НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Новые мотивы войны

Фото: Keystone Press Agency/ Global Look Press

Фото: Keystone Press Agency/ Global Look Press

Недели три назад в беседе с редактором журнала «Гранит науки» Наталией Гужва на ее вопрос о мотивации русских войск в войне с Украиной я сказал, что ранее мотивации не было (трудно ее найти, зная, что тебя послали в другую страну ради ее захвата), точнее, мотивация была – получить за это деньги, а к ним добавить то, что сам пограбишь и утащишь. Но это не совсем то, здесь нет большого и как бы патриотического масштаба типа защиты родины. Тут есть некое жлобство и мародерство. Как-то не героически выглядит. Ну, и всегда присутствует шкурное соображение: если ты не выстрелишь в противника первым, он это сделает раньше и убьет тебя.

И вот как бы бескорыстный мотив стал появляться. Этот мотив – месть за погибшего товарища. Моего друга убили, теперь я за него буду мстить. Ритуальна формула: «спи спокойно, дорогой товарищ, мы за тебя отомстим» наполнилась личностным смыслом. Месть придает действу как бы возвышенный характер. Это слово однокоренное с возмездием, а оно уже тянет на некую высшую справедливость. Вот сейчас обстрелы центра Одессы официально подавались как возмездие за подрыв Крымского моста. Для глубинного русского разрушение исторического центра Одессы как бы сразу приобретает справедливый характер – мы же не просто так разрушили какой-то там храм, а это было историческое возмездие.

Народ очень тяготеет к справедливости. Справедливость должна торжествовать. Александр Македонский объяснял захват и покорение Персидской державы возмездием за серию предыдущих греко-персидких войн, когда персы, бывало, даже сжигали Афины.

Потом идея мировой справедливости отлилась в римскую максиму – Fiat iustitia, et pereat mundus : пусть восторжествует справедливость (закон), даже если погибнет мир.

Да, это величественная формула. Под нее сносили с лица земли немецкие города во время ВВ2, а потом и вешали вождей рейха. Потуги русской пропаганды применить ее к бойне в Украине, выискивая там мифических укронацистов, пошли прахом: никаких признаков нацистов не обнаружились. А если и обнаружились, то они оказывались русскими генералами вроде Суровикина или уголовниками типа Пригожина.

И вот теперь, как бы сама собой, нашлась естественная мотивация – без метафизических высот, а вот так, близко к народной психологии: я тут ради мести за друга, я – за справедливость.

Этот мотив сам собой вырастает и у украинских воинов. У них ведь тоже погибли друзья. Получается нечто вроде самоподдерживающегося пожара. Или снежного кома, который катится с горы и наматывает на себя все новые слои снега, превращаясь в лавину. И чем больше гибнет русских (и украинцев), тем сильнее разгорается народная мотивация войны: я мщу за друга. А как можно утолить эту месть? Да вот – убить врага. А этот враг – чей-то друг, за которого кто-то будет мстить.

Теперь даже не особо нужны выверты русских пропагандонов про укронацистов, наркоманов и сатанистов. У них все никак не получалось, как сделать действенным лозунг «народной войны» и призыв «все для фронта, все для победы». А эта народная война возникла вот так – сама по себе. На обывательском уровне. Убей украинца. Нет – убей русского. Про новую мотивацию заговорили Шендерович и Шейтельман, подтянуться и другие.

Война приобретает характер схватки между этносами, нечто вроде межвидовой биологической битвы за выживаемость. Какая-то уэллсовская борьба миров. Социальный дарвинизм. Схватка между кроманьонцами и неандертальцами. Или между хуту и тутси. В Африке такие войны идут все время, и сейчас в семи странах из 54 африканских «государств» продолжается резня между вождями и племенами. Они там тоже мстят за своих.

Кажется, что тут есть равенство сторон. Эти мстят за своих друзей – и те мстят за своих.

Да, есть страны, где трудно отдать предпочтение какой-то стороне. Например, в войне Ирака и Ирана, длившейся восемь лет. Она закончилась в 1988 году и остановилась там же, где и началась, на тех же границах. Минус около миллиона человек. Таковыми являются также вообще все войны между африканскими странами. Ибо они примерно одинаково устроены и не несут никакого «факела прогресса».

Не то в войне России с Украиной. Украина хочет стать частью западной цивилизации. Там больше свободы. И как производное от нее – выше уровень жизни, лучше развита наука, да и просто больше бытовых удобств – для тех, кто не очень интересуется наукой и философией свободы. А Россия несет с собой принципы азиатской цивилизации, восточной империи, ордынское начало, где главным было расширение своей территории при внутренней организации военного термитника из людей. В принципе, выполняется главный пункт закона Ясы Чингисхана – каждый мужчина должен быть воином.

Пару дней назад генерал Картаполов, председатель комитета по обороне Думы, сказал, что скорая мобилизация есть ничто иное, как подготовка к «Большой войне». Это значит – к войне без конца. Это новая стадия, когда целью войны становится даже не захват территории (это побочный эффект), а сама война, ее продолжение и есть цель войны. Война как нормальное состояние, это как раз то, что становится нормой для тоталитарного режима, именно тогда удается лучше всего управлять народом и сохранять свою власть

И вот в этих условиях Украина должна выиграть схватку.

Дело это трудное, ибо совсем недавно сама Украина была частью этого термитника – русского мира, и несет в себе родовые черты, так сказать, ДНК термитника.

Не так давно Байден сказал, что Украине для входа в НАТО и ЕС нужно решить две проблемы: покончить с коррупцией и обеспечить внутреннюю безопасность. Под последним имеется в виду широкое проникновение кремлевской агентуры в самые важные блоки управления страной – в правительство, СБУ, даже Генштаб.

На эту тему есть хорошее исследование, см. статья о русской агентуре в СБУ «Что не так с делами о предателях в СБУ, которым вменяют помощь России» https://www.bbc.com/russian/articles/cd1ydkj32xxo

Особенно много говорит на эту тему Юрий Швец, который прямо обвиняет главу офиса президента Зеленского Андрея Ермака в работе на Кремль. https://www.youtube.com/watch?v=peV7NS4ZpEc

Лейтмотивом звучат причитания: почему Запад не дает нам вооружения, танки Абрамс, самолеты F-16, ракеты Atacms, а раньше тоже все давал с задержками, и в меньших количествах.

А потому не дает, что (кроме названных двух причин – коррупции и засора агентурой) есть и не менее существенная причина. Это вот какая: а где ваше собственное оружие, почтенные просители? Ведь Украина была самой промышленно развитой (наряду с РСФСР) республикой в СССР.

Давайте посмотрим на экономический потенциал Украины, и на то, что с ним произошло. Причем не когда-то во времена оно, а уже после 2014 года, когда захват Крыма и части Донбасса уже произошли и перспектива войны с Россией была очевидна.

Коснусь только самых важных для обороны отраслей.

Авиационная промышленность Украины.

Это была разветвлённая сеть предприятий, способных производить конечный продукт — транспортные и пассажирские самолёты, а также различные комплектующие — авиационные двигатели, авионику и многие другие типы авиационных комплектующих, в том числе и для предприятий, оставшихся на территории других стран бывшего СССР (в основном России, например, производитель газотурбинных двигателей «Мотор Сич»). Многие помнят Ан-10, Ан-12, Ан-26, Ан-32. Первым рекордсменом был Ан-22 «Антей». не говоря уж о гигантах Руслан Ан-124 и Мрия Ан-225. Не осталось ничего. В России до сих пор летает 8 Русланов, на родине Руслана их нет. В результате в 2019 году Украина впервые не привезла на международный авиакосмический салон в Ле Бурже ни одного самолета, ограничившись лишь их макетами. Это уже не кризис, это крах. В Украине нет ни одного гиганта, нет и выставочного рекордсмена Мрии. Но и нет самой фирмы. Где фирма Антонов?!

С 2015 года серийное производство самолётов на Украине было прекращено. Последняя поставка нового серийного самолёта производства Украины на экспорт произошла в июне 2015 года, когда авиакомпании Cubana (Куба) был передан пассажирский самолёт Ан-158.

Украина не произвела и не поставила заказчикам ни одного нового серийного самолёта. С 2020 г. идет сборка военно-транспортного самолёта Ан-178 для поставки Перу; срок выполнения контракта — 2021 год. Из-за бюрократических проблем, отсутствия российских комплектующих и проблем с адаптацией импортных комплектующих сроки перенесены на 2024 год. Один самолет собирается 4 года и не известно соберут ли.

29 декабря 2020 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и ГП «АНТОНОВ» по строительству самолетов для нужд Вооруженных сил Украины. Одновременно с этим был подписан и контракт на заказ трех военно-транспортных самолетов Ан-178. Поставка первого из заказанных самолетов запланирована на 2023 год. Пока ничего нет.

Главу украинского вертолетного завода «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева заподозрили в содействии Донецкой народной республике (ДНР). СБУ (Служба безопасности Украины) арестовала Богуслаева. Его и руководителя департамента внешнеэкономической деятельности «Мотор Сич» Олега Дзюбу подозревают в государственной измене.

Теперь в Киеве хотят обменять бывшего главу украинского завода «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева на 1000 украинских военнопленных. Советник президента Михаил Подоляк говорит, что сначала Богуслаев должен быть приговорен судом к максимально жесткому наказанию, чтобы его вина была юридически зафиксирована, а уж потом менять. При всем этом, независимо от срока отсидки Богуслаева, никаких вертолетов завод не производит.

Посмотрим на уникальный завод Южмаш. „Южный машиностроительный завод“ имени А. М. Макарова» (Южмаш) — крупное предприятие по производству ракетно-космической техники и другой наукоёмкой продукции, расположенное в Днепре.

Ракета Р-12, созданная на Южмаше, стала самой массовой баллистической ракетой в СССР. Позже началось производство ракеты Р-14, на тот момент она была самой мощной одноступенчатой ракетой в мире.

В 2008 году с космодрома «Байконур» прошёл первый запуск ракеты «Зенит» по программе «Наземный старт».
В 2014 году производство РН «Зенит» на «Южмаше» было приостановлено, это нанесло тяжёлый удар по предприятию, которому выпуск «Зенитов» приносил около 80 % выручки. По словам представителя «Южмаша», «два-три заказа на ракеты-носители Зенит в последние годы позволяли нам сводить концы с концами и платить зарплату работникам».

В прессе широко обсуждалась вдруг оказавшаяся в КНДР технология Южмаша РД-250.

По состоянию на середину 2020 года «Южмаш» оставался в кризисной ситуации. Имелась задолженность по зарплате и налогам в объёме 210 млн гривен, задолженность за электроэнергию в 30 млн гривен. Численность сотрудников на предприятии уменьшилась с 12 тыс. до 4,8 тыс.

В свое время Южмаш делал ракеты Р-36М, самую мощную баллистическую стратегическую шахтную ракету, по классификации НАТО — SS-18 Satan, – Сатана) с дальностью 16 тыс. км.., которая до сих пор в России стоит на боевом дежурстве. Сейчас украинские генералы просят дать ракету дальностью в 300 км.

С турецкой фирмой Байрактар власти Киева заключили договор о строительстве завода по производству дронов. Это спустя 1 год и 5 месяцев войны. И строить этот завод планируют два года. К тому времени с начала войны пройдет 3,5 года. Это чуть меньше, чем вся ВОВ – война Германия-СССР.

Когда СССР сильно прижало, то за два месяца из европейской части были эвакуированы около 1500 заводов. Были случаи, когда завод демонтировался за неделю, два дня литерным поездом на Урал, там на земляной плошадке за неделю ставят станки, и они под временным тентом начинают выпускать снаряды для фронта. А в это время вокруг станков возводят стены цеха. Но ведь эти 1500 заводов сначала были построены – всего за 10 лет, то есть, в среднем, по 150 заводов в год. Среди них и Харьковский тракторный завод. Начали в 1930 г, а в 1931 он уже давал продукцию. В 80- е годы ХТЗ выпускал по 70 тыс. тракторов в год. А мог бы и танки.

Теперь читаем: В начале ноября 2001 года ХТЗ впервые за всю историю завода остановил производство по причине отсутствия финансовых средств. В конце 2007 года собственник Александр Ярославский продает контрольный пакет акций ХТЗ русскому Олегу Дерипаске, которого представлять не надо. В 2008 году ХТЗ прекратил производство бронетехники, производит немножко маломощных китайских тракторов. Завод еще, как в пинг-понге, передавали туда-сюда. В итоге Генеральный директор Харьковского тракторного завода Губин Владислав Валерьевич стал человеком года (2015), После чего бежал в Испанию, прихватив остатки заводской казны.

В апреле 2016 года из-за юридических проблем Харьковский тракторный завод вынужден был остановить производство. Весной 2016 года Служба безопасности Украины открыла уголовное производство против генерального директора Харьковского тракторного завода Андрея Коваля по подозрению в подготовке и совершению диверсии в интересах России, в пресс-службе СБУ сообщили, что Андрею Ковалю объявлено подозрение в совершении преступления и он объявлен в розыск, а суд предоставил разрешение на его задержание и арест. А 6 января 2017 генеральный директор ХТЗ Коваль вернулся на рабочее место, провёл рабочее совещание с дирекцией завода по восстановлению и запуску рабочих процессов предприятия. Коваль есть, совещания есть, но продукции нет. В марте 2021 года на Харьковском тракторном заводе начата процедура санации предприятия до открытия производства по делу о банкротстве, по решению Харьковского окружного административного суда.

Что же это такое, люди добрые? Дроны выпускает Иран, Сев. Корея, в России собирают для армии РФ школьники. А промышленно развитая Украина просит их у Турции.

Вот это и есть одна из причин, почему Запад не так уж спешит с передачей военной техники.

Другая причина – странности с украинским контрнаступом. Полтора месяца шла долбежка в лоб сильно укрепленных, минированных и забетонированных русских позиций с продвижением тут на 130 метров, с оставлением там 120 метров. Это все достижения окопной войны 1914 г. Сейчас называлось все это формированием плацдарма для основной фазы наступления.

Теперь, где-то 25-26 июля вроде бы началась эта основная фаза, о чем сообщили почему-то NYT и Washington Post, а не украинские источники. И снова – долбежка в лоб сильно укрепленных, минированных и забетонированных русских позиций. Здесь освобождены села Авдеевка и Клещеевка, отбита деревня Старомайорское в Донецкой области. От нее не осталось практически ничего, населенный пункт сровняли с землёй. Зато по сообщению остолопа-истукана Конашенкова на Сватовском направлении в районе поселка Сергеевка российские части смогли продвинуться на 1,5 км, а в районе поселка Житловка — на три км.

Учитывая, что истукан, подобно рыбаку Джерома, все увеличивает в 10 раз, речь идет снова о паре сотен метров. В общем, вы отбили у наc курятник, а мы у вас – крольчатник. Развивая мощное наступление, мы захватили у вас свинарник, а вы у нас – коровник. Теперь это называется подготовкой плацдарма для основного удара. Сам, тоже основной, удар ВСУ сейчас наносится силами трех батальонов, то есть это около 2 тысяч человек. Такими силами проводят только разведку боем или отвлекающую атаку.

Где смелое, дерзкое стратегическое решение типа прорыва в обход линии Мажино через Бельгию и удара в тыл французской армии в 1940 году? Сейчас это был бы прорыв через Белгородскую область и движение по российской территории вниз на Ростов и далее Керчь с выходом на Крымский мост – и вперед по целому мосту в Крым, в тыл гарнизону.

Я рискнул написать про капитуляцию Франции в 1940 году как раз с намеком под названием «Предчувствие – воспоминание о будущем». Даже карту прикладывал. Потом о таком решении говорил военный аналитик Роман Свитан. Пригожин во время своего недопутча за сутки прошел к Москве около 800 км. От Белгорода до Керчи примерно столько же.

Окружение армии Паулюса в ноябре 1942 года проводилось двумя фронтами (десятки дивизий) и завершилось всего за 4 дня. И потому вошло в историю.

Теперь станет понятнее новая песня друзей Украины, точнее, почему ее запели. Песня такая: похоже, что Байден, да может быть и весь Запад, не слишком хочет полной победы Украины. Конечно, мы, Запад, не допустим победы России, но и не позволим совершить полную победу Украине, то есть, не допустим полного поражения России. Так говорит Пионтковский (безусловно, противник Путина и сторонник Зеленского).

Мы будем давать Украине столько военной амуниции (как бы говорит Запад), чтобы обе стороны изнемогли, чтобы они начали висеть друг на друге, как боксеры в 12-м раунде. После чего и Украина, и Россия согласятся на мирные переговоры, в результате чего что-то вернет Россия (скажем, Херсонщину и Запорожскую область), а на что-то согласится Украина (например, на то, чтобы Крым остался за Россией).

Предположим, что это правда. И спросим – если дело обстоит так, то в чем тут польза для Запада? Ради чего были все эти траты и волнения?

Дело, похоже, в том, что Байден стал опасаться победившей Украины. Большая страна в центре Европы с самой сильной и опытной армией в мире (после США), вооруженной современным американским и вообще западным оружием. А что, если Украина вот с таким населением и ее истеблишментом, с лучшим человеком 2015 года, вернувшимся из Испании, вовсе не пойдет по пути демократии, не примет европейских норм и ценностей, а, напротив, станет вполне себе авторитарным государством. Опасным соседом для других. Сейчас выборов президента не будет, потому что в Украине военное положение. Потом не будет, потому что идет восстановление и коней на переправе не меняют. А еще потом войдут во вкус – кто же, как не Зеленский? Больше ведь и некому.

Это не Англия, где летом 1945 года, после триумфальной победы, партия Черчилля проиграла выборы в парламент, и герой войны, выдающийся политик Черчилль ушел в отставку, воскликнув «Да здравствует Англия!», то есть, ура ее демократии.

Байден может вспомнить, да такое и трудно забыть, что в свое время талибов создали и вооружили США как свирепых врагов шурави – так в Афганистане называли всех советских. А потом эти талибы не только доконали шурави, но и умеренных моджахедов, включая убийство уже друга России (и Америки) Ахмед Шах Масуда, а закончили разгромом правительственной армии Кабула и эвакуацией американского контингента в конце лета 2021 года. И это – какие-то дикие бородачи вообще без всякой экономики, пользуясь доброхотным подаянием самих американцев. А тут – мощная европейская держава с восстановленными заводами и даже, может быть, со своей атомной бомбой – не забудем, что Харьковский физтех был одним из главных создателей ядерного оружия.

Это все, конечно, не более, чем гипотетические предположения. Наверное, ничего из этого нет и не будет.

А что будет? Вот это как раз и неизвестно.


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Писатель, журналист, издатель.
Член The International Academy of science, industry, education & arts.
Бостон, США.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх