№ 398

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Очарование американской нации
Секретная война
Хилер- путешественник
Правда и мифы о болезни Ф.М.Достоевского

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЛИЧНОСТИ

ПРАВДА И МИФЫ О БОЛЕЗНИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО.

Один из устойчивых мифов о великом русском писателе Федоре Михайловиче Достоевском - это то, что он страдал эпилепсией. Но прежде чем говорить о болезни Ф. М. Достоевского рассмотрим эпилепсию, которая не только заключается в характерных припадках, но и в изменении личности.

Эпилепсия одно из наиболее распространённых нервно-психических заболеваний человека. Термин "эпилепсия" греческого происхождения и означает нечто внезапно нападающее на человека. Отсюда её древнее название - падучая. В Америке, кроме термина эпилепсия (epilepsy), используется, как синоним, наименование Seizure Disorders (судорожное расстройство). Это хроническое заболевание головного мозга, протекающее в виде преимущественно судорожных припадков с потерей сознания и изменением личности. Основные признаки эпилепсии следующие.

1. Хроническое прогрессирующее течение.

2. Наличие приступов, судорог или их эквивалентов (заменителей судорог) с нарушением сознания.

3. Нарастающие изменения в эмоционально-волевой сфере с расстройствами настроения и изменением личности с деградацией психики и прогрессирующим слабоумием.

Начало заболевания преимущественно в детском возрасте, но может возникать и в старших возрастных группах..

Причины эпилепсии многообразны. Вот главные из них.

Повышенная судорожная готовность мозга, которая может наследоваться из поколения в поколение. Это временно дремлющий очаг возбуждения в мозгу, который может ожить и активизироваться под влиянием дополнительных вредностей: небольшой травмы (и необязательно головы), так называемого испуга (особенно характерного для детей), гриппа или другой инфекции и т.д.

Наследование определённого уровня обмена веществ или его нарушение в организме матери, создающее интоксикацию в организме и судорожную готовность новорожденного.

Приобретённое предрасположение к судорожным приступам, связанных с рядом заболеваний головного мозга: травмы, инфекции, отравления, опухоли, сосудистые заболевания, паразиты и др. Патология внутриутробного развития и родовая травма.

Наследственные и приобретенные факторы тесно переплетаются, поэтому иногда трудно решить, который из них является ведущим. Американцы классифицируют заболевание довольно просто. Они делят эпилепсию на идиопатическую (то есть, неясного происхождения) и симптоматическую (как симптом какого-либо заболевания). Возможно, это прагматично так, как в последнем случае предполагается конкретная терапия. А идиопатическая эпилепсия возникает в 75% у юношей и детей до 3 лет. У таких больных не обнаруживаются очаговые изменения мозга даже при новейших современных исследованиях: компьютерной томографии (C T), магнито-резонансном исследовании (MRI), позитронно - эмиссионной томографии (P E T), протон-эмиссионной компьютерной томографии и др. Лишь электроэнцефалография (EEG) часто четко указывает на судорожную готовность.

Эпилептические припадки делятся на генерализованные или общие и очаговые или локальные. Генерализованные судорожные припадки в свою очередь подразделяются на большие и малые. Рассмотрим вначале большие судорожные припадки, которыми, как думают многие врачи, страдал Достоевский. Ему предшествуют предвестники: тревога, апатия, возбуждение, плохое настроение, головные боли. Непосредственно перед припадком возникает аура. Клиницисты придают ауре большое значение. По ней можно определить очаг эпилепсии в головном мозгу.

Различают несколько видов ауры. Сенсорная: зрительная, слуховая, расстройства чувствите-льности, неприятные ощущения в различных частях тела (жжение, зуд, чувства ползания мурашек или покалывания, зрительные или слуховые обманы чувств (галлюцинации).

Моторная или двигательная аура - это судороги определённых групп мышц: рук или ног, языка, губ и т.д. Висцеральная аура: тошнота, рвота, боли в животе и пр.

Психическая аура - неожиданный страх, гнев, когда больной, как бы обороняясь от каких-то врагов, может совершить жестокое убийство или напасть неожиданно на человека.

После ауры следует сам припадок. Больной теряет сознание и падает. Возникают тонические (напряжение всей руки, ноги, языка), а затем клонические (ритмические, большой амплитуды подёргивания мышц или конечностей) судороги. Дыхание при этом затаивается. Лицо синюшно и одутловато. Бывают прикус языка, слюна в виде пены у рта, упускание мочи и кала. Затем следует послеприпадочная кома (глубокая потеря сознания со снижением рефлексов и чувствительности), сменяющаяся многочасовым сном. После припадка и пробуждения больной помнит только ауру, жалуется на головную боль, неприятные ощущения во всём теле. Если припадки следуют друг за другом, а больной не приходит в сознание, такое состояние называется эпилептическим статусом, который представляет непосредственную опасность для жизни больного: он може погибнуть от отёка мозга или легких.

Малые эпилептические припадки - кратковременные выключения сознания без падения и судорог. Они могут иметь внешние проявления в виде неожиданных кивков, мгновенной остановки сознания, когда больной как бы на миг застывает или засыпает. Малые припадки чаще протекают в виде подёргиваний групп мышц или онемения участка тела. Очень редко малый припадок может быть в виде приступа смеха или плача.

Большую опасность представляют так называемые эквиваленты - психические расстройства, заменяющие припадки. Это снохождение, известное также под названием "лунатизм" транс, когда больной совсем будто в сознании может сесть в поезд или автобус и длительно ехать до просыпания. Могут быть и приступы неудержимой злобы, когда совершаются тяжкие бессмысленные, ничем не мотивированные преступления. Иногда психические эквиваленты могут быть очень длительными. Тогда их называют эпилептическими психозами. При этом могут быть галлюцинации и бредовые состояния: страх преследования, отравления, желание "убить дьявола", который выдаёт себя за его друга или родителей и т.п.

Широкой публике, да и самим больным, важно знать особенности личности больного эпилепсией, чтобы знать, как к ним приспособиться и не принимать их за капризы и скверный природный характер. Эти больные живут среди нас и редко попадают в психбольницы.

Основной особенностью их нервной системы является постепенная деградация личности. Но протекает это медленно и вначале мало заметно, хотя изменения касаются характерных изменений мышления, речи, памяти, личностных особенностей. Особенно важно знать, что эти люди болезненно пунктуальны и аккуратны до нелепости, мелочности, педантизма. Нередко коллекционируют вещи, не имеющие никакой материальной, научной или эстетической ценности, например, старые тапочки и ботинки, верёвочки, шнурки, дощечки. Мышление тугоподвижно, застойно. Они ведут рассказ издалека, приводя множество второстепенных и лишних деталей. Речь замедленна, слова подбираются с трудом, характерно употребление уменьшительных и ласкательных слов и выражений: головушка, пиджачок, платьице, животик. В характере появляются льстивость, угодливость, ханжество, злобность. Характерен повышенный эгоцентризм, сосредоточивание внимания на себе. Не зря ведь говорят: эпилептик - это человек с крестом на груди (иногда они в религии ищут способ избавиться от болезни), с улыбкой на устах и камнем за пазухой. Он может вам слащаво улыбаться и через минуту запустить в вас камнем.

В любовь и привязанность эпилептика трудно поверить, хотя и такое встречается, но ненависть не поддаётся разубеждению.

Деградация личности и интеллекта идут параллельно и прогрессивно. Но эпилепсия может протекать не только без интеллектуального снижения, но и проявляться высоким интеллектом и гениальными способностями. Примеры: Кай Юлий Цезарь, Магомет, Пётр Первый, писатель Флобер…

Но с точки зрения некоторых современных учёных, у указанных гениальных личностей была не "чистая" эпилепсия, а так называемая истероэпилепсия. Термин этот в настоящее время употребляется редко. Но его использовал Зигмунд Фрейд для характеристики личности гениального русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Под истероэпилепсией Фрейд понимал тяжёлый истерический невроз, который начинаясь как вычурный истерический припадог с "истерической дугой", беспорядочными движениями рук и ног, выкриками и пр., может перейти в неглубокий эпилептический припадок. При этом больной никогда не ушибается, но стонет и взывает о помощи, вместо эпилептического сна, что и наблюдалось у гениального писателя. И это нисколько не умаляет его замечательное творчество и своеобразную личность. Хотя при внимательном анализе на них лежит печать эпилептика и истерика. Эти особенности его личности Фрейд показал в своём замечательном очерке "Достоевский и отцеубийство".

Здесь уместно разобрать важнейший вопрос об отличии эпилепсии от истерии. При последней припадки возникают всегда днём прилюдно и носят ярко выраженный демонстративный характер. Сознание лишь слегка затемняется, нет неопрятности с упусканием мочи и кала, нет послеприпадочной комы и длительного сна. Наоборот, больной кричит и взывает о помощи.

Эпилептический же припадок сопровождается тяжёлыми ушибами, неопрятностью, глубокой потерей сознания. Также надо сказать и о характеристике личностей с аномальными чертами характера, именуемых психопатами. Наиболее одиозные из них шизоидные и эпилептоидные психопаты. То есть у таких людей характер развивается похожий на характер больных шизофренией или эпилепсией.

Вот и Зигмунд Фрейд провел психоанализ личности Достоевского, а также его характера и, в какой- то степени, творчества. Знакомство с этим полезно не только при оценке личности писателя, но и для анализа вообще психопатичиской личности эпилептоидного типа. Как я уже отметил, Фрейд сомневался в наличии у гениального писателя эпилепсии и склонялся, как уже говорилось, к истероэпилепсии - тяжелому истерическому неврозу. А это заболевание, в отличии от эпилепсии, не связано с органическим поражением мозга. И одним из доказательств этого являлось отсутствие эпилептической деградации и других органических симптомов у великого писателя. Он до конца своих дней сохранял острый ум и память. Не было у него и эпилептической тупости. Он сохранял свою своеобразную эмоциональность и даже незадолго до смерти был страстно влюблен.

Очень точно описывают припадки его жёны. Эти припадки наступали сразу же после очередной свадьбы, естественно после длительных и обильных алкогольных возлияний с шампанским, всегда на людях. Сопровождались длительными громкими криками и стонами (кстати, тяжелый алкоголизм тоже может вести к эпилептоидноподобным припадкам). Но неопрятности, прикуса языка (типичных для эпилепсии) у писателя никогда не наблюдалось. После приступов не отмечалось "самокалечивания", а только лишь временная потеря ориентировки и плохое настроение, нередкие признаки и после истерических припадков.

А что же врачи того времени, которые видели его припадки и были с ним близко знакомы? В том-то и дело, что во времена Достоевского неврология, как медицинская дисциплина, только формировалась. И если в Москве развитие этой новой медицинской науки шло под влиянием французской школы основоположника неврологии Шарко (у которого вначале учился и Фрейд), то в Петербурге господст-вовали немецкие взгляды и немецкие врачи, отрицавшие в то время истерию, как заболевание. Следует заметить, что Фрейд по своей базовой медицинской специальности был неврологом. И лишь в процессе своей профессиональной деятельности, принимая целыми днями больных, стал также психиатром и психотерапевотом. Он создал свой метод психотерапии, вошедший в историю науки под названием "психоанализ".

Но вернемся к Достоевскому. Сам Федор Михайлович вначале говорил о своей болезни: "нет, нет, это не падучая …". А вот потом, возможно, под влиянием своих врачей стал уже утверждать о наличии у него эпилепсии. И вот противоречивость его взгляда на свою болезнь и невротический характер прорывались иногда в спышках примитивного гнева.

Современный российский невропатолог проф. Я.Ю.Попелянский полагал, что отдельные проявления антисемитизма писателя кроются в тайнах его болезненного характера и парадоксальности его творчества и поступков, подкрепляемых антиеврейской атмосферой царской России, с которой писатель пошёл на примирение. А, возможно, и горечь за свой народ, которая выплёскивалась в выпадах против другого народа, которого тогда (да и сейчас) обвиняли во многих бедах России. Да и писал Федор Михайлович иногда по заказу, нуждаясь вечно в деньгах, и, я думаю, вынужден был приспосабливаться к лексикону и заблуждениям того времени. И Фрейд метко указал на бесславность и конечный итог нравственной борьбы писателя.

После исступленной бо-рьбы во имя притязаний на "апостольский " путь, он "… регрессирует к подчинению мирскому и духовному авторитету - к поклонению царю и христианскому Богу, к русскому мелкодушному национализму…" .

Проследим эту эволюцию. В раннем Достоевском хорошо заметны вера в людей, живая отзывчивость к их горестям, стремление помочь друзьям. Мне посчастливилось, работая шестнадцать лет в Семипалатинске, где Достоевский был в ссылке с 1854 по 1859 г.г., познакомиться с ранним периодом его жизни и творчества. Это произошло потому, что в Семипалатинске на месте домика - музея писателя был подстроен необыкновенно красивый большой музей из мрамора и стекла. Сейчас это Семипалатинский литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского.

По проекту архитектора В.Ф.Власова сделана современная пристройка в форме полураскрытой книги. Стены ее оформлены четырехцветными композициями: "Кабинет писателя", "Петербург Достоевского"... У входа установлена парная бронзовая скульптура "Чокан Валиханов и Ф.М.Достоевский" Д.Г.Элбакидзе. В этом музее хранится много подлинных ранних произведений Достоевского, а также различные статьи, редкие книги и другие материалы о писателе.

В Семипалатинске, Ф.М.Достоевским написаны повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели", велась работа над "Записками из Мертвого дома". Я часто водил в музей на экскурсии студентов и поэтому тщательно готовился к встрече со своими учащимися. И вот пример к нашему разговору. Живя в казарме Семипалатинского гарнизона, писатель взял под своё покровительство молодого барабанщика - еврея Каца, и брезгливый Достоевский пил чай из его самовара. И в этот период неволи он писал светлые произведения о маленьких людях. И в тот период он явно не был националистом и долго дружил с казахским ученым, путешественником и одновременно русским офицером-разведчиком Чоханом Валихановым. В малоизвестной книге "Иртыш и Нева", а также в интернете в матералах о Чохане Валиханове неплохо освещена и его дружба с Ф.М.Достоевским.

Но с годами творчество и облик писателя становились всё мрачнее. Указанные качества характерны для психопатологической личности эпилептоидного типа, которые отразились и на его творчестве. Не случайно критик Н. К. Михайловский именовал неординарные литературные приёмы Достоевского, как жестокий талант. А тут он ещё в своей повести "Подросток" выступил с разоблачением "ротшильдовской идеи" овладения миром властью денег. В его произведениях позднего периода, и, особенно, в переписке, нелюбовь к евреям иногда прорывается.

Но предоставим слово самому писателю, публично ответишему на такие обвинения через "Дневник": "Когда и чем заявил я ненависть к еврею, как к народу. Так как в сердце моем этой ненависти не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной, это знают, то я с самого начала и прежде всякого слова, с себя это обвинение снимаю, раз навсегда, с тем, чтоб уж потом об этом и не упоминать особенно". А стоит ли вообще копаться в его "больной совести". Не лучше ли наслаждаться его гениальным творчеством? И, наверно, не случайно Достоевский, впрочем, как и Гоголь, популярны в Израиле. В связи с этим проф. Д.Б.Голубев как-то метко заметил, что надо проводить четкую грань между творениями писателя или поэта, особенно далёкого прошлого, и его личностью и характером.

Не берусь давать художественную оценку творчества великого писателя, но о медицинской стороне характера его творчества хотелось бы немного сказать. Художника никогда не покидают его "демоны" и болезни. На гениальных произведениях Достоевского и его жизни позднего периода, на мой, далеко не беспорный взгляд, лежит печать эпилептоидной личности: вязкость, склонность к детализации, застревание на мелких событиях и второстепенных деталях, слащавость в соединении с жестокостью, фанатичная религиозность, необузданность влечений (страсть к игре). Для некоторых его произведений действие, по мнению его биографа Л.П.Гроссмана, тормозится приёмами " междудействия" - отступлений, размышлений, раскрытия намерений и тайных помыслов. Изменения личности по эпилептоидному типу нередко происходит у различных психопатических личностей. Меняются их идеалы. Любовь переходит в ненавистсь. И у таких людей их чувства носят стойкий, болезненный характер, не поддающийся никакому переубеждению. Эти черты в полной мере проявлялись не только в характере Достоевского, но и в образах его героев. В основном это различные психопатические личности c жестким стериотипом необузданных страстей и приступных наклонностей. Сказанное нисколько не умаляет литературный гений Достоевского, а лишь является попыткой показать причины каких-то особенностей его личности, творчества и заблуждений. И именно про него было сказано: "... И больная наша совесть Достоевский ".

Жизнь Ф.М.Достоевского была непростой и трагичной. Но, что его имя и творчество будут использоваться в политических целях, трудно было предугадать.


И. КИПЕРВАС,
доктор медицинских наук
для “Русской Америки, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2008 Russian America, New York