НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Какая связь между Марсом и пандемией?

Всемирная пандемия, которая заставила людей самоизолироваться, оказалась тяжелым испытанием для всех. Мы явно не были готовы к этому. Ничегонеделание стало для нас стрессом.

А вот для космонавтов, которые участвовали в российско-европейском проекте «Марс-500», изоляция, причем полная, от внешнего мира, была ожидаемым и даже желаемым событием. Это ведь вклад в развитие межпланетной космонавтики.

Эксперимент стартовал 10 лет, 3 июня 2010 года, и закончился 4 ноября 2011 года. Это почти полтора года, вернее 520 дней! Такая изоляция обошлась организаторам проекта, Российскому космическому агентству «Роскосмос» и Европейскому космическому агентству (ESA), в 15 миллионов долларов. Эксперимент проводил Институт медико-биологических проблем в Москве.

Шестерым «астронавтам» пришлось пройти психологические, а также другие испытания, чтобы помочь исследователям построить всестороннее понимание, с чем же придется столкнуться реальным покорителям дальнего космоса в будущем. Это были три россиянина: инженер-кораблестроитель Алексей Ситев, военный врач Александр Смолеевский, хирург Сухроб Камолов. И три иностранца: инженер Роман Шарле (француз), инженер Диего Урбина (итальянец), ассистент преподавателя космонавтов, китаец Ван Юэ. И вот такой небольшой интернациональной компанией они «полетели» к Марсу, оставаясь при этом на Земле. Конечно, ситуация у испытуемых была куда легче, чем у настоящих покорителей космоса. В любой момент, в случае возникновения чего-то неблагоприятного проект был бы остановлен, а они «вызволены наружу». Не было космического излучения, не было невесомости. А в остальном организаторы постарались воссоздать естественные для полетов условия. Связь с внешним миром осуществлялась через радиосвязь. Причем с задержкой, которая возникает при удалении от Земли. Например, космонавт говорит что-то, а получает ответ с Земли через несколько минут.

Организаторы проекта назвали эксперимент успешным. Однако космонавты признались, что им было чрезвычайно тяжело и они никогда бы больше не согласились участвовать в подобных мероприятиях. Кроме изоляции от родных и друзей, их утомила однообразная еда. Пища хоть и чередовалась по дням недели, но все же успела сильно надоесть «марсонавтам». Также однообразной была их жизнедеятельность. Порой возникали психологические трения, но они успешно решались благодаря общему позитивном настрою команды.

К слову, серьёзная проблема у реальных космонавтов – невесомость и отсутствие привычной физической нагрузки. Как известно, прежде чем лететь за пределы планеты, эти люди проходят серьезную тренировку. Да и вообще, в космонавты берут исключительно здоровых. И вот эти полные сил ребята превращаются даже за небольшое время на околоземной орбите в ослабленных людей, которые заполучают вдобавок остеопороз. Кстати, проблему с остеопорозом удалось решить с помощью специальных тренажеров, которые имитируют толчково-ударные упражнения, необходимые для сохранения здоровья костей. Участникам Марса-500 не удалось испытать «прелести» невесомости. Но отсутствие привычной физической нагрузки тоже стало для них испытанием.

Не правда ли, мы тоже словно стали невольными участниками проекта, подобного Марс-500? Готовы ли вы к новой самоизоляции?

Марсонавт Диего Урбина рассказал, что во время самоизоляции в период пандемии COVID19 он испытал некое дежавю, что с ним это уже происходило. Но он смог быстро настроиться на позитивный лад (как и в проекте «Марс-500») и извлёк для себя некие плюсы из ситуации. Например, он начал изучать русский язык, а также стал рисовать и создал, по его мнению, «несколько сносных рисунков».


Фирюза ЯНЧИЛИНА,
Нью-Йорк.
Член Всемирной федерации научных журналистов (WFSJ).
Член Международной ассоциации научных писателей (ISWA).
Автор свыше 1000 статей на тему физики, астрофизики, химии, биологии, экологии, медицины.
Для “RA NY”


Фото с сайта: http://mars500.imbp.ru/index_r.html


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх