№ 399

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Президентские истории
Американский доллар: что дальше?
Русское радио в Нью-Йорке
Русский эмигрант Петр Лещенко

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Снижение курса доллара по отношению к другим известным мировым валютам факт совершенно очевидный. Только за этот год курс доллара по отношению к евро подешевел на 16%. В обиходе американцы снижение курса доллара остро чувствуют когда оказываются в Европе, России или Японии. В этих странах для них все дорого, гораздо дороже, чем на родине. Напротив, многие европейцы предпочитают покупать дорогие товары в США, делать shopping в Нью-Йорке, вкладывать деньги в недвижимость (подробнее смотрите «Русская Америка» № 2 (405) от 10 января 2008 года). Расчетливые немцы считают, что полет на самолете в США может полностью себя окупить за счет более низких цен.

Действительно, снижение курса доллара имеет место уже несколько лет. Было время, когда один евро обменивался на 0,81 центов. Потом его курс возрос до 1,25, а в ноябре прошлого года почти 1,5 (1,4967). Аналогичная ситуация и с рублем. Если четыре года назад за один доллар давали 30-31 рублей, то теперь - не более 25. То же и с британским фунтом стерлингов. Впервые канадский доллар стал дороже американского. Эта фактическая сторона дела и она общеизвестна.

Гораздо сложнее разобраться с другими вопросами: в чем причина падения курса доллара и каковы последствия этого феномена для США и ведущих мировых валют? По крайней мере два обстоятельства, объясняют, на наш взгляд, причины, вызвавшие снижение курса доллара. Во-первых, ухудшение ряда макроэкономических показателей США, в том числе наличие сложных финансовых проблем. Укажем наиболее острые.

- Растут долги. Государственные долги превысили 9 триллионов долларов, а долги банков и корпорации 33 триллиона долларов. Итого 42 триллиона. Только обслуживание (не возврат!) этого долга обходится в несколько триллионов долларов.

- Отмечается снижение темпов роста американской экономики. По имеющимся оценкам темпы роста валового внутреннего продукта в 2008 году составят не более 2,2% . Обозначился риск экономического спада. В недавнем послании Д.Буша конгрессу отмечается необходимость принятия ряда стимулирующих мер, в том числе налоговые послабления для бизнесов и граждан с тем, чтобы повысить потребительскую активность. Цена этой акции по предварительным оценкам может составить 145 млрд.долларов. Федеральная резервная система может принять свои меры.

- Снизилась привлекательность государственных и муниципальных облигаций, поскольку уменьшилась их доходность. Учетная ставка, устанавливаемая ФРС, за прошедший год снижалась с 5,25% до 4,75%, 4,50% и в последний раз до 4,25%. Вследствие этого приток денег на них сократился, в том числе и из-за рубежа.

- Серъезной проблемой стал спад в сфере недвижимости, новом жилищном строительстве и в сфере ипотечного кредитования. С февраля 2007 года жилье стало дешеветь дифференцированно в разных штатах, но тенденция четкая. Серъезные убытки понесли инвестиционные банки по причине предоставления ими кредитов заемщикам с туманной кредитной историей, оказавшихся не в состоянии оплачивать свои займы по возросшим процентным ставкам. Американский банк Citigroup в последнем квартале прошлого года понес убытки в размере 9,83 морд.долларов, а доходы снизились на 70%. Другой крупный банк Merrill Lynch потерял 7,8 млрд.долларов. О своих потерях сообщили и другие американские и европейские банки. Вероятность того, что спад на рынке жилой недвижимости затянется надолго достаточно велика. Значительная денежная интервенция, предпринятая Европейским Центральным банком и Федеральной резервной системой США (ФРС), необходимого эффекта не дала. В целях стабилизации положения банки стали сокращать дивиденды на акции и проводить дополнительную эмиссию ценных бумаг. Показательно, что их крупнейшими покупателями стали инвестиционные компании азиатских государств.

Осенью прошлого года инвесторы продали рекордное количество американских ценных бумаг. Иностранные инвесторы поспешили избавиться от акций американских компаний на сумму в 47 млрд.долларов. Обесценение ипотечных ценных бумаг привело к тому, что банки и компании, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами, списали со счетов свыше 80 млрд. долларов. Ситуация на рынке недвижимости и ипотечного кредитования усиливает опасения спада в экономике.

В течение длительного времени имеют место крупные дефициты по платежному балансу, федеральному бюджету и внешней торговле (импорт значительно превышает экспорт). А результате этих и других негативных моментов в США возникла опасность стагфляции, о которой предупреждал Алан Гринспен, т.е застоя и отсутствия экономического роста, нулевые темпы роста ВВП, рост инфляции и другие.

Во-вторых, существенной причиной, вызвавшей снижение курса доллара, явилась все более активная роль конкурентных валют, первое место среди которых принадлежит евро. В последние годы евро демонстрирует свои растущие потенции. Он смог отвоевать ряд позиций у доллара. Так, в мировой наличности евро используется все более активно и теснит доллар. Одно-временно евро превратился в лидера мирового фондового рынка. Объем выпускаемых в мире облигаций и иных ценных бумаг в евро, превзошел аналогичные показатели в долларах. Ускорился процесс увеличения доли евро в золотовалютных резервах (ЗВР) центральных банков различных стран, а долларовая составляющая снижается.

Согласно данным Международного валютного фонда, объемы евро на балансах центральных банков только с июня по сентябрь 2007 г. увеличилась с 25,5% до 26,4%, а доля доллара сократилась с 65% до 63,8%.

О возможности пересмотра структуры своих золотовалютных резервов в пользу евро объявили их крупнейшие держатели – Китай (1,5 млрд. дол.), Япония (945,6 млрд.дол) и Саудовская Аравия. Россия, например, имевшая в конце прошлого года ЗВР в размере 466,2 млрд.долларов диверсифицировала их следующим образом: 45% - в долларах, остальное – в евро и немного в крепнущих британских фунтах. Все это позволило некоторым финансистам сделать вывод, что евро превращается в опасного конкурента доллара. Однако Евросоюз не стремиться форсировать процесс укрепления курса евро. И это, конечно, обоснованное опасение, так как экспортные (и следовательно,конкурентные) возможности государств, входящих в Еврозону, при укреплении евро уменьшаются. Экономический анализ этого явления за последние годы показывает, что излишнее укрепление национальной валюты приводит к удорожанию экспортных товаров и, следовательно, ослаблению их конкурентоспособности.

Неслучайно, в заявлении Еврокомиссии указывается, что процесс изменения статуса евро по отношению к доллару должен проходить медленными темпами, учитывая исторические преимущества доллара. И это понятно, ревальвация (повышение) курса евро сулит его держателем немалые трудности.

Тенденция к созданию самостоятельных валют наблюдается и в других регионах. В декабре прошлого года семь государств Латинской Америки - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Парагвай, Уругвай и Эквадор подписали соглашение об учреждении Южноамериканского банка развития и в дальнейшем переходе на новую валюту. В противовес им Мексика, США и Канада также вынашивают идею (пока что только идею!) создания новой региональной валюты – амеро, что позволит им получить дополнительные рынки сбыта и дешевую рабочую силу.

Несколько стран стран Персидского залива (Объединенные арабские эмираты, Кувейт и Катар) объявили что планируют сократить использование долларов и вообще сделать свою валюту независимой от доллара. Не исключено, что АСЕАН, межправительственнаяорганизация стран Юго-Восточной Азии, по своей структуре и целям напоминающая Европейский Союз с населением около 600 млн. человек, также может стать на путь создания собственной валюты.

Как реагирует американское правительство или ФРС на ситуацию, сложившуюся на валютных рынках? Каких-то резких заявлений не отмечено. Складывается впечатление, что ими проводится политика невмешательства в дела валютного рынка. Но это только внешнее впечатление. На самом деле слабый доллар устраивает и администрацию президента и ФРС. Он, как показывает анализ, падает плавно и какого-то удара по национальной экономике не наносит.

Напротив, удешевление доллара помогает американской экономике решать свои проблемы. Скажем, доллар стал дешевле на 10%, тогда на 10% сокрашаются долги государства и корпораций, на 10% снижается бюджетный дефицит. Следовательно, снижение курса доллара по отношению к другим известным международным валютам – разумная, продуманная политика по решению финансовых проблем США за счет девальвации доллара. И действителььно, бюджетный дефицит с 2004 года сократился в 2,5 раза. В 2005 году он составлял 348 млод.долларов, в 2006 г.- 218, а сейчас - 205 млд.долларов. Торговый дефицит в сентябре 2007 года составил 56,5 млрд.долларов против рекордных 67,6 млрд.долларов в августе 2006 года. Экспорт в течение всего прошлого года опережал импорт. Проведение курса слабого доллара следует признать успехом финансовой политики США, способом стимулирования экспортного потенциала и ускорения динамики американской экономики в целом. Администрация Д.Буша нашла разумный выход из сложившихся трудностей, своего рода ноу-хау. Доллар снижался плавно и столь же плавно будет подниматься, что позволит участникам экономического процесса приспособиться к изменяющейся обстановке.

Помимо этого, доллар по прежнему остается главной мировой резервной и расчетной валютой. На его долю приходится более ? всех расчетов по торговле и мировым валютным резервам. Все расчеты по внешней торговле, по нефти и газу производятся в долларах. Предложение Ахмадинеджада и Уго Чавеса перейти к расчетам в другой валюте не получила поддержки ОПЕК. Значительная часть банковских активов также хранится в долларах. Для России это составляет не менее 70%. В этих условиях удешевление американской валюты автоматически ведет к адъэкватным потерям банковской сферы, а также стабилизационного фонда и золотовалютных резервов. Радость некоторых российских политиков по поводу укрепления рубля отражает их не понимание сложившейся ситуации на валютном рынке. Нельзя не видеть, что укрепление российского рубля наносит серъезный удар по несырьевому экспорту и стимулирует импорт и тем самым подавляет национальных производителей. Совсем не случайно, Россия располагающая всеми условиями для производства продуктов питания в самом широком ассртименте, тем не менее ежегодно завозит 45 - 50% необходимого ей продовольствия. Столь же невыгодно укрепление евро, составившее в истекшем году 11%. Оно вызвало снижение конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках и, как следствие, падение спроса, недоиспользование производственных мощностей предприятий, уменьшение занятости и снижение уровня жизни. Понятно, почему многие торговые партнеры упорно требуют от США принять меры по укреплению доллара. США обещают, но не торопятся. Падающий доллар для США пока что выгоден. Получается своего рода пародокс: чем хуже доллару – тем лучше американской экономике. Предположения о скором крахе американского доллара несостоятельны. Почему? Потому что, американская экономика полностью сохраняет свои позиции как ведущей мировой державы. Ее доля в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет порядка 24%, при том, что население -4,3% всего населения земного шара.

По итогам года ВВП на душу населения составил 45 тысяч долларов. США продолжали мировое лидерство по производсву изделий высоких технологий, конкурентоспособности, производительности труда, затратам на научные исследования и др. Прямых и косвенных доказательств значимости американской экономики в современном мире и ее способности преодолеть негативные явления более чем достаточно.

США – главный поставщик мировой ликвидности. И, как уже отмечалось, снижение курса доллара никому не выгодно. Обесцение доллара является самой разумной американской политикой по снижению ее финансовых дефицитов. Может ли и когда пойдет обратный процесс, т.е. укрепления доллара. Безусловно может. Когда? Этот вопрос пока следует оставить без ответа, так предугадывать движение курса валют – неблагодарное дело. Алан Гринспен говорил, что предсказывать курс доллара то же самое, что гадать по брошенной монете. Орел – движение в одну сторону, решка – в другую. И тем не менее, большинство экспертов склоняется к тому, что в перспективе укрепление доллара неизбежно.

В заключение укажем, что в дальнейшем очередная корректировка, а может быть и перестойка международных валютно-финансовых отношений вполне возможна. Такое соображение вытекает из факта снижения курса доллара, появления конкурентных региональных валют и определенной дезорганизации валютных отношений. Аналоги подобного подхода уже имели место. В кризисной ситуации начала 70-х годов Бреттон-Вудская система, действовавшая с 1944 по 1976 годы и предусматривавшая «фиксированный курс» на основе золотого содержания валют, была заменена Ямайской (по месту проведения конференции). Она определила отмену золотого стандарта и введение «плавающего курса», дававшего возможность гибкого маневрирования. Теперь, спустя 30 лет, возникла новая ситуация, требующая от мирового сооб-щества очередных изменений в ва-лютно-финансовой сфере, отражающих реалии современной мировой валютно-финансовой сферы.


Яков КОТЛИКОВ,
профессор,
экономический обозреватель “Русской Америки, NY”

наверх
вернуться к содержанию номера

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2008 Russian America, New York