№ 330

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Мой парад
Победы
Королевская любовь
"Концерт призраков"

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ВРЕМЯ МУЗ

"КОНЦЕРТ ПРИЗРАКОВ".

"Ghost Concert" — так пресса успела прозвать мероприятие, которое будет проведено в городе Роли, штат Северная Каролина. Любители музыки будут слушать выступление виртуозов фортепиано, которые давным-давно умерли.

"Вживую" мёртвые пианисты выступят благодаря американскому разработчику программного обеспечения — компании Zenph Studios, которая нашла способ преобразовать старые монофонические записи с грампластинок в живой концерт, сыгранный на реальных инструментах.

Записи были деланы и в самом деле давно. Французский музыкант Альфред Корто (Alfred Cortot) сыграл прелюдию Шопена в 1928 году, а канадский пианист Гленн Гульд (Glenn Gould) исполнил шедевр Баха "Вариации Голдберга" в 1955-м. Корто умер в 1962 году, Гульд в 1982-м. Знатоки называют их великими пианистами ХХ века.

Понятно, что Zenph Studios (руководитель плюс 4 сотрудника) поставила перед собой очень непростую задачу — создать "цифровой отпечаток" неповторимого стиля музыканта, со всеми тончайшими нюансами.

И, прежде всего, необходимо было извлечь звуки из аналоговой аудиозаписи и преобразовать их в MIDI-файлы с высоким разрешением. Причём сначала надо было заняться проблемой транскрипции полифонических звуков — научиться различать несколько нот, сыгранных одновременно.

Решить эту проблему разные специалисты пытались в течение многих лет, однако предыдущие попытки особо успешными не назовёшь. В лучшем случае, правильно удавалось идентифицировать 80-90% нот. Притом, что около 10% отсутствовали напрочь, а оставшиеся 10% были истолкованы неверно.Теперь же представители американской фирмы утверждают, что добились 100-процентной точности, но как это было сделано — не сообщают, по "коммерческим причинам".

"Отличные результаты мы начали получать только в последние несколько недель, — рассказывает президент Zenph Studios Джон Уокер (John Walker). — Эти результаты — совершенные ноты".

Сейчас компания активно занимается организацией "концерта призраков". Уже известно, что инструмент выбран — это произведённое Yamaha фортепьяно из серии Disklavier Pro, один из немногих концертных роялей, способных справиться с поставленной задачей.

Данный инструмент несомненно заслуживает внимания. Нетрудно догадаться, что это фортепиано может играть и без пианиста, превращая MIDI-файлы в реальные, если хотите, физические нажатия клавиш и педалей. Цифру в механику, короче говоря.

Тем самым, этот акустическо-цифровой рояль воспроизводит "работу" фортепьяно с беспрецедентной точностью.

У Disklavier Pro имеется сервопривод "внутренностей" и компьютерная система управления, которая непрерывно контролирует движение каждой клавиши. Рояль насыщен оптическими сенсорами, датчиками движения и другими передовыми компонентами. Одним словом – вещь.

Одна из заключительных проверок возможностей инструмента и качества полученных MIDI-файлов будет выглядеть следующим образом: игру Disklavier запишут и воспроизведут одновременно с оригиналом — в стерео-версии в одном канале будет играть почивший пианист, а в другом — цифровой рояль.

"Если они разойдутся даже на миллисекунды, ухо немедленно зафиксирует небольшой эффект эха", — объяснил Уокер, добавив, что его компания сейчас работает над записью выступления на частной вечеринке выдающегося американского джазового пианиста Арта Татума, сделанной за 2 года до его смерти в 1956-м.

Специалисты Zenph Studios говорят, что существует масса записей великих музыкантов, ранее не обнародованных из-за различных дефектов, вроде фонового шума или расстроенного инструмента. Новая технология может не только устранить такого рода недостатки, но и воспроизвести "очищенные" произведения на живых концертах. К сожалению, таким способом на сегодняшний день можно воссоздать только игру на фортепьяно. А причина проста — несовершенное качество других автоматизированных инструментов.

Первый "Концерт призраков" состоится 19 июня 2005 года в центре исполнительных видов искусств BTI. Билеты по $22, для студентов — $8.

Кстати, наряду с выступлениями Гленна Гульда и Альфреда Корто в этот вечер можно было послушать пианиста Мэя Тинг-Суна, молодого гения, очень даже живого.

“Membrana”

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York