№ 369

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Выборы Атамана кубанского войска за рубежом
Как живешь, Беларусь?
Корона и плащи
На воздушных путях

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

КАК ЖИВЕШЬ, БЕЛАРУСЬ?
Эксклюзивное интервью заместителя Министра иностранных дел РБ ВИКТОРА ГАЙСЕНКА.

Аркадий МАР и Виктор ГАЙСЕНОК

Как известно, в эти дни, в Нью-Йорке, проходит очередная, 61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН.

Главный редактор “Русской Америки” Аркадий МАР взял интервью у заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь, профессора Виктора Анатольевича ГАЙСЕНКА.

Предлагаем его нашим читателям.


- Чем, Виктор Анатольевич, на ваш взгляд, отличается нынешняя сессия ГА ООН от предыдущей?

- Общеполитическая дискуссия, которая закончилась на прошлой неделе, в этом смысле достаточно показательна. Она выявила основные проблемы на которые ориентированы большинство стран мира. Я бы эти проблемы разбил на три условные группы: первое - реформа ООН. Если раньше говорили только о необходимости начала такой реформы, то теперь обсуждают ее конкретные элементы.

Что сделано в этом плане за этот год? Есть достижения, в частности - создание Совета по правам человека, комиссии по миростоительству, фонда поддержки демократии. Также создан централизованный фонд по реагированию на чрезвычайные ситуации, одобрены меры по административнойреформе, идет разговор о реформировании в сфере экономики. Можно в этом контексте назвать еще много конкретных вещей. Так что реформа становится реальностью. Это с одной стороны. Но с другой, совершенно очевидно, что происходящие реформы не столь принципиальны. На взгляд многих стран, членов ООН, принципиальная часть реформы связана с двумя проблемами: реформированием Совета Безопасности и усилением роли и значимости Генеральной Ассамблеи. К сожалению, к решению этих вопросов ООН еще не приступила. Хотелось, чтобы данные решения поддержало большинство, поэтому необходимо обсуждать эти вопросы, искать взаимоприемлемые варианты.

Второе направление - это проблемы в сфере развития. Выступая в общеполитической дискуссии Генеральной Ассамблеи, наш министр иностранных дел Сергей Мартынов отметил, что итоговый документ Саммита 2005 года не в достаточной мере сориентирован на проблемах развития. Это существеное упущение. Наш министр даже назвал это ошибкой. Ошибка эта очевидна. Большинство стран отмечают неудовлетворенность реализации целей в области развития. В этом контексте нас беспокоит проблема, связанная с развитием стран с переходной экономикой. Мы относим Республику Беларусь именно к таким странам. К ним относятся большинство государств Восточной и Центральной Европы, и их проблемы должны, безусловно, звучать в ООН. Часть этих стран уже находятся в Евросоюзе, другие собираются туда вступить, но от этого проблемы не уменьшаются. Возьмем, например последние события в Венгрии...

- Казалось, Венгрия спокойная и процветающая страна.

- ...И вдруг такой взрыв. Там долго назревала конфронтация, пока не подошло время для противостояния. Поэтому, своевременная помощь, своевременные советы могут существенно повлиять на развитие процессов, подобных венгерскому.

Третье направление, это вопрос мира и безопасности. Именно эти вопросы превалировали в ходе нынешней дискуссии. Сейчас в мире очень много горячих точек: Ирак, ядерные программы Ирана, конфронтация в Африке, Ближний Восток, Ливан, все это стоит на повестке дня. Очень беспокоит нас и то, что в последнее время не отмечается какого-либо прогресса в области разоружения. Тема эта притихла, как будто не накоплено огромного запаса оружия, как будто нет попыток создания новых видов оружия массового уничтожения, как будто не существует проблем утилизации неиспользованного оружия. Больше говорят о том, что некоторые страны пытаются завладеть оружием массового уничтожения, причем, часто бездоказательно. Но проблему нераспространения такого оружия можно решать только вместе с проблемой разоружения, иначе она никогда не будет решена. Об этих трех основных вопросах и шла речь на Генеральной Ассамблее ООН.

- Незадолго до сессии ГА ООН, прошел Саммит Движения Неприсоединения на Кубе, где, в частности, выступил и президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко. Какие вопросы, поднятые на Саммите, перекликаются с Сессией Генеральной Ассамблеи ООН?

- Многие вопросы действительно перекликались. Начнем с краткого исторического экскурса. Движение Неприсоединения сформировалось во времена холодной войны, во времена, когда в мире было два противостоящих блока, но были и развивающиеся страны, которые не хотели присоединяться к какому-то блоку и ввязываться в возможные конфликты. Они хотели одного, развиваться во благо своих народов.

Сейчас ситуация изменилась. Нет проблемы противостояния двух блоков. Сейчас, Движение Неприсоединения переосмысливает свои позиции, пытается понять, каковы его цели и задачи в современном мире. На Саммите в Гаване был принят ключевой документ, который называется Декларацией о целях принципах и роли Движения Неприсоединения. Эта Декларация - последовательная консолидациянеприсоединившихся стран и отстаивание их интересов в области развития.

Почему эта цель столь важна? По сути, в мире остался лишь один центр силы, и этот центр не избегает искушения использовать для решения глобальных вопросов методы прямого силового воздействия, политического давления и т.д. Противостоять этому можно только в условиях консолидации.

Очень часто говорят, что наш мир стал однополярным, но необходимо стремиться к многополярному миру. Многополярный мир быстро не создашь, но, если будет происходить консолидация стран по группам интересов, по регионам, то мы можем прийти к сбалансированной системе международных отношений. Таких отношений, когда угроза силы будет сталкиваться с консолидированной позицией большого числа стран. В этом, как мне кажется, значимость нынешнего Саммита Движения Неприсоединения.

Сегодня в мире идут активные процессы региональной глобальной интеграции.Эти процессы ООН должна поддерживать и, в какой то мере, направлять, формируя позиции этих организаций, благоприятные для мирового сообщества по целым направлениям. Тогда возможно создание, в определенной мере, сбалансированного мира, в котором, силе сможет противопостоять консолидированность.

- Большой интерес в Америке вызывают переговоры об объединении Республики Беларусь и Российской Федерации в единое государство. Прокомментируйте, пожалуйста ситуацию с этим объединением.

- Можно много рассуждать на эту тему, ведь об этом объединении ходит много слухов и сплетен. Если же говорить по существу вопроса, то почему в свое время Республика Беларусь и Российская Федерация поставили вопрос о создании союзного государства? Откуда такое стремление к интеграции? Это вполне объяснимо и имеет под собой глубокие исторические причины. Наши народы объединяет трехсотлетняя история, культурная общность, наши языки очень сходны, мы понимаем друг друга без переводчика. В силу исторической и культурной общности гуманитарная связь Беларуси и России очень тесна. Наверное, не существует ни одной белорусской семьи, не имеющей родственников в России. Это одна причина. Другая - общность экономического развития. Длительное время мы развивались в рамках единой экономической системы и после развала СССР нас, что называется, разломали по живому. За последнее годы нашим странам во многом удалось восстановить экономические связи. Именно в этом одна из причин экономического успеха Беларуси. Мы не стали разрушать то, что сохранилось после развала СССР, а решили восстановить разрушенное. Это удалось в полной мере.Сейчас объем торговли между Беларусью и Россией почти такой же, как с Украиной и Германией.

Экономика - главная причина объединения наших стран. Все остальное - надстройка. Как же эту надстройку сделать? Основное противоречие заключается в том, что в российском истеблишменте во многих случаях преобладает мнение, что объединение - это просто присоединение Беларуси к России. Этого никогда не будет. Беларусь никогда не согласится на то, чтобы войти в состав России, как несколько новых губерний.

Мы хотим сохранить свою независимость и это основная проблема, которую нужно решить, строя союзное государство. Решить проблему можно. Пример тому Евросоюз. Но для этого нужна политическая воля. Надеюсь, что процесс построения союзного государства будет все же решен положительно.

- Как известно, Беларусь, в отличие от большинства стран СНГ за последние годы добилась впечатляющих успехов в развитии экономики. Расскажите, пожалуйста о “белорусском экономическом чуде”.

- Мы действительно приуспели в экономическом развитии больше, чем другие государства СНГ. Главное - мы не стали разваливать дальше то, что у нас было, а решили наладить те производства, которые пришли в упадок после развала СССР, восстановить утраченные экономические связи с Россией, а также наладить новые торговые связи с западными странами. Это делалось около десяти лет, начиная с 1994 года. Делалось шаг за шагом. Мы применяли точечные финансовые вливания на развитие наших производств. Такие вливания можно делать двумя способами: либо за счет иностранных инвестиций, но тогда нужно продавать свои собственные промышленные предприятия, а как ими распорядится будущий владелец зависит только от него. И чаще всего распоряжаются своей собственностью не на благо страны и народа. Другой путь развития экономики - за счет государственных дотаций. Мы пошли, в основном, по второму пути. И эта практика себя оправдала, отдача от экономики теперь позволяет многократно компенсировать населению потери от налогов и других выплат.

Приведунесколько цифр. За последние годы средние темпы экономического развития страны превосходили девять процентов, и за последние пять лет в два раза увеличилась средняя заработная плата в стране. Мы добились того, что ряд наших предприятий являются лидерами мирового рынка. В частности, Беларусь поставляем более тридцати процентов мирового рынка тяжелых карьерных самосвалов - БелАзов...

- Кстати, мне приходилось управлять 80-тонным БелАзом. К моему удивлению, управлять такой махиной очень легко.

- Сейчас, уже выпускаются 300-тонные машины. Седьмое место в мире мы также занимаем и по производству тракторов. Беларусь производит грузовых автомобилей столько же, сколько Россия. Телевизоров больше чем России. Этот список можно продолжить. Отмечу, что наша страна развивает экономические связи по всем направлениям: Россия, Западная Европа. Сегодня, экспорт в Россию и Западную Европу у нас примерно одинаков. Также осваиваем рынки Юго-Восточной Азии, пытаемся выйти со своей продукцией и в Латинскую Америку.

Вторая причина “белорусского экономического чуда” заключается в том, что оно строилось на политике, которая была направлена на защиту интересов людей. Мы провозгласили развитие социально ориентированной экономики. Благодаря этому политика, которую, проводил наш президент пользовалась колоссальной поддержкой. Это обеспечило политическую стабильность и, в свою очередь, позволило строить шаг за шагом экономику, используя те заделы, которые были у страны.

- Не секрет, что отношения между Республикой Беларусь и Соединенными Штатами далеки от идеала. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы эти отношения улучшились?

- Мы это хорошо понимаем, и поэтому неоднократно заявляли, что в интересах Республики Беларусь необходимо наладить добрые и ровные отношения с Соединенными Штатами. Мы стремимся к этому. Но построение таких отношений, с нашей точки зрения, предполагает равенство партнеров и взаимное уважение. Вести диалог на этой основе мы готовы всегда, но вести такой диалог на равных, без предварительных условий и жестких требований. К сожалению, пока наладить такой диалог не получается. Надеемся, что это произойдет в будущем.

- Но, возможно, когда отношения между политиками зашли в тупик, стоило бы обратиться к иным методам, например, к народной дипломатии, гастролям деятелей культуры, проведению выставок, концертов, развивать бизнес между странами. Ведь все это тоже помогает сближению стран, лучшему пониманию менталитета народов, их традиций, культуры и искусства.

- Все это мы стараемся делать. Кстати, отмечу, товарооботот Беларуси с США составляет 500 млн. долларов, что совсем неплохо для такой небольшой страны, как Беларусь. Торговые, деловые связи устанавливаются между нашими странами без особых проблем, интересно, что в Беларуси очень много совместных белорусско-американских предприятий и фирм. Американские бизнесмены, с удовольствием, вкладывают капиталы в Беларусь и это понятно. Беларусь предлагает им стабильность и предсказуемые условия работы, что для бизнеса самое главное. Также существуют музыкальные проекты между нашими странами, которые мы собираемся реализовывать. Были организованы показательные выступления в США наших баскетболистов, а американских в Беларуси. Так что процесс этот идет.

- Как живет сейчас белорусский народ, какие у него проблемы?

- Живет трудом, бизнесом, который активно развивается в Беларуси. Живет тем, что идет активное жилищное строительство. Улицы наших городов заполонили новые автомобили западных марок. Своих, к сожалению, не производим. Проблем, конечно, остается достаточно много - и в социальной и в экономической сферах, но мы стараемся их решить. Что интересно, люди не слишком интересуются политикой и это тоже, мне кажется, примечательно. Это значит, что положение в стране стабильно, и люди живут своими заботами, заботами о своей семье, приумножают свое благосостояние, а значит и благосостояние государства.

- Я побывал, наверное, во всех регионах Беларуси, был в Беловежской пуще, Бресте, в Гомеле посетил Детский центр по лечению детей, пострадавших во время чернобыльской катастрофы. Хотелось, чтобы Вы, Виктор Анатольевич, рассказали, о том, что правительство Беларуси делает для того, чтобы залечить эту “незаживающую рану” вашей страны?

- Действительно, чернобыльская катастрофа - “незаживающая рана Беларуси”. Более двадцати процентов территории страны заражено радионуклеидами и это проблема не на год, не на десять, а на столетия, ибо извлечь их невозможно, а естественный распад радионуклеидов длится тысячелетия. Эта проблема была и будет важнейшей для нашей страны, на ее решение мы тратим значительную часть бюджета. Было время, когда мы тратили на Чернобыль тридцать процентов бюджета, сейчас расходы составляют десять процентов. Для нас это колоссальная сумма, которую можно было бы пустить на развитие науки, образования, защиту материнства и детства, но мы вынуждены использовать эти средства на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. К счастью, мы уже прошли тот период, когда нужно было принимать чрезвычайные меры по поддержке населения, поддержке экологического состояния зараженных территорий. Сейчас перед нами стоит другая задача: научиться жить с этой проблемой. Это примерно так, как человек учится жить с диабетом. Диабетики должны соблюдать определенный режим, накладывать на себя определенные ограничения. Вот и мы должны научиться восстанавливать эти территории и использовать их для жизни людей. Конечно, это тоже будет связано с определенными ограничениями. В этой связи, очень важны различные аграрные, промышленные технологии, которые позволяют использовать такие территории, позволяют на них жить и работать. Это основная программа нашего правительства.

- Спасибо за интересное интервью. От имени многочисленных читателей “Русской Америки” и от себя лично разрешите пожелать народу Республики Беларусь успехов и процветания.


Беседовал: Аркадий МАР

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2006 Russian America, New York