№ 436

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
США: реформа социальной программы
Третьи похороны Сталина
Жестокие времена
"Кукиш".
Рассказ

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ЖЕСТОКИЕ ВРЕМЕНА.

Не будет преувеличением утверждать, что 1941 - 1942 гг. были самыми жестокими во всей непростой истории Советского Союза. Меры, которые предпринимались советским руководством для организации отпора врагу, не имели аналогов в мировой истории. Сейчас, с позиций пережитого, можно легко осуждать руководителей тех времен. Но нужно поставить себя на их место в той, казалось бы, безвыходной обстановке. И, может быть, мы сумеем понять людей того страшного для страны времени. Я не буду осуждать или одобрять те или иные решения руководителей страны. Я проведу лишь обзор документов, которые были введены в научный оборот рядом исследователей. А читатель пусть сам для себя сделает выводы. Так будет справедливее. Документы эти опубликовали в журнале "Военно - исторический архив" исследователи В. К. Лужеренко и Б. Петров в 2005 году Приводятся они в хронологическом порядке.

СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В июне - начале июля 1941 года войска Западного фронта потерпели страшное поражение. Один из самых мощных округов - фронтов в течение считанных дней был разгромлен. Сотни тысяч солдат и командиров попали в плен. Практически была потеряна вся авиация. Командующий фронтом генерал армии Павлов был отстранен от должности и назначен заместителем командующего фронтом по бронетанковым войскам. Командующим был назначен нарком обороны (до 19 июля 1941 года) маршал Тимошенко. Но 16 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны вновь возвращается к этому вопросу и принимает первое в истории той войны решение "Об аресте и предании суду военного трибунала командования Западного фронта, командиров соединений северо - западного фронта".

Вот фрагменты из этого постановления: "Государственный Комитет Обороны устанавливает, что части Красной Армии в боях с германскими захватчиками в большинстве случаев высоко держат великое знамя Советской власти и ведут себя удовлетворительно, а иногда прямо геройски, отстаивая родную землю от фашистских грабителей. Однако, наряду с этим ГКО должен признать, что отдельные командиры и рядовые бойцы проявляют неустойчивость, паникерство, трусость; бросают оружие и, забывая свой долг перед Родиной, грубо нарушают присягу, превращаются в стадо баранов, в панике бегущих перед обнаглевшим противником…Исходя из этого, ГКО, по представлению главнокомандующих и командующих фронтами и армиями, арестовал и предал суду военного трибунала за позорящую звание командира трусость, бездействие власти, отсутствие распорядительности, развал управления войсками, сдачу оружия противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций:

1) бывшего командующего Западным фронтом генерала армии Павлова;

2) бывшего начальника штаба Западного фронта генерал - майора Климовских;

3) бывшего начальника связи Западного фронта генерал - майора Григорьева;

4) бывшего командующего 4-й армии (оборонявшей Брест В. Л.) Западного фронта генерал - майора Коробкова;

5) бывшего командира 41-го стрелкового корпуса Северо - Западного фронта генерал - майора Кособуцкого;

6) бывшего командира 60-й горно - стрелковой дивизии Южного фронта генерал - майора Салихова;

7) бывшего заместителя командира 60 - й горнострелковой дивизии полкового комиссара Курочкина;

8) бывшего командира 30-й стрелковой дивизии Южного фронта генерал - майора Галактионова;

9) бывшего заместителя командира 30-й стрелковой дивизии Южного фронта полкового комиссара Елисеева….

Государственный Комитет Обороны предупреждает… что он будет и впредь железной рукой пресекать всякое проявление трусости и неорганизованности в рядах Красной Армии, памятуя, что железная дисциплина в Красной Армии является важнейшим условием победы над врагом…

И. Сталин".

Все обвиняемые по этому делу были осуждены и расстреляны. Впоследствии посмертно реабилитированы.

6 февраля 1942 года было издано постановление ГКО о привлечении к суду Маршала Советского Союза Г. И. Кулика. В этом документе сообщается:

1) Государственный Комитет Обороны устанавливает, что т. Кулик был обязан в своих действиях по обороне Керчи и Керченского района руководствоваться следующими приказами Ставки Верховного Главнокомандования…

(идет перечень приказов В. Л.)

3) Попытка т. Кулика оправдать самовольную сдачу Керчи необходимостью спасти находившиеся на Керченском полуострове вооружение и технику только потверждает, что тов. Кулик не ставил задачи обороны Керчи во что бы то ни стало, а сознательно шел на нарушение приказа Ставки и своим паникерским поведением облегчил временный захват Керчи и Керченского полуострова.

4) ГКО считает, что такое поведение Кулика не случайно, т. к. пораженческое поведение имело место также при самовольной сдаче Ростова без санкции Ставки и вопреки приказу Ставки.

5) На основании всего сказанного ГКО постановляет привлечь к суду Маршала Советского Союза Кулика и передать его дело на рассмотрение Прокурора СССР. Состав суда определить особо.

Председатель Государственного Комитета Обороны И. Сталин"

В сей раз Кулик отделался испугом. Он был разжалован в генерал - майоры и лишен звания Героя Советского Союза. Но успел повоевать и даже был восстановлен в звании генерал - лейтенанта. В 1945 году опять был разжалован в генерал - майоры. В январе 1947 года арестован и в августе 1950 года расстрелян. В 1957 году посмертно реабилитирован и восстановлен в звании Маршала и Героя Советского Союза.

1 апреля 1942 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение по поводу деятельности другого Маршала Советского Союза К. Е. Ворошилова, самого давнего соратника Сталина (с 1906 г., когда они познакомились на 4-м съезде РСДРП в Стокгольме).

В этом постановлении указывалось о том, что Ворошилов проявил полную неспособность к выполнению своих обязанностей на посту Народного комиссара обороны, что проявилось в ходе войны с Финляндией в 1939 - 1940 гг. Не справился он и должностью Главнокомандующего Северо - Западным направлением и организацией защиты Ленинграда. "В своей работе в Ленинграде тов. Ворошилов допустил ряд ошибок, указывается в документе. - Издал приказ о выборности батальонных командиров в частях народного ополчения - этот приказ был отменен по указанию Ставки… Организовал Военный совет обороны Ленинграда, но сам не вошел в его состав… увлекся созданием рабочих батальонов со слабым вооружением (ружьями, пиками, кинжалами и т. д.), но упустил организацию артиллерийской обороны Ленинграда, к чему имелись особенно благоприятные возможности…

Желая ещё раз дать возможность т. Ворошилову использовать свой опыт на фронтовой работе, ЦК ВКП(б) предложил т. Ворошилову взять на себя командование Волховским фронтом. Но т. Ворошилов отнесся к этому предложению отрицательно и не захотел взять на себя ответственность за Волховский фронт… Ввиду всего изложенного ЦК ВКП(б) постановляет:

Первое. Признать, что т. Ворошилов не оправдал себя на порученной ему работе на фронте.

Второе. Направить т. Ворошилова на тыловую работу.

Секретарь ЦК ВКП(б) Сталин"

Так что отделался Первый Маршал легким испугом. Потом старый друг вновь вознес его на Олимп. Он стал заместителем Председателя Совета Министров СССР, а в 1953 году, после смерти Сталина - Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Много еще было репрессировано генералов. Некоторые расстреливались без суда и следствия. Но почти все потом посмертно реабилитированы. Руководство СССР принимало и иные меры для наведения порядка.

НЕ СЕНТИМЕНТАЛЬНИЧАТЬ, А БИТЬ ВРАГА И ЕГО ПОСОБНИКОВ

Уже в начале сентября 1941 года началась чистка тылов и частей армии и флота от немцев. 8 сентября Сталин приказал "Изъять из частей, академий, военно - учебных заведений и учреждений Красной Армии как на фронте так и в тылу военнослужащих рядового и нач. состава немецкой национальности и послать их во внутренние округа в строительные части…". Исключение, в случае необходимости, мог допустить только Народный комиссариат обороны СССР. Одновременно выселялись из ряда районов и иные национальности. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 29 мая 1942 года "О выселении социально опасных лиц иностранных подданных - греков, крымских татар, лиц немецкой и румынской национальности из населенных пунктов Ростовской области и Краснодарского края…" предусматривалось, что "Выселению в административном порядке подлежат, кроме лиц, признанных социально опасными, также лица немецкой и румынской национальности, крымские татары и иностранные подданные (греки)".

Правда, сроки были даны щадящие - две недели. Кроме решений подобного рода принимались и иные, предельно жестокие. В сентябре 1941 года Сталину доложили, что немцы, атакуя части Красной Армии на Ленинградском фронте, гнали впереди атакующих мирных жителей из захваченных поселков. Естественно, командиры и красноармейцы были в полной растерянности: стрелять в своих сограждан, или не стрелять?!

21 сентября Сталин направил письмо командованию Ленинградского фронта - Жукову, Жданову, Кузнецову и Меркулову. "Говорят, что немецкие мерзавцы, идя на Ленинград, посылают впереди своих войск делегатов от занятых ими районов - стариков, старух, женщин и детей, с просьбой к большевикам сдать Ленинград и установить мир, - указывалось в письме. - Говорят, что среди Ленинградских большевиков нашлись люди, которые не считают возможным применить оружие к такого рода делегатам. Я считаю, что если такие люди имеются среди большевиков, то их надо уничтожать в первую очередь, ибо они опаснее немецких фашистов. Мой ответ: НЕ СЕНТИМЕНТАЛЬНИЧАТЬ, А БИТЬ ВРАГА И ЕГО ПОСОБНИКОВ, ВОЛЬНЫХ ИЛИ НЕВОЛЬНЫХ ПО ЗУБАМ. Война неумолима и она приносит поражение в первую очередь тем, кто проявляет слабость и допустил колебания. Если кто - либо в наших рядах допустит колебания, тот будет основным виновником падения Ленинграда. Бейте во всю по немцам и по их делегатам, кто бы они ни были, костите врагов, все равно являются ли они вольными или невольными врагами Никакой пощады ни немецким мерзавцам, ни их делегатам, кто бы они ни были…".

И стреляли.

Были приказы и пожестче. Сталин знал, что наступившие зимние холода под Москвой заставляют немцев держаться вблизи дорог, вдоль которых были расположены населенные пункты. Это давало им возможность обогреваться в домах. И тогда 17 ноября 1941 года Сталин и Шапошников отдают приказ следующего содержания: "Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах... Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить их мерзнуть под открытым небом - такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и уничтожение его армии.

Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км. в глубину от переднего края и на 20 - 30 км. вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия немедленно бросить авиацию, широко использовать артиллерию и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников, и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью и подрывными средствами. Ставке через каждые три дня отдельной сводкой доносить сколько и какие населенные пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты".

Между прочим, в этих населенных пунктах жили мирные граждане, которые оказывались вместе с немцами под открытым небом в студеную зимнюю пору. Но немцев все - таки выкурили на мороз, а затем и разгромили.

Были и приказы иного рода, более мягкие. Так, в июне 1942 года было принято Постановление Государственного Комитета Обороны "О порядке выдачи водки личному составу действующей армии". Учитывая, что войска тогда отступали и, стремясь воздействовать на личный состав, Сталин приказал:

"1) Прекратить с 15 мая 1942 года массовую ежедневную выдачу водки личному составу войск действующей армии.

2) Сохранить ежедневную выдачу водки в размере 100 граммов военнослужащим только тех частей передовой линии, которые ведут наступательные операции.

3) Всем остальным военнослужащим передовой линии выдачу водки по 100 граммов в день на человека проводить в следующие революционные и общественные праздники…".

Далее следует перечень всех советских праздников, среди которых был даже Всесоюзный день физкультурника.

Понятно, что проследить выполнение такого приказа было просто невозможно. К моменту выдачи водки в ротах и иных подразделениях оставалось не много уцелевших... Война ведь была беспощадной. Так что водки на оставшихся было вдоволь.

И хотя армия отступала, терпела поражения, народ все-таки делал все возможное для своих защитников. Только в сентябре - ноябре 1941 года в стране было собрано для фронтовиков около 1 млн. 200 тыс. пар валенок, полмиллиона полушубков, большое количество теплого белья, свитеров, телогреек, шапок, фуфаек и ватных курток. Именно во многом благодаря этому и была выиграна битва под Москвой. Немцы к зимней войне готовы не были.

Вот такое было время. Страшное, жестокое. Но можно ли было поступать иначе для того, чтобы выиграть войну? Ответить на этот вопрос не так уж просто.


Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
"Русская Америка, NY"

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2010 Russian America, New York