№ 339

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Убийство президента Кеннеди
На ярмарке Брайтон
Анна Каренина: личная жизнь
"Бабочки"

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЖЕНСКИЙ УГОЛОК

АННА КАРЕНИНА: ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

Многими личная жизнь понимается так: "Я и только я ". Но согласно научной психологии личная жизнь человека тесно связана со всем внешним миром, малейшие изменения в котором немедленно на ней отражаются, включая даже секс.

Теперь шаг за шагом утверждают себя однополые браки и свободная любовь, что не запрограммированно природой, потому что в первом случае полностью исключаются дети, а во втором они под вопросом или им нет места, или они растут в разломанной пополам семье. Много одиноких людей, молодых и старых, брошенные дети, брошенные старики. Несомненно всё это связано с событиями во внешнем мире, которые, как нам кажется, не имеют прямого к нам отношения, но это работает, как любят говорить американцы. Поэтому я решила обратиться к известному всем роману "Анна Каренина", потому что в нём личная жизнь его героев неразрывно связана с окружающей их средой и всей страны вцелом, потому что всё равно конкретных ответов сегодня нет и каждое решение связано с риском, а в литературном произведении уже есть результат, плохой или хороший, но больно было не нам. Всё это вместе, несомненно, должно помочь многим разобраться в проблемах своей личной жизни.

Внимательно перечитывая этот роман сегодня сквозь призму современной научной психологии и сопоставляя его с острейшими проблемами нашего времени невольно открывается то, что прежде оставалось незамеченным.

У Толстого Вронский не просто любовник, как это всегда выглядит в кино и на сцене, он прежде всего трудящийся аристократ. Мало того, он любит свою работу и работа любит его. Ему оказались не нужными деньги, которые ему достались по наследству. Он их с лёгкостью отдаёт брату. Позже, когда из-за связи с Анной Каренининой ему пришлось оставить полк, где он служил, Вронский поселяется в своём поместье, но не проматывает его как это делали другие русские аристократы, а в начинает в нём работать. Работает он в своём имении много, с захватывающим интересом и любит эту свою новую работу так, как он ранее любил свою службу в полку и даже больше.

Вронский закупал на Западе технику, строительные материалы, предметы обихода, к чему были слепы и глухи другие русские аристократы. Он построил большую больницу. Он вкладывал деньги в рискованные мероприятия и выигрывал. Своим трудом и своей инициативой он преумножил свои богатсва. Он был аристократ, который сам, совершенно сознательно превратился в свободного предпринимателя. Он считал, что каждый аристократ должен быть земледельцем!

Это была гениальная мечта Льва Толстого. Если бы она осуществилась и русские аристократы работали бы как Вронский, а не клянчили удобное место как Стива Облонский или как Левин не считали бы что техника, которая появилась на Западе не нужна и даже вредна России, а кре-стьянам не нужны ни школы, ни больницы, они бы не знали своей трагедии бегства, изгнания и эмиграции. Вот как важно особенно сейчас постараться понять о чём думал гениальный Толстой, чтобы люди учились у него понимать развитие общественного мышления, ещё задолго до того когда у них случаются катастрофы, тем более что это сразу же начинает отражаться на личной жизни каждого человека.

Очень сильно поменялась жизнь сегодня на всей нашей планете. Нигде нет гарантии, но семейная жизнь, особенно дети требуют security, которая теперь часто под вопросом. И как всегда это бывает в психологии мотивы нашего поведения глубоко скрыты, поэтому даже умнейшие люди часто не замечает причин своих поступков, этот чрезвычайно важный процесс для многих из нас остаётся не замеченным.

Процесс осознания нового всегда проходит через период раздумий и противоречивых дей-ствий, что можно видеть не только у нас, но и в поведении основных героев романа "Анна Каренина" при современном его прочтении, в котором, к великому сожалению, очень многие видят только любовную интригу, пропуская нечто гораздо более важное, включая бесчисленные экранизации самых престижных киностудий. Поэтому и образ Вронского в кино и театре всегда оставляет нас неудовлетворёнными, когда в действительности резко меняющиеся тогда внешние условия в сторону прогресса, неизбежно влекли за собой изменения общественного сознания, которое оказало сильное влияние на его личную жизнь. Он отказался от благополучного брака с молодой свободной женщиной из аристократического сословия Китти Шербатской и влюбился в замужнюю Анну Каренину, которая духовно задыхалась со своим законным мужем - высоким государственным чином.

Всегда остаётся незамеченным и такой интересный факт: когда уход от Каренина жены к другому мужчине стал достоянием общества, остановился его рост на службе. Видимо, самодержавная власть, которая его ласкала и продвигала наверх, отвернулась от него, потому что она исчезла у него в семье. Остро болезненная реакция Каренина в форме позора, как ему казалось, которая у него совершенно очевидно покрывала и вытесняла боль потери любимой жены, скорей всего была видоизменённой болью перемены его образа мышления, допущенного им самим незаметно для самого себя, как это обычно бывает под влиянием изменений общественного сознания, особенно в самом начале. В таких случаях поведение людей может быть проиворечивым. Противоречиво ведёт себя и Каренин тоже. Он продолжает как и прежде полностью оплачивать все счета Анны, включая даже те, которые она сделала, готовясь к поездке за границу со своим любовником, пытаясь удержать её таким образом отнюдь не силой. Дух нового времени коснулся его тоже, как он коснулся Вронского и Анны. Но это действие никогда не проходит просто. Одни это переносят тяжелей, другие легче. Тяжелей из них троих на это отреагировала Анна Каренина - она вообще погибла. Легче - Вронский. Он стрелялся, но всё-таки выжил. Ещё легче это перенёс Алексей Каренин, но всё-таки тоже достаточно тяжело (влияние новой жизни он воспринял в меньшей степени чем Анна и Вронский).

Но жизнь каждого человека неразрывно связана не только со всеми изменениями общества, в котором он живёт, но даже со всей нашей планетой, с космосом и даже со сменой времён. Это имеет прямую связь с нашим здоровьем, физическим и психическим. Так думал Карл Юнг. Так думал Л.Толстой. Каренин как бы был созвучен с Вронским и с Анной, потому что как и они он тоже воспринял влияние нового времени. Поэтому они трое как бы дополняли друг друга, отходя друг от друга, а потом возвращаясь друг к другу. Умирая Анна зовёт мужа и хочет, чтобы он и Вронский пожали друг другу руки. Они оба это делают без минуты колебания, при этом ещё Вронский чувствует себя виноватым перед Карениным. А потом Каренин удочеряет дочь Вронского, полюбив её всем сердцем, ранее возненавидев своего сына после того, когда он узнал об измене его жены. Эти трое соединяются какими-то невидимыми линиями, потому что они восприняли влияние нового времени, в отличие от большинства людей их круга.

Если бы Анна Каренина сумела бы только немного лучше понять себя и окружающих её людей, она бы не покончила собой и вернулась бы к своему законному мужу. Её уход к Вронскому был внешним проявлением перерождения её несвободной любви в любовь свободную.

Переход от состояния внутренней несвободы в состояние свободы мы совершаем и сейчас в разное время и по-разному. Но это никогда никому не даётся легко.

Мужчина и женщина, состоящие в интимных отношениях, могут иметь различчные названия: законные супруги, любовники, друзья и даже сексуальные партнёры, тогда уже совсем как в бизнесе. Эти отношения могут называться законным или гражданским браком, дружбой или как-нибудь ещё, но суть не меняется: обе стороны ожидают друг от друга одного и того же - понимания, заботы, верности и любви. Просто сейчас всё это как бы оголилось, сбросило с себя покровы условностей и стало ясно, что не все одинаково стремятся любить другого, многие бы хотетели чтобы любили сначала их.

Но возвращаемся обратно к Анне Карениной. Вот знаменитая сцена её встречи со своим сыном, ребёнком девяти лет. И здесь она сама Мать! Но она пришла к сыну секретно, перешагнув запрет мужа, отца ребёнка, во власти которого он находился. Она любила сына любовью эгоистичной, любовью наполовину, потому что ребёнку в равной мере нужны отец и мать. Она не знала, что новая подруга её мужа графиня Лидия Ивановна сказала Серёже, что его мама умерла. Нужно иметь очень злое сердце и совершенно низменную душу, чтобы такое сказать ребёнку. Вот кому доверил сына всеми уважаемый Каренин! Вот как он любил Серёжу и какую security он ему обеспечивал и как его мама не могла догадаться, поглощенная собой, что ребёнок в её отсутствие мог оказаться под влиянием ей совершенно неизвестным! Она ушла, но за её секретное посещение ребёнка заплатил сам ребёнок и дорогой ценой. Серёжа после этого заболел довольно тяжелым нервным срывом, который потребовал длительного лечения и оставил глубокий след в форме ненависти к маме, которую он очень сильно любил, поставив таким образом под угрозу его психическое здоровье на всю его последущую жизнь.

Только в конце перед своей гибелью Анна Каренина признаётся сама себе, что она сына поменяла на любовника. Толстой не судит её. У него она сама себя приговорила к высшей мере наказания. Невольно на ум приходит Достоевский. Но что Анна должна была понять раньше, чтобы предотвратить свою гибель? В научной психологии нет понятия глупец или подлец. В научной психологии есть понятия неадекватного поведения, неправильного мышления, эмоциональных проблем и т.д. При этом научная психология всегда ищёт реалистическую причину, потому что она всегда есть. Среди этих причин есть непреложный закон о том, что чувство рождается мыслью. Мы можем неправильно о чём-то или о ком-то подумать, а неправильная мысль родит неправильное чувство. И вот мы уже любим то, что мучает и разрушает нас. Так мы голосуем за тех, кто против нас, так мы устраиваем демонстрации за свою погибель.

Пусть каждый хорошо подумает обо всём этом, потому что каждый хочет хорошо жить. Но никто не может помочь в этом лучше Льва Толстого. Об истинных мотивах нашего поведения он не просто говорит, объясняя как правило, он это демонстрирует на живых примерах, заставляя нас не только понять это умом, но и ПОЧУВСТВОВАТЬ всей душой! Это невероятно, но Анна любит Серёжу от мужа, которого она не любит и не любит свою дочь от Вронского, которого она любит! Она запутана! Она потому и погибла, что была ужасно запутана! Своё несчастье она сделала себе своими руками. Как часто бываем запутаны мы! Но об о всех нас подумал Лев Толстой, находясь в своей усадьбе более ста лет тому назад.

Людмила ЧОРЕКЧЯН

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York