НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Сколько стоит рабство. Платить или не платить потомкам рабов?

https://img-fotki.yandex.ru

https://img-fotki.yandex.ru

Одна из самых неувядающих тем в американской политике – выплата компенсации потомкам рабов за 250 лет подневольного труда их предков. И еще ста лет работы за гроши. После Гражданской войны рабы получили юридическую свободу и дырку от бублика в реальной жизни. Земля и средства производства оставались в руках белых. У черных был выбор без выбора – идти в испольщики или батраки к своим вчерашним хозяевам. Конечный итог неравенства – по данным Федерального резерва США, состояние среднего афроамериканца составляет одну десятую от состояния среднего белого.

Идея компенсаций, репараций, реституций (как не называй, всё одно) витает в воздухе давным-давно, то угасая, то вспыхивая вновь. Сейчас можно наблюдать очередной всплеск “вечнозеленой проблемы”. Тема не достигла накала движения “Black Lives Matter!”, но достаточно заметно присутствует в печатных СМИ, на телевидении, в интернете, академических кругах и даже во власти. В прошлом месяце демократы Капитолия сочли желательным учредить специальный комитет Конгресса для выработки механизма выплаты репараций афроамериканской комьюнити страны. Тема репараций была одной из ключевых у Бето О’Рурка в ходе последних президентских дебатов в Детройте.

Лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл в очередной раз осудил имевшее место в истории страны рабство, но категорически выступил против любых реституций. На что демократы не замедлили выразить “фе” – “Look who’s talking!” – “Кто бы говорил!” Митч Макконнелл – потомок рабовладельцев.

Сенатор, выходец из Алабамы, никогда не скрывал данного факта своей родословной, но и особо не афишировал. Американские архивы знают всё. Кто, где, когда родился, крестился, женился, какие покупки совершал, сколько скота и рабов имел, когда умер, где похоронен. Но в южных штатах эта привилегия касалась только белых. Для негров архивов не существовало. Был человек – и нет, аминь.

Основателем алабамской ветви династии Макконнелов можно считать Джеймса, прапрадеда сенатора. В 1838 году молодой вирджинский фермер купил в Алабаме, близ городка Афины, 600 акров земли и переехал туда вместе с семьей и 14-ю рабами. Сменить место соблазнила знаменитая в то время “Алабамская лихорадка” – бум хлопководства и дешевая земля. Рабочая сила была при себе и абсолютно бесплатная. Прадед по материнской линии Ричард Дали тоже был фермером, но скромнее, у него было всего пять рабов.

Из амбарной книги Джеймса Макконнелла в 1863 году о некоторых покупках и одной сделке. Фермер заплатил четыре доллара за сапоги, полтора за женские туфли, три доллара за шляпу, столько же за два бушеля ржи и 75 центов за лопату. За продажу рабов (количество не указано) получил 1.500 долларов. Что удивительно, в это время Алабама находилась под контролем армии северян. И даже спустя несколько лет после окончания Гражданской войны совершались сделки купли-продажи рабов. Так, в 1867 году прадед сенатора продал раба за 235 долларов.

Естественно, юный Митч о рабовладельческом прошлом своих предков мог судить лишь по семейным преданиям, но сегрегацию он застал уж точно. Митч родился в 1942 году. До девяти лет жил на ферме по соседству с Афинами, куда ездил в школу. По воспоминаниям друга детства Ричарда Мартина, до сих пор живущего в Афинах, в городе и округе царила тотальная сегрегация. Афины четко делились на два города. Благоустроенный, благополучный белый и запущенный с убогими лачугами черный. Черные появлялись в белом районе только, если там работали или по особым случаям. Белым в черном вообще было нечего делать.

В начале 1950-х Митч уехал с родителями сначала в Джорджию, а затем в Кентукки, штат, с которым будет связана его политическая карьера. В алабамских Афинах о Макконнелах сегодня напоминает только McConnell Funeral Home, основанный дедом Митча в 1918 году на пике пандемии знаменитого испанского гриппа.

Оставим на время сенатора Макконнелла и перенесемся в альма-матер политика, кампус Луисвиллского университета, штат Кентукки, где в прошлом месяце завершился весьма любопытный двухнедельный семинар на знакомую тему выплаты репараций потомкам рабов. Около 80 студентов и профессоров из университетов страны, в отличие от конгрессменов, не стали заниматься демагогией, а сходу взяли быка за рога и разложили решение проблемы по полочкам. Попробуем хотя бы бегло ознакомиться с результатами этой неординарной работы.

Первое и главное. Репарации афроамериканцам возлагаются на правительство Соединенных Штатов. Компенсации подлежит только труд. Все остальные формы дискриминации и сегрегации будут аккумулированы в отдельном национальном проекте.

Каковы размеры репараций? Профессор из Коннектикута Томас Крамер высчитал цену рабского труда – 5,9 триллиона долларов в современным деньгах. С учетом упущенного интереса окончательная сумма возрастает до восьми триллионов. В расчете на человека каждый афроамериканец, независимо от возраста, должен получить 215тысяч 374 доллара. Для точности, еще 92 цента.

Какими способами? Варианты могут быть единичными или комбинированными.

  • Освобождение от уплаты налогов сроком на пять лет.
  • Бесплатное обучение в частных и государственных колледжах и университах всей страны в течение пяти лет.
  • Полное погашение студенческих займов.
  • Беспроцентные займы на ведение бизнеса.
  • Беспроцентные моргиджи на покупку жилья.
  • Государственная работа full-time с полной медицинской страховкой и бенефитами.

Откуда денежки?

  • Пентагон. Бюджет министерства можно сократить на 20%, что дает ежегодно около 137 миллиардов долларов в фонд репараций.
  • Обязать крупные компании, с налоговыми поблажками от государства, направить сэкономленные средства в фонд репараций. Один Amazon может дать десятки миллиардов долларов.
  • Нечерным гражданам с доходами свыше одного миллиона долларов увеличить налоги до 50% сроком на три года.
  • Урезать бюджет Белого дома. Установить зарплату сотрудникам правительства, включая Президента, до среднего заработка по стране – 31.000 долларов в год.
  • Ввести специальный налог на нечерных владельцев или арендаторов земли – бывших плантаций.

Кто может рассчитывать на репарационный ваучер? Любой гражданин США, кто в предстоящей в 2020 году переписи населения запишет себя и семью афроамериканцами.

Как будут распределяться деньги? Попечительский совет фонда из 50 человек по одному человеку от каждого штата. Обязательны три условия – раса, рабская родословная и неучастие в работе госорганов всех уровней. Для тех, кто бенефитам предпочтет деньги, ваучеры будут распределяться двумя способами. Для детей и подростков на банковских счетах с высоким процентом прибыли, в 19 лет молодой человек может распоряжаться счетом самостоятельно. Людям старше 19-ти выплаты будут производиться по запросу владельца ваучера в течение трех лет полностью или частями.

Вот так, все смеются, все счастливы. Но гладко только на бумаге. Десятки миллионов американцев с недавним иммиграционным прошлым – этнические китайцы, индусы, русские, поляки, евреи, мексиканцы – вправе спросить, а мы здесь при чем? Нас там не стояло. Еще большее число коренных белых американцев могут сказать то же самое. Рабовладение создала британская корона и оно существовало лишь в 15 штатах страны. В канун Гражданской войны число рабов составляло 4 миллиона, рабовладельцев около 400.000 из 12-миллионного населения Юга. У остальных южан, а также на Севере и Западе, рабов практически не было. И это не всё. Как быть с потомками тысяч черных рабовладельцев и сотен тысяч свободных негров? Были и такие. Им тоже репарации? Как быть с потомками 65.000 негров-солдат, воевавших на стороне Юга? С черными мультимиллионерами-звездами спорта, кино, шоу-бизнеса, политики? Их-то чем обнесли белые?

И совсем непонятно, как быть с потомками белых рабов? Во-время колониальной Америки “временные” белые рабы были совсем не редкостью, большей частью сосланные короной в Новый Свет ирландцы – участники восстаний. Мятежники отрабатывали свой тюремный срок в качестве “рабов в услужении”, и только потом получали свободу. Теоретически не исключено: у этнического ирландца Митча Макконнела первым американским предком мог быть белый раб. Куда не кинь, вопросов больше, чем ответов. В случае введения репараций юристы и политологи обещают “столетнюю войну” исков обиженных, обойденных и обделенных.

Самый курьезный персонаж в этом ряду – экс-президент США Барак Обама. По отцовской линии – черный, по линии белой матери потомок рабовладельцев. Как иронизирует Митч Макконнелл, хоть что-то роднит его с демократами. И уже на серьезе добавляет: “Тема репараций закрыта в 1865 году. Белые заплатили за нее сотнями тысяч жизней в Гражданской войне”.

И последнее, из области психологии. Дармовые, халявные деньги редко приносят счастье. Больше того, обладатели крупных выигрышей в казино и лотереи часто плохо заканчивают. Показательный пример с добровольными репарациями государства за геноцид коренного населения Америки. Индейцев ублажили десятками льгот и преференций – автономией, налоговыми поблажками, бесплатным обучением и медициной, безакцизной торговлей спиртным и табачными изделиями, почти в каждой резервации построили казино, прибыль от которых идет членам племен.

Уж кто-кто, а индейцы это заслужили больше всех. Освоение Америки не было сентиментальным. Безусловно, черных бесчеловечно эксплуатировали, но краснокожих попросту уничтожали. На Диком Западе за скальп индейца платили 25 центов. Одиозный афоризм того времени – “Хороший индеец – мертвый индеец”. И что на сегодня? В индейских анклавах показатели безработицы, преступности, наркомании, алкоголизма, самоубийств намного превышают средние цифры по стране. Плюс низкий образовательный уровень, физическая деградация и ранняя смертность.

Деньги сами по себе ничто – фантом, бумажки, цифры на банковском счету – но обладают одним волшебным качеством – возможностями. Можно спустить их на ветер, а можно осчастливить себя, семью, близких и даже часть человечества. В зависимости от того, в чьи руки они попали.


Виктор Родионов
Луисвилл, Кентукки, США
https://www.chayka.org


Как отменили рабство в США

Рабство в Соединённых Штатах Америки отменили после принятия 13 поправки в Конституцию страны. Это было сделано после голосования. За отмену проголосовали три четверти штатов. Эта поправка гарантирует, что рабство с этих пор не должно существовать в США ни в каком виде.

Начало движения по освобождению от рабства

Движение за освобождение рабов в Америке появилось в начале XIX века. Но оно не получало поддержку от государства. В Штатах появилось Американское общество борьбы с рабством. Но единства в нём не было. Часть членов этой организации были сторонниками мирного решения этого вопроса. Другие выступали за применение силовых методов. Они считали, что по-другому достичь нужного результата невозможно. Первая попытка по освобождению рабов была в 1859 году. Но она была неудачной. Отношения между Севером и Югом становились всё более напряжёнными. Сторонники освобождения рабов предлагали вывозить их обратно в Африку. Но сами афроамериканцы, рождённые в Штатах, не желали покидать Америку, считая её своей родиной. Отпускать своих рабов не хотели и рабовладельцы.

Гражданская война

До начала гражданской войны, Авраам Линкольн и другие лидеры, выступающие против рабства, стремились не отменить это позорное явление, а только затормозить его продвижение на новые территории и государства американского континента. Но представители южных штатов были недовольны такими высказываниями Линкольна. Они боялись, что вновь появившиеся штаты повернут политику государства против них. Вопрос отмены рабства оставался очень острым. Северные штаты были промышленным регионом. На заводах работали, в основном иностранцы, эмигрировавшие в Америку. А на юге процветало сельское хозяйство. Обширные поля обрабатывали большей частью рабы.

Назревала обстановка, при которой южные и северные штаты не смогли бы больше сосуществовать в рамках одного государства. В 1860 Авраам Линкольн стал президентом Соединённых Штатов Америки. Сначала семь южных штатов решили отделиться. Они хотели создать Конфедеративные Штаты Америки. В 1861 году в Америке началась гражданская война. В результате военных действий ещё четыре южных штата присоединились к Конфедерации. Всего отделившихся штатов стало одиннадцать. Они составляли сорок процентов США. Но четыре других южных штата, в которых тоже процветало рабовладельчество, остались в Союзе.

Линкольн, ненавидящий рабство, очень осторожно отнёсся к призыву аболиционистов в начале войны освободить всех рабов. Но война затянулась. Исход её был не ясен. Федеральное правительство, в котором ведущую роль выполняли республиканцы, предложило освободить всех рабов и тем самым лишить рабовладельческие штаты рабочей силы. Это послужило бы укреплению Союза. Освобождённые рабы переходили бы в Союз и обеспечивали бы рабочую силу. Вышедшие из Союза штаты не могли принять участие в голосовании. В 1862 году Конгрессом был отменён закон о беглых рабах, запретил рабство на всей территории США. Бывших рабов стало можно использовать в армии. Когда Союз победил в битве при Антиетаме, Линкольн решил издать декларацию, согласно которой, должны быть освобождены от рабства все штаты.

Прокламация об освобождении

Такой указ вышел 1 января 1863 года и назывался Прокламацией об освобождении. В этом документе он призывал армию Союза освободить всех рабов во всех штатах, входящих в Конфедерацию. Он называл это актом справедливости, который гарантировала Конституция. Три миллиона рабов были объявлены свободными. Эта Прокламация об освобождении изменила политику войны. Гражданская война против отделения стала войной за свободу. Об этом говорил Авраам Линкольн в Геттисберге в 1863 году.

Такое воззвание не позволяло Франции или Британии выступать совместно с Конфедерацией. В армию Союза вступило 180000 бывших рабов. Они стали равноправными солдатами и матросами и сражались в рядах Союза до окончания войны. Когда Конфедерация стала терпеть поражение, Линкольн стал понимать, что его Прокламация, всего лишь вынужденная мера во время войны. У неё нет законных полномочий и после окончания войны она перестанет существовать.

Поэтому позднее партия республиканцев вынесла 13 поправку на обсуждение в Конгресс. А в апреле 1864 года она была принята двумя третями штатов и внесена в текст Конституции. Но оставшаяся треть штатов, которые представляли члены демократической партии, были не довольны таким решением. Палата представителей, в составе которой большинство были демократами, не приняла эту Поправку. Это было до капитуляции в январе 1865 года генерала Конфедерации Роберта Ли в Аппоматоксе.

Принятие 13 Поправки Конституции США

2 декабря 1865 года штат Алабама тоже ратифицировал эту Поправку. Он стал 27 проголосовавшим за неё штатом. Так набралось нужное количество голосов, три четверти, которые дали достаточное большинство для принятия 13 Поправки.

Штат Алабама проголосовал так, потому что это было ему условием обратного вступления в Союз. Так 18 декабря эта Поправка была внесена в Конституцию США. Это случилось спустя 246 лет, как первые африканцы были привезены в качестве рабов на Американский континент. Наследие этого позорного прошлого и усилие по его преодолению стало главной темой во внутренней политике США.

На протяжении целого столетия, особенно после войны, стране приходилось решать эти непростые вопросы. Последним ратифицировал 13 Поправку штат Миссисипи. Это произошло только в 1995 году. Это была уже формальная процедура. Закон об отмене рабства начал действовать с 1865 года.

Главным стало – заставить закон работать. Рабство на территории США было побеждено. Это был огромный шаг вперёд в развитии человечества. Но проблемы между представителями европейской расы и африканской до конца не решены и в данное время


Текст и фото с сайта: http://history-doc.ru


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх