НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ПРИТЧА О КОПИЛКЕ

https://pic.rutube.ru

https://pic.rutube.ru

В Бостоне прошел показ известного российского кинофильма «Училка» (в заглавной роли Народная артистка РФ Ирина Петровна Купченко), завоевавшего более 20 призов российских кинофестивалей в 2016-2017 гг, в том числе «Нику» и «Золотую Ладью». Фильм демонстрировался в зале Northeastern University, помощь в переводе картины на английский язык оказали студенты факультета славистики. После показа состоялось бурное обсуждение с автором сценария картины – писательницей Екатериной Асмус. Зрители разошлись за полночь..

Всякий современный зритель, опытный и бывалый, начинает составлять свое мнение о предлагаемом продукте – будь то фильм или стиральный порошок – с аннотации. Так и я, вооружившись опубликованным кратким содержанием, открывала фильм «Училка» Екатерины Асмус и Алексея Петрухина, предвкушая заявленное содержание: современная школа, безнадежный омут, подернутый ряской бездуховности, внезапно всколыхнувшийся неким инцидентом – стрельбой. Наверняка – бросившаяся на амбразуру учительница. Наверняка – трясущиеся от страха ученики. Допустим, террористы. Что тут скажешь – все мы любим заранее отгадывать, «кто убийца».

Но довольно быстро я поняла, что на сей раз просчиталась – начавшийся довольно предсказуемо сюжет стал вдруг неожиданно петлять, слой за слоем меняя структуру повествования.

Вроде бы обычная школа – педагогический канцелярит и старшеклассники, которые ни в грош не ставят старших, за показным нигилизмом скрывающие бытовое хамство и лень.

И вдруг на повестке дня возникает Рычаг Власти, своего рода колесо фортуны; кто его крутит – тот и «воду мутит». Уставшая от ежедневных попыток посеять разумное, доброе и вечное Училка, старорежимная вобла, получает шанс – выговориться и поставить на подобающее место зарвавшихся «миллениалов».

Еще один поворот колеса – и власть переменилась, и вот уже выпускники показывают крепкие зубы хищников, которые ежедневно сражаются: за свое место, за самку, за право попрать законы стаи.

А дальше приходится напоминать себе, что есть «гротеск – произведение искусства, исполенное в уродливо-комическом стиле». Вот же – это он. Все герои в какой-то момент морально обнажены. Сменяя друг друга у школьной доски или будучи вовлеченными в разворачивающееся действо они, один за другим, вдруг оказываются под выпуклой линзой. И она не щадит никого.

Волнообразный сюжет меняет полюса, и в какой-то момент вдруг осеняет: да это же притча! Это урок истории, просто изложенный в иносказательной форме.

Для себя я ее озаглавила «Притча о копилке». Вот мы все – жестяные, аляповатые порой копилки. То пустозвоним бессодержательно, то солидно погромыхиваем накопленным опытом. И на экране перед нами – такие же копилки, только новенькие, целый класс. В которых, ежели как следует потрясти, на самом донышке звякнет одинокой монеткой душа. Золотая, ценная. Только трясти не ленись…


Для сайта”RA NY” своими впечатлениями о фильме делилась Мария ШАНДАЛОВА – филолог, лингвист, литературный редактор.


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх