НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

АВТОБАН «ЕвРИКАА» ЕДИНАЯ МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ АРТЕРИЯ, ОСЬ БУДУЩЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

«”ЕвРИКАА” – это возможность развития цивилизационного сообщества путем прогресса и объединения. Несомненно, одной из его главных особенностей является гуманитарная составляющая. Необходимо направить все силы на смену мировоззренческих установок – человечество XXI века должно основывать свою жизнь на доверии, взаимопонимании и взаимопомощи. На смену войнам, революциям и конфликтам должны прийти солидарность и стабильность. За это начинание я благодарен автору проекта, проявившему смелость мысли и начавшему мировое обсуждение идей мирного сосуществования народов. Несколько лет назадиз одного влиятельного национального источника –газеты DieWelt–я узнал об “ЕвРИКАА” и отметил для себя необычайную актуальность и глубину идеи».

Ганс-Дитрих Геншер,
министр иностранных дел ФРГ, вице-канцлер

Александр Потемкин, доктор экономических наук, не в первый раз предлагает вниманию первых лиц прогрессивных государств мировые значимые проекты и доводит их до успешной реализации: стоял у истоков возникновения и развития беспошлинной торговли в странах СНГ; ввел основные метрологические стандарты для мировой наноиндустрии; является создателем и куратором международной площадки обсуждения опасности бесконтрольного развития искусственного интеллекта. Автор интеллектуальных трудов о судьбе и состоянии общества.

АВТОБАН «ЕвРИКАА»:
ЕВРОПА – РОССИЯ – ИНДИЯ – КИТАЙ – АМЕРИКА – АФРИКА

«ЕВРИКАА» – ГРАНДИОЗНЫЙ ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ ХХI ВЕКА.

«ЕВРИКАА» – ШАНС НАШЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

ПРОЕКТ СТАНЕТ ОСЬЮ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, ОБЪЕДИНИВ БОЛЕЕ ШЕСТИ МИЛЛИАРДОВ ЖИТЕЛЕЙ ПЛАНЕТЫ.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, СПОСОБНЫЙ РЕАЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ МИРА.

САМЫЙ АКТУАЛЬНЫЙ, САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ, САМЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, КОТОРЫЙ СПАСЕТ ПЛАНЕТУ ОТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ.

МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО НА ОДНОМ ИЗ БЛИЖАЙШИХ ЗАСЕДАНИЙ ЛИДЕРЫ СТРАН «БОЛЬШОЙ ДВАДЦАТКИ» РАССМОТРЯТ ПРОЕКТ АВТОБАНА ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА.

Александр Потемкин

Человек не может существовать в статичном мире – чтобы совершенствоваться, он должен качественно менять условия, в которых живет. К сожалению, путь к новым возможностям раскрытия общечеловеческого потенциаланередко отмечен противоборством, грозящим уничтожением государстви наций. Но сегодня, в начале XXI века, все больше стран заявляют о своей воле к миру и созиданию. Господствующим мировоззрением становится забота о процветании народов без войн и революционных потрясений.

Идея глобализации и транспарентности мира вызрела именно на этой почве. Предполагается, что в ходе развития рынка труда и капитала появится новый импульс к сближениюнародов и государств. В итоге устранятся последние барьеры, мешающие свободному перемещению людей, воцарится атмосфера полного взаимного доверия.

Но какой дорогой продвигаться к этому будущему? Дорогой… Да, именно дорогой! В буквальном смысле этого слова. Ибо история убеждает: все грандиозные преобразования начинались с дороги. Историческими примерами могут служить Кир Великий и Александр Македонский, правители империи инков, Рима, Византии, Карла Великого и Наполеона…

Родилась идея создания Глобальной Транспортной Сети – оси цивилизации, соединяющей континенты Земли. Речь идет о проекте мегаавтобана Европа – Россия – Индия – Китай – Африка – Америка. Эта универсальная сверхдальняя автомагистраль поможет преодолеть разобщенностьгосударств и народов. Она свяжет десятки стран новыми разносторонними интересами: скоростные грузовые перевозки гигантской мощности (около 500 тонн), экзотические маршруты, деловые и частные поездки людей разных национальностей, религий и рас.

Уже первая часть Глобальной Транспортной Сети – автобан «ЕвРИКАА» – объединит Европу с Россией, Индией, Китаем, Японией, Америкой. Это будет трасса длинною около семидесяти тысяч километров. Она пройдет по территориям, на которых проживает более шести миллиардов человек. Автор идеи полагает, что автобан может начаться отГибралтара, оттуда путь через Мадрид, Париж, Брюссель, Берлин, Варшаву, Минск и далее – по российским просторам. Через Тверь, Вологду, перешагнув Урал в районе Перми, дорога в сибирский регион – Ханты-Мансийск, Сургут, Якутск. Там уже рукой подать до Уэлена – крайней восточной материковой точки России. Из Уэлена в ясную погоду видны острова Диомида, – по ним проходит российско-американская граница.

Построив тоннель и мосты через пролив Дежнева и Острова Диомида – мы ускорим развитие сибирских районов, раскроем их богатство и природное своеобразие. Поселки Уэйль на Мысе принца Уэльского, что находится на западной оконечности северо-американского континента, и российский Уэлен на Евразийском субконтиненте, станут не просто крайними географическими пунктами, а гостеприимными символами новой глобальной цивилизации третьего тысячелетия.

Пройдя город Фэрбенкс на Аляске, через канадские Уайтхорс, Принс-Джордж, Ванкувер, автобан вернется на западное побережье США: Сиэтл, Лос-Анджелес…
На втором этапе строительства мегаавтобан пройдетчерез Мексику и Панамский перешеек – до Патагонии, аргентинского порта Ушуайя на Огненной земле, и от Лиссабона через всю Африку до Кейптауна, ЮАР. Впрочем, окончательный вариант прокладки великой дороги ЕвРИКАА должны определить правительства и народы тех стран, на территории которых будет прокладываться трасса. Несомненно, чем больше государств и народов соединит ЕвРИКАА, тем больший эффект получат от нее люди.

В районе Сургута от автобана отойдет южная меридиональная трасса. Одна ее ветвь че¬рез Среднюю Азию и Афганистан достигнет Индии; другая ветвь – юго-восточная – свяжет в единую транспортную систему Китай и страны Юго-Восточной Азии.

Транспортная ось цивилизации вязнет в российских пространствах

Создание единой межконтинентальной транспортной артерии, способной стать осью современной цивилизации, – самая актуальная потребность землян, которую они пока реа¬лизуют частично и малыми силами. В развитых странах – США, Германии, Франции, Великобритании, Испании, Италии, России – транспортная инфраструктура отличается отменным каче¬ством и огромным потенциалом для дальнейшего развития и для смычки с партнерами по пе¬ревозкам. Но мы ведем речь о совершенно новой трассе, способной принять автопоезда грузоподъёмностью около 500 тонн, управляемых автопилотами на основе атомных батарей. Автобан и бан (железнодорожная сеть) ЕвРИКАА – это преодоление болезненных разрывов и объединение имеющихся и вновь созданных по¬тенциалов в сквозную действующую сеть.

Уже XX век дал образцы преодоления раздробленности территорий вопреки географическим условиям: последние из таких примеров – туннель под Ла-Маншем и мост через Бискайский пролив. На очереди – покорение Берингова пролива. С технической стороны это не самая сложная задача: длина перемычек – не более 20 километров при глубине моря до 40 м. Однако прыжок через Берингов пролив не имеет смысла, если по российской территории не пройдет автобан ЕвРИКАА. Именно этот участок становится ключевым звеном всей задачи. Только соединив Европу, Азию, Америку и Африку проходящей через Россию автомобильной трассой (в дополнение к Северному морскому пути и Транссибирской железнодорожной магистрали по югу России), можно будет сформировать полноценную межконтинентальную транспортную ось цивилизации.

Неразведанное, неосвоенное, мировое

Есть еще многие месторождения в России, Канаде, США, Латинской Америке, Африке, ресурсы которых не посчитаны. Список можно продолжить перечнем газовых месторождений, обладающих еще более внушительными ресурсами. На территориях, по которым пройдет автобан, и прилегающих к ним обнаружены (или находятся в процессе разведки) месторождения не только углеводородного сырья, но и каменного угля, а также алмазов, золота, драгоценных камней, полиметаллов, урановых руд, железа, платины, титана, меди, олова, цинка, горного хрусталя. Здесь бьют термальные источники, обладающие высокими бальнеологическими свойства¬ми. И конечно, лес, лес, лес… Миллионы гектаров, миллиарды кубометров леса – это не только сы¬рье для целлюлозно-бумажной промышленности, строительной индустрии и фармаколо¬гии, но и неистощимая гигантская фабрика кислорода, значение которой, в свете заключенных Киотских соглашений, трудно переоценить.

В Якутском природно-сырьевом районе ждет своего часа одно из круп¬нейших в мире новых золотоносных месторождений – Сухой Лог. Его запасы таковы, что способны давать половину всей сегодняшней добычи золота. Это больше, чем общая золотодобыча половины стран планеты. Ждут не дождутся по¬лучить доступ ко всем этим ресурсам многие страны с бурно развивающейся экономикой, и в первую очередь соседние отрасли Японии, Америки, Китая и другие.

МегабанЕвРИКАА оживит труднодоступные, богатейшие по своему потенциалу районы стран мира. Они будут включены в мировой тренд развития национальных экономик. Резко возрастет эффективность корпоративных связей, усилятся интеграционные экономические, политические, культурные процессы, инвестиции достигнут качественно нового уровня.

Трехсотметровая полоса автобана пробудит к жизни северный 3000-километровый пояс безлюдной ныне земли. Прекратится отток людей – напротив, потребуется много рабочих и специалистов. Районы, прилегающие к автобану, могут стать плацдармом для «великого переселения народов». Ведь необъятные, девственные территории – главный резервный ареал планеты, способный принять любое количество людей в случае природных глобальных катаклизмов.

Финансово–экономическая сторона проекта

По предварительным подсчетам, стоимость строительства мегаавтобана «ЕвРИКАА» обойдется около 5-и триллионов долларов. В эту сумму входит стои¬мость атомной электростанции средней мощности: ее энергия потребуется на обог¬рев в зимний период полотна трассы на территории России, США и Канады во избежание наледи. Для управления проектом и его пошаговой реализации должно быть учреждено акционерное общество «ЕвРИКАА».

5 триллионов долларов – много ли это? Да, сумма огромная. Но время строитель¬ства – двадцать лет. На ежегодное финансирование проекта уйдет 100 мил¬лиардов долларов. Эту сумму дадут, после соответствующих договоренностей, США, Евросоюз, Индия, Китай, Япония, Россия и другие страны, то есть, делим ее, скажем, на восемь частей. Это чуть больше семи миллиардов долларов в год, или 0,1 процент бюджета США, или совокупного бюджета Евросоюза. Выделенные средства стимулируют экономический рост внутри стран-участников (закупка необходимой дорожно-строительной техники), снижают бремя безработицы (каждый уча¬стник АО получает свой участок трассы и вправе нанимать рабочих и инженеров как у себя в стране, так и за рубежом; пользоваться и закупать технику по своему усмотрению).

АО «ЕвРИКАА» – коммерческое предприятие. После пуска мегаавтобана оно начнет зарабатывать деньги. Межконтинентальная трасса станет ожив¬ленным многофункциональным коридором и начнет обрастать коммерческой инфра¬структурой –автосервис (по 150 на каждой из сторон мегаавтобана), гостиницы, рестораны, прокатные пунк¬ты, туристические агентства, вертолетные площадки, АЭС для обогрева трассы на определенных участках. Кроме глобальных проектов, о которых упоминалось выше, начнут использоваться ресурсы ближайших к Великой до¬роге территорий: рыба, дичь, пушнина, ягоды, грибы, спортивно-оздоровительные комплексы… Этотоже большие доходы.

Новое геополитическое пространство

Появление в мире межконтинентального мегаавтобана неизбежно изменит геополитическое пространство. Станут складываться уже иные политические альянсы. К таким многомиллионным по численности жителей союзам Европа и США будет присоединяться на совершенно новых основаниях.

В систему мировой политики, в качестве ее активных и влиятельных участников, вольется множество государств, пока ютящихся на обочине цивилизации, не востребованных ею. Африканский континент, Южная Америка, Юго-Восточная Азия сумеют преодолеть, наконец, географическую «второсортность», удаленность от центров международного влияния. Начнется радикальная переоценка на планетарном уровне роли и места государств – участников проекта ЕвРИКАА.

Сверхъёмкий инвестиционный проект

Ничего более масштабного и мощного в мире еще не затевалось. Участие в проекте – это возможность делать долгосрочные капитальные инвестиции с возрастающей во времени рентабельностью, супервыгодные вложения с бессрочной отдачей.

Инвесторами могут выступать, прежде всего, государства, используя часть своих бюджетных средств. Уже на стадии реализации проекта страны–инвесторы получают, таким образом, мощный импульс для экономического роста (интенсивное развитие строительно-дорожного машиностроения, проектной отрасли, сферы подготовки кадров, вовлечение в строительство огромной армии ныне существующих на пособия безработных).

Инвестиционная суперъемкость проекта позволяет участвовать в нем как крупнейшим транснациональным корпорациям, так и небольшим фирмам и даже частным лицам. На мировом фондовом рынке таким образом появится новый привлекательный актив, что значительно оживит и активизирует финансовый сектор. В отличие от финансовых афер и виртуальных манипуляций с ценными бумагами проект ЕвРИКАА дает его участнику вполне материальный эквивалент вложений.

Управление мегаавтобаном – новая качественная ступень для транснационального менеджмента. ЕвРИКАА – это создание новых управленческих технологий и программ, сеть учебных заведений для подготовки новых кадров, масса престижных вакансий.

Основными инвесторами, конечно, станут транспортные компании, получающие возможность формировать и обслуживать глобальные маршруты, фирмы, специализирующиеся в производстве дорожной техники, машиностроительные холдинги, у которых появятся заказы на изготовление автопоездов грузоподъемностью около 500 тонн, управляемых автоматическими пилотами. Недавно, когда идея данного проекта прорабатывалась, автомобильная индустрия первая откликнулась и проявила готовность к участию в реализации проекта.

Символ поколения

ЕвРИКАА станет настоящей школой обучения, взросления, управления для следующих поколений землян. А также символом героического первопроходческого труда, который должен быть у каждого поколения.

Начинать век с обсуждения проекта такой Великой дороги, предложенной Вашим современником, – честь для соотечественников и мировой бизнес-элиты.

ОБЩИЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ МИРОВЫЕ ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА И ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ ПО СЕКТОРАМ ЭКОНОМИКИ В ГОД

Рассматриваемые сектора экономики:

  • производство электроэнергии;
  • транспорт (легковые и грузовые автомобили, бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания);
  • судоходство (сухогруз, химические танкеры, контейнеровозы, суда общего назначения, танкеры для сжиженного газа, нефтяные танкеры, военно-морской флот, паромы пассажирские, круизные лайнеры, рефрижераторы, RO-RO, Vehicle, яхты, сервисные буксиры, рыболовецкие и прочие);
  • переработка нефти.

Виды выбросов загрязняющих веществ и их количество

Наименование Количество выбросов в год
Диоксид углерода (СO2) 21,04 млрд тонн
Оксид углерода (СО) 2,5 млрд тонн
Сероводород (Н2S) 2,76 млн тонн
Диоксид серы (SO2) 1,14 млрд тонн
Оксид азота (NOx) 114,9 млн тонн
Углеводороды 145,02 млн тонн
Зола 555,6 млн тонн
Сажа, твердые частицы 77,33 млн тонн
Альдегид 0,43 млн тонн
Аммиак 0,83 млн тонн
Бенз(а)пирен 167 кг

Порядок расчетов выбросов приведен в методике расчета выбросов.

Угарный газ (Монооксид углерода)

Оксид углерода отличается от большинства загрязняющих веществ. Он сохраняется в атмосфере около месяца и способен переноситься на большие расстояния. Хотя угарный газ не является сильным парниковым газом, его присутствие в атмосфере влияет на концентрацию других парниковых газов, такие как метан, тропосферный озон и углекислый газ.

Искусственное повышенное содержание угарного газа в атмосфере вызвано неполным сгоранием топлива. Самым большим источником являются автомобильный транспорт и судоходство.

Само опасное влияние монооксид углерода оказывает на здоровье живых организмов. Для человека монооксид углерода является чрезвычайно токсичным веществом. Без цвета и запаха, он не может быть замечен без специального оборудования. При попадании в организм, угарный газ нарушает циркуляцию крови, что при определенных дозировках может быть смертельным.

Особенно высока концентрация угарного газа в мегаполисах и густонаселенных местах, где преобладает автомобильный транспорт, а также в морских портах, где колоссальное влияние на местный климат оказывают корабли.

Сейчас особенно уязвимы такие страны как Индия и Китай, где индустриальный бум стремительно увеличивает количество автомобилей и сжигание топлива.

Сернистый ангидрид

Угольные электростанции выбрасывают колоссальное количество серы. Она поглощается почвами и водой, нарушая нормальное состояние экосистемы. Содержание диоксида серы в облаках повышает вероятность кислотных дождей, что также разрушает плодовитость земельных участков, уменьшая урожай.

Особому риску подвержены люди, живущие вблизи промышленных районов, возле автострад, на рабочих местах угольных электростанций.

Оксиды азота

Оксид азота является одним из основных компонентов образования кислотных дождей. Однако, кроме этого, азот образует так называемый фотохимический смог. Он оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду. Некоторые растения, такие как табак, томаты и шпинат очень чувствительны к озону, поэтому фотохимический смог может уничтожить эти культуры, а также другую растительность. Он снижает рост и производительность деревьев и вызывает некротические (мертвые) узоры на листьях.

В летнее время, особенно благоприятное для образования фотохимического смога, сильному воздействию подвержены жители городов и мегаполисов, где в атмосферу выбрасываются оксиды азота от транспорта.

Фотохимический смог наносит необратимый ущерб легким и сердцу человека. Даже кратковременное воздействие фотохимического смога оказывает губительное воздействие как на молодых людей, так и на пожилых. Он вызывает раздражение дыхательной системы – снижение функции легких и затруднение дыхания. Это сильнее сказывается при тренировках и работе на открытом воздухе. Высокий уровень смога также вызывает приступы астмы; люди более подвержены аллергенам, которые являются триггерами астмы.

Сажа

По оценкам, ежегодно погибает около 400000 человек из-за вдыхания частиц сажи.

Вклад сажи, или черного углерода, в глобальное потепление был недооценен. По последним данным, сажа находится на втором месте после углекислого газа по воздействию на глобальное потепление, сдвинув метан на третье место. Из-за своего поглощающего эффекта, сажа, падая на снег и лед, ускоряет их таяние. Это особенно ощущается в северном полушарии: в Канаде, в северной части США, в северной Европе и северной Азии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О ВЛИЯНИИ ОБЪЕМОВ ВЫБРОСОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Глобальное потепление.

Судьба планеты через 20, 50, 100 лет будет зависеть от решений, которые человечество принимает сейчас. На Парижском соглашении по климату в 2015 году лидеры 185 стран согласились поддерживать превышение среднейглобальной температуры не выше, чем 2 ºC от начала промышленной революции (XIXвек). Однако сейчас превышение среднейглобальной температуры все же держится на отметке около 3 ºC. Первый раз изменение климата было зафиксировано 1860 году, и с тех пор средняя глобальная температура увеличилась на 2,7-3,2ºC, а в XX веке уровень моря поднялся на 10-20 см. Если выбросы парниковых газов будут осуществляться в тех же или больших количествах, в XXI веке глобальная температура воздуха продолжит расти. Помимо глобального потепления, выбросы загрязняющих веществ оказывают огромное влияние на другие стороны жизненных циклов нашей планеты: повышение концентрации СО2 в 2 раза приведет к уничтожению 40% северных лесов.Потепление климата замедляет рост северных лесов: жизненный цикл деревьев оказывается значительно больше, чем период, закоторый климат изменится к более неблагоприятному для северных лесов.В результате парникового эффекта обширные зоны Земли станут непригодными для растительности. Кроме того, повышение температурыможет привести к интенсивному размножению вредителей леса, следовательно, к его гибели.

Общее повышение температуры Земли приводит к лесным пожарам в некоторых регионах. Главная опасность заключается в том, что лесные пожары также являются крупным источником выбросов углекислого газа, что усугубляет парниковый эффект. Районы, подверженные лесным пожарам, более других уязвимы к последствиям. Содержание углекислого газа в атмосфере увеличивается, а площадь растений, которые являются естественными поглотителями СО2, уменьшается, что влечет за собой губительные последствия для здоровья людей и сельского хозяйства.

Различные компьютерные модели прогнозируют, что в XXI веке средняя температура Земли увеличится в промежутке между 1,8 и 4,0 ºC. Предположительно, изменение климата коснется регионов по-разному. Ожидается, что температура будет выше на суше, чем в океанах, и выше в северных широтах, чем в тропиках.

Поэтому человечеству необходимо принять более амбициозные решения по сдерживанию глобального потепления, но вероятность достижения этой цели с каждым годом стремительно падает. Недавний доклад МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) свидетельствует о том, что существует лишь пятипроцентная вероятность того, что мы сможем сдерживать рост средней глобальной температуры в пределах двух градусов.

Для достижения этих целей и предотвращения необратимых последствий, необходимо действовать быстро: человечеству необходимо начать сокращать выбросы парниковых газов в течение последующих двух-трех лет, чтобы соответствовать цели Парижского соглашения.

Если не предпринимать никаких мер, то, по прогнозам МГЭИК, к началу XXIIвека температура Земли будет на 5 ºC выше, чем сегодня.

Осадки

В результате глобального потепления происходит ускорение испарения воды, что, в свою очередь, ускоряет круговорот воды в природе. В 1980-2010 годах наблюдалось рекордное количество осадков, которые на 12% превысили количество осадков, которые могли ожидаться до индустриальной революции. В юго-восточной Азии количество осадков увеличилось на 56%, в Европе – на 31%, в центральных регионах – на 24%.

Углекислый газ и азот существуют в атмосфере естественным образом, но горение таких продуктов как уголь и нефть является крупным источником накопления чрезмерной концентрации этих веществ, что значительно повышает кислотность осадков. Экологические последствия кислотных дождей наиболее ярко проявляются в водных средах, таких как реки, болота и озера. Они пагубно влияют на рыбу и другие живые организмы. Это вызвано повышенным содержанием алюминия, который выщелачивается из глинистой почвы с дождевой водой, а затем попадает в воду. Некоторые виды организмов могут переносить умеренно кислую воду, но другие виды, которые служат пищей для верхних пищевых цепочек, не выдерживают такой концентрации. Это приводит к нарушению пищевой цепи, которая может быть фатальна для экосистемы.

Кислотные дожди также оказывают влияние на рост растений. Вымывая собой необходимые полезные для растений вещества из почвы, кислотные дожди создают непригодный для жизни растений грунт. В горах окисленные туман и облака осаждаются на листьях деревьев, лишая их питательных веществ и делая листья неспособными поглощать солнечный свет, что увеличивает их уязвимость к низким температурам.

Как следствие всего этого, сокращение популяции растений означает, что определенное количество углекислого газа не будет поглощаться растениями, что только увеличит концентрацию CO2 в атмосфере.

Большие проблемы будет испытывать сельское хозяйство. Кислотный дождь влияет как на качество, так и на урожай сельскохозяйственной продукции. Помимо косметических повреждений плодов, уменьшается питательная ценность и количество полезных минералов продуктов.

Кислотные дожди также оказывают влияние на здоровье человека: сам по себе кислотный дождь безвреден для людей, но создаваемые дождем мелкие частицы и озон, попадая в легкие, могут вызвать или усугубить респираторные заболевания, такие как астма и бронхит.

Температура воздуха.

Изменение климата и повышение температуры будут иметь различные последствия для разных регионов.

Для Африки, где население растет быстрее, чем где бы то ни было, повышение температуры будет означать расширение районов, охваченных засухой и, как следствие, потенциальную миграцию, вызванную нехваткой воды и несостоятельностью сельского хозяйства.

К примеру, провинция Синд(Пакистан, Ближний Восток) почувствовала два противоречивых последствия изменения климата. Экстремальная засуха и наводнения не позволяют выращивать урожай и кормить животных, в результате чего регион понес многомилионный экономический ущерб.

Такие страны Ближнего востока как ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар рискуют стать непригодными для жизни. Согласно расчетам климатологов, к 2070 году температура воздуха в странах Персидского залива может достигнуть 70-80 ºC. Конечно, в крупных городах проблему можно решить развитой системой кондиционирования, но и в этом случае люди смогут выходить на улицу только по ночам.

Из-за радикального изменения температуры воздуха существует риск, что к 2080 году 600 млн. человек столкнутся с голодом. Голод и нехватка воды спровоцируют массовую миграцию насекомых в северные широты, где могут вспыхнуть такие тропические эпидемии, как лихорадка и малярия.

Изменения климата также, без сомнений, усугубят политические разногласия и конфликты за доступ к воде и продовольственным ресурсам.

В Северной Европе повышенная температура ответственна за более теплые зимы, что означает более высокий уровень осадков, большее количество облаков, более сильные штормы и значительные изменения в окружающей среде. Сельскохозяйственные угодья будут находиться в слишком влажных условиях, а уровень моря будет продолжать расти.

В сентябре 2017 года юго-восточное побережье США охватили два крупных урагана, один из которых назвали «Ирмой». Изменения климата привели к тому, что последствия ураганов были более экстремальными из-за большего количества осадков и штормовых нагонов. Нет сомнений, что в будущем разрушающие масштабы ураганов продолжат расти.

В районах Средиземноморья при сохранении температуры на 2 ºC выше доиндустриальной, ожидается, что доступность воды снизится на 50%.Например, во Франции высыхают водохранилища, заставляя власти вводить ограничения на воду. Прибрежные районы Земли будут разрушены. Здания и другая инфраструктура будет вымыта морем, что приведет к увеличению страховых премий. В настоящее время риски, связанные с наводнениями, являются основным природным явлением, которое каждый год заставляет людей покидать свои дома. Каждый год наводнения оставляют без крова в среднем 22,5 млн. человек. Если не принять меры по сокращению выбросов парниковых газов, это цифра может удвоиться.

Серьезные последствия ожидают Китай и Японию, где около 140 и 30 млн. человек соответственно могут остаться без жилища. Также уязвим Бангладеш из-за повышения уровня моря. Ожидается, что к 2050 году десятки миллионов людей останутся без крова.

Климат в России тоже заметно меняется, все чаще наблюдают аномально высокие и низкие температуры. По данным Минприроды РФ, в период с 1990 по 2010 год количество природных катастроф, таких как паводки, сели, наводнения и ураганы возросло в четыре раза и с каждый год продолжают увеличиваться на 6-7%.

Таяние ледников в Гренландии и Антарктиде является естественным процессом, однако из-за глобального потепления этот процесс значительно ускоряется, что приводит к внезапной потере большого количество льда. Это может повлиять на повышение уровня воды в океане и его циркуляцию.

Кроме того, в антарктических льдах находится огромное скопление метана, сильного парникового газа. Таяние льдов приведет к тотальному выбросу метана, который не только многократно усилит глобальное потепление, но и приведет к экологической катастрофе. По мнению некоторых ученых, сейчас человечество переживает шестое в истории Земли массовое вымирание животных. На этот раз это связано с деятельностью человека. По прогнозам, глобальная экосистема может лишиться до 30-40% видов животных и растений, так как их среда обитания будет изменяться быстрее, чем они смогут адаптироваться к новым условиям жизни.

По оценкам исследователей, из-за таяния ледников суша погружается в океаны со скоростью три-четыре миллиметра в год. Ученые считают, что эта скорость не останется неизменной и в ближайшие десятилетия ледниковый покров начнет исчезать быстрее. В зависимости от различных сценариев (которые учитывают различные объемы антропогенных выбросов парниковых газов) уровень океана поднимется к 2100 году на 0,3-2 метра.

Если раньше суша затоплялась пятиметровым слоем воды каждые 100 лет, то теперь, согласно результатам исследования, опубликованным в журнале ScientificReports, это будет происходить каждые 25 лет. Крупные наводнения более вероятны в тропиках. Там частота стихийных бедствий удвоится уже к 2030 году (если уровень океана поднимется на 5-10 сантиметров). Поэтому самая уязвимая часть населения Земли — островные народы.

Изменение климата ежегодно ассоциируется с сотнями тысяч смертей в мире.

Сейчас остро стоит вопрос – как человечество сможет смягчить своими решениями последствия?

Реперные точки изменения климата

  1. Парниковый эффект
    Увеличиваются как в количестве, так и в продолжительности, периоды сильной жары, а также связанные с ними тепловые удары и количество смертельных случаев. Поскольку в городах по всей планете летом начинается парниковый эффект, они особенно уязвимы.

  2. Лихорадка денге
    Казалось бы, развитые страны уже давно забыли о ряде заболеваний. Но американские ученые начали бить тревогу: жители Соединенных Штатов становятся все более восприимчивыми к лихорадке денге и малярии.

  3. Пресная вода
    Хотя уровень моря повышается, наличие пресной воды все время уменьшается. Происходит это из-за таяния ледяных полей, а также засухи.

  4. Экстремальные погодные условия
    Частота возникновения экстремальных погодных условий, как ожидается, будет возрастать с каждым годом. К примеру, тропические штормы будут происходить чаще и будут более разрушительными. Если климат продолжит меняться текущими темпами, к 2050 году значительно сократится количество коралловых рифов в океане.

  5. Приземный смог
    Теплый застоявшийся воздух в городах увеличивает образование приземного смога. Половина населения развитых стран уже живет в городах, которые не отвечают общепринятым стандартам качества воздуха, а в Китае это уже стало общенациональной бедой.

  6. Затопление населенных площадей
    Некоторые островные страны уже рассматривают планы эвакуации. К примеру, Тувалу же заключило соглашение с Новой Зеландией относительно переселения в эту страну в случае полного затопления островов Тувалу, которые с каждым годом все более уходят под воду.
    При повышенной активности таяния ледников в далеком будущем нашим потокам придется забыть о следующих странах и крупных городах:

    Европа
    Дублин, Лондон, Лиссабон, Барселона, Венеция, Рим, Тунис, Брюссель, Амстердам, Копенгаген, Стокгольм, Хельсинки, Таллинн ,Рига, Санкт-Петербург, Одесса, Стамбул;

    Азия
    Бейрут, Багдад, Кувейт, Доха, Сеул, Токио, Пекин, Дубай, Калькута, Дхака, Бомбей, Гонконг, Янгон, Банкок,Манила,Коломбо, Пном Пень, Хошимин, Куала – Лумпур, Сингапур, Джакарта;

    Северная Америка
    Ванкувер, Сиэтл, Портленд, Гонолулу, Сан Франциско, Лос-Анжелес, Сан Диего, Монреаль, Бостон, Нью-Йорк, Галифакс, Филадельфия, Вашингтон, Хьюстон, Чарльстон, Норфолк, Майами, Новый Орлеан, Пайн-Блафф, Гавана, Канкун, Веракрус, Порт-о-Пренс;

    Южная Америка
    Парамарибо, Джорджтаун, Лима, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буенос – Айрес;

    Африка
    Дакар, Тунис, Триполи, Александрия, Каир, Момбаса, Кейптаун, Могадишо, Дар-эс-салам, Мапуту, Луанда, Лагос, Аккра, Абиджан, Монровия, Фритаун, Бисау;

    Австралия и Новая Зеландия
    Сидней, Мельбурн, Аделаида, Перт, Брисбен, Веллингтон, Окленд

    Карта изменений береговых линий материков (Приложение 2).

  7. $ 700 млрд. на ветер
  8. Изменение климата очень больно бьет по карману многим странам. К 2030 году мировая экономика, по прогнозам, потеряет $ 700 млрд. из-за расходов, связанных с изменением климата.

  9. Сезон аллергии
    Все дольше длится сезон аллергии. Это оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье органов дыхания людей, страдающих от аллергии (а таких чуть ли не половина населения).
  10. Продовольственная проблема
    Вскоре могут начаться проблемы с продовольствием. Во-первых, более высокие температуры увеличивают распространение пищевых заболеваний, таких как сальмонеллез. А во-вторых, на производство сельскохозяйственных культур во всем мире сильно влияют засухи. Глобальные урожаи пшеницы и кукурузы уже сокращаются по всему миру.
  11. Демография
    Экстремальные погодные условия и сокращение сельскохозяйственного производства в развивающихся странах начнут вызывать больше конфликтов и миграций. А открытие морских путей в Арктике из-за отступающего льда может привести к проблемам суверенитета и международным конфликтам. Расширение пустынь и рост уровня моря также приведут к демографическим и политическим проблемам в связи с более высоким уровнем миграции.
  12. Флора и фауна
    Многие изменения, которые претерпевает планета, необратимы. К примеру, полностью исчезают различные виды флоры и фауны.
  13. Арктика
    К 2050 году Арктика будет почти полностью свободна ото льда в летний период.
  14. Поляризация общества
    Самыми худшими последствия изменения климата будут для детей, пожилых людей и бедняков, поскольку они не смогут справиться с резкими изменениями в доступности пищи и резкими изменениями условий жизни. Изменение климата, вероятно, поляризует общество на тех, кто будет в состоянии справиться с ним (более богатые страны), а также на тех, кто не сможет этого сделать (бедные страны).
  15. Гибель 30% видов растений и животных
    МГЭИК (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) опубликовала довольно жуткий прогноз. Если их прогнозы относительно температуры окажутся верными, то к концу XXI века полностью вымрут до 30% видов растений и животных.

Заключение
Если человечество не примет меры по сокращению выбросов парниковых газов, то наша планета обречена. Чтобы сдерживать рост глобального потепления в пределах двух градусов выше доиндустриальной эпохи, необходимо сократить выбросы парниковых газов как минимум вдвое. Это позволит существенно снизить губительный эффект глобального потепления в будущем. Если ничего не предпринять, то уже через 50 лет средний рост температуры Земли достигнет 4-6 ºC, что означает разрушительный подъем уровня моря, экстремальные погодные явления и отсутствие продовольственной безопасности.

По данным аналитиков PwC, с начала века Россия снижала выбросы парниковых газов в среднем на 3,6% в год, Великобритания – на 3,3%, США – на 2,3%. Среднее снижение выбросов в год за последние 15 лет составило 1,3%, но этих усилий мало. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодно необходимо снижать выбросы углекислого газа не менее, чем на 6,3%.

Это значит, с одной стороны, нужно внедрять энергосберегающие технологии, с другой – переходить на альтернативные источники энергии. Решение данных вопросов обеспечит реализация проекта «ЕвРИКАА» всем мировым сообществом. Экологическим эффектом от запуска проекта будут являться:

  1. Снижение выбросов СО2на 65% от мирового значения 32,3 млрд тонн/год.
  2. Уменьшение объемов добычи и переработки нефти.
  3. Гарантированное уменьшение антропогенного воздействия на состояние мировой экологии и изменение климата.

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ПРИ СЖИГАНИИ ТОПЛИВА НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ, В АВТОТРАНСПОРТЕ, ПРИ ПЕРЕРАБОТКЕ НЕФТИ

Введение
В настоящее время недооценены риски, связанные с загрязнением окружающей среды и изменением климата на планете, вызванные сжиганием топлива и переработкой нефти.

Настоящий документ разработан с целью создания методологической основы по определению выбросов загрязняющих веществ при переработке нефти, при сжигании топлива на угольных и нефтяных электростанциях, в автотранспорте и в судоходстве.

Настоящий документ устанавливает порядок определения выбросов загрязняющих веществ расчетным методом на основе удельных показателей выбросов.

Полученные по настоящему документу результаты используются для оценки глобального изменения климата, а также для принятия комплекса мер по дальнейшему сокращению негативного воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду.

1 Угольные и нефтяные электростанции

1.1. Угольные электростанции
Мировое производство электричества в 2016 году составило 24900 Твт/ч.1

40% от количества произведенной энергии приходится на сжигание угля2.

Таким образом, количество произведенной энергии за счет сжигания угля можно найти по следующей формуле:

Ау = (А/100)*40, (1), где:

Aу – количество электричества, произведенное угольными электростанциями, Твт/ч;

A – мировое производство электричества, Твт/ч.

Таким образом, угольные электростанции произвели в 2016 году 9960 Твт/ч электричества.

На производства электричества мощностью в 1 Мвт требуется 400-600 кг угля в зависимости от его качества. Для настоящих расчетов взято среднее значение – 500 кг3. Мощность электричества, произведенная угольными электростанциями, рассчитывается путем деления произведенной мощности на количество часов в году. В одном году 365,2425 суток и 8766,05 часов соответственно.

Сначала следует разделить произведенное электричество на количество часов в году, чтобы получить мощность электричества.

N = А/Т, (2), где:

N – мощность электричества, произведенная в 2016 году, Твт;

А – произведенная электроэнергия в 2016 году, Твт/ч;

Т – количество часов в году, ч.

Общая мощность электричества составила 2,84 Твт. Таким образом, находим мощность, произведенную угольными электростанциями по аналогии с формулой (1):

Ny = 1,136,

Где Ny– мощность электричества, произведенная угольными электростанциями, Твт.

Далее находим количество угля, необходимое для производства 1,136 Твт электричества:

Vy = Ny*Vi*t, (3), где

Vy– количество угля, необходимое для производства 1,136 Твт электричества, кг;

Ny– мощность электричества, произведенная угольными электростанциями, Мвт;

Vi – количество угля, необходимое для получения 1 Мвт электричества;

t – количество часов в году, час.

Vy = 1136000*500*8766,05 = 4,979*1012 = 4979000000000 кг.

Таким образом, мировое потребление угля для производства электричества составило 4979 млн тонн.

Целесообразно отметить, что общее производство и потребление угля в 2016 году составили 7286 и 7406 млн тонн соответственно1. Следовательно, 67%, или 2/3, от всего потребляемого угля уходит только на производство электричества.

1.2. Нефтяные электростанции
Вышеописанный метод также применим к расчету потребления продуктов нефтепереработки для производства электричества.

Около 4% мирового производства электричества приходится на сжигание нефтепродуктов, в основном используются такое топливо, как мазут и дизель.

Количество произведенной энергии, которую выработали нефтяные электростанции рассчитывается по формуле:

Анфт = (А/100)*4, (4), где

Анфт – количество произведенной энергии нефтяными электростанциями, Твт/ч;

А – мировое производство электричества, Твт/ч.

Отсюда следует, что нефтяные электростанции в 2016 году произвели 996 Твт/ч электричества.

В среднем для производства 1 Квт/ч электричества необходимо 0,0016 барреля нефти. При этом стоит учитывать, что 1 баррель нефти равен 136 кг, или 0,136 тонн.

Находим общий расход нефтепродуктов, потребленных нефтяными электростанциями по следующей формуле:

Vнфт = Анфт*Vнфт*0,136, где

Vнфт – количество нефти, необходимое для производства 996 Твт/ч электричества, тонн;

Анфт – количество произведенной энергии нефтяными электростанциями, Квт/ч;

Vнфт – количество нефти, необходимое для производства 1 Квт/ч электричества, баррелей.

Следовательно, мировое потребление нефти для производства электричества составило 216,7 млн тонн.

1.3. Расчет выбросов загрязняющих веществ
Для расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ использовались удельные выбросы при сжигании органических топлив в энергетических котлах.4

При сжигании органических топлив в топках котлов образуются различные продукты сгорания, такие как оксиды углерода СОх = СО + СО2, оксиды серы SOх = SO2 + SO3, оксиды азота NOх = NO + NO2, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), фтористые соединения, соединения ванадия V2О5, твердые частицы и др. (см. таблицу 1). При неполном сгорании топлива в топках уходящие газы могут также содержать углеводороды СН4, С2Н4 и др. Все продукты неполного сгорания являются вредными.

Таблица 1 – Удельные выбросы при сжигании органических топлив в энергетических котлах

Выбросы Природный газ г/м3 (пр. газа) Мазут кг/т (мазута) Уголь кг/т (угля)
Оксиды серы SOx (в пересчете на SO2) 0,006÷0.01 ~21Sр (17÷19)Sр
Оксиды азота NOx (в пересчете на NO2) 5÷11 5÷14 4÷14
Монооксид углерода СО 0,002÷0,005 0,005÷0,05 0,1÷0,45
Углеводороды 0,016 0,1 0,45÷1,0
Водяные пары Н2О 1000 700 230÷360
Диоксид углерода СО2 2000 ~3000 2200÷3000
Летучая зола и шлак 10Ар 10 Ар

Условные обозначения: Ap, Sp – соответственно содержание золы и серы на рабочую массу топлива, %.

Таким образом, рассчитываем выбросы от угольных электростанций:

а) для расчета выбросов диоксида углерода (СО2) взято среднее значение ((2200 + 3000)/2 = 2600)) → 4980000000*2,6 = 12948 млн тонн;

б) для расчета выбросов монооксида углерода (СО) взято среднее значение ((0,1 + 0,45)/2 = 0,275)) → 4980000000*0,000275 = 1,36 млн тонн;

в) для расчета выбросов оксидов серы (SOх (в пересчете на SO2)) взято среднее значение ((17 + 19)/2 = 18)) → 4980000000*0,18 = 896,4 млн тонн;

г) для расчета выбросов оксидов азота (NOх (в пересчете на NO2)) взято среднее значение ((4 + 14)/2 = 9)) → 4980000000*0,009 = 44,82 млн тонн;

д) для расчета выбросов углеводородов (СНх) взято среднее значение ((0,45 + 1)/2 = 0,725)) → 4980000000*0,000725 = 3,6 млн тонн;

е) выбросы летучей золы и шлаков → 4980000000*0,1 = 498 млн тонн.

Далее рассчитываем выбросы от нефтяных электростанций:

а) выбросы диоксида углерода (СО2) → 216700000*3 = 650,1 млн тонн;

б) для расчета выбросов монооксида углерода (СО) взято среднее значение ((0,005 + 0,05)/2 = 0,0275)) → 216700000*0,0000275 = 0,006 млн тонн;

в) выбросы оксидов серы (SOх (в пересчете на SO2)) → 216700000*0,21 = 45,5 млн тонн;

г) для расчета выбросов оксидов азота (NOх (в пересчете на NO2)) взято среднее значение ((5 + 14)/2 = 9,5)) → 216700000*0,095 = 20,5 млн тонн;

д) расчет выбросов углеводородов (СНх) → 216700000*0,0001 = 0,02 млн тонн;

е) выбросы летучей золы и шлаков → 216700000*0,1 = 21,6 млн тонн;

ж) выбросы сажи → 216700000*(30*10-3) = 6,5 млн тонн.7

2 Автотранспорт и судоходство

2.1. Мировой автопарк.

В 2015 году мировой автопарк насчитывал 1 282 млн. единиц, из которых 947 млн. ед. – легковые автомобили и 335 млн. ед. – грузовые и коммерческие автомобили.3

В 2017 году общее потребление топлива транспортом составило 115 квадриллионов БТЕ, из которых 87 квадриллионов БТЕ пришлось на дорожный транспорт. Из этих 87 квадриллионов, в свою очередь, около половины составило дизельное топливо, вторую половину – моторный бензин.5

Чтобы выяснить, сколько топлива из нефтепродуктов использовалось для дорожного транспорта, переводим Британскую термическую единицу (БТЕ) в тонны нефтяного эквивалента. В результате получим:

Vтдт = BTUдт*K, (5), где

Vтдт – объем бензина и дизельного топлива, потребленные дорожным транспортом, тонн;

BTUдт– количество энергии, потребленное дорожным транспортом, БТЕ;

K – коэффициент конвертации из БТЕ в тонны нефтяного эквивалента.

Vтдт = (87*1015)*(2,52*10-8) = 2204 млн тонн.

Учитывая, что доли использования бензина и дизельного топлива примерно равны, то возможно допустить, что 947 млн единиц легковых автомобилей израсходовали 1102 млн тонн, а 335 единиц грузовых и коммерческих автомобилей – 1102 млн тонн от общего потребления нефтепродуктов.

Глобальное производство нефтепродуктов ежегодно составляет около 4200 млн тонн, в то время как потребляется около 3800 млн тонн1. Следует отметить, что больше половины, а именно 57% всех потребляемых нефтепродуктов, используются только дорожным автотранспортом.

Пассажирские транспортные средства определяются как 2- и 4- колесные транспортные средства, включая легковые автомобили, микроавтобусы, пикапы, спортивные и грузовые автомобили. При расчете общих выбросов от дорожного транспорта было взято среднее значение выбросов от одного автомобиля (в т.ч. грузового). Оно составляет 4,67 тонны СО2-эквивалента на автомобиль в год.6

Рассчитываем средние выбросы от всего автопарка планеты:

Одт = Vдтi, (6), где:

Одт – объем общих выбросов от автотранспорта, тонн;

Vдт – объем автопарка, единиц;

Оi – средний объем выбросов от 1 единицы автотранспорта, тонн.

Следовательно,

Одт = 1282000000*4,67 = 5986940000 тонн СО2-эквивалента.

Также рассчитаем объем выбросов загрязняющих веществ с помощью таблицы 2.

Таблица 2 – Удельные выбросы загрязняющих веществ к единице массы сгоревших нефтепродуктов.

Рассчитаем выбросы для каждого типа топлива отдельно.

Бензиновые ДВС:

а) монооксид углерода (СО) → 1102000000*0,85 = 936,7 млн тонн;

б) сероводород (H2S, в пересчете на SO2) → 1102000000*0,001 = 1,1 млн тонн;

в) оксид серы (SO2) → 1102000000*0,0012 = 1,3 млн тонн;

г) оксиды азота (NOх, в пересчете на NO2) → 1102000000*(1,51*10-2) = 16,6 млн тонн;

д) сажа → 1102000000*(20*10-3) = 22 млн тонн;

е) углеводороды (CHx) → 1102000000*(60*10-3) = 66,12 млн тонн;

ж) бенз(а)пирен (C2OH12) → 1102000000*(6,1*10-8) = 0,000067 млн тонн.

Дизельные ДВС:

а) монооксид углерода (СО) → 1102000000*0,87 = 958,7 млн тонн;

б) сероводород (H2S, в пересчете на SO2) → 1102000000*0,001 = 1,1 млн тонн;

в) оксид серы (SO2) → 1102000000*0,0047 = 5,17 млн тонн;

г) оксиды азота (NOх, в пересчете на NO2) → 1102000000*(2,61*10-2) = 28,7 млн тонн;

д) сажа → 1102000000*(24*10-3) = 26,5 млн тонн;

е) углеводороды (CHx) → 1102000000*(50*10-3) = 55,1 млн тонн;

ж) бенз(а)пирен (C2OH12) → 1102000000*(6,9*10-8) = 0, 000076 млн тонн.

Далее находим общие выбросы от бензиновых и дизельных ДВС путем аккумулирования показателей их выбросов:

а) монооксид углерода (СО) → 936,7 + 958,7 = 1895,4 млн тонн;

б) сероводород (H2S, в пересчете на SO2) → 1,1 + 1,1 = 2,2м млн тонн;

в) оксид серы (SO2) → 1,3 + 5,17 = 6,47 млн тонн;

г) оксиды азота (NOх, в пересчете на NO2) → 16,6 + 28,7 = 45,3 млн тонн;

д) сажа → 22 + 26,4 = 48,4 млн тонн;

е) углеводороды (CHx) → 66,12 + 55,1 = 121,2 млн тонн;

ж) бенз(а)пирен (C2OH12) → 0,000067 + 0,000076 = 0,00014.

2.2. Мировой морской флот.

Мировой морской флот в 2017 году насчитывал 107 749 единиц различных по размерам и грузоподъемности морских судов. Эти суда израсходовали 361,117 млн тонн тяжелого флотского мазута.8

Для расчета выбросов загрязняющих веществ от судовых энергетических установок использовалась Таблица 2.

Ниже приведены общие выбросы от глобального морского флота:

а) диоксид углерода (СО2) → 361117000*1,49 = 538 млн тонн;

б) монооксид углерода (СО) → 361117000*0,9 = 325 млн тонн;

в) сероводород (H2S, в пересчете на SO2) → 361117000*0,001 = 0,36 млн тонн;

г) оксид серы (SO2) → 361117000*0,0345 = 12 млн тонн;

д) оксиды азота (NOх, в пересчете на NO2) → 361117000*(6,9*10-3) = 2 млн тонн;

е) сажа → 361117000*(30*10-3) = 10,8 млн тонн;

ж) углеводороды(CHx) → 361117000*(20*10-3) = 7,2 млн тонн;

з) бенз(а)пирен (C2OH12) → 361117000*(7,6*10-8) = 0,000027 млн тонн.

3 Переработка нефти

Все страны мира в 2016 году добыли 4341 млн тонн нефти, из которых поставили на нефтеперерабатывающие заводы 4182 млн тонн1.

Общие выбросы СО2 в США в 2013 году от их 145 нефтеперерабатывающих заводов составили 176,7 млн тонн.9

В 2016 году США переработали 840 млн тонн нефти, в 2013 – 805,5 млн тонн. Путем нахождения пропорции находим относительное количество выбросов в США в 2016 году:

805,5/176,7 = 840/Х, где Х – количество выбросов от нефтеперерабатывающих заводов США в 2016 году.

805,5*Х = 176,7*840.

Х = 184,2 млн тонн.

Далее рассчитаем относительное количество общих выбросов от нефтеперерабатывающих заводов:

840/184,2 = 4182/Xi, где Хi – количество выбросов от нефтеперерабатывающих заводов по миру в 2016 году.

184,2*4182 = 840*Х.

Х = 917 млн тонн.

Для расчета выбросов других веществ в ходе нефтепереработки используем удельные выбросы на различных стадиях переработки (таблица 3).10

Таблица 3 – Удельные выбросы с нефтеперерабатывающих заводов.

Процесс Твердые частицы SO2 CO Углеводороды Оксиды азота Альдегиды Аммиак
Флюид-каталитический крекинг:              
Неконтролируемые выбросы 0,1097 кг/баррель 0,223621 кг/баррель 6,2142 кг/баррель 0,0997 кг/баррель 0,0322 кг/баррель 0,0086 кг/баррель 0,0244 кг/баррель
Электро-статистический электрофильтр 0,0204 кг/баррель 0,223621 кг/баррель 0,0322 кг/баррель
Установка катализатора с подвижным слоем 0,0077 кг/баррель 0,0272 кг/баррель 1,723651 кг/баррель 0,0394 кг/баррель 0,0022 кг/баррель 0,0054 кг/баррель 0,0027 кг/баррель
Установка флюидизированного коксования:              
Неконтролируемые выбросы 0,237 кг/баррель
Электро-статистический электрофильтр 0,0031 кг/баррель
Компрессорные агрегаты:
Поршневые двигатели 2% 0,00019 кг/баррель 0,00063 кг/баррель 0,0015 кг/баррель 0,00004 кг/баррель 0,00009 кг/баррель
Газовые турбины 2% 0,00005 кг/баррель 0,000009 кг/баррель 0,00013 кг/баррель
Системы продувки:
Неконтролируемые выбросы 0,263 кг/баррель
Система переработки паров и факельное сжигание 0,0122 кг/баррель 0,0019 кг/баррель 0,00036 кг/баррель 0,0085 кг/баррель
Вакуумная дистилляция 0,0226 кг/баррель
ВСЕГО 0,37 кг/баррель 0,4866 кг/баррель + 4% от рабочей массы 7,939 кг/баррель 0,4256 кг/баррель 0,0767 кг/баррель 0,01404 кг/баррель 0,0271 кг/баррель

Для удобства расчетов сначала переведем баррели в тонны → 4182000000*7,3 = 30528600000 баррелей.

а) выбросы твердых частиц → 30528600000*0,37 = 11,5 млн тонн;

б) выбросы оксиды серы (SO2) → 30528600000*0,4866 + 4182000000*0,04 = 14855216 + 167280000 = 182,1 млн тонн;

в) выбросы монооксида углерода (СО) → 30528600000*7,939 = 242,3 млн тонн;

г) выбросы углеводородов (CHх) → 30528600000*0,4256 = 12,9 млн тонн;

д) выбросы оксидов азота (NOх) → 30528600000*0,0767 = 2,3 млн тонн;

е) выбросы альдегидов → 30528600000*0,01404 = 0,428 млн тонн;

ж) выбросы аммиака → 30528600000*0,0271 = 0,83 млн тонн.

Нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия загрязняют все объекты окружающей среды: атмосферный воздух, водные объекты и почву. Основные загрязняющие вещества – это углеводороды, сероводород, оксиды углерода, диоксид серы и азот. В действительности же, выбросы предприятий нефтехимической отрасли содержат до 250 химических веществ, треть из которых представляет I и II класс опасности.

Заключение

Данное исследование показало, что самым загрязняющим сектором является производство электроэнергии. Только угольные электростанции ответственны за 40% всех выбросов от сжигания топлива. На долю нефтяных электростанций приходится 2% общих выбросов от сжигания топлива.

Значительную роль в загрязнении окружающей среды играет транспорт. Один лишь дорожный транспорт несет ответственность за 18% общих выбросов от сжигания топлива. Мировой морской флот пагубно влияет не только на атмосферу, но и на водную среду, куда попадает огромная часть загрязняющих веществ.

Отдельное внимание было уделено нефтеперерабатывающим заводам, чье влияние на окружающую среду обусловлено скорее не самим процессом сжигания топлива, а процессом переработки нефтепродуктов. Если удастся перейти на альтернативный вид энергии, то, как следствие, необходимость в добыче и переработке нефти резко снизиться.

В Приложении 1 приведена сводная таблица по выбросам загрязняющих веществ от сжигания топлива и переработки нефти по секторам экономики и типу топлива.

Список использованных источников

  1. Enerdata: международное информационное агентство. URL: https://yearbook.enerdata.net/
  2. World Coal Association – ВсемирнаяАссоциацияУгля. URL:https://www.worldcoal.org/
  3. Statista – международный статистический портал. URL: https://www.statista.com/
  4. РосТепло – энциклопедия теплоснабжения. URL: http://www.rosteplo.ru/
  5. Energy Information Administration (EIA). Global Transportation Energy Consumption: Examination of Scenarios to 2040 using ITEDD, 2017, стр. 7.
  6. Energy Information Administration (EIA). URL: https://www.eia.gov/
  7. IMO (International Maritime Organization) – ММО (Международная морская организация. Third IMO GHG Study, 2014, стр. 71.
  8. https://studfiles.net/preview/4614542/
  9. EPA – Агентство по охране окружающей среды США. 2013 GHGRP Industrial Profiles. Petroleum Refineries, стр. 2.
  10. EPA – Агентство по охране окружающей среды США. AP-42, Section 5.1: Petroleum Refining.

Приложение 1

Приложение 2: Карта изменений береговых линий материков
©National Geographic

Европа

Азия

Северная Америка

Южная Америка

Африка

Австралия и Новая Зеландия

Антарктида

P.S.
Материалы проекта «EuRICAA» были направлены первым лицам государств «Большой двадцатки»: Владимиру Путину, Дональду Трампу, Маурисио Макри, Ангеле Меркель, Терезе Мэй, Эммануэлю Макрону, Малкольму Тернбуллу, Мишелю Темеру, Раму Натху Ковинду, Джоко Видодо, Серджо Матарелла, Ли Кецяну, Абдул-Азиз Аль Сауду, Андресу Мануэлю Лопесу Обрадору, Реджепу Тайип Эрдогану, Мун Чжэ Ин, Джейкобу Зуме, Синдзо Абэ, Дональду Туску, Нурсултану Назарбаеву, Шавкату Мирзиёеву, Халтмаагийну Баттулге, а также всем руководителям стран мира, в Организацию Объединенных Наций и другие международные организации, основным входящим в рейтинг «Богатейшие люди мира» (Forbes, 2017)


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх