НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ДЛИННОЕ, ДОЛГОЕ ВОСТОЧНОЕ СТРАНСТВИЕ

Итак, мы стартовали!

Наш самолёт China Southern Airline отбыл из Шереметьево в восточном направлении. Наша птица отправилась в дальний полёт! Мы ещё не знали, что нам уготован совершенно неожиданный сюрприз. Наш маршрут – в Сингапур с пересадкой в Гуанчжоу. И вдруг выясняется, что у нас будет ещё дополнительная посадка в Урумчи для дозаправки. С одной стороны, усложнение и без того трудного перелёта, а с другой – можно хоть с самолёта кое-что разглядеть в ещё одном месте планеты. Мы же путешествуем!

А мне особо это интересно – я жила в Алма-Ате, и у нас за горами этот Синьцзян-Уйгурский район Китая. Там притесняли уйгур, и они бежали в Казахстан. У нас в городе было радиовещание на уйгурском языке, был уйгурский театр. Мы их очень жалели.

На самом деле впечатление от местности, где расположен Урумчи, потрясающее – кругом скалистые горы, покрытые снегом, видны замороженные снежные лавины. И город запрятан глубоко в моём любимом Тянь-Шане. Но каков город! Большой, с небоскрёбами! Он значительно вырос за счёт переселения туда китайцев – хотели сделать район с традиционным китайским укладом жизни, с традициями. Но уйгуры мусульмане, они не ассимилируются.

Там мы прошли паспортный контроль и благополучно, отбыли в Гуанчжоу, бывший Кантон, – огромный город с 10-миллионным населением, третий по значимости в Китае (после Пекина и Шанхая).

ГУАНЧЖОУ

Аэропорт, конечно, впечатляет. И вокруг него целые комплексы ультрасовременных зданий, окружённых цветочными красотами. Нас повезли через город к отелю, и мы видели огромный современный город с множеством высотных зданий. И, конечно, впечатляют дороги, развязки – часто трёхуровневые, плотность автомобильного потока. Но в пробку мы не попали, не знаю, как на самом деле обстоят дела при таком невообразимом количестве не только машин, но и мотоциклов. Нас привезли в гостиницу старого типа, – как оказалось, очень похожую на приличные советские. К сожалению, мы вынуждены были провести остаток дня в районе, где располагался наш отель. Уже темнело, и мы боялись не найти потом дорогу в отель, название которого написано по-китайски. Я смотрела и думала, что это просто какой-то замысловатый орнамент. Все вывески в иероглифах, трудно для нас точно запомнить все маршруты… Договориться с таксистом тоже невозможно. Очень жаль.

Но и в этом районе зданий много высоких, современных, разнообразных. Все, конечно, облеплены рекламой – очень яркой, мигающей беспрерывно. Одно здание всё целиком было завешано длинными слоганами на лентах. Движение на улицах очень интенсивное, светофоров мало, очень много бесстрашных мотоциклистов. Люди сбиваются в кучки и идут под колеса машин, вынуждая их останавливаться. Было страшновато переходить.

На уличной эстраде выступали какие-то молодые люди, и вокруг собралось много молодёжи, всё очень шумно. Вообще я поняла, что они организуют импровизированные эстрады – надувают свои цветные арки в считанные минуты. И тут же собирается толпа. Возникает мысль о том, что там люди чувствуют себя более свободно, чем у нас: торгуют, где хотят и чем хотят, играют на музыкальных инструментах, устраивают какие-то выступления, – в общем, делают, что им нужно. Может быть, так только кажется, мы же не знаем на самом деле, какие там правила. Но видели мы именно такую картину самодеятельной активности.

Толчея, очень много народу на рынке, где торгуют в основном овощами и фруктами – полно всяких непонятных экзотических плодов. А мандарины сложены в огромную кучу и смотрятся очень симпатично, поскольку они все с веточками в листиках, как будто они с бантиками. Вообще торговля такая, что в некоторых местах трудно пройти по улице. Особо удивило то, как продают всякую мелкую электронику: прямо на асфальте разложена полиэтиленовая плёнка, и на ней валяются в изобилии разные смартфоны, айфоны, наушники, часы, радиоприёмники и другие штуковины, чьих названий мы не знаем. И люди копаются в этой горе, что-то с умным видом выбирают.

Вечером город сияет множеством разноцветных мигающих огней, всё суетно, шумно, и кажется, что как-то празднично. Кажется, что этот город не затихает никогда.

А вот в гостинице, стоящей на отшибе, в окно нашего номера со стороны двора открывается неожиданный, прямо-таки диковинный вид – на поле. Видно, как крестьяне возделывают растения – не видно, что там растёт (может быть, рис?). Но меня поразило то, что работы продолжались и ночью: люди быстро передвигались по полю, освещая свой фронт работ довольно мощными фонарями, закреплёнными на обруче на голове. Так что от их лбов исходило сильное свечение, но не нимбом, как у святых, а как у деловых первопроходцев – направленным лучом.

Они двигались в полной темноте, как какие-то светлячки, иногда встречались, как приятели, иногда пересекались. Представляю, как они там во тьме двигаются и трудятся. Очень утомительно, наверное.

С грустью покидаем Гуанчжоу, погуляв в основном только по его окраине… Правда, важно то, что нас долго везли к отелю, как показалось, через центр, и по дороге мы много чего интересного увидели. В общем, всё-таки у меня сложилось некоторое представление. Общий вид с борта самолёта дал нам масштаб – огромный город! – а длительный проезд через центр и прогулка по окраине – яркую конкретику.

ПРИБЫТИЕ В СИНГАПУР.

Наконец-то мы «в бананово-лимонном Сингапуре», о котором так сладко пел Александр Вертинский! Это огромный – пятимиллионный – город, который выглядит очень живописно современным с борта самолёта!

Жаркий солнечный день. Мы с помощью очень приятного интеллигентного человека водрузились в метро и на открытой линии (с двумя пересадками!) добрались до Марина Бэй, где, по словам нашего туроператора Карины, должно стоять наше судно «Коста Классика». Мы попали на прекрасное место. Гавань окружена шикарными небоскрёбами, вдалеке виден знаменитый памятник льву с рыбьим хвостом – символ Сингапура, «Города Льва».

Мы поснимали красивую бухту, но меня как-то тревожило то, что не видно ни одного судна. И выяснилось, что Карина сказала нам неправильно – отплытие из другой гавани. а это речная гавань, и здесь только катерочки плавают. Пришлось брать такси. Проехали совсем недалеко, но всё-таки посмотрели на шикарные улицы города, на набережную.. И здесь – новое огорчение: таксистка просто нагло на наших глазах подкрутила счётчик и с 8.40$ сингапурских перещёлкала счётчик и потребовала 18$. Мы что-то так растерялись, что покорно заплатили эту сумму из нащего более чем скромного запаса, хотя в информбюро нам до этого сказали, что оплата до 10$.

Но слава богу, погрузились на наш прекрасный лайнер «Коста Классика», пройдя бесконечные контроли. Ура! У нас оказалась восьмая палуба (а мы думали, что будет в трюме: бронировали каюту без окна, билеты самые дешёвые). Всё вполне прилично. Пока ещё стоим в порту Сингапура на приколе. Прямо в городе!

Вечером ходили гулять вдоль бесконечной эстакады, с одной стороны, и вполне цивилизованным районом – с другой. Вдоль тротуара цвели цветы типа стрелиции, которые очень красиво подсвечивались, росли пальмы и какие-то пышные кусты с белыми цветами. Мы шли к комплексу небоскрёбов, гнутых, как сабли. Они все (кажется, 7 штук) соединены между собой переходами на разных уровнях. Позднее, когда стемнело, они загадочно светились. Потом оказалось, что это жилые дома, и пока они ещё не заселены. Мы поднялись на гору и оттуда видели залив весь в огнях. Там под горой был парк с фонтаном-водопадом.

СНОВА СИНГАПУР!!!

Старый и новый Сингапур. Здания вверху соединены между собой переходами

А на следующий день у нас была обзорная экскурсия по Сингапуру. Довольно молодая женщина везла нас по городу и рассказывала в основном про жилые кварталы – сначала долго показывала дома, в которых могут селиться эмигранты, а потом район, в котором живут коренные сингапурцы. Видно, для неё актуальна проблемы жилья, посему она ей уделила много внимания. Поехали в китайский квартал, гидша сказала, что хочет показать нам, как живут диаспоры в Сингапуре. Там мы видели дом с яркими разноцветными ставнями, я не поняла, что означает такая яркая раскраска секторов длинного дома.

Единственное там интересное – Буддийский храм Шуан Линь. Он довольно современный, не древний (1889—1902 годов постройки), но построен в виде традиционной расписной пагоды. Внутри изукрашен донельзя. И везде в стеллажиках, прикреплённых к стене, сидят Ботхисатвы, поставленные правоверными буддистами (каждый за тысячу долларов?) – чтобы они днём и ночью молились за их благополучие. У них, сингапурцев, как-то здоровье уходит на дальний план, а богатство выходит на первый.

Везде памятники британскому основателю города Томасу Раффлзу – именно ему привиделся лев, коих в этих местах вовсе не водится, но он всё-таки назвал новое поселение «Городом Льва». Показали старинную его резиденцию, где теперь роскошный отель (там останавливались Майкл Джексон, Обама, Назарбаев…) Говорят, что именно в этом легендарном отеле Вертинский и спел свой знаменитое танго «Магнолия» – «В опаловом и лунном Сингапуре». Белоснежное здание колониального периода окружено экзотическим садом, в котором растут веерные пальмы, считающиеся символом Сингапура.

От белого памятника Раффлзу открывается великолепная панорама небоскрёбного центра города. Здания весьма разнообразны, архитекторы изобретательны, и, надо сказать, заботятся о людях: между домами много зелени, фонтаны, цветы. Везде очень чисто, прямо-таки стерильно.

Фонтан Лев с рыбьим хвостом – символ Сингапура
(Фото из интернета)

Потом, конечно, поехали на площадь Льва. Там их двое – большой и маленький, оба сидят на рыбьих хвостах. Из их пастей бьют струи фонтанов (скульптор Лим Нан Сен, дизайн разработал Фрэзер Бруннер). Кругом оригинальные здания. Например, три огромных корпуса соединены единой крышей-лодкой, или белое «рогатое» здание, похожее на улитку, выпустившую свои рожки, – говорят, что это Музей искусства. Всё ультрасовременное и необычное. Город не подавляет своей высотностью и модерностью, но часто удивляет и радует творческим гением его архитекторов.

А вот после этого нас повезли в Сад орхидей. Конечно, это чудо красоты, много уникальных сортов. Такое изысканное сочетание красок и тонких ароматов, просто диву даёшься вкусу высшего творца и, конечно, мастерству сингапурских цвето-дизайнеров. Говорят, что там около тысячи сортов орхидей и более двух тысяч всяких гибридов. И так они красиво соединяются в композиции! Я купила там в подарок дочери подвеску: цветок настоящей орхидеи, покрытый золотом (говорят, сложная технология, но результат прекрасный). Память навсегда.

Гуляешь по этому изысканному – райскому! – саду и чувствуешь себя в фантастическом раю. Так хочется навсегда заблудиться там и не найти выхода из него, как из прекрасного лабиринта…

Чудеса красоты в Саду орхидей!

И всё. Сингапур закончился. По морям, по волнам дальше в даль, пока неведомую!

МАЛАЙЗИЯ, КЕЛАНГ, КУАЛА-ЛУМПУР

Порт Келанг совсем маленький, какой-то домашний по сравнению с Сингапуром. У нас запланирована обзорная экскурсия, ждём острых впечатлений. На старте задержка на полчаса – ждали нас с Галей, хотя мы пришли вовремя! Наш гид по Куала-Лумпур дагестанец Шамиль. Конечно, говорит по-русски, но уже 17 лет живёт в Малайзии, да к тому же изначально сильный акцент. Ну ладно, думаю, он хорошо знает страну, город, и всё будет хорошо. От Келанга до Куала-Лумпур что-то чуть больше часа, так что по дороге видим природу, какие-то строения, уже первое впечатление есть.

Природа субтропическая, так что пальмы здесь дома. Первый раз я видела высокие веерные пальмы – сам веер плоский, как бы оперённый, и он вознесён высоко в небо. Настоящий веер! Множество разнообразно цветущих деревьев и кустов. Очень интересны деревья с обнажёнными корнями – и в ширину, ползущие по земле вокруг ствола, и особенно висящие с высоты.

Однако гид нас рассказами не балует, задаём вопросы и получаем примитивные, часто односложные ответы. Видно, что он не имеет никакого образования, да и любознательностью не отличается, так что хорошо, что я предварительно почитала об этой стране в Интернете. Но мы смотрим и можем сами делать свои выводы.

И это рядом с королевским дворцом

А далее – поразительный город: в нём бедные ободранные типа пятиэтажек жилые кварталы, а вокруг гигантские сияюшие небоскрёбы причудливых форм. Шамиль очень плохо показал нам город – без понимания, без любви. Поехали в центр, посмотрели старую (не очень интересную) и новую мечети – новая белая мечеть, можно сказать, модерная, с оригинальным фигурным шпилем. Красиво. Долго стояли у длинного классического здания с башней с часами – здание султана Абдул-Самада на площади Независимости.

Самая известная во всём мире достопримечательность этого города – знаменитые «близнецы» Twin Towers, которые считаются самыми высокими строениями в мире. Они величественные, с острыми пиками верхов, устремлённых вверх, в небесное пространство. Они совершенно фантастические. Мне показалось, что они металлические, на солнце они светятся.

Кроме того, там интересная телебашня – наверху висит круглая стопка тарелок.

Потом нас повезли посмотреть королевский дворец. Он стоит в глубине, довольно далеко за оградой. Издалека не особенно интересный – два жёлтых купола на расстоянии друг от друга. Там почётный караул на конях, стража в красивой экипировке. Однако всё накрепко закрыто, так что жёлтые купола дворца мы видели только сквозь решётки. А на ограде золотые гербы Англии и Малайзии. Отсюда вид на город с гигантскими небоскрёбами. Прогулялись через парк с разными экзотическими растениями, большими камнями, фонтанчиками – очень приятно. И поехали через весь город к порту, к своему лайнеру.

ПРИПЛЫВАЕМ В ПХУКЕТ

Плывём по Андаманскому морю, много всяких очень зелёных островков, плавают, как какие-то экзотические зверюшки. Прибыли в Пхукет. С моря кажется, что это просто несколько забравшихся на горы посёлочков. Однако, когда мы выгрузились на берег с помощью довольно большого белого катера, мы поняли, что это вполне состоявшийся город. И вполне современный – много различных по архитектуре зданий, соединяющих восточные мотивы с западным высотным строительством. В городе всякие пальмы, много цветов.

Мы взяли такси – а здесь, кажется, все занимаются извозом. Тебя все везде хватают за руки и предлагают отвезти, куда захочешь. Мы взяли машину, за которую очень здорово переплатили (по сравнению с нашими туристами), но это много дешевле, чем берут в турбюро. Мы около 4 часов ездили по Пхукету в японском автомобиле. Водитель повёз нас по нашему желанию (хорошо, что я всё почитала дома в интернете!) к Большому белому Будде, что сидит высоко на горе. Он сделан из белейшего мрамора, огромные образцы которого здесь демонстрируется. Он, конечно, громадный – 45 метров в высоту да ещё сидит на высоком пьедестале. Но мне показалось, что он какой-то довольный жизнью и слишком спокойный (или просто равнодушный ко всему?) Упитанный и аккуратно «причёсанный». Впрочем, Будда такой всегда.

В отличие от христианского бога Христа, у которого в лике всегда выражение тревоги или страдания, Будда, по-моему, совершенно навсегда уравновешен, как будто он навечно уверен во всеобщем постоянном благополучии. Он смотрит поверх нас, поднявшись над нашими болями, над живой движущейся жизнью. Как мне кажется, он где-то в чистой духовности – абстрактной, какой-то остановившейся, неизменной, молчащей («зацикленной», если позволительно так выразиться). Ну, конечно, нирвана – она и есть «неволнение», избавление от всех тревог и забот. И Будда, несомненно, достиг этого и пребывает в состоянии вечного покоя и совершенства. Для нас это совсем не близко, ведь мы живём в постоянном беспокойстве, и, как известно, «покой нам только снится». Однако зрелище грандиозное и прекрасное, заставляет приостановиться и что-то почувствовать – силу в каменном спокойствии.

Белый Будда. Фото из интернета

От Будды очень далёкая перспектива на окружающее пространство – синее-синее небо, даль моря, кажущегося спокойным, даже спящим, и плавающие холмистые острова. Очень красиво, но как-то тихо, как на живописном полотне. Он туда смотрит веками… Сидит вечно спиной к закату, а, следовательно, лицом к рассвету. Туда Он смотрит – в ту даль, где небо смыкается с морем, где образуется бесконечность…

И возникает мысль о вечности мира без меня, и ощущаешь краткость, скоротечность своей жизни, незначимость индивидуального земного бытия. Не знаю, у меня здесь такое грустно-философское состояние души, а большинство приобщившихся к этому зрелищу всё-таки пропитывается умиротворением, спокойствием, красотой природы и тем самым обретает равновесие духа. Дай Бог, это было бы замечательно.

На обратном пути остановились около двора со слонами – покормили очаровательного слонёнка булочками. Он очень аккуратно брал маленькие кусочки своим ещё нежным хоботком и нетерпеливо ждал следующего. У него шерстинки на головке жёсткие и длинные, коричневого цвета, торчат, как иголочки у дикобраза. Нам предлагали покататься на слонах, но мы как-то не соблазнились. Там была собака, которая недавно ощенилась, очень худая, ей тоже достался кусочек… Ещё по дороге в небольшом городке, на улице, около кафе видели маленькую обезьянку. Сидела, сложив ручки, а глазки живые, смотрит по сторонам быстрым взглядом. Восток! Но вообще-то мало животных, мне хотелось бы видеть больше всяких птиц, бабочек, ящериц и т.п.

Потом нас повезли в тайский (буддийский) монастырь Ват Чалонг – это прямо пир золота, красного и белого цвета. Уже врата так живописно расписаны, что зовут войти в эту красоту. Однако есть ощутимая избыточность всей этой красочности. Множество разных храмов, роскошно украшенных. Острые, загнутые кверху углы крыш часто заканчиваются единорогами, устремлёнными в небо. Не знаю, что это значит, но мне интересно, потому что мой знак Зодиака – Козерог.

Ступа

Вот такой, можно сказать, официальный Будда приветствует тех, кто пришёл к нему за успокоением духа, за умиротворением. Он выглядит очень уверенным в себе, это внушает надежду, что от него можно дождаться помощи. Он золотой, но матовый оттенок как бы подчёркивает, что это не рыночная дешёвка, а что-то благородное. А вообще в Таиланде очень любят золото – всё везде вызолоченное, только чаще всего это, конечно, не настоящее золото. Иногда выглядит грубовато.

На территории монастыря выстроено несколько зданий, среди которых первым бросается в глаза длинный, острый и красиво разукрашенный шпиль Ступы Пхра Махатхат Чеди (Phra Mahathat Chedi). Её строили в 1999 – 2001 годах специально для хранения праха Будды (фрагмента кости плеча), подаренного 9 правительством Шри-Ланки в 1999 году королю Таиланда Раме на его 72-летие. И где они могли найти кусочек плеча Будды? Очень интересна его история. Вот такие подарочки делают правителям ко дню рождения.

Будда в стене Ступы

Здание всё светится на солнце яркими красками, а шпиль как будто отдельно поставлен на «четверик». Издалека это хорошо видно, а вблизи он неожиданно как будто «отрывается» от устойчивого основания в небо. Внутри этой ступы за стеклянным колпаком можно увидеть небольшую чашу с прахом Будды. Пространство вокруг чаши украшено белыми лотосами и драгоценными самоцветами.

Когда стоишь на площади, видишь несколько разнообразных строений – как правило, ажурных, ярких, расписных. Кажется, что находишься в сказочном игрушечном городе для детей – для них всё должно нести счастье, красоту, удовольствие. Там и цветов, и деревьев много, так что налицо слияние божественных строений с живой природой.

И много колокольчиков – везде, во всех помещениях. Это их ритуальные бубенцы, они их используют и во время службы.

Причудлив главный храм монастыря (Убосот), собственно Ват Чалонг, в котором проводятся все обряды. Храм никогда не доступен для посетителей, но только для монахов и исключительно на период проведения служб. Он как будто не очень большой, но выглядит монументально. А около него скульптуры слонихи со слонятами, они сразу располагают к добру, к родственному чувству ко всему вокруг.

Храм, в честь которого назван монастырь

Мы всё-таки заходили в какие-то храмы – там всё светло, радостно, даже жизнерадостно, поэтому здесь верующим молиться, как мне кажется, легко.

Правда, выполнено всё грубовато, нет той тонкости в отделке, которую прежде я видела в Китае. И много скульптур – памятники монахам, защищавшим монастырь от бирманцев, и много слонов.

Потом водитель повёз нас в центр города, где праздновали День окончания сезона дождей. Все наряжены в яркие одежды, на открытых автомобилях цветочные башни, вообще всё в цветах и шелках. В машинах сидели красивые разукрашенные девушки. Шествие растянулось на всю длинную улицу, так что заблокировали движение. Мы посмотрели, как веселилась местная молодёжь, окружённая отдыхающими и туристами.

В городе сумасшествие торговли, очень бурная ночная жизнь. И хотя очень душно, все активны, у всех деловой и праздничный энтузиазм.

И конечно, это остров всемирно известных роскошных пляжей с мелким сереньким песочком – все залегли загорать на крепком солнышке – 32 градуса (11 ноября). Правда, здесь близко экватор, поэтому температура и летом, и зимой, и днём, и вечером – всегда! – вокруг 30 градусов жары! Мы тоже искупались в атласной воде, пошатались по лавочкам, купили мне фотоаппарат Sony. Говорят, что хороший, современный.

Хотя берега песчаные, мы всё-таки очень постарались и набрали ракушечки – мелкие, но красивые. Мне на радость!

И снова поплыли! Пхукет поплыл от нас, как будто это он – корабль, а мы качающиеся на волнах созерцатели…

Теперь два дня у нас море, будем в бинокль рассматривать острова. И закаты!

ОКЕАН!

Сижу на открытой всем ветрам палубе, море довольно спокойное, прохладный ветерок. Утром шёл дождь, интересно видеть, как струи пресной воды вливаются в солёную морскую – образуются светлые струйки, стремящиеся в глубину. Только что было всё мокро, а теперь печёт солнышко, и конечно, всё высохло. Море золотится, переливается, играет само с собой.

Прямо около меня идут всякие конкурсы, занятия гимнастикой, продажи, угощение пастой. Я сейчас по ходу пробую пасту с сыром пармезан, а гимнастику уже немного поделала. На жаре это как-то тяжеловато. Теперь я в сторонке, в тени делаю все упражнения, и постепенно ко мне присоединяется народ.

Жаль, что в море не видно никого – ни одной чайки за всю дорогу не было, только в Пхукете у причала множество мелких рыбёшек типа гуппий.

Окончание следует.

Эльмара ФАУСТОВА, кандидат философских наук (по эстетике). Член СП Москвы и Международного Союза журналистов. Главный редактор журнала «Новые Витражи». Изданы пять книг стихов и семь книг малой прозы (две в соавторстве). Печатается в периодических изданиях. Публикует рецензии на спектакли и концерты. Редактирует книги и альманахи. Принимает участие в Международных книжных выставках. Имеет литературные награды.

Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.