№ 361

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Сенатор Карл Крюгер — наш человек в Олбани
Русские композиторы и Америка
Взгляд из Лондона. Королева Елизавета II
Рассказ "Право на последний звонок"

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ И АМЕРИКА.
К открытию в Вашингтоне «Мемориальной поляны русских композиторов»

П.И.Чайковский

Кто самый любимый русский композитор в Америке? Конечно же, Чайковский. Многие американцы даже считают Петра Ильича американским композитором. Он в Америке дирижировал своими сочинениями, когда был приглашён на открытие знаменитого Карнеги-Холла в Нью-Йорке. Его музыка почти ежедневно звучит в Америке по радио, особенно 4-я и 6-я симфонии и 1-ый концерт для фортепиано с оркестром. Любимым балетом американцев является «Щелкунчик». Американский пианист Ван Клиберн стал в 1958 году в Москве победителем Первого международного конкурса им. П.И.Чайковского, музыка которого ( прежде всего её лиризм ) оказалась очень близкой ему по его манере игры.

Чайковский, также как Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков, музыка которых тоже звучит в Америке, – это всё же XIX век. В ХХ же веке русская музыка заняла в Америке особое место. Сюда переехали из России через Европу Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, Артур Лурье и Александр Гречанинов. Все они прожили здесь много лет и закончили в Америке свои дни. Наибольший успех имели Рахманинов и Стравинский, которых не обошла мировая слава. Совсем разных по стилю и мировозрению их всё же объединяет характерная русскость их музыки, у Рахманинова – традиционная, лирическая, исповедальная, у Стравинского – холодновато-импрессионистская, изобразительная.

Музыка Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, композиторов последующего поколения, двух ярких новаторов, чей жизненный путь завершился в России, немало звучит в Америке. У себя на родине эти композиторы подвергались жесткому идеологическому давлению и всяческим проработкам, поучающих их как надо, по мнению партийных властей, писать музыку.

В 2006 году, к 100-летию со дня рождения композитора, произведения Шостаковича звучат в Америке особенно много и широко. Композитор-летописец и философ отразил в своём творчестве трагедию России в ХХ веке и сообщил об этом всему миру. Одно из первых исполнений ряда его многочисленных сочинений, в частности, 1-ой и 7-ой симфоний, состоялись именно в Америке.

Симфонии, концерты, сонаты, оперы и балеты Прокофьева обладают большим легко узнаваемым своеобразием. Прокофьев успел завоевать мир, ещё живя одно время на Западе и, в частности, в Америке ( он вернулся в СССР в 1934 году ).

На поляне русских композиторов посажено 5 деревьев ( спонсор Президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский, Вашингтон ), а на специальном мраморном монументе ( изготовление и установка Chesapeake MONUMENTS, Балтимор; спонсоры финансисты Борис и Наталия Фоксман, Гейзерсбург ) написаны по-английски имена пяти русских композиторов. Но это дань уважения и памяти всей русской музыке, всей высокой русской культуре.

Вот эти пять имён:
Piotr Ilyich Tchaikovsky 1840-1893
Sergei Rachmaninoff 1873-1943
Igor Stravinsky 1882-1971
Dmitri Shostakovich 1906-1975
Sergei Prokofiev 1891-1953

Если Чайковский и Рахманинов - ярчайшие мелодисты и лирики, продолжатели Михаила Глинки, то Стравинский, Шостакович и Прокофьев - условно говоря, реформаторы традиционного музыкального языка.

Все пятеро – это музыкальные гиганты. Они, безусловно, составляют достояние мировой культуры. Их музыка многогократно исполняется в концертных программах различных городов США и других стран по всему миру.

Вашингтонская «Поляна русских композиторов» непосредственно соседствует с «Аллеей русских поэтов», что расположена в Glover Park, Washington DC, 3600 Calvert Street . И это неслучайно. Музыка и поэзия очень близки. Музыка бывает поэтичной, а поэзия музыкальной. Это две родные сестры искусства. Говорят и так: «В сущности музыка и поэзия одно и то же» ( Новалис, поэт и философ ). Действительно, и то и другое имеет интонацию, ритм, темп, кульминацию. Поэзия и музыка могут затронуть самые тонкие струны человеческой души. Есть поэты музыки ( Чайковский, Рахманинов ) и есть композиторы языка ( Пастернак, Цветаева ). Поэт и прозаик Андрей Белый называл некоторые свои литературные сочинения симфониями. Стихи могут стать песней. Это мечта многих поэтов, даже великих. Когда-то поэтов называли певцами. Музыка может стать портретом стихотворения или просто его сопровождать, а стихотворение может раствориться в музыке. И всё-таки есть одно очень важное отличие музыки и поэзии. Музыка любого характера, особенно так называемая серьёзная музыка ( а мы говорим как раз о ней ) – всегда интернациональна и воспринимается в первозданном виде ( конечно, в интерпретации исполнителя ). Стихи же надо переводить с языка оригинала на язык вопринимающего. А это уже всегда искажение оригинала. Удачный перевод – это новое произведение искусства.

Русские композиторы много работали над вокальными сочинениями и создали немало шедевров. И при этом их не раз вдохновляли стихи русских поэтов, отмеченных на упомянутой Аллее.

Например, Рахманинов, написавший 80 романсов, сделал это в том числе, на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока. Эти 5 русских поэтов представлены в правом ряду Аллеи. Первая опера Сергея Рахманинова написана на сюжет пушкинского «Алеко», а симфония-фантазия «Утёс» создавалась под впечатлением одноименного стихотворения Лермонтова.

Ещё больше романсов на стихи русских поэтов сочинил П.И.Чайковский (103). У него есть романсы на стихи опять же Пушкина, Тютчева, Фета. По произведениям Пушкина «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» написаны им известные во всём мире одноименные оперы.

Не прошли мимо творчества Пушкина, конечно, Шостакович и Прокофьев. У Шостаковича есть также романс на стихи Лермонтова и большие вокальные циклы на стихи Александра Блока и Марины Цветаевой. В свою очередь Прокофьев написал вокальный цикл на стихи Ахматовой. Цветаева и Ахматова, наряду с Пастернаком, Мандельштамом и Гумилёвым предствлены именными деревьями в левом ряду Аллеи.

Русские поэты хорошо разбирались и любили музыку. Пастернак и Цветаева были неплохими пианистами. Пестернак изучал приёмы композиции, сочинил, в частности, две прелюдии и сонату под влиянием своего кумира Александра Скрябина. Он был известным в своё время и в своей среде фортепианным импровизатором. Мандельштам от серьёзной музыки приходил в экстаз. У этих трёх поэтов матери были пианистками. Ахматова любила слушать музыку в записи. Многие поэты отразили в своём творчестве свою любовь к музыке и к отдельным композиторам. В музыкальном разделе «Вашингтонского музея русской поэзии» ( www.museum.zislin.com ) содержится немало таких стихотворений.

Приведём в качестве примера небольшое, но очень эмоциональное ахматовское стихотворение под названием «Музыка», посвящённое Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу:

В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

Таким образом, в Вашингтоне возник русский музыкально-поэтический мемориальный комплекс. Теперь на Вашингтонщине есть место, куда при желании и при любом удобном случае, или в соответствующие мемориальные дни, можно прийти и положить живые цветы не только русским поэтам на их «Аллее», но и русским композиторам на их «Поляне»...

Перед линией деревьев, посаженных в честь русских композиторов ещё до открытия «Поляны», вашингтонские власти установили полученную из Англии скамью со следующей надписью на металлической пластине:

A gift to the people of Washington D.C. in memory of the fallen of September 11th 2001.From the Littlewood and the Le Beau families of Sittingbourne. Kent, England.

Возложение живых цветов к этой скамье, естесственно, является достойным и добрым делом, а её присутствие здесь делает весь мемориальный комплекс ещё более значимым.

Открытие «Поляны русских композиторов» и презентация мемориального камня их памяти состоится в Вашингтоне в ходе “Всемирного Российского Форума 2006”. «Russia-USA» в среду 17 мая 2006 года в 6:00 РМ по адресу:

3600 Calvert St., Glover Park,
Guy Mason Center,
Washington NW, DC 20007

Юлий ЗЫСЛИН,
Вашингтонский литературно-музыкальный музей русской поэзии
для “Русской Америки” www.museum.zislin.com

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2006 Russian America, New York