№ 373

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Дело о разделе Ирака
Предрождествен-
ские хлопоты
Крах операции 'Тайфун'
Карнавальный возраст любви

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

КРАХ ОПЕРАЦИИ "ТАЙФУН".
К годовщине разгрома немцев под Москвой.

'Отстоим Москву!'

В ряду крупнейших событий Второй мировой войны битва под Москвой занимает особое место. Она справедливо считается великой, ибо положила начало победы над Германией. Красная Армия после пяти месяцев трагических и ожесточенных оборонительных сражений и отступления впервые под Москвой перехватила стратегическую инициативу и перешла в контрнаступление, которое переросло в общее наступление на советско - германском фронте.

На московском направлении гитлеровский блицкриг потерпел полный провал. Ударным силам вермахта было нанесено первое поражение во Второй мировой войне. По советским данным потери группы армий "Центр" превысили 600 тысяч человек. Самая мощная и боеспособная в вермахте группировка только в ходе контр-наступления была отброшена на 100 - 250 км. Война для Германии приняла затяжной, а значит, бесперспективный характер. Битва под Москвой продолжалась около 6 месяцев - с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года и складывалась из ряда оборонительных, контрнаступательных и наступательных операций. С обеих сторон в ней участвовало более 3 миллионов человек, свыше 22 тысяч орудий и минометов, около 3 тысяч танков и более 2 тысяч самолетов. В ходе битвы только со стороны Красной Армии было дополнительно введено как минимум 2, 2 млн. человек. Сражение развернулось на тысячекилометровом фронте. В первой половине октября 1941 года войска Западного, Резервного и Брянского фронтов потерпели поражение. Противнику удалось западнее Вязьмы окружить значительные силы советских войск и развить наступление.

К середине ноября ударные группировки немцев продвинулись к ближайшим подступам Москвы, ставшей прифронтовым городом. В ходе ожесточенных оборонительных сражений советскому Верховному Главному Командованию удалось создать севернее и южнее Москвы мощные группировки, которые неожиданно для противника перешли в контрнаступление. Войска Западного фронта и смежных с ним крыльев Калининского и Юго - Западного фронтов в начале декабря 1941 года нанесли сильные удары по группе армий "Центр" и отбросили её от Москвы. ( См."Битва за столицу". Сб. документов. С 1-3 ). Но это было потом. А в начале…

ПОСЛЕ КИЕВА - МОСКВА!

В последний день битвы за Киев Гитлер приказал начать битву за Москву. Операция получила кодовое название "ТАЙФУН". Днем "Д" стало 2 октября, целью - Москва. "С громко бьющимися сердцами офицеры и солдаты на Восточном фронте слушали, как им зачитывают боевой приказ, изданный в ставке Гитлера:

- Последнее решительное сражение в этом году приведет к полному уничтожению противника". (Пауль Карель "Восточный фронт". Кн. 1. Гитлер идет на Восток. 1941 - 1943 ). Подготовка к броску должна была происходить в условиях строжайшей секретности. В телеграмме штабу группы войск "Центр" указывалось на то, чтобы перегруппировки войск, необходимые для проведений группой армий "Центр" последующей операции "Тайфун", оставались по возможности скрытыми для русских, в особенности передвижения моторизованных соединений в район расположения группы армий "Центр", а также перемещения главных усилий авиации…". Передвижения войск происходили главным образом в ночное время.

Для участия в операции были собраны четырнадцать танковых, восемь моторизованных дивизий, две моторизованные бригады и сорок шесть пехотных дивизий. Наступление поддерживали два воздушных флота и соответствующие масштабам операции средства ПВО. Рядовые москвичи об этом ничего не знали. Они привыкли к мысли, что основные сражения происходят на юге, под Киевом, а враг находился в 300 - 350 км. от столицы. Но 30 сентября немцы ринулись на Москву. 7 октября танкисты Гота встретились с танкистами Гепнера в Вязьме. Кольцо окружения вокруг шести советских армий, включавших в себя 55 дивизий, замкнулось. Это была страшная трагедия. Закрылся занавес первого акта трагедии под названием "Операция Тайфун". По данным Пауля Кареля (в действительности, его подлинная фамилия Шмидт и он являлся в годы войны личным переводчиком Гитлера ), в плен в Вяземском "котле" к немцам попало около 663 тысячи человек, нацисты захватили 1240 танков, уничтожили и захватили почти 5, 5 тысяч орудий. И все это через три недели после того, как немцы под Киевом взяли в плен более 665 тысяч человек. В этих двух гигантских сражения Красная Армия понесла гигантские потери, которые никакая другая страна не смогла бы восполнить. Но Сталин, будучи уверенным, что Япония не нарушит Пакт о нейтралитете, начал перебрасывать дивизии с Дальнего Востока и Сибири. 16 октября 1941 года была издана Директива Ставки Верховного Главнокомандования следующего содержания: "В целях объединения руководства войсками Западного направления Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:

1. Объединить Западный фронт и Резервный фронт в Западный фронт.

2. Назначить командующим Западным фронтом тов. Жукова..."

Кроме этого были предприняты и другие меры. 15 октября 1941 года министр иностранных дел В. М. Молотов принял посла США Стейнхардта, проинформировав его, "что все правительство, за исключением тов. Сталина, оставляет Москву" и что дипкорпус эвакуируется в Куйбышев, 840 километрах к востоку от Москвы.. Каждому человеку разрешалось взять с собой столько багажа, сколько он мог унести. Далее П. Карель пишет, что у города тоже есть нервы. "И если напряжение становится невыносимым, они не выдерживают и сдаются. 19 октября 1941 года нервы Москвы натянулись до предела. Повсюду носились тревожные слухи. Правительство бежало. Дипломатический корпус уехал из Москвы. Тело Ленина - мумифицированные останки отца русской революции - убрали, и где оно, никто не знает Завершались все эти рассказы и разговоры словами: "Немцы уже под городом" Шепотом то один, то другой рассказчик добавляли: "Их танки могут войти сюда в любую минуту". Естественно, начались грабежи магазинов, разбои. Зашевелилось предательское подполье. Утром во многих почтовых ящиках появлялись напечатанные на машинках листовки. "Смерть коммунистам!". Распространялись листовки и антисемитского характера. Пораженческие настроения стали не редкостью. Но Карель ошибается, утверждая, что советское руководство было в панике. Меры по наведению порядка были приняты немедленные и жестокие.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

20 октября 1941 года. в Москве было введено чрезвычайное положение. Столица была объявлена районом ведения боевых действий. Жизнь города стала регулироваться фронтовыми законами. Указом предписывалось немедленно предавать всех нарушителей порядка военному трибуналу, а всех провокаторов, шпионов и других лиц, призывающих к мятежу расстреливать на месте. Столица становилась передовой. Еще в июле месяце были созданы дивизии народного ополчения численностью в 100 тысяч человек.. Развернуты они были на западных подступах к Москве. Начиная с 1 октября к оружию были призваны ещё 100 тысяч москвичей. Они проходили двадцатидневную подготовку и отправлялись на фронт. Между 13 и 17 октября Москва поставила под знамена войны ещё 25 отдельных рабочих батальона - эти люди ходили на работу и несли службу в своих частях. На рытье оборонительных рубежей второй линии призвали и направили 40 тысяч юношей и девушек младше 17 лет. Вместе с 500 000 женщин и стариков они трудились в три смены в нечеловеческих условиях на сооружении 100 километровых противотанковых рвов, 280 километровых заграждений из колючей проволоки и 8000 километров окопов и траншей. Железной рукой Жуков наводил порядок в войсках. За самовольное оставление позиций расстреливали перед строем. Чины и звания при этом не учитывались. Вот выдержка лишь из одного приказа генерала Жукова:

"1) Отходить с занимаемого рубежа до 23. Х. еще раз категорически запрещаю.

2) На 17 дивизию немедленно послать Селезнева, командира 17 стрелковой дивизии немедленно арестовать и перед строем расстрелять…". В это время в Подмосковье наступили жуткие холода. Для того, чтобы лишить немцев возможности обогрева в жилищах, Ставка пошла на беспрецедентные меры. Она приказала "Разрушить и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40 - 60 км. в глубину от переднего края и на 20 - 30 км. вправо и влево от дорог. ..При вынужденном отходе наших частей …уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь использовать для этой цели выделенные в полках команды охотников…"

К Москве из восточных районов страны шли бесконечные эшелоны с войсками и техникой. Накапливались стратегические резервы. Система ПВО, созданная в Москве и вокруг нее, видимо, была одной из самых мощных в мире. Вот что пишет об этом переводчик Гитлера. "Любой, кто спросит…с удивлением узнает, что Люфтваффе не смогли помешать продвижению советских войск через транспортную сеть Москвы, как не предовратили подвоза сибирских дивизий и не парализовали жизнь Москвы как объекта, расположенного прямо за линией фронта Ничего подобного не произошло. Последний налет на Москву немецкая военная авиация осуществила в ночь с 24 на 25 октября восемью машинами. После этого, в декабре, проводились только беспокоящие рейды. Таким образом, в ходе осуществления решающей стадии операции нервный центр оборонительной системы русских, главный генератор сопротивления, не подвергался ударам с воздуха. Почему?

Все немецкие летчики, побывавшие под Москвой, знают ответ. Русские создали вокруг города чрезвычайно мощную систему ПВО. Леса кишели зенитными батареями. Более того, с Люфтваффе на Востоке произошло то же самое, что и с немецкими сухопутными частями: растеряв людей и матчасть в непрекращающихся сражениях, авиация оказалась вынужденной уступить небо советским ВВС, которые под Москвой численно вдвое превосходили немцев…". Ну а сухопутные войска рвались вперед. Свыше шестидесяти немецких дивизий вели ожесточенные и кровопролитные бои за Москву. Казалось, что цель уже почти достигнута. Немцы в бинокли разглядывали башни Кремля, стояли на автобусных остановках в пригородах столицы. Как сообщает Карель, одно подразделение подошло к городу на расстояние 8 километров, а в начале декабря 1941 года его танкисты прогревали моторы всего в 15 - 29 километрах от Кремля".

Но 7 ноября в столице прошел военный парад. Противник был в шоке. Он - то думал, что русские находятся при последнем издыхании В период между 15 и 19 ноября дивизии группы армий "Центр" начали одна за другой, в соответствии с планами, решающее наступление на столицу СССР. Все командиры знали, что поставлено на карту. Русские дрались отчаянно. Такого сопротивления немецкая армия еще не встречала. В массовом порядке Красная Армия применяла свои реактивные минометы, которые красноармейцы любовно называли "Катюшами", а немцы - "Сталинскими органами. Они сеяли смерть и разрушение, превращая участки местности в выжженную пустыню. Кроме того, при Бородине танки Т-34 применялись массированно. По немецким данным Советское Верховное Главнокомандование перебросило под Москву тридцать свежих стрелковых дивизий, тридцать три бригады, шесть танковых и три кавалерийских дивизий. Но вермахт, несмотря на морозы, потери упорно продвигался вперед.

Кульминация его успехов приходится на 30 ноября. Именно в этот день дозоры 62-го танкового инженерного батальона, изначально действовавшего в составе 2-й танковой дивизии помчались к цели на своих маленьких мотоциклах и, не встречая противодействия вышли к Химкам - тогда маленькому речному порту, расположенному в 8 километрах от окраины Москвы. Сейчас этот район далеко даже не окраина самого города. Нагнав страху и вызвав панику среди местного населения, мотоциклисты повернули назад. Другие части тоже подошли на максимально близкое расстояние от столицы. Но сопротивление становилось все отчаянней. И, наконец, немцы выдохлись и поняли, что дальше им не пройти. "Бессильный что - либо изменить Гудериан сидел над картами и донесениями в своей штаб - квартире в пятнадцати километрах от Тулы в знаменитой на весь мир помещичьей усадьбе - в Ясной Полене, где жил и работал Лев Толстой. Там, в сельском жилище Толстого, в ночь с 5 на 6 декабря Гудериан принял решение отозвать передовые части своей танковой армии и перейти к обороне. Ему пришлось признать:"Наступление на Москву провалилось. Мы потерпели поражение", - сообщает Пауль Карель.

12 декабря 1941 года Советское информбюро распространило сообщение "В последний час" Вот фрагменты из этого документа.

ПРОВАЛ НЕМЕЦКОГО ПЛАНА ОКРУЖЕНИЯ И ВЗЯТИЯ МОСКВЫ.
Поражение немецких войск на подступах Москвы.

С 16 ноября 1941 года германские войска, развернув против Западного фронта 13 танковых, 33 пехотных и 5 мотопехотных дивизий, начали второе генеральное наступление на Москву. Противник имел целью, путем охвата и одновременного глубокого обхода флангов фронта, выйти нам в тыл и окружить и занять Москву…До 6 декабря наши войска вели ожесточенные оборонительные бои, сдерживая наступление ударных фланговых группировок противника и отражая его вспомогательные удары на Истринском, Звенигородском и Наро - Фоминском направлениях… 6 декабря войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок. В результате начатого наступления обе эти группировки разбиты и поспешно отходят, бросая технику, вооружение и неся огромные потер…В итоге за время с 16 ноября по 10 декабря сего года захвачено и уничтожено, без учета действий авиации: танков - 1. 434, автомашин - 5416, орудий - 575, минометов - 339, пулеметов - 870. Потери немцев только по указанным выше армиям составляют за это время свыше 85 тысяч убитыми…". (Сообщения Советского Информбюро. М. 1944 год ).

Огромные потери были в результате обморожений и переохлаждения. Карель отмечает, что они превышали боевые потери. Общие же потери на советско - германском фронте по немецким данным, составили к 5 декабря 1941 года более 750 тысяч человек. Это означало, что война приняла затяжной характер и победить в таком противостоянии Россию было нереальным. За горизонтом замаячило окончательное поражение. Мир поверил в возможности России сокрушить Рейх. А это уже многое значило и на многое повлияло.

Расхождения в данных о численности группировок и потерь объясняется тем, что в немецких и советских документах они почти никогда не совпадают. Но в данном случае разница не существенна.

Вилен ЛЮЛЕЧНИК

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2006 Russian America, New York