№ 445

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Провал спецслужб
Простим же и невиновных
Далекая Африка
Томас Мор - покровитель политиков

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

ПРОСТИМ ЖЕ И НЕВИНОВНЫХ.

Несколько десятков лет назад, во времена глубокой стагнации, выражением святого-заветного протеста для эстонцев стало "Письмо сорока", в котором обращались к правительству Советской Эстонии: "Мы желаем, чтобы Эстония навсегда стала бы землей, где ни один человек не чувствовал бы себя униженным или ущемленным из-за своего родного языка или происхождения, где между равными национальными группами царило бы взаимопонимание и отсутствовала бы ненависть; землей, где достигнуто единство культуры в ее разнообразии, и никто не счел бы свои национальные чувства оскорбленными, а культуру в опасности". Во времена усиливающейся русификации под этим обращением подписались сорок выдающихся деятелей эстонской национальной культуры, это обращение, несмотря на "железный занавес", было отправлено и в Европу.

Если бы руководствовались призывами этого письма, то сейчас в Эстонии не было бы никаких национальных проблем, и Европе не пришлось бы впустую тратить миллионы интеграционных средств. Да, именно потому, что эстонцы, придя к власти, повели себя не в соответствии со своими гуманистическими обещаниями и идеями, местные национальные меньшинства (1979 - 35, 3 %) чувствуют себя оскорбленными, а не потому, что им приходится учить эстонский язык. Многие владели эстонским уже во время переворота, многие из них были диссидентами, укрывшимися в Эстонии, но это не спасло их от клейма "оккупант", использование которого за двадцать лет стало в народе привычным, при этом никто не боится клеймить беспартийных русских, но никто уже не осмеливается открыто в прессе назвать истинных коллаборационистов, способствующих оккупации Советской Эстонии. Даже упоминание партийных должностей многих наших политиков, которые они занимали в советскую эпоху, прерватилось в табу. И, отмечая День родного языка, говорят только об эстонском языке, но не о русском, армянском, еврейском и языках других нацменьшинств.

Программа интеграции за двадцать лет независимости по сути провалилась, в Северо-Восточной Эстонии по-прежнему говорят, в основном, на русском языке. А в столице ЭР, где почти половина жителей - иноязычные, отчаявшиеся люди уже не выбирают средств, как свидетельствует недавняя, неудачная и бессмысленная, попытка покушения Карена Драмбяна в здании Министерства Обороны Эстонской Республики. Протест, который не принес бы решения ни одной проблемы.

Что же в действительности способствовало бы решению проблем? Несомненно то, если бы гуманисты Европы сосредоточились бы на местных национальных проблемах, которых практически не было в момент распада империи, поскольку как у эстонских, так и у русских демократов был один общий враг - советская власть. И была одна общая родина - Советская Эстония или Советская Латвия!

Каким же образом одна из наиболее толерантных союзных республик за двадцать лет превратилась в государство - член Европейского Союза, в котором всячески отрицают наличие национальной вражды? Государство, в котором столь пылкое отрицание свидетельствует именно о существовании большой проблемы. Столь же воинственно когда-то отрицались проблемы советской империи, и сами "отрицатели" зачастую - те же самые национальные коллаборационалисты, имеющие богатый опыт опровержения всяческой "вражеской пропаганды".

Так же, как и в советское время простой люд бездумно повторял советские лозунги, сейчас зачастую простодушно повторяют пропаганду, возбуждающую неприятие русских. Но в основном именно искусственно созданная в народе ненависть к русским помогла коллаборационистам удерживаться на самых высоких постах в государственных структурах, хотя в действительности единственными привелегированными советскими гражданами были они сами, а вовсе не приезжие рабочие и не интеллигенция русской и еврейской национальности, которые, наоборот, пытались на окраине империи найти убежище от советской власти. Их отчаяние и возникло оттого, что притеснительный механизм советской власти, превратившийся в щовинистический, в конце концов, их настиг, поскольку вряд ли можно назвать истинной демократией нынешнее "законное" разжигание русофобии бывшими коллаборационистами и новыми ультранационалистами. Но неприязнь, занесенная уже в закон о гражданстве, продолжается в 2011 году реформированием русских школ на государственный язык обучения, хотя учащиеся не владеют им в достаточной степени, к тому же в стране недостаточно необходимых для этого учителей. Многочисленные просьбы русских школ, обращенные парламенту Эстонии, не были удовлетворены, хотя конституция это позволяет. Такие реформы, для которых предварительно не подготавливают учителей и не обеспечивают уровень знания языка учащихся, лишь способствуют повышению уровня невежества: ребенок, не способный учить математику на другом языке, просто не закончит школу, бросит учебу на половине.

Обращением с национальными меньшинствами Эстонская Республика уже законом о гражданстве проигнорировала не только знаменитое гуманистическое обращение стагнационного периода, но и законодательную преемственность Эстонской Республики, поскольку семена непонимания и неприятия в родную почву были брошены еще в тот момент, когда из списка коренных жителей были вычеркнуты те беспартийные и невиновные, родной язык которых был не эстонский, хотя их домом в течение десятилетий была Советская Эстония, где они работали наряду с эстонцами, а многие создали общие семьи. Но именно эта жертва сделала невозможным по-настоящему демократическое развитие, потому что на дискриминации невиновных со стороны виновных невозможно возвести никакой демократии. Виновный, находящийся у власти, может заключить невиновных в тюрьму, и все же это не уничтожает его собственной вины. (В Нюрнберге, как известно, ни один подсудимый не признал себя виновным.)

Государственная политика в демократическом обществе должна быть направлена на то, чтобы нацменьшинства могли сохранять свой язык, обычаи, культуру. В противном случае Эстония получит увеличение криминала. Однако последние события в Государственном Русском театре Эстонии, созданном в 1948 году, имевшем всегда прекрасную труппу (80% - это выпускники московских и санкт-петербургских вузов), порождают мысли то ли о закрытии театра, то ли о переводе его в Проэктный театр. За последние 5 лет в театре сменились 6 директоров и 3 художественных руководителя - результат деятельности Министерства культуры Эстонии. Терпеливый коллектив взорвался, когда появился молодой худрук Наталия Лапина. Трагическая гибель актёра (он упал с крыши театра) в присутствии Н. Лапиной, с которой они встречали закат, к тому же при наличии алкоголя, явилась последней каплей. Коллектив направил худруку открытое письмо, где был объявлен ей вотум недоверия. Директор Светлана Янчек и член совета (Совет назначает министерство культуры) Е. Журьяри заверили коллектив и средства массовой информации, что Н. Лапина подала заявление об уходе, что оказалось ложью. Министру культуры коллектив отправил открытое письмо Н. Лаппиной с 52 подписями (из них 70% труппы, все ведущие актеры), выписку из протокола собрания и т.д. Министр проигнорировал это обращение и, даже не распечатав конверт, отправил всё в Совет театра. В результате Н. Лапина осталась на посту театра, а начавшиеся репрессии над нелояльной труппой вынудили 10 актёров покинуть театр. Выходит, как и в советское время, члены коллектива не имеют право иметь своё мнение, а высказать его - тем более.

Мнения жителей Эстонии по важнейшим вопросам уже давно не спрашивают. И, естественно, народное голосование не проводили и по поводу закона, который в начале 90-х оставил иноязычных без гражданства, хотя многие из них стояли в Балтийской цепочке и ставили свои подписи (150 000), высказываясь за независимость Эстонии. Позднее эти подписи не учитывались. Просоветских шовинистов без всякого сомнения можно было лишить гражданства в судебном порядке, если они были в действительности виновны, но не тех, кто высказались за независимость Республики.

Ни одному демократически мыслящему эстонцу не нужно для укрепления национального идентитета (национальной идентификации) лишать иноязычного соседа элементарных человеческих прав, унижать его, называя "тиблой" или "оккупантом", прославляя при этом бывших коллаборантов. Разве может быть одинаковый идентитет у советского коллаборанта и диссидента, какой бы национальности они не были?

Финляндия подобным же образом была оккупирована шведами, но у них два государственных языка. Швейцария служит примером для могих эстонцев, но там аж четыре госязыка, и в этой стране по всем важнейшим вопросам проводится народное голосование.

Председатель Верховного Совета Эстонской Республики Арнольд Рюйтель в 1991 году проявил достаточную прозорливость, попросив у президента Ельцина, пришедшего к власти в дни путча и подарившего независимость Балтийским государствам, о том, чтобы в договор был включен пункт об оповещении всего мира о получении независимости этих бывших советских республик. К сожалению, Борис Ельцин не оказался достаточно прозорливым, чтобы усомниться в своих партнерах и предвидеть безжалостный-немилосердный закон о гражданстве, которым в одночасье были лишены гражданства практически весь Северо-Восток и пол-Таллинна, поскольку в Эстонии, как и в Латвии, новый государственный язык был внезапно объявлен обязательным для всех граждан.

Восторженный возглас по поводу долгожданной обретенной свободы для сотен тысяч иноязычных превратился в вопль о помощи, ибо столь изощренной мести людям, совершенно не виновным в оккупации Балтийских республик, Борис Ельцин, действительно, не смог предвидеть. Как эстонцев, так и латышей в Советском Союзе всегда считали честной, ответственной и добросердечной нацией. Прибалтийскими республиками восхищались, приводили в пример другим союзным республикам как самые европеизированные. Но на проявленное великодушие парламент ответил шокирующим решением и ложью о том, что русские якобы всегда угнетали эстонцев. Советские нации, действительно, подавлялись, но это делали партийные деятели, которые и ныне продолжают ту же кампанию, опираясь на углубляющий национальную рознь закон о гражданстве. И это несмотря на то, что бывшие коллаборационисты поклялись всему миру, что их преступная натура, основным импульсом-целью которой являлось проведение карательных акций и (стремление) портить жизнь тысячам невинных людей, якобы навсегда изменена.

Закон о гражданстве Эстонии и Латвии обосновывался, таким образом, как утверждалось, правовой преемственностью этих республик. Независимостью, которую они имели до оккупации советскими войсками.

Но в таком случае лишением гражданства следовало бы наказать и всех национальных коллаборационистов. И со всей строгостью, как, например, это было сделано после войны во Франции. Особенно, если дело имеется с такой массовой идеологической несправедливостью, которая происходила за "железным занавесом" Советского Союза.

Советская диктатура означала именно то, что у народа не было никакой свободы слова, власть имелась лишь у горстки людей, партийных и государственных структур, многие из которых, однако, по-прежнему занимают посты в важнейших государственных структурах! В Эстонии, например, в правящей партии состояли около ста тысяч, половина из которых были иноязычными. Невинных и беспартийных переселенцев, которых оставили без гражданства и человеческих прав, было значительно больше (35,3%). Русскоязычная часть населения не имеет равных с эстонцами возможностей развития, и дело не в ПРЕДОСТАВЛЕНИИ либерального гражданства, в чем наши национальные пропагандисты со всей очевидностью смогли убедить Европейский Союз, а в ЛИШЕНИИ гражданства и равных человеческих прав беспартийных-невиновных русских коллег, соседей и друзей.

Разжигающий национальную вражду закон о гражданстве родился как результат разногласий просоветски настроенных русских шовинистов и эстонских националистов, поскольку весь эстонский народ никогда бы не поддержал того решения. Не было же проведено никакого голосования! Было лишь решение бывшего верховного совета Эстонской ССР. Верховного совета, который, будучи переименованным в

Парламент, неожиданно приобрел демократический ореол.

Активно действующие русские шовинисты заглушили миролюбивые проявления остальной части иноязычных.

Из Парижа союзники, в конце концов, вывели свои войска, из Таллинна - нет! Сейчас это известно большей части русского населения. Но конфликт горстки крикливых сталинистов с нашими шовинистами, которые в противовес восхищаются эстонцами-гитлеровцами как освободителями нации, не может служить для Европейского Союза веской причиной для того, чтобы наказывать невиновных людей лишением гражданства. И особенно детей! Да, это была именно карательная операция, а не либеральный и демократический закон о гражданстве, при этом тысяча людей (более ста тысяч!) были лишены элементарных человеческих прав. Демократичные граждане Советской Эстонии, родным языком которых не был государственный язык, не могли участвовать в выборах парламента, они практически превратились в людей вне закона, потому что никто, естественно, не ждал их в России, которую они покинули десятки лет назад.

Kоллаборационисты могли спокойно продолжать работать в государственных структурах, не становясь истинными демократами, ведь именно русские диссиденты как реальная демократическая сила были окончательно вытеснены из правительства. До сегодняшнего дня в Рийгикогу представителей русской национальности можно пересчитать по пальцам, но при этом коллаборационистическое прошлое не является препятствием для работы в государственных структурах: даже премьер-министра А. Ансипа, хотя с этим партийным аппаратчиком связано исключение из партии Юри Кукка, обвинение его в дисседентстве и увольнении из университета, позднее химик Кукк был убит в концлагере.

Столь бесчеловечный и нелогичный закон о гражданстве стал возможным только лишь потому, что Эстонская Республика в 1991 году при составлении новых законов была предоставлена на собственное усмотрение, в Европейский Совет она была принято намного позже. Забвение-игнорирование прежних гуманистических идеалов обосновали национальными идеями, но закон, дискриминирующий многочисленную группу населения, создал предпосылки и для последующих решений, которые не способствовали ни цельности и единству Эстонской Республики, ни истинной демократии. Внезапно часть детей, рожденных на эстонской земле, была признана родными, а другая часть - названа чужими.

И всё это проделывали, все так же воинственно размахивая флагами, как герои труда когда-то размахивали пролетарскими флагами, уничтожая как класс кулаков и интеллигенцию. Послевоенная "чистка" получила новое содержание, началась этническая "чистка" на основе родного языка, при этом не играло роли ни одно просоветское деяние или преступление, для получения гражданства (для определения "невиновности") стал решающим лишь нужный язык. Новая волна дискриминации, которая на этот раз создала затруднения всем иноязычным, добавила еще одно преступление против человечности, которое длится уже двадцать лет (1991 - 2011), потому что людей начали распределять-классифицировать только по языку и месту рождения, что способствует всё увеличивающейся несправедливости. Вину за оккупацию со всей ее тяжестью перекатили с виновных на невиновных.

Норвежец Брейвик, как известно, упомянул в своем манифесте и две эстонские партии. И оправдывал себя так же, как многие эстонские шовинисты до сих пор оправдывают свою жестокость депортациями. Переживших депортацию не отличают жажда мести, беспощадность, безжалостность. Терпимость, сострадание, милосердие проявляют те, кто испытал на своей судьбе, что значит хотя бы небольшая помощь в тот момент, когда судьба висит на волоске. Простые русские сельские жители помогали депортированным в Сибирь эстонцам, спасали их от голодной смерти. Разве не наш долг таким же образом помочь невиновным иноземцам? Спасти их от политического давления, которое обрекает их детей на голод, на проституцию, на бедность, уголовные преступления? На получение образования на чужом языке? Но Россия, как известно, стала второй страной, вслед за Исландией признавшей независимость Эстонии. В поддержку независимости стран Балтии на улицы крупнейших городов России вышли демонстранты. Русские нас поддержали. И сейчас наша очередь облегчить их участь.

Сотрудничество многих эстонцев и русских, направленное, вопреки препятствующему давлению законов, на примирение различных национальных групп и взаимное обогащение культур, было бы, следовательно, намного эффективнее, его поддержал бы и Европейский Союз, рекомендовав бывшим коллаборантам простить, наконец, невиновных и беспартийных иноземцев, которых они сами притесняли во времена "железного занавеса".

Если Европа способна была простить национальным коллаборационистам, которые наслаждались роскошью в Москве, как сейчас в Брюсселе, то в таком случае можно было бы простить нацменьшинств Эстонии и Латвии, автоматически предоставить гражданство всем, кто уже 20 лет верен Эстонской Республике.

Не настал ли тот час для Европейского Союза простить и невиновных, если истинные виновники оккупации - безжалостные партийные аппаратчики - сами себе давно уже всё простили? Советская неменяемость, - лучшая питательная почва для шовинизма, - не принесет никакой пользы для будущего стран Балтии, в общем и целом - и для всей Европы, даже если экономические показатели Эстонии будут в полном порядке.

Прощение, отраженное в смягчении законов, необходимо всем эстоноземельцам, не только переселенцам, но и коренным жителям. Необходимо всему народу, который не несет ответственности за возбуждающие национальную рознь законы правительств Эстонии и Латвии, поскольку никакого народного голосования не проводилось ни в момент переворота, ни сейчас.

Простим же и невиновных? Простим наконец!?


Reet Kudu,
Таллинн, Эстония,
для "Русской Америки, NY"

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2011 Russian America, New York