№ 491

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Мусор и ветер
Подмосковная Палестина
Ключи от гармонии
Еврейские пираты

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив
Криминальная Америка
Личности
Цивилизация: культура
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ

КЛЮЧИ ОТ ГАРМОНИИ

Ключи от гармонии

" …глаза, видя один цвет, требуют
гармонирующего с ним цвета"
Гете

Каждый цвет, как и каждый звук, определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, их непосредственным физиологическим влиянием на организм, а с другой – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Одни цвета возбуждают, а другие – успокаивают нервную систему.

До сих пор, на протяжении двух столетий, продолжает восхищать многих философов, физиков, искусствоведов, художников теория цвета великого немецкого поэта, мыслителя и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гете (1749 – 1832), впервые опубликованная в 1810 году. Сам Гете ценил эту работу (а он посвятил ей 20 лет) выше своего поэтического творчества. Исследуя проблему цвета не только как естествоиспытатель, но и как художник в самом широком смысле слова и исходя при этом из чувственно-наглядного метода познания, Гете пришел к выводу, что "цвет независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие… на душевное настроение". Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется прежде всего им самим, а не его предметными ассоциациями. "Отдельные красочные впечатления… должны действовать специфически и… вызывать специфические состояния". И далее, "отдельные цвета вызывают особые душевные состояния". Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Такое свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в "душевном состоянии", которые происходят при достаточно длительном воздействии на человека.

Опираясь на эти основные идеи психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на положительные, создающие бодрое, живое, деятельное настроение и отрицательные, порождающие неспокойное, тоскливо-тревожное самочувствие. К первым он относил желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный, а ко вторым – синий, красно-синий и сине-красный. Место, промежуточное между ними, Гете отводил "нейтральному" зеленому цвету, который способствует состоянию успокоения, умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по всей вероятности, и ассоциации: голубой цвет ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый – с зеленью, зелено-голубой с водою, оранжевый - с пламенем и т. д. Между прочим, интерес Гете к цвету проявился еще в детстве, а в дальнейшем все больше возрастал, получив отражение в художественном творчестве. Так, в "Годах странствий Вильгельма Мейстера" Гете рассказывает, как странник расспрашивает школьного надзирателя о том, почему ученики в его школах ходят в разноцветной одежде. Надзиратель ответил, что секрет прост. Ученики сами выбирают из большого числа разноцветной одежды, сшитой специально для них, те цвета, которые им нравятся. За этим выбором педагоги внимательно следят и делают выводы (изучают также динамику смены цвета одежды каждым конкретным учеником).

Как показали исследования физиологов и психологов, опирающиеся на теорию цвета Гете, при действии пурпурного, красного, оранжевого, желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс, а при действии цветов зеленого, голубого, синего и фиолетового возникает противоположная реакция. Результаты этих исследований побудили В. М. Бехтерева использовать эмоциональное действие цветов на психическое состояние душевнобольных в терапевтических целях. Полученные экспериментальным путем данные свидетельствуют о целебных свойствах определенных цветов и их сочетаний.

По наблюдениям и описаниям ряда выдающихся художников, красный цвет – возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный – очень богат ассоциациями; оранжевый цвет – веселый, жизнерадостный, пламенный, соединяющий радостность желтого с возбуждением красного; желтый цвет – теплый, бодрящий, веселый, привлекательный, несколько кокетливый; зеленый цвет – спокойный, создает приятное (уютное) настроение, очень богат ассоциациями; синий цвет – спокойный, серьезный, нежный, печальный, тоскливый, мирный, сентиментальный; фиолетовый цвет соединяет в себе эмоциональный эффект красного и синего цветов, в одно и тоже время притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть. Кстати, художники, для которых разнообразные цвета являются как бы строительным материалом в их творчестве, уже давно определили присущие этим цветам особенности.

Отсюда очевидно, следует, что одни произведения живописи способны возбуждать, а другие - успокаивать. Правда, это зависит не только от того, какие цвета и в каком сочетании представлены в том или ином произведении, но и от возрастных и индивидуальных особенностей человека, от его прошлого опыта, уровня духовного, нравственного развития, желания и умения разбираться в искусстве живописи. Люди, нуждающиеся в возбуждении своих эмоций, интеллекта и воли, могут получить поддержку от восприятия картин, в которых преобладают красные и оранжевые цвета. Что же касается людей, уставших от суетной жизни и ищущих душевного покоя, то им желательно ориентироваться на картины, в которых тон задают синий и голубой цвета.

Разумеется, само по себе умение художника подбирать краски разных цветов еще не приводит к созданию подлинных произведений живописи. Такое умение дано и ремесленнику. Настоящий художник должен вдохнуть в эти краски жизнь, свои переживания и раздумья, свое отношение к духовной стороне бытия. Размышляя о творческой деятельности художника, Гете писал, что художник должен быть "наделен одинаковым умением проникать как в глубь вещей, так и в глубь собственного духа и… соревнуясь с природой, творить нечто духовно органическое, придавая своему произведению такое содержание, такую форму, чтобы оно казалось одновременно естественным и сверхъестественным". При этом очень важно, чтобы художник был способен возвыситься до понимания идей…". Но не любых, а гуманистических, облагораживающих человеческую природу. В статье "Рейсдаль как поэт" Гете, рассматривая произведения выдающегося голландского живописца, подчеркивает, что в них удивительно умело сочетаются творческая сила и чистый разум, что каждое из этих произведений, радуя глаз, возбуждает внутреннее чувство, взывает к глубоким мыслям, будит воспоминания, выражает некую идею. Для Гете Рейсдаль - не только великий живописец, но и замечательный поэт, потому что его изображение "повествует", оно наполнено мыслями, оно одухотворяет природу человека.

Еще мыслители древнего Востока полагали, что существует связь между музыкой и цветом, что каждой ноте музыкального звукоряда соответствует свой цвет: семи основным нотам соответствуют семь основных цветов. Семь основных нот и семь основных цветов соответствуют семи основным энергетическим центрам человека, которые воздействуют на органы, расположенные вблизи этих центров. Например: красный цвет стимулирует высокую физическую активность, улучшает функции половых органов, звук – до; фиолетовый цвет улучшает структуру мозга, способствует выработке гормона мелатонина, омолаживающего организм и снимающего депрессию, нота – си. Древнеегипетские врачи предписывали носить одежду определенного цвета как средство исцеления от различных болезней. Древнеримский философ и врач Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. – ок. 50 н. э.), выписывая лекарство, обязательно учитывал его цвет: светло-фиолетовый, голубой, розовый и др. В частности, для лечения ран – черный, зеленый, красный или белый пластырь - в зависимости от типа раны. Великий Авиценна ставил диагноз по цвету кожи и мочи больного. Большой знаток человеческой натуры, он составил особый атлас, где описал зависимость между цветом, человеческим темпераментом и здоровьем человека. Авиценна считал, что яркий утренний свет (солнечный) способствует усвоению пищи. По его наблюдению, красный цвет вызывает оптимистическое настроение и усиливает ток крови (он укрывал своих больных красной тканью), желтый цвет излечивает печень, уменьшает боли и снимает воспаление.

Начиная с середины ХIХ века европейские врачи, вслед за врачами Востока, стали практиковать созерцание шедевров живописи как одного из лечебных методов. Так, в одной из крупных больниц Лондона провели эксперимент. Не только коридоры и холлы, но и больничные палаты клиники украсили разными по жанру и стилю картинами. Несколько лет спустя среди пациентов провели опрос и обнаружили, что 80% из них считают, что живопись улучшала их настроение и отвлекала от проблем со здоровьем. В другой клинике Англии попытались выяснить, как влияют шедевры живописи на пациентов отделения онкологии. Больных после предварительных тестов разделили на три группы: первая слушала музыку, вторую окружали картины, а третья проходила обычный курс лечения. Полученные данные показали значительное улучшение психологического состояния у больных, слушавших музыку и смотревших на полотна художников. В первой группе чувство подавленности и страха уменьшилось на 32%, во второй – на 18%. Но у тех пациентов, которые принимали лишь лекарства, настроение осталось прежним. Не менее интересны результаты, полученные в Австралии, в Королевском госпитале Аделаиды. Врач Дэвид Эванс провел ряд экспериментов, применив терапию искусством. Оказалось, что больным, получавшим лечебные "дозы" музыки или живописи, потребовалось обезболивающих препаратов меньше, чем прежде.

Научно-обоснованные цветотерапевтические методики стали появляться лишь в начале ХХ века. В 1903 году фарерско-датский ученый и физиотерапевт Нильс Рюберг Финсен (1860 – 1904) получил даже Нобелевскую премию за разработки в области физиологии и медицины, "в знак признания его заслуг в деле лечения болезней – особенно обыкновенной (туберкулезной) волчанки – с помощью концентрированного светового излучения, что открыло перед медицинской наукой новые широкие горизонты". Но в основном психо- терапевтические методики продолжали использовать только два цвета: красный и синий. В те времена лампой синего цвета облучали обнаженных "желтушных" (болевших гепатитом) младенцев, что, кстати, позволяло больше не делать им переливания крови (данный цвет проникал через кожу и разрушал излишний билирубин, который печень ребенка переработать сама не в состоянии). С помощью синего цвета лечили также бессонницу, подготавливали к перенесению боли (в частности, перед болезненными медицинскими процедурами и операциями), снижали кровяное давление. Благодаря темно-синему цвету подавляли раздражительность, а голубому – успокаивали. Уже в те годы установили, что на красных простынях легче переносятся скарлатина и оспа. Облучение красной или синей лампой облегчало ревматические боли, помогало при артрите.

В 70-е гг. ХХ века в одной из западноевропейских стран проводились специальные исследования о влиянии красного цвета на физическое состояние человека. Пригласили штангиста и попросили поднять и удерживать над головой штангу весом 100 - 125 кг ("околокритический" для данного штангиста вес). Перед ним повесили ярко красное полотно – так, что оно закрыло все поле его зрения. Результат был ошеломляющим. Он поднял эту штангу как перышко, без видимых усилий. Когда же повесили синее полотно – результат оказался противоположным: он не смог поднять эту штангу даже до пояса. Тот же эксперимент провели со многими атлетами-штангистами. Результаты были аналогичными. Пробовали и различные оттенки синего и красного, но они действовали уже слабее. Подобные эксперименты с цветом проводились западноевропейскими учеными и в родильных домах. Как только стены завешивали красными полотнами, палаты с новорожденными наполнялись детским плачем. Но когда красные полотна сменяли синими, в палатах воцарялась тишина. Причем результат оставался закономерным независимо от конкретного роддома и количества новорожденных малышей в палатах. Интересное исследование было проведено и в Чехословакии. Полностью обнаженного мужчину с датчиками на теле запускали в неосвещаемые никаким светом комнаты, в которых все предметы были окрашены в определенный цвет. Приборы показали, что весь организм этого человека дифференцированно реагировал на разные цвета в этих темных комнатах (то же – при полностью включенном освещении. А в Румынии врач Стефанеску-Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Согласно полученным данным, частота дыхания и пульса увеличивается при пурпурном, красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого, индиго и фиолетового пульс и дыхание замедляются. Физиологическое воздействие должно сводиться прежде всего к силе выразительности, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции.

Как известно, в электрическом свете отсутствуют многие цвета солнечного спектра, поэтому сам электрический свет может являться (или стать) источником многих заболеваний. Американский психолог и врач Джейкоб Либерман, исследуя влияние света на организм человека, занимался с двумя группами студентов-испытуемых. Первая группа работала при искусственном электрическом освещении, вторая – при естественном солнечном свете. У студентов первой группы возникли серьезные проблемы со здоровьем, в то время, как у их "солнечных" оппонентов восстановилась острота зрения, нормализовалось кровяное давление, повысилась работоспособность и успеваемость. По мнению Либермана, все болезни начинаются тогда, когда человек недополучает необходимое количество цветов солнечного света. Он не без основания утверждал, что солнечный свет способен заменить все лекарства. Сам Либерман с помощью цвета вылечил от рака, глазных болезней и сердечно - сосудистых заболеваний более 15 тысяч человек.

Выдающийся швейцарский психолог Макс Люшер (1923) разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностический цветовой тест, относящийся к "высокоэффективным проективным методикам" и предназначенный для "изучения ситуативного эмоционального восприятия личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям". Эта методика около полвека с успехом используется десятками тысяч педагогов, психологов и психиатров во всех странах мира. Данный цветотест (помимо теоретической базы) в окончательном виде был разработан на основе масштабных статистических исследований, позволивших выявить объективный характер психологических значений различных цветов. Словом, цветотест – это, несомненно, серьезный научный метод, позволяющий опытному специалисту непосредственно исследовать "глубинные тайны " психики пациента. В основе этого теста лежит выявление предпочтения, - иначе говоря, выбор цветовой последовательности как объективное отражение спектра соответствующих психоэмоциональных состояний испытуемого.

Согласно исследованиям ученых, использование на медицинских Интернет-сайтах синего цвета вызывает у пациентов ощущение отступления боли, успокоения (кстати, в современных клиниках всего мира весьма широко распространены синие халаты именно синего цвета. Красный цвет и его оттенки используются в web–дизайне для возбуждения клиентов). По поводу текстов Интернет-сайтов стоит отметить, что оттенки синего цвета стимулируют логическое мышление, в то время как оттенки красного цвета пробуждают эмоции. В одном и том же тексте сайта специалисты советуют использовать оба цвета (синий и красный) или их оттенки – окрашивая слова в них в зависимости от того, на что эти слова направлены. К примеру, розовый цвет сайта будит эмоции и воображение пациента (читателя), а пурпурный – укрепляет логические доводы. Игнорирование этой закономерности приводит к негативным последствиям. Так, один из мостов Лондона городская ремонтная служба опрометчиво покрасила в черный цвет. Позднее было замечено, что наибольшее количество самоубийств в городе случалось именно на этом мосту. После того как мост перекрасили в зеленый цвет, число самоубийств резко сократилось.

Немецкий врач и инженер Петер Мандель создал всемирно-известный прибор для лечения цветом. На Западе его можно купить в аптеках. Он так и называется – "аппарат Манделя". Внешне прибор похож на ручной фонарик (впрочем, и сущностью – тоже), только лампочка в нем сильно "утоплена" внутрь. В отверстие, расположенное перед этой лампочкой, вставляют круглый стеклянный стержень, торцы которого окрашены в какой-нибудь цвет (в стандартной комплектации есть стержни со всеми цветами спектра). Цветной луч, исходящий от прозрачного спектра, направляют на акупунктурную точку (биологически активную) на теле человека, отвечающую за тот или иной орган. Не вдаваясь в научные подробности, принцип действия аппарата можно описать так. Разные цвета – это волны разной частоты. Они могут влиять на баланс в "энергетическом теле" человека. Негативное воздействие неправильных лекарств, питания, отрицательных эмоций, плохой экологии начинается, как правило, с того, что неблагоприятные факторы "атакуют" клетки организма электромагнитными колебаниями не свойственной им частоты. Клеткам это "не нравится", и они начинают давать сбои в работе – принимать и передавать ошибочную энергоинформацию. В организме воцаряется энергетическая анархия. Но нарушенный энергетический баланс можно восстановить. Концентрированные лучи того или иного цвета безболезненно проникают сквозь кожу через специально выбранные акупунктурные точки на теле. Таким образом, Мандель нашел способ с помощью различных цветов "подправлять" информацию, которую мозг передает клеткам (но сначала надо "подправить" сам мозг). Эту процедуру автор назвал гармонизацией. Исследования Петера Манделя показали, что, в частности, болезни, связанные со стрессами и приводящие к психическим и органическим нарушениям, могут быть устранены с помощью регулирования энергоинформационного потока. По его убеждению, любое лечение надо начинать именно с этого. Теперь при наличии аппарата Манделя на это не требуется много времени.

Трудно переоценить роль настоящей живописи, как и музыки, в духовном, нравственном оздоровлении людей. Не об этом ли свидетельствует творчество Рафаэля (1483 – 1520), одного из величайших художников эпохи итальянского Возрождения. В его произведениях нет ничего странного, таинственного и загадочного. В них все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил идеал прекрасного человека. Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение, особенно в его гениальном творении "Сикстинская Мадонна". Еще в ранний период своего творчества Рафаэль неоднократно обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к совершенству, к божеству, в преобразовании человеческого в божественное.

"Сикстинская Мадонна" была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пъяченце, городе, который расположен на южном берегу реки По, к юго-востоку от Милана. Папа римский Юлий II (1443 – 1513), будучи еще кардиналом, собирал средства, нужные для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста – Папы римского Сикста II, принявшего мученическую смерть в 258 году, в годы преследования христиан при императоре Валентине, и Святой Варвары - христианской великомученицы, которую в 306 году после жестоких пыток (бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей) обезглавили за то, что она,отрекшись от языческой веры отцов, перешла в христианство.

С первого же взгляда "Сикстинская Мадонна" потрясает и завораживает своей неземной красотой и божественной одухотворенностью. Кажется, что только что раздвинулся занавес и перед зрителями открывается небесное видение – ступающая по облакам Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. С благоговением и нежностью Мадонна прижимает к груди приникшего к ней маленького сына. Ни мать, ни дитя нельзя представить отдельно друг от друга, их существование возможно только в нерасторжимом единстве. Мария – заступница человеческая – несет навстречу людям своего сына. В ее одиноком шествии выражена вся та скорбная и трагическая жертвенность, на которую обречена Богоматерь. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом, и правой рукой Иисуса. Серьезно и печально смотрит она куда-то вдаль. Взгляд ее полон тревожного предвидения трагической судьбы сына, а он беспокойно всматривается в мир, в его не по-детски суровых глазах виден отблеск надвигающихся бед. Н. П. Огарев (1813 – 1877) – русский поэт и публицист, ближайший друг А. И. Герцена – говорил о Рафаэле: "Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность". Слева от Мадонны с сыном божьим изображен Папа Сикст II, восторженно созерцающий чудо, а его протянутая к нам, зрителям, рука красноречиво подчеркивает главную идею картины – явление Богоматери людям. Справа - Святая Варвара с потупленным взором выражает покорность и благоговение. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу – Мадонне и ее младенцу. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность. Безупречная гармония и динамичное равновесие композиции, тонкий ритм плавных линейных очертаний, естественность и свобода движений составляют неотразимую силу этого цельного, прекрасного образа. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской Мадонны. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу.

Многие деятели культуры восторженно отзывались о творчестве Рафаэля и прежде всего о его "Сикстинской Мадонне". Карло Маратти (1625 – 1713) – известный итальянский художник и архитектор – так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил". Видевший Сикстинскую Мадонну в Дрезденской галерее еще в 1754 году виднейший немецкий историк-искусствовед, стоявший у истоков изучения античного искусства и археологии, Иоганн-Иоахим Винкельман (1717 – 1768), дал ей не менее восторженную оценку: "В королевской галерее в Дрездене ныне среди других сокровищ заняло достойное место творение, принадлежащее кисти Рафаэля. Пойдите, посмотрите на эту мадонну, на ее полное невинности и в то же время исполненное не просто женского величия лицо, на ее одухотворенную позу… на величественный и благородный контур ее фигуры". А когда полтора десятка лет спустя слова Винкельмана попались на глаза некоему юному студенту, тот незамедлительно отправился из Лейпцига в Дрезден. "Это целый мир, - восторженно напишет он, - великолепный красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, даже если бы он не создал ничего другого, бессмертным". Студента звали Иоганн Вольфанг Гете. Позднее его великий ум не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать".

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский (1821 – 1881) видел в "Сикстинской Мадонне высшую меру человеческого благородства, высочайшее проявление человеческого гения. Жена Достоевского в своем дневнике записала: "Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую Мадонну". А замечательный русский поэт и переводчик В. А. Жуковский (1783 -1852) говорил о "Сикстинской Мадонне", как о воплощенном чуде, как поэтическом откровении и утверждал, что создана она не для глаз, а для души: "Час, который я провел перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Это не картина, а видение; чем дольше глядишь, тем сильнее уверяешься, что перед тобой что-то неестественное происходит… И это не обман воображения: оно не обольщено здесь ни живостью красок, ни блеском наружным. Здесь душа живописца без всяких хитростей искусства, но с удивительной легкостью и простотою передала холстине то чудо, которое во внутренности ее свершилось. Занавесь раздвинулась, и тайна небес раскрылась глазам человека…". Назвав рафаэлевскую мадонну "небесной мимоидущей девой", Жуковский обратил внимание на поразительную особенность этой картины: "В богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается". Восхищался "Сикстинской Мадонной" и К. П. Брюллов (1799 – 1852), выдающийся русский художник, живописец, монументалист. В галерее Дрездена он часами простаивал у "Сикстинской Мадонны" и восторженно писал: "Рафаэлева Мадонна, на которую чем больше смотришь, тем более чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, переполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем…". А другой выдающийся русский художник, автор грандиозного полотна "Явление Христа народу" А. А. Иванов (1806 – 1858) многократно копировал картину Рафаэля и мучился от невозможности полностью повторить оригинал, приблизиться к совершенству. В восторге от "Сикстинской Мадонны был и знаменитый русский живописец и рисовальщик, художественный критик И. Н. Крамской (1837 – 1887). В письме жене он признавался, что только в оригинале заметил многое такое, что незаметно ни в одной из копий: "Это что-то почти невозможное… Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания… откроют действительно исторические черты обоих этих лиц…и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится ее роль". Так немеркнущая красота подлинно великих произведений искусства воодушевляет и в последующие века лучшие таланты и умы.

В чем же бессмертие "Сикстинской Мадонны"? Очевидно, в том, что Рафаэль превратил традиционную тему мадонны с младенцем в высокую оптимистическую трагедию: мать несет своего сына - самое дорогое, что у нее есть – человечеству, предчувствуя вместе с ним его трагическую судьбу и одновременно сознавая необходимость и оправданность жертвы. Еще великий Аристотель утверждал, что оптимистическая трагедия "очищает" человека, побуждает его волю к борьбе за идеал, к самопожертвованию и героическим поступкам. В оптимистической трагедии даже смерть служит жизни. Не в этом ли суть "Сикстинской Мадонны" Рафаэля? Вызывая у людей состояние катарсиса, она служит для них необычайно ярким примером (не на словах, а на деле) подлинного человеколюбия и самоотверженной готовности отказаться от личного счастья ради их спасения…

В целебных свойствах живописи можно убедиться и на примере творчества Марка Шагала. Будучи уже известным художником, он продолжал искать, по его словам, "какую-то особую краску, которая рассыпается, как звезда с неба, и оседает светло и прозрачно, как снег, на наших крышах…." И когда он нашел ее, то всю щедро потратил на пробуждение в людях одухотворенного отношения к жизни. Не берусь сравнивать Шагала с Рейсдалем (любое сравнение все-таки хромает), но нет оснований сомневаться в том, что и Шагал умел взывать (еще как умел!) к нашему внутреннему чувству, руководствуясь при этом идеями Любви, Добра и Красоты, которые плодотворно питали его творческую деятельность.

Когда в 1993 году в "Музеон Исраэль" в Иерусалиме и в музее художника Мане Каца в Хайфе демонстрировалась выставка графических работ Шагала, для многих любителей живописи (а среди них в большинстве своем оказались репатрианты из бывшего СССР), это стало настоящим праздником. Волшебный мир витебского чародея живописи заворожил их, пробудил светлые чувства и мысли, ощущение духовного, нравственного обновления. Один из моих хороших знакомых – репатриант Аркадий М., восторженно делился своими впечатлениями: "Творчество Шагала потрясло меня. Оно одухотворяет и возвышает, вселяет веру в торжество добра над злом, лечит от ностальгии. Я унес с этой выставки что-то доброе, человеческое, нечто такое, что делает нашу жизнь – жизнь бывших советских людей - в нелегких условиях адаптации к израильской действительности – более значимой и интересной.

В чем же секрет магического воздействия картин Марка Шагала на сердца и умы людей? Представляется, что ответ на этот вопрос дает сам великий мастер: "В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству, Цвет Любви. В этом цвете я различаю все те качества, которые дают нам силы совершать что-либо в любой из областей. Я часто спрашиваю себя, откуда иногда в человеке, частице такой грандиозной природы, столько жестокости? Я спрашиваю себя, как это может быть, когда рядом есть Моцарт, Бетховен, Шекспир, Джотто, Рембрандт, и столько других?. Ключи от гармонии и счастья нужно искать в самих себе. Мы держим их в собственных руках. Все, что я пытался сделать, - слабая попытка бросить вызов жестокости. Искусство, которым я занимаюсь с детства, научило меня тому, что Человек способен ЛЮБИТЬ, тому, что Любовь может его спасти".


И. ЮДОВИН.
Для "РА NY"

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2015 Russian America, New York