№ 411

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Инаугурация: как это было?
Израиль должен провозгласить Газу
Независимым государством Хамастан
Сталинград
"Трусы Клинтона".
Рассказ

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

СТАЛИНГРАД.
К 66-ой годовщине завершения Сталинградской битвы.

Медаль

29 октября 1942 года при выполнении приказа по расширению плацдарма под Сталинградом пропали без вести гвардейцы 36-го комсомольско-молодежного ударного стрелкового полка 14 гвардейской дивизии. (В приказе командира 36 гв.СП14 гв.СД №096 от 18.11.42 г.значится: ”Ниже объявляю список рядового и сержантского состава пропавшего без вести при выполнении боего приказа 29.10.42 г. с исключением со списков полка и всех видов довольствия: …5. г в. красноармеец Кравец Азий Ушерович.”

Это мой родной брат. Архивную справку из Центрального Архива минобороны я получил только в январе 2000 г….

В июле 1941 г. наша семья (мама,папа и я), как семья кадрового командира (старший брат) была эвакуирована в Орджоникидзевский край. Туда же в сентябре приехал мой родной брат Азий Кравец, которого отпустили из Харцызка, когда немецкие войска подошли к Донбассу.

Вскоре, нам пришлось опять эвакуироваться, т. к. фашисты заняли Ростов-на-Дону.Семьям военнослужащих выдали проездные документы до Челябинска, где руководство 4-го полка ВНОС подготовило жилье. Из-за болезни матери после трех недель скитаний были вынуждены осесть в г. Котельниково Сталинградской области. Наступила холодная голодная зима 41-42 гг. в прифронтовом городке. Все школы оборудовали под госпитали. В частных домах разместили красноамейцев маршевых рот. Нас приютила в своей землянке жена бывшего казачьего офицера, погибшего в гражданскую войну. Папа и брат работали в местном промкомбинате. Мы, шко-льники, целые дни проводили в госпиталях кололи дрова, писали письма, читали стихи, пели,танцевали. Наступила весна, Ростов освободили, жить стало легче.

30 апреля 1942 г. призвали котельниковских ребят в армию и направили на учебу в полковую школу в Дубовский район, хутор Ильинский (помещение местной школы). Мой родной брат - Азий Кравец также был направлен в эту школу. Чтобы быть поближе к брату наша семья переехала на жительство в Дубовский район в казачью станицу Андреевка. Папа и я работали в колхозе им. Правда. Нас приняла на жительство Анна Плетнева,которая возила в Дубовку зерно и другие с/х продукты для Красной Армии. Регулярно она передавала брату и его боевым товарищам наши скромные подарки.

Несколько раз папа и я приезжали в гости к брату. Все,кто служил в армии знают,что полковая школа не подарок. Занятия проводились 12-14 часов в день при жаре 35-37 градусов.

В последний мой приезд к брату в десятых числах июня он и его товарищи с болью рассказали о неимоверных трудностях в учебе, которые неоправдано создавали офицеры полковой школы. Несмотря на жару курсантам не разрешали купаться в р. Сал. Некоторые командиры взводов издевались над курсантами. Брату было легче переносить трудности - до войны он занимался велосипедным спортом. Ребята с горечью заявляли, что при прибытии на фронт они расправятся со своими командирами!!! Это была наша последняя встреча.

Со временем, будучи курсантом артшколы и артучилища (1943-1947 гг) я понял курсантов пехотной полковой школы.

1942 года выдалось не менее трагическим, чем в 1941 г. Немецкие войска наступали. Под бездарным управлением маршала К. Тимошенко войска Юго-Западного фронта были разгромлены на Барвенко-Харьковском направлении и безпорядочно отступали в район Сталинграда и Кавказа.

17 июня 1942 г. лучших курсантов школы, в том числе и моего брата, направили в Новороссийск, а затем в Севастополь. Вскоре город пал под натиском фашистов. Ребятам повезло вырваться из этого ада в Новороссийск. Последнее письмо от Азия было датировано 8-ым июлем 1942 г. Этот фронтовой треугольник со штампом военного цензора я храню до сих пор. Наша семья не знала,что это был трагический конец переписки с любимым Азием…

События, которые излагаю далее основаны на архивных данных Минобороны России, районных военкоматов,переписке брата со знакомыми из г. Котовска,воспоминаниях ветеранов.

Отступающие на Сталинград войска проходили через станицу. Удручающую картину представляло это войско. Много раненых, часть бойцов без личного оружия, без транспорта. Станичники чем могли помогали военным. В станице они не задерживались.

Готовился к эвакуации и наш колхоз - сформировали гурты скота,подготовили обоз и продо-вольствие, а главное создали партизанский отряд колхоза им. Правда из активистов станицы, в который вошла и наша семья - отец бригадир строительной группы, мама повариха, я перегощик скота (быков).Это была обычная для меня работа, т.к. в колхозе я пас рабочих быков. По американским понятиям был ковбоем.

Станицу пришлось покинуть раньше намеченного срока - немцы приблизились к околице. Чтобы оторваться от немцев, ночью двинулись не на Север, к Сталинграду, а в Калмыкию по целине. Тяжелые испытания выпали на нашу долю - бездорожье, пески, страшная жара 35-37 градусов, встреча с калмыцким “эскадроном смерти”, немецким десантом при подходе к Волге.

Главные трудности - восстановление переправы и переправа раненых, эвакуированных, беженцев,скота через реки Волга и Ахтуба под непрерывной бомбежкой. На переправе находились более месяца, ремонтировали настил и переправу, грузили раненых. скот, обозы. Поддерживали очередность,охраняли скот и обоз от бандитских наскоков многочисленных банд. Из станицы Андреевской Ростовской области до городка Чапаево Западно-Казахстанской области двигались более 3-х месяцев.

Естесвенно, связь с братом была утеряна. На запросы в станицу после ее освобождения в начале 1943 г. хозяйка дома Анна Плетнева сообщила, что письма не поступали.

Свершилось чудо, мы случайно узнали адрес наших знакомых по Котельниково, которые переехали в г. Котовск.Они сообщили адрес полевой почты 36-го гв. СП, но в последнее время переписка прекратилась. Брат писал,что из Новороссийска полк направили под Сталинград,где шли ожесточенные бои. В сентябре Азий был ранен в правую руку, подлечился в медсанбате полка и вернулся в свою роту автоматчиков.

Молодые ребята 1923-1924 гг. рождения героически сражались и по воспоминаниям маршала К. Рокоссовского создали плацдарм в междуречье рек Дона и Волги, что способствовало успешному окружению армии Паулюса в ноябре 1942 года. Азий писал знакомым, что он почти уверен - наша семья попала к немцам и погибла. Мы чудом остались живы, а он погиб, так и не узнав, что нам удалось спастись. Ирония судьбы, в одно и тоже время Азий и наша семья были в районе Сталинграда, он на Западе, мы на Юге.

Таков вклад в кровавую битву под Сталинградом нашей семьи…

Из писем знакомых, ветеранов ВОВ и военноначальников узнали, что 36-ой гвардейский СП 14 гв. стрелковой дивизии 14 стрелкового корпуса успешно сражался с немцами, многие гвардейцы, в том числе и брат были награждены боевыми медалями… Ветераны знают, что означает ударный комсомольско-молодежный гвардейский стрелковый полк Из солдат 1924-1923 гг. рождения осталось в живых 3%.

Узнав адрес полевой почты (1455), которая обслуживала 36-ой гв. СП направил несколько писем брату и командиру полка, но ответа не получил. Продолжал поиск брата и бойцов полка, который завершился только через … 60 лет. Сотни писем были направлены в полк, архивы, военкоматы. Ответы были отрицательные. Спустя годы из Архива Минобороны пришло письмо…“по сохранившимся архивам за 1942 г.значится,что гв. красноармеец КРАВЕЦ АЗИЙ УШЕРОВИЧ пропал без вести 29 октября 1942 г.в бою под н/пунтом Чеботарево, Серафимовичского района Сталинградской области”.

Я возобновил поиски. В архиве Минобороны г. Подольска узнал,где шли бои 36-го гв.СП, 14-ой гв.СД, а также фамилии и адреса красноармейцев,с которыми воевал брат. Некоторых из них я знал раньше по полковой школе в Дубовке. Пришли ответы от родственников, гвардейцы пропали без вести. Круг замкнулся, но я продолжал искать любимых братьев – среднего Азия, старшего - МИХАИЛА КРАВЕЦА.

В 1944 г.мы получили извещение, что лейтенант М.У.Кравец - радио-техник 4-го полка ВНОС пропал без вести в 1941 г. под Киевом. Связался с ветеранами 36-го СП,14-ой СД и 4-го полка ВНОС. Ничего нового мне не сообщили. Правда, узнал что 14-ая гв. СД это бывшая 100-ая СД,которая за успешные боевые действия в 1941г. одна из первых получила звание гвардейской.

Продолжал поиск, читал воспоминания военноначальников, ветеранов, архивные материалы. Прочитал книгу генерала Лелюшенко “От Сталинграда до Праги”, в которой отмечаются геро-ические действия 36-го гв.СП и 14 гв.СД. Продолжил поиски и, наконец, в декабре 2002 года получил письмо от военкома г. Серафимовичи, фото братской могилы Гвардейцев 36-го СП у хутора Чебоксарский Сурафимовичского р-на и книгу памяти Котельниково,в которую записан Кравец Азий Ушерович,призваннй 30 апреля 1942 г. районным военкоматом. Военком г.Серафимовичи сообщил, что на основании архивным материалов мой брат занесен в список захороненных в братской могиле у хутора Чеботаревский.

Благодаря моему письму список погибших и захороненных пополнился еще одним Героем, еще одним Неизвестным солдатом стало меньше.

Затем, я запросил имена гвардейцев, которые похоронены в братской могиле, но числились пропавшими без вести. Поднял вопрос о награждении погибших посмертно. Из дальнейшей переписки с военкомом полковником С.Жмуркиным узнал: “По сообщению администрации Большовского Совета инициатором установки памятника на братской могиле в х. Чеботаревский была ВОЛКОВА Татьяна Васильевна, мать ВОЛКОВА Бориса Михайловича – 1923г. рождения,погибшего 27 декабря 1942 г. и захороненного в братской могиле в хуторе Чеботаревский. Она проживала в г. Горьком и ежегодно приезжала на могилу сына. На Горьковском заводе работали друзья её сына, они изготовили памятник, а на месте захоронения установить памятник и надгробие помогли жители хутора. Памятник установлен в 1978 году. За братской могилой ухаживают школьники Большовской средней школы и жители хутора Чеботаревский.

Гвардейцы 36-го СП,14-ой гв.СД и 14-го стрелкового корпуса героически удерживали плацдарм в междуречьи рек Волги и Дона до 19 ноября 1942 г.,что способствовало окружению 6-ой немецкой армии фельдмаршала Паульса под Сталинградом. Бойцы полка, дивизии и корпуса прошли славный героический путь до г. Праги.

Продолжаю поиск моего старшего брата - Михаила кадрового командира, пропавшего без вести в сентябре 1941 г., служившего в городке Бровары,на радиостанции 4-го полка ВНОС. К сожалению, пока безрезультатно…

60 лет я искал могилу брата Азия. Господи, помоги теперь успеть найти старшего брата!


Яков КРАВЕЦ,
председатель Совета ветеранов ВОВ
Квинса, Нью-Йорк

наверх
вернуться к содержанию номера

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2008 Russian America, New York