№ 384

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Граффитилэнд
Сура №33
Символы и праздники
Гольшанские призраки

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

СИМВОЛЫ И ПРАЗДНИКИ.
Занимательные страницы истории.

Серп и молот

Политическая символика относится к малоисследованным страницам российской истории. А уж споров по поводу неё и знаменательных дат в жизни государства российского более чем достаточно. Но сейчас издано несколько работ, посвященных именно этим проблемам. Среди них ведущее место принадлежит исследованию Надежды Александровны Соболевой - «Из истории советской политической символики»; интерес представляет и статья Рейнера Линднера - «Путинское обращение с историей. Использование прошлого в России». Немало занимательного по поводу исторических дат, отмечаемых в России, мы найдем в «Событиях и комментариях» петербургского историка Кирилла Александрова, помещенных в газете «Русская жизнь». (№ 13912) О содержании этих публикаций и пойдет речь.

СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Н.А.Соболева отмечает, что в России по сей день не изжито противостояние в связи с введением эмблем новой демократической России. «Явное незнание истории возникновения государственных знаков Российской империи, их роли в становлении русской государственности вызвали негативную реакцию на возвращение двуглавого орла и трехцветного флага когда – то закрепленного в качестве российских символов великими государями нашего Отечества – Иваном !!! и Петром !. С другой стороны, столь же неадекватными, - пишет она, - выглядят безоговорочные охаивания советских символов и эмблем, получивших распространение во многих других государствах». При этом следует отметить, что накануне революции большевики не имели развернутой философской программы в отношении символики будущего государства. Достаточно отметить, что когда в апреле 1917 года Ленин приехал в Петроград и предложил во время встречи исполнить вместо «Марсельезы» «Интернационал», будущий гимн страны, мало кто знал слова этой песни. Никто не знал, соответственно, о таких символах, как «Серп и молот», «Красная звезда» и пр. и пр. Отсутствие объединяющего большевистского знака на печатях, специальных жетонах, членских билетах свидетельствуют о том, что он просто не существовал. Государственная символика советской державы складывалась не столь однозначно, как это обычно представляют. Вообще никакой эмблемы новой революционной власти вначале вообще не было. Но большевики, подобно всему международному социал – демократическому движению, использовали в качестве революционного знака красный флаг, которому суждено было стать символом нового государства. Исторические корни красного стяга уходят в далекую древность. В качестве сигнала, объединяющего действия войск на поле сражения, его могли использовать и римляне, и персы. Было оно далеко не редкостью в допетровской и петровской Руси.

Во Франции красный стяг превратился в символ борьбы и революции. «Исследователи немецкого социал – демократического движения, - отмечает Н. Соболева, - считают, что красный цвет начал появляться на политической сцене в канун и во время революций 1848 года, как знак, который позволил отличать пролетарских активистов от буржуазных и мелкобуржуазных элементов революционного лагеря. Затем оформился и сам символ - красное знамя…Как политический символ он был воспринят рабочим движением вместе с праздником 1 мая, а затем – с эмблемой «сжатый кулак», которая существовала не только в Германии, но и во Франции, Испании, став международным социалистическим «опознавательным» знаком. В СССР он также был хорошо известен, однако на первых этапах существования советского государства кулак соединялся с мощной фигурой рабочего, держащего молот или разбивающего цепи – оковы самодержавия…». Красные стяги, лозунги, красные банты, красные гвоздики стали в 1917 году отличительной чертой толпы на площадях и улицах Питера и Москвы. Даже Корнилов собирал свое воинство под красными революционными знаменами. Поэтому большевикам при утверждении одного из основных символов государственного суверенитета не пришлось «узурпировать» красный стяг. Это был символ их борьбы. 8 апреля 1918 года был утвержден Декрет о флаге Российской республики, в котором он был назван «национальным». При этом следует учесть, что Временное правительство не создало какой – либо системы новых знаков, которая бы заменила царскую, как это было во Франции в 1789 – 1784 гг. «Утвердив (вследствие острой необходимости заверять финансовые документы) 21 марта 1917 года печать с изображением двуглавого орла, лишенного властных атрибутов, вопрос о гербе и флаге нового государства оно оставило в стадии решения…». И двуглавого орла поместило на ассигнациях достоинством 250 и 1000 рублей. И не только это.

Как отмечает Н. Соболева, бумажные денежные знаки были украшены изображением Таврического дворца, где заседала Государственная дума и свастикой! «Это одиозная эмблема, - сообщает автор, - в своем изначальном (неполитическом ) значении символизирует четыре стороны света, солнцеворот, движение, дающее представление о бесконечной сменяемости и повторяемости времен года. Она была известна уже около 2000 лет до н. э. в доарийской культуре Мохенджо – Даро (Индия) и в древнем Китае. В действительности она существует во многих культурах Старого и Нового Света, символизируя самые положительные категории: здоровье, благополучие, счастье, долголетие, силу, знание, взлет, проникновение в суть вещей». На русских ассигнациях, выпущенных в основной своей массе в конце 1917 года, свастика должна была символизировать благосостояние и другие жизненные блага народу свободной России».

Есть и другое мнение, приводимое в исследовании: «Революция 1917 года была совершена несомненно масонскими ложами, бывшими тогда в России в большом количестве, и вот на 250 – рублевой ассигнации того времени мы увидели комбинацию масонских знаков: на лицевой стороне помещен масонский орел на фоне масонской свастики, по сторонам его две стилизованные гексаграммы. Две свастики изображены и на обратной стороне билета…». Эти ассигнации были в хождении несколько лет после Октябрьского переворота. А двуглавого орла можно было в 1918 году увидеть и на многих знаменах вновь создаваемой Красной Армии, на удостоверениях личности и членских билетах. Но затем в качестве знака принадлежности к Красной Армии была избрана пятилучевая звезда. Она затем вошла и в атрибутику социалистического государства 10 мая 1918 года был опубликован приказ Военного комиссариата Москвы, где говорилось, что «каждый вновь поступающий в советскую армию должен снабжаться красноармейской книжкой с отображением подписи под обязательством, а также красноармейским значком «марсовой звездой» с плугом и молотом, который носится на околышке фуражки…».

Пытались ввести и нагрудный знак принадлежности к военной организации нового государства. Но затем от этой идеи отказались. В течение длительного времени создание символа Красной Армии приписывалось Троцкому. Однако в последнее время все больше склоняются к точке зрения, что автором эмблемы Красной Армии был все– таки Н. И. Подвойский. Аргументы автора цитируемой работы сводятся к следующему. Как образованный и начитанный человек, учившийся в Демидовском юридическом лицее в Ярославле, Подвойский, вероятно, был знаком с использованием пятиконечной звезды в российском воинском обмундировании. Так, еще в январе 1827 года офицерам российской императорской армии полагалось носить на эполетах «пятиконечные звездочки вершиной вверх». Временное правительство весло изменения в форму военных моряков: в частности, на фуражке капитана 1 ранга прежнюю кокарду заменили шитой или металлической кокардой в виде круга с якорем, окруженного листьями и увенчанного пятиконечной звездой.

Еще одним аргументом в пользу авторства Подвойского в создании знака Красной Армии является написанная им брошюра «Красная звезда». Он же явился инициатором создания индивидуальной награды особо отличившимся на фронтах Гражданской войны. И 2 сентября 1918 года был учрежден орден Красного Знамени. Нагрудные воинские знаки с красной звездой несли изображение плуга и молота, по крайней мере, до 1923 года, хотя уже в мае 1922 специальным приказом нагрудные знаки для воинского состава отменялись и пятиконечная звезда с серпом и молотом в центре окончательно утвердилась в качестве кокарды на головных уборах военнослужащих Красной Армии. Таким образом, на первых этапах существования советского государства большевики не изобретали каких – то особых специфических эмблем, не использовали шокирующие или непонятные для масс знаки. Они, рационально подойдя к выбору знаков государственного суверенитета, не сразу установили их «правильную» и окончательную форму. Вместе с утверждением идеологических конструкций, политическая символика тоже утверждалась в соответствующих формах, оставаясь, однако, вполне понятной для широких народных масс.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ И ГИМН

В СССР день 23 февраля был объявлен «Днем Красной Армии». Не углубляясь в причины провозглашения именно этой даты днем рождения новых вооруженных сил, заметим, что праздник отмечался широко и всеми. Это был своего рода «день мужчины». Поздравляли тех, кто служил, кто отслужил, и кому предстояло служить в армии. А так как через неё проходило почти все мужское население страны, то отмечали эту дату всенародно. Других – то праздников не было. Религиозные не одобрялись, дореволюционные светские – отменили.

Затем появился еще один любопытный день. О нем – рассуждения молодого петербургского ученого, историка Кирилла Александрова. «Мистически, - пишет Александров, - день 23 февраля связан с днем 8 марта. Во – первых, раз в СССР появился «мужской» праздник, должен был появиться и «женский». Во – вторых, 8 марта по старому стилю оказалось 23 февраля – именно в этот день…в Петрограде начались демонстрации, положившие начало столичной революции» Почему же «женским» днем стало 8 марта? 8 марта 1857 года в Нью–Йорке состоялся первый марш работниц швейных и текстильных фабрик, требовавших повышения зарплаты и улучшения условий труда. С 1908 года феминистски США устраивали подобные акции каждый год. А в 1910 году в Копенгагене на 2-й международной конференции женщин – социалисток американки познакомились с той самой неистовой Кларой Цеткин, которой понравилась идея «женского дня».

А дальше – хоть стой, хоть падай. «»Кроме того, - сообщает Александров, - «мартовский день оказался близким к радостному для Клары национальному празднику Пурим, связанному с женщиной ветхозаветных времен царицей Эсфирь. Клара Цеткин решила использовать свой веселый праздник в качестве исторического фона для важного политического мероприятия. Её инициатива нашла отклик в первую очередь в германской социал–демократическом движении, в котором не последнюю роль играла Роза Люксембург. Роза тоже не только праздновала Пурим, но еще и родилась 5 марта, в день совсем близкий к новому «женскому» дню.

Конечно, никто не мог предположить, что в России празднование «дня 8 марта» послужит началом Февральской революции, закончившейся Октябрьским переворотом 1917 года…». С 1965 года этот день в СССР был объявлен нерабочим днем. Так почему речь идет только о 23 февраля и 8 марта? Да потому, что из всех советских праздников в нынешней России остались именно только эти. 7 ноября вначале переименовали в «День примирения и согласия», а с 2005 года он символизирует освобождение России в начале 17 века от западных оккупантов: шведских и польско– литовских войск. И отмечается в другой день.

Правда, 23 февраля стали именовать «Днем защитника Отечества», но суть его осталась прежней. А 8 марта по–прежнему тоже остается праздничным и нерабочим днем. И отмечают его, кстати, во многих странах мира. Не менее интересней история государственной символики нынешней России. Вот что нам поведал Райнер Линднер. На протяжении 90-х годов шел отказ от советских символов, порождавший временные решения. «Президент Борис Ельцин, - сообщает он, - перенес останки царской семьи из Екатеринбурга в Санкт – Петербург, сделал государственным гимном мелодию М. И. Глинки, объявил государственным флагом царский бело – сине – красный триколор, который использовали Временное правительство Керенского в 1917 году и демократическое движение во время горбачевской перестройки. 30 ноября 1993 год своим указом ввел новый государственный герб – двуглавого орла». Ни один из этих трех символов не был утвержден законом или решением Думы.

Путин положил конец такому состоянию дел. В декабре 2000 года, подчеркивает Линднер, историческая политика и политика символов обрела осязаемые черты. Государственным флагом был утвержден триколор, для армии таким символом по решению Путина, вновь стало Красное знамя. В 2002 году в неё вернулась и пятиконечная звезда. Военно – морской флот использует бело – голубой Андреевский флаг. 25 декабря 2000 года Путин заменил мелодию Глинки, которая почти десять лет являлась государственным гимном, на сталинский гимн 1943 года. Стихи написал 87 – летний Сергей Михалков, автор старого текста гимна. Новый календарь военных праздников, который Путин значительно расширил за счет новых юбилеев, не делает различий между победами великих князей, царских генералов или Красной Армии. «Ельцинская Россия, - пишет Линднер, - опиралась на символику царской империи, путинская политика достаточно быстро покончила с предшествующей ей романтической фазой. В отличие от Ельцина, в первые годы своего правления Путин сделал ставку на символы советской эпохи». В последующем возродил и многие досоветские. И нужно отметить, что его поддержало большинство населения страны. Хотела бы того или нет т. н. «оппозиция», но вычеркнуть из истории советский период жизни сотен миллионов людей просто невозможно Ведь самая великая дата в истории русского народа связана именно с советским периодом - День Победы над нацизмом. И никуда от этого не уйдешь. Может именно поэтому нельзя не согласиться с последним автором, которого я цитирую, что инсценирование прошлого служит стабилизации настоящего. «Историческая политика в современной России является одновременно политикой символов и реалий. С этим нам необходимо смириться. Данное обстоятельство следует учитывать в политике Запада в отношении России» Мудро рассуждает Линднер. Прислушаться нужно к нему.


Вилен ЛЮЛЕЧНИК,
“Русская Америка, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2007 Russian America, New York