№ 349

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Песни и деньги художественной элиты
Нью-Йоркская публичная библиотека
Искусство, которое лечит и вдохновляет
Лондонская неделя

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ВРЕМЯ МУЗ

ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ЛЕЧИТ И ВДОХНОВЛЯЕТ.
Выдающиеся мастера XXI века: НГО СУАН БИНЬ.

НГО СУАН БИНЬ

Несколько сотен восхищенных зрителей посетили недавно выставку вьетнамского художника и поэта Нго Суан Биня, представившего около шестидесяти живописных полотен на третьем этаже Центрального Дома Художников. Это была вторая персональная выставка художника в России. Во Вьетнаме, где прошли уже несколько подобных вернисажей, его творчество знают гораздо лучше.

Работая уже более десяти лет в Москве, живописец Нго Суан Бинь не забывает о своих корнях - родном селении в провинции Нге-Ан: в этом убеждают его полотна «Мамина деревня» (2004), «Деревня» (2004), «Деревня у берега озера» (2005), «Деревня в горах» (2005), «Новая деревня» (2005). Но, кроме бытового, эти работы имеют и философский подтекст — маэстру Биню явно близка этико-эстетическая концепция в духовной культуре средневековой Японии ваби, что в переводе с японского означает «сельская простота».

Поэтизация бедности, противопоставленной роскоши и богатству, воспевание красоты скромного сельского жилища, повседневных, внешне не примечательных предметов и природных явлений... Сформировалась концепция ваби, вдохновляющая вьетнамского маэстро, в ХIV-ХVI веках под воздействием учения дзэн-буддизма о принципах значительности любого малого проявления жизни, необходимости превращения обычных действий в ритуал для достижения духовного единства человека с миром природы. Об этом говорят такие работы художника, как «Ощущение весны» (2004), «Вечерний сад» (2004), «Пейзаж» (2004), «Сад во дворе» (2004), «Солнечный день» (2004), «Спокойная ночь» (2004), «Лунный свет» (2004), «Уголок садика» (2004), «Ранняя осень» (2000), «Раннее солнце» (2005) «Заросли у дороги» (2004).

Обращение к деревенским истокам вьетнамского маэстро, очевидно, имеет ту же природу, что и проза русских почвенников - Валентина Распутина, Василия Белова, Владимира Крупина, увидевших в деталях обыденной жизни родных селений знаки и символы подлинной культуры и ставших классиками целого направления в современной литературе — деревенской прозы. Но есть и серьезное отличие.

Японские художники, вдохновлявшиеся концепцией ваби, предпочитали монохромную живопись, а работы маэстро Биня волнуют нас необычайной яркостью и чистотой цветовой гаммы. Очевидно, ему пришлось по душе и показалось весьма современным утверждение Ван Гога, что от искусства в наши дни требуется нечто исключительное, живое, сильное по цвету, напряженное. И «Золотая ваза» (2004) в восприятии художника — это священный сосуд женского тела, несущий любящему тепло и золотую радость бытия.

Когда в ноябре 2005 г. в самом престижном месте Москвы - в Центральном Доме Художника - открылась персональная выставка живописи Нго Суан Биня, многие зрители, глядя на его полотна вспоминали об удивительной исторической «рифме» - сто лет назад, на осеннем парижском Салоне событием стала живопись художников-фовистов.

Вьетнамский живописец, как и художники фовисты, предпочитающий иметь дело с облегченными знаками предметов, своими работами словно утверждает известное творческое кредо фовистов: «Искусство не мысль, но — вера. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Как и на полотнах фовистов, на картинах художника можно увидеть зеленое небо: например, в пейзаже «Поздняя луна» (2004), желтое дерево в картине «Дух дерева» (2004) или синее человеческое тело - вспомним обнаженную синюю спину в работе «Волнующее воспоминание» (2004). Полотно маэстро Биня «Пылающие цветы» (2004) заставляет вспомнить знаменитую картину Мориса Вламинка «Красные деревья» (1906).

Фовист Андре Дерен создал картину, которая может восприниматься как достойный эпиграф к целому циклу работ вьетнамского художника. Это знаменитое полотно «Обнаженная с кошкой» (1923). Целомудренно-восхищенные изображения обнаженных женских тел и неизменные кошки в причудливых позах - постоянные герои живописи маэстро Биня: «Признание» (2005), «Эскиз скульптуры» (2005), «Горечь сладкой ягоды» (2005), «Баня 1» (2005).

С работами фовистов вьетнамского маэстро связывает глубокое духовное родство. Поэтому в ответ на все возражения и упреки суровых поклонников реализма художник вполне бы мог ответить стихами своего земляка - вьетнамского поэта Те Ханя, процитировав его стихотворение «Ответ художника Ци Бай-ши»:

Рыбу рисуете - живее живых она,
Вдвое ярче садовых смотрят цветы с полотна.
Где вас так научили?
- Мое сердце - вот школа одна.

Перевод с вьетнамского Инны Кашежевой

Да, работы вьетнамского художника, их названия и само композиционное решение полны подлинной поэзии. Не случайно перу маэстро принадлежат три книги стихов. Его полотна заставляют поверить, что Вьетнам - не менее словоцентричная страна, чем Россия.

Недаром еще в XI веке в Тханглонге (таково древнее название Ханоя, означающее «взлет дракона») был воздвигнут в честь науки и словесности Храм Литературы - конфуцианский храм, в перестроенном виде сохранившийся в Ханое до наших дней. Сейчас в нем открыт музей, где проводятся поэтические вечера.

Работы маэстро не оставляют сомнений: перед нами живопись интеллектуала. А ведь именно так - «живопись интеллектуалов» или по-японски «бундзинга» называлась одна из художественных школ, возникшая в Японии в начале ХVIII века. Для нее было свойственно объединение литературного и живописного талантов, усилий философов, поэтов и художников. Излюбленным жанром этой школы являлся пейзаж, снабженный стихотворной строкой философского содержания.

Очевидно, особое тяготение маэстро Биня к жанру пейзажа имеет именно эти историко-культурные истоки. Тем более, что профессор Бинь -автор исследования, посвященного культуре и традициям Вьетнама. Так, циклы картин Нго Суан Биня из серии «Сон», созданной художником в 2004 году («Сон 1», «Сон 2», «Сон»), заставляют вспомнить стихи маэстро:

Я рожден на бедной земле.
Знойный ветер Лаоса сменяет дождливая буря...
Память моя...
Я вижу во сне
Землю родную
Вижу бурю ночами,
И мерцание летнего дня
Буря пронзает лучами.
И не раз я услышал бури шум, обнимая тебя...

По одной из своих профессий вьетнамский маэстро - талантливый врач. Наверное, именно поэтому его полотна таят еще один - арт-терапевтический эффект. Когда-то признанный лидер фовистов Анри Матисс утверждал: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе... Я мечтаю об искусстве равновесия, чистоты и строгости, лишенном запутанного и унылого сюжета, искусстве, которое было бы для любого, будь он деловым человеком или писателем, чем-то успокаивающим, чем-то вроде хорошего кресла, в котором можно отдохнуть от физической усталости». Наверное, именно поэтому картины мастера так и называются - «Гармония» (2004), «Счастливая» (2004), «Возвращение к жизни» (2005), «Кокон счастья» (2004), «Внезапное очарование покоя» (2004), «Фантазия счастья» (2004), «Голова к голове» (2004), «Счастье» (2004), «Тепло» (2004).

Обращаясь к жанру натюрморта, вьетнамский художник идет в том направлении, какое осваивали сто лет назад члены московского объединения «Бубновый валет» (1910-1916). Неслучайно один из них - художник-долгожитель Моисей Фейгин так высоко оценил работы маэстро Биня, сказав о них: «Его картины похожи на эмоциональный танец с необычным ритмом. Цвет в его работах живет по особым законам, может быть, обусловленным восточной традицией, но эта гармония очень привлекает. Чувствуется, что он очень сильный человек. Каждая работа - это поступок».

Танцам посвятил вьетнамский художник отдельную серию — «Драма комического танца» (2005) и «Раздумье комического танца» (2005). Пространство в ней строится и трансформируется по законам искусства экспрессионизма с его гротескной, гиперболизированной образной системой и предельно концентрированными контрастами цвета и тени. В России к экспрессионизму тяготели и лидеры «Бубнового валета» Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Вьетнамский маэстро, как и русские художники из «Бубнового валета», предпочитает сочные яркие цвета, не всегда передающие реальный цвет вещей. Натюрмортное, овеществленное начало господствует у него и при изображении людей - в картине «Золотая ваза» ваза легко превращается в обнаженный женский торс, а нежный золотистый торс - в вазу.

И маэстро Бинь, и деятели «Бубнового валета» стремились отрешиться от враждебной человеку машинной цивилизации, опираясь на традиционную народную культуру и незамутненное детское восприятие. Строя свой художественный мир, бубнововалетцы опирались на народное творчество, фольклор, лубок, примитивные вывески, детский рисунок.

По законам детского рисунка пишет маэстро Бинь романтический пейзаж «Лес моего детства» (2004) и зеленые пальмовые деревья - на картине «Банановая пальма» (2004), таинственные цветные квадратики на полотне «Амулет» (2005). С народными поделками перекликается силуэт вальяжно лежащего кота с картины «Старинная скульптура» (2005). Художник отдает явное предпочтение примитивной манере, но великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить экзотическую атмосферу вьетнамской глубинки - провинции Нге-Ан - той самой, в которой вырос художник.

Одним из центральных в живописи вьетнамского художника стал мотив пути, дороги (картина «Тропа жизни», 2004), за которым, очевидно, стоит философский поиск своего собственного «я», себя истинного, своего творческого пути. Ощутимо особое тяготение к Вере, понимание того, что без нее невозможно подлинное восхождение к вершинам культуры, искусства и ремесла - полотна «Женщина и монастырь» (2004), «Старый монастырь» (2004), «Ступени к золотому храму» (2004), «Проулок к храму» (2005).

Маэстро Бинь - глава семейной школы боевых искусств нят-нам. Он -автор уникального двухтомного издания «Борьба Нят-Нам», на страницах которого признается: «Мне посчастливилось: я получил возможность перенять значительную часть секретов старых мастеров боевого искусства, которые за последние десятилетия были более чем на треть безвозвратно утеряны... В процессе собственных исследований, поиске консультаций с опытными мастерами и специалистами различных направлений мне представилось необходимым подвести итоги культивирования этого вида боевых искусств (школы Нят-Нам), найти ему применение в разных областях человеческой деятельности - спорте, медицине, культуре».

Энергия борьбы ощутима в любой картине вьетнамского маэстро, ибо каждая из них - это настоящий бой, сражение, которое искушенный в боевых искусствах художник дает равнодушию, безвкусице, примитивному пониманию назначения искусства.

Лола ЗВОНАРЕВА,
доктор исторических наук,
секретарь Союза писателей Москвы,

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York