НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

РИФЫ МОГУТ ИСЧЕЗНУТЬ НАВСЕГДА

Кораллы Большого Барьерного рифа, Википедия

Кораллы Большого Барьерного рифа, Википедия

Большой Барьерный риф (далее ББР) – одно из семи чудес природы и национальная гордость Австралии – был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1981 г.

Коралловые рифы получили прозвище «морские тропические леса» и за свою яркую красоту, и за выдающееся биоразнообразие. ББР населяет 1500-1600 видов рыб, 411 видов твёрдых кораллов из 60 родов и 150 видов мягких кораллов, 4000 видов моллюсков, 800 видов иглокожих (включая морские огурцы), 500 видов водорослей, 1500 видов губок, ок. 240 видов птиц и не менее 30 видов китов и дельфинов. Шесть из семи существующих в мире видов морских черепах обитают в ББР. Только здесь живут дюгонь («морская корова») и большая зелёная черепаха (Raine Island), которым угрожает исчезновение (проблемами сохранения этой черепахи интересовался и король Карл III в бытность принцем Уэльским). Риф также важный район для отёла горбатых китов.

В состав ББР входит ок. 2500-2900 отдельных рифов различных размеров и форм и 940 островов – от небольших песчаных рифовых островов и более крупных с растительностью на них до крупных скалистых островов, возвышающихся, в одном случае, более чем на 1100 м над уровнем моря. Рифы Австралии находятся примерно в 30 км от береговой линии.

ББР – самое большое сооружение из живых организмов на Земле. Он протянулся более чем на 3000 км (2000 км – вдоль побережья Квинсленда) и виден даже из космоса. Его площадь – 348.000 кв. км. ББР возник и рос на континентальном шельфе в течение последних 15-20.000 лет.

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ

ББР страдает от ряда естественных воздействий – циклоны, эпидемии морских звёзд «терновый венец» и внезапные большие притоки пресной воды в результате экстремальных погодных явлений. Страдает и от деятельности человека: от туризма, судоходства и развития прибрежных районов, включая строительство и эксплуатацию портов.

Ущерб приносят загрязнение, чрезмерный вылов рыбы, разрушительные методы рыболовства с использованием динамита или цианида, сбор живых кораллов для аквариумного рынка, добыча кораллов для строительных материалов и потепление климата.

Туризм играет важную роль в причинении вреда рифам. ББР посещает до двух миллионов человек в год, что вносит немалый вклад в местное, региональное и национальное развитие. Но туристическая деятельность (подводное плавание, дайвинг и парусный спорт) плохо управляема – и она несёт вместе с собой серьёзную угрозу дикой природе. Косвенное воздействие туризма, связанное с отходами, загрязнением и неустойчивым использованием природных ресурсов, также имеет значение.

Только в 2009-11 гг. компания Queensland Nickel сбросила в район ББР 516 тонн токсичных сточных вод, насыщенных нитратами. В июне 2012 г компания заявила, что намерена непрерывно в течение трёх месяцев спускать сточные воды, «по крайней мере, в 100 раз превышающие допустимый максимальный уровень токсинов, включая тяжёлые металлы и другие загрязняющие вещества».

В докладе ЮНЕСКО за 2012 г. выражалась «крайняя озабоченность» быстрыми темпами развития прибрежных районов в Австралии; особо выделялось строительство заводов по производству сжиженного природного газа в Гладстоне и на о. Кертис. ЮНЕСКО особенно не рекомендовала строить новые порты в Таунсвилле, Эббот-Пойнте, Маккей/Хэй-Пойнте и Гладстоне.

Но правительство Квинсленда в 2014 г. представило Законопроект о портах. Это строительство чревато выбросами в океан миллионов тонн отходов от дноуглубительных работ и захоронения отходов. После циклона «Дебби» в 2017 г. порт Эббот-Пойнт выпустил в лагуну воду с осадками, в восемь раз превышающими допустимые нормы.

Качество воды впервые было определено как угроза ББР в 1989 г. Тридцать крупных рек и сотни небольших ручьёв несут в океан стоки химкомбинатов, городов и сельхозферм (которые используют удобрения – это та же химия). Один их основных загрязнителей Рифа – медь, которая препятствует развитию коралловых полипов. Паводковые наводнения приносят с собой в океан много азота и фосфора. С момента внедрения европейских методов ведения сельского хозяйства в Австралии загрязнение океана илом увеличилось на 800%, а загрязнением неорганическим азотом – на 3000%.

По состоянию на 1995 г. видимость воды рифов в Австралии уменьшилась до 10 метров. Из-за сбросов в океан около 700 из 3000 рифов находятся под угрозой уничтожения.

Беда не приходит одна. Как известно, лес снижает уровень весенних паводков и наводнений, а летом благодаря лесам реки оказываются более полноводными. Леса способны регулировать речной сток, предотвращая пересыхание рек, защищают водоёмы от загрязнения и заиления за счёт снижения скорости и величины поверхностного стока. Отсутствие леса приводит к водной эрозии почв. Поэтому промышленное развитие прибрежных районов, утрата прибрежных водно-болотных угодий (которые действуют как естественный фильтр при загрязнении) и вырубка леса усугубляют экологические проблемы. Так, только в 2012-16 гг. в Австралии было вырублено 596.000 гектаров леса в зоне водосбора ББР.

Стоки, содержащие удобрения, увеличивают количество фитопланктона, необходимого личинкам морских звёзд «терновый венец» для питания. Удвоение содержания хлорофилла в воде приводит к десятикратному увеличению выживаемости личинок этих морских звёзд. «Терновый венец» – хищник, который охотится на коралловых полипов. Забираясь на кораллы, звёзды выдавливают над ними свой желудок и выделяют пищеварительные ферменты, поглощая ткани кораллов. Отдельная взрослая особь этого вида может съесть до 6 кв. м живого рифа за один год. Крупные вспышки численности этих морских звёзд могут опустошать рифы. Когда на площади в один гектар насчитывается более 30 взрослых морских звёзд – это эпидемия.

Морские звезды Австралии. https://www.inokean.ru/

Первая известная эпидемия этих звёзд в Австралии произошла в 1960-х годах. На Рифе произошло три крупных вспышки численности «тернового венца»: в 1962-76 гг., 1978-91 гг. и в 1993-2005 гг., а четвёртая началась в 2009 г.

ЗАКОНЫ ОБ ОХРАНЕ

Большая часть ББР – 344.400 кв. км – входит в Федеральный Морской парк GBR [The GBR Marine Park]; к нему примыкает GBR Coast Marine Park. Около половины из 900 коралловых островов Австралии объявлены «национальными парками».

Национальный морской парк. Большой Барьерный риф в Австралии https://zapovedniki-mira.com/

Ещё в 1975 г. в Австралии был принят Закон о Морском парке ББР. В 1985 г. Австралийский институт морских наук (AIMS) начал мониторинг Рифа. В 1999 г. был принят Акт о защите окружающей среды и биоразнообразия; в 2004 г. – Акт о морских парках; в 2007 и 2008 гг. были внесены поправки в закон 1975 г. Теперь закон предусматривает «долгосрочную защиту и сохранение… региона ББР»

В «основные [core] охраняемые территории» сейчас входит 115.000 кв. км Рифа: они подчиняются правилам ‘no-take’ и ‘no-entry’. Около 30% прибрежной зоны ББР отданы сейчас «традиционным владельцам» (аборигенам).

Но всего этого недостаточно. Рифы Австралии гибнут. Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле говорила: «ББР – хрупкая жемчужина всемирного наследия. В течение многих лет ЮНЕСКО не переставала предупреждать мир о риске того, что этот объект навсегда потеряет свою универсальную ценность. Мы предложили несколько конкретных мер, которые представляют собой дорожную карту для решения проблемы».

В марте 2022 г. совместная миссия ЮНЕСКО и МСОП отправилась к ББР, чтобы ещё более подробно изучить риф. В своем отчёте эксперты подтвердили, что из-за угроз, связанных с загрязнением, чрезмерным выловом рыбы и повышением температуры моря, перспективы ББР вызывают беспокойство. ЮНЕСКО перечислило десять точно определённых действий, которые должны предпринять австралийские власти.

В июле 2022 г. Одри Азуле встретилась с новым премьер-министром Австралии Энтони Альбанезе и напомнила о необходимости безотлагательных действий. Затем последовала дискуссия между экспертами ЮНЕСКО и властями Австралии с целью разработки плана реализации десяти приоритетных мер, включая затраты и сроки.

6 июня 2023 г. ЮНЕСКО приветствовало решение Австралии принять срочные новые меры по защите ББР, рекомендованные ЮНЕСКО. Правительство Австралии официально закрепило свои обязательства в письме на имя Одри Азуле, пообещав инвестиции в размере 4,4 млрд долларов для защиты рифа.

К концу 2024 г. предполагается создать запретные для рыболовства зоны на одной трети ББР, а к 2027 г. полностью запретить лов рыбы жаберными сетями; к 2025 г. предполагается улучшить качество воды за счёт значительного сокращения сбросов загрязняющих веществ фермерами и промышленниками.

Ещё 29 апреля 2018 г. правительство Австралии объявило о выделении 500 млн долларов на защиту рифов. Но эксперты говорят, что для спасения ББР требуется 1 млрд долларов ежегодно. Деньги требуются на уменьшение загрязнения воды и на меры по борьбе с изменением климата.

ББР находится в кризисе и может исчезнуть к 2050 г. [ЮНЕСКО предупредила, что коралловые рифы перестанут существовать к концу века, если выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне.] Что будет, если ББР погибнет? Колоссальный ББР строился 20.000 лет! Исчезновение коралловых рифов на нашей планеты может привести к эффекту домино массового уничтожения видов.

ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ КОРАЛЛОВ

Самую большую угрозу для ББР и коралловых рифов во всем мире представляет собой изменение климата. Изменение климата вызвано глобальными выбросами парниковых газов – таких как двуокись углерода – в результате сжигания ископаемого топлива (уголь, нефть и природный газ). С «парниковым эффектом» связанны повышение температуры морской воды и увеличение кислотности морской воды.

Почему происходит обесцвечивание кораллов? Кораллы находятся в симбиотических отношениях с крошечными морскими водорослями, называемыми «зооксантеллами», которые живут внутри кораллов и питают их. Когда температура поверхности моря повышается, кораллы вытесняют («выгоняют») разноцветные водоросли наружу. Потеря водорослей (которые и окрашивают кораллы в разные цвета) приводит к обесцвечиванию и побелению кораллов.

Обесцвечивание и побеление кораллов. https://www.techinsider.ru/

Обесцвеченное состояние может длиться до шести недель, и слегка обесцвеченные кораллы могут восстанавливаться, если температура воды упадёт (и водоросли вернутся), но сильно обесцвеченные кораллы гибнут.

Учёный-рифовед Терри Доун предсказал, что повышение глобальной температуры на один градус Цельсия приведёт к обесцвечиванию 82% ББР, на два градуса – 97%, а на три градуса – к «полному опустошению» (общая гибель кораллов).

От 50 до 60% из 900 рифов в северной части ББР уже мертвы или умирают. Подводные фотографии подтвердили всю серьёзность проблемы – когда-то красочные рифы белоснежны. По другим данным, в некоторых местах ББР уже погибло до 80% рифа.

Всего на ББР произошло пять случаев массового обесцвечивания – в 1998, 2002, 2016, 2017, 2020 и 2022 гг. Последние два были не такими серьёзными с точки зрения гибели кораллов. Но к 2020 г. от обесцвечивания пострадало более 70% коралловых рифов по всему миру. В начале 2023 г. ББР пережил ещё одно массовое обесцвечивание.

Летом 2018 г. обесцвечивания на ББР не произошло, что помогло некоторым обесцвеченным кораллам начать процесс восстановления. Для полного восстановления кораллов требуется около 10 лет, а у них просто нет такого времени.

Люди впервые заметили обесцвечивание кораллов в 1980-х годах. Уже в 1990-е предсказывали, что именно изменение климата уничтожит риф. Джон «Чарли» Верон, широко известный как «Крёстный отец кораллов», говорил об этом и в лекции 2009 г. под названием «Большой Барьерный риф находится в камере смертников?» в Королевском обществе в Лондоне, где его представил публике ветеран британского натурализма сэр Дэвид Аттенборо.

Где-то от четверти до трети всех морских видов повсеместно проводят часть своего жизненного цикла в коралловых рифах. С уничтожением рифов связано и уничтожение этих видов. «Это экологический хаос, это экологический коллапс», – говорит Вернон. Массовые обесцвечивания и перспектива потери ББР стали тревожным сигналом для всего мира в связи с изменением климата. Это сирена воздушной тревоги. Даже если люди прекратят сжигать ископаемое топливо прямо сейчас, океаны будут продолжать нагреваться ещё как минимум два десятилетия. «Это начало планетарной катастрофы», – говорил Вернон CNN.

Тем не менее, люди пытаются что-то сделать. В частности, одна из стратегий, направленных на спасение коралловых рифов, включает селективное разведение устойчивых к температуре штаммов кораллов.

Австралийский институт морских наук предложил программу «вспомогательного потока генов» для спасения рифов. Кораллы с лучшей термостойкостью (что является у кораллов наследственной чертой) отбираются для выращивания в лабораторных условиях, а затем расселяются в океане. Эксперимент с 90 родительскими особями из трёх частей рифа позволил вырастить 7.500 потомков. Их подвергли воздействию температуры до 2°C и соответствующего уровня CO2: гибридное потомство демонстрирует лучшую устойчивость к жаре. Многие из этих кораллов выжили: это говорит о том, что надежда не потеряна. Учёные, правда, не смогут работать со всеми 600 видами кораллов; работа возможна только с 20 видами, которые выполняют функциональные роли здорового рифового сообщества. Эти виды скрещиваются с одинаковыми или разными штаммами.

Учёные на деньги правительства также смогут создать своего рода банк семян для кораллов, чтобы сохранить их.

Тем же занимаются и в Морской лаборатории Моут в Сарасоте, Флорида. В питомнике центра на подводных пластиковых решётках растёт 46.000 кораллов. К настоящему моменту центр восстановил более 70.000 кораллов пяти различных видов на повреждённых рифах в США.

В эволюционной истории кораллы насчитывают 400 млн лет, и с каждым глобальным изменением температуры на Земле кораллы адаптировались, но никогда так быстро, как сегодня.

В геологическом прошлом было шесть крупных вымираний коралловых рифов: они были практически уничтожены. Всё это было связано с чрезмерной жарой и закислением океана. Коралловые рифы всегда возвращаются, но для этого требуются десятки тысяч лет.

ЛЕОНАРДО ДИ КАПРИО

В сентябре 2016 г. Леонардо Ди Каприо выступил на конференции «Наш океан» в Вашингтоне, рассказав о своей обеспокоенности по поводу серьёзного обесцвечивания кораллов ББР и призвав политиков к более решительным мерам в связи с изменением климата.

«Более 600 миль рифа, ранее изобиловавшего жизнью, опустошены. Мы наблюдаем аналогичные эффекты по всему миру, на Гавайях, во Флориде, на Мадагаскаре и в Индонезии», – сказал он.

Во время съёмок документального фильма «Перед потопом» [Before the Flood, 2016] об изменении климата на Багамах «у него перехватило дыхание» от обесцвечивания кораллов: «Ни одной рыбы в этом месте, бесцветный призрачный коралл, абсолютное кладбище».

Почти четверть кораллов ББР всё же мертва, и ученые сомневаются, что на данный момент возможно его полное восстановление. И изменение климата продолжается, а вода становится теплее. В ответ на выступление Ди Каприо заместитель премьер-министра Квинсленда Джеки Трэд пригласил его приехать и лично увидеть риф. Но экологи призвали актёра посетить риф «в менее политически предвзятом контексте». Организация поездки обошлась в $54.000. Американская пресса между тем сомневалась в том, что Ди Каприо сможет спасти ББР – «несмотря на его огромную власть и влияние». Мировой общественности давно стало понятно, что правительство Австралии «неохотно решает проблему последствий изменения климата для рифа». Если политики не прислушаются к обладателю «Оскара», то разве они вообще кого-нибудь послушают? – вопрошала пресса в 2016 г. Между прочим, власти Австралии звезду не послушали. Больше Ди Каприо о ББР не заикался, делая весьма немало в других экологических проектах. Он пожертвовал на экологию $100 млн. Мало кто в мире на такое способен.

В феврале 2018 г. Ди Каприо поддержал план по созданию огромного океанского заповедника на Сейшельских островах, помогая погасить часть суверенного долга этой страны. В 2008 г. Сейшелы объявили дефолт по своим долгам. В обмен на погашение долга правительство Сейшел обязалось заняться охраной природы.

В обмен на выплату 16 млн ф. ст. из непогашенного государственного долга в размере 290 млн ф. ст. Сейшельские острова сделали треть своей морской акватории заповедником. Это 81.000 кв. км – район размером с Англию и Уэльс вместе взятые. Здесь стали запрещены рыболовство, разведка и разработка нефти. Актёр вложил $1 млн (715.000 ф. ст.) в историческую сделку. Он сказал: «Эти усилия помогут народу Сейшельских островов защитить свой океан для будущих поколений и послужат образцом для будущих проектов по сохранению морской среды во всем мире».

***

В мире 500 млн человек зарабатывают на жизнь за счёт рыболовства и туризма на рифах. Коралловые полипы даже дают надежду на новые лекарства для лечения рака и других болезней.

Чтобы сохранить рифы, необходимо создать больше национальных парков в океане, где рыбалка, добыча полезных ископаемых и отдых запрещены. Земные океаны также являются крупнейшими поглотителями углерода в мире, сохраняя углекислый газ в водорослях, растительности и кораллах. ББР представляет также значительную экономическую ценность. Его общая экономическая стоимость оценивается в $56 млрд (AUD), с ежегодным вкладом в национальную экономику в $6,4 млрд и созданием 64.000 рабочих мест. Необходима новая экономическая модель, в которой кораллы рассматриваются как актив, требующий защиты.

Главное, от чего зависит будущее ББР, – будут ли правительства во всем мире придерживаться и улучшать меры по сокращению выбросов парниковых газов. Но на это надежды очень мало.


Мстислав КНЯЗЕВ,
Москва.
Писатель, журналист.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх