№ 485

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
К столетию начала великой войны 1914-1918 гг
Магия при полном распылении тов. Сталина
Мой Мальме
Аза significant other

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

СТРАНИЧКА ПУТЕШЕСТВЕННИКА

МОЙ МАЛЬМЕ

Москва

Если смотреть на карту Швеции, то можно заметить, что линия ее границ вычерчивает крупную, протяженную и однородную в своих очертаниях территорию. И лишь на самом юге словно прилепился странный маленький кусочек. Это провинция Сконе, плодородная, изобильная, с мягким для этой широты климатом благодаря Гольфстриму. Главный город провинции - Мальмё, расположился на берегу пролива Орезунд, который разделяет Швецию и Данию. До 1658 года это была не шведская земля, а датская, и датчане ею очень дорожили, любили и умело пользовались. История этих мест насчитывает, по мнению археологов, 11000 лет - таков возраст руин найденных здесь поселений.

В более позднюю эпоху это были владения викингов, отсюда они совершали свои завоевательные набеги в Англию, Европу, Америку, еще не открытую Христофором Колумбом, и славянские земли вплоть до Турции.

Первое зафиксированное упоминание о Мальмё относится к 1270 году и содержится в церковных книгах. Сначала это была маленькая рыбацкая деревня, и называлась она Malmoghe, что означало гравий. Историки никак не объясняют, почему именно гравий стал названием. Из деревни быстро вырос большой (по средневековым понятиям) город, который торговал сельдью в огромных количествах - по 30000 баррелей в год. Благодаря своему стратегически удобному расположению Мальмё был важным коммерческим центром Ганзейского торгового Союза. Этот союз контролировал всю торговлю в бассейне Северного и Балтийского морей в средние века. За проход по проливу Орезунд взималась большая пошлина в казну города, что способствовало его процветанию.

Со временем торговля сельдью уступила свою важную роль экспорту продукции сельского хозяйства - плодородная земля и мягкий климат позволяли снимать отличные урожаи.

За долгие семьсот лет, с 980 по 1658 годы, когда Мальмё вместе со Сконой принадлежал Датскому Королевству, город стал красивым и успешным. Появилась большая торговая площадь, парк, банк, прекрасные дома богатых жителей. Город обнесли рвами (как предписывали средневековые меры безопасности) и построили крепость Malmohus. Мальмё стал самым влиятельным городом пролива Орезунд и самым крупным в Скандинавии.

В 1332 году умер датский король Кристофер II, будучи фактически "королем без страны", поскольку он и его старший брат, который предшествовал ему на троне, заложили все свое королевство, провинцию за провинцией. Шведский король Магнус IV не замедлил воспользоваться удобным случаем, и объявил, что отныне Скона прнадлежит шведской короне. Но младший сын датского короля Кристофера II, которого датчане справедливо считают своим "великим королем", в 1360 году сумел вернуть Скону и Мальмё Дании, выкупив ее у Швеции. На триста лет вперед городу Мальмё было даровано спокойствие и благополучие.

Однако, шведам уже пришлось по вкусу владеть этим прекрасным краем, и в 1658 году они получили его снова, когда в результате хитроумных интриг и захватнических настроений была развязана Вторая северная война, в которой участвовали Польша, Швеция, Россия, Германия, Норвегия и Дания. По условиям заключенного мирного соглашения, которое стало итогом войны, Мальмё и Скона сохраняли свою автономность, становясь частью Швеции. Швеция гарантировала, что дворянам, священникам и крестьянам будет позволено посылать своих представителей в шведский парламент.

Но в 1680 году очередной шведский король Карл Густав XI объявил о том, что отныне в стране будет абсолютная монархия. Ему удалось уговорить риксдаг сословий (ранняя форма шведского парламента), чтобы его, Карла XI, объявили "христианским правителем с неограниченной властью управлять своим царством по своему усмотрению". Было решено не следовать подписанным в мирном соглашении обязательствам относительно Мальмё и Сконы, а обязать их подчиняться единому шведскому порядку. Чтобы не возникло разногласий с жителями Мальмё и Сконы, теряющими свою независимость, аристократии провинции были дарованы некоторые привилегии частного порядка в обмен на "хорошее поведение". Сделка состоялась, но не полностью. Скона потеряла свою свободу, но Мальмё - нет. Мальмеянцы сумели добиться для города статуса "независимый".

Все политики, музыканты, художники, писатели и поэты страны были ангажированы на создание образа короля как наместника Бога на земле, и многими произведениями Карл XI был представлен как "воин-победитель Сконы", а на фресковых росписях потолка в Стокгольмском королевском дворце Карл изображен с "богиней Сконой" у его ног.

Все это должно было изгладить из памяти людской, равно как из истории, что когда-то Скона и Мальмё были датскими. Но никакая шведская пропаганда не могла убедить датчан, которые жили счастливо в своем богатом краю, что теперь они будут так же счастливы, став шведами. И жители стали покидать Мальмё и провинцию. В последнем десятилетии 17 века в Мальмё оставалось всего 300 жителей - сначала убежало все купечество, напуганное и разоряемое военными конфликтами, новыми порядками, эпидемиями и дурным правлением, а затем и простые жители. Город пришел в упадок.

Время шло год за годом, сменялись на шведском троне короли, но ничего не менялось для Мальмё - он оставался заброшенным и забытым. И так было до 1810 года, долгих сто лет, пока Наполеон, перевернувший всю Европу, не прислал на шведский престол своего маршала Жана-Батиста Бернадота, который положил начало новой династии шведских королей.

Наполеон рассчитывал прислать на этот трон датского короля Фредерика VI, но шведы обратились к императору с просьбой назначить королем Швеции Жана-Батиста Бернадота, который снискал их симпатии тем, что во время одной из военных кампаний отпустил с миром крупный шведский отряд, попавший к нему в плен. Интрига увенчалась успехом - несомненно, король-француз был для шведов лучше короля-датчанина, который постарался бы свести со шведами счеты за прежние обиды и отнятую у Дании Скону.

Наполеон, хоть и был удивлен такой просьбой, но уступил. Мы не знаем, была ли это уступка шведам, Бернадоту или... хорошенькой женщине Дезире Клари, за которой император ухаживал недолго, но оставил ее ради Жозефины. А к Дезире тут же посватался маршал Жан-Батист Бернадот, прелестную ручку которой незамедлительно и получил: Дезире Клари стала женой маршала. Так, может статься, Наполеон подарил этот трон той, в которую был влюблен когда-то?

То был невероятный подарок судьбы для Бернадота - родиться в простой, ничем не примечательной, не дворянской, семье, в глухой провинции, и вдруг в одночасье вознестись на королевский трон. Человек, сделавший Жану-Батисту Бернадоту и его жене этот роскошный подарок, потерял все, что завоевал, и умер пленником англичан. А Жан-Батист, превратившись в Карла XIV Юхана, короля Швеции, сохранил и преумножил то, что получил. Династия Бернадотов правила страной с подлиннно французским благоразумием и здравым смыслом.

Для Мальмё началась новая полоса жизни. В город неспешными шагами вошла промышленная революция. Построили железную дорогу, портовую пристань. Предприниматель и инженер Франс Хенрик Кокум основал судостроительную верфь, и это дало старт развитию тяжелой промышленности. В городе было уже 60000 жителей. Появились новые жилые кварталы. Старинные средневековые дома и улицы, выстроенные датчанами, окружили высокие, прочные, сурового и надменного вида строения на шведский вкус, без особых архитектурных излишеств, а также простое незамысловатое жилье для рабочих. Город опять процветал.

Но "история повторяется, это один из ее недостатков", как говорил американский писатель Кларенс Дарроу, и сделав очередной столетний виток, история Мальмё повторилась снова - к 1980 году закрылась судостроительная верфь Кокума и связанные с ней предприятия, промышленность пришла в упадок, жители уезжали в поисках работы. Город погрузился в сумрак забвения и неустроенности на долгие двадцать лет. Дом в центре Мальмё накануне нового тысячелетия можно было купить за 10-15 тысяч евро. После 2010 года дом в историческом центре Мальмё купить стало вообще невозможно, а квартиру - с большим трудом по цене свыше 200000 евро. Такие крутые перемены случились всего за 10 лет, после возведения в 2000 году грандиозного моста через пролив Орезунд, соединившим Копенгаген, столицу Дании, и Мальмё, крупнейший город Швеции.

Мост открыл городу новые возможности, привлек инвестиции, за ними пришел бизнес, появились рабочие места, в Мальмё стали стекаться специалисты. Впервые за всю свою историю Мальмё перестал быть только торговым и промышленным городом. Мальмё нового тысячелетия это город интеллектуального бизнеса, туризма, культуры и образования. Городские власти вкладывают много средств и усилий, выстраивая имидж ухоженного, красивого, наполненного интересными событиями и людьми, места.

В 2005 году был завершен архитектурный шедевр блестящего испанского архитектора, скульптора и инженера Сантьяго Калатрава. На берегу пролива Орезунд выросло высотное здание, названное Turning Torso и напоминающее тело разворачивающегося человека. Его высота составила 190 метров (в Европе среди жилых зданий выше него только московский Триумф Палас и Sky Tower во Вроцлаве), и он удачно сочетает в себе прекрасные квартиры и офисы с великолепным видом на Копенгаген и пролив.

Здание так удачно вписалось в облик города, что стало его визитной карточкой. Вокруг него очень быстро возник квартал престижной недвижимости, и цены в этом месте, где были до того заброшенные уже лет двадцать доки и портовые строения, взлетели. Сегодня, в начале 2013 года, ни купить, ни снять квартиру в Тернинг Торсо невозможно - предложений нет.

В Мальмё прекрасная городская библиотека, которой больше 100 лет. Она разместилась в красивом старинном здании, куда переехала в 1946 году. Здание является типичным образцом датской архитектуры и носит название "Крепость". В 1997 году к нему пристроили еще два здания - отгромный светлый зал, полностью выполненный в стекле, и небольшое помещение для переходов из нового здания в старое.

Рядом с библиотекой прелестный, очень живописный парк с озером, в котором круглый год живут утки, лебеди и цапли - излюбленное место отдыха горожан и туристов.

Гордость современного Мальмё - это симфонический оркестр. Он был создан в 1925 году и стал первым симфоническим оркестром южной Швеции. Оркестр великолепно исполняет классический и современный репертуар, музыку из кинофильмов и даже музыку к компьютерным играм, которая в наши дни представляет отдельное, очень яркое, направление. Оркестр успешно сотрудничает с приглашенными солистами и дирижерами из разных стран, а постоянный состав музыкантов отличается высоким профессионализмом. Это поистине украшение города. В 2015 году откроется Симфонический центр Мальмё, который будет построен специально для городского симфонического оркестра.

Завершая нашу прогулку по этому милому городу с такой богатой, подчас драматической историей, частыми спорами о том, кому он принадлежит, чередующимися периодами забвений, следует заметить, что теперь это мультинациональный город, город, который принадлежит всем - каждый третий житель Мальмё иностранец. Сегодня это город интеллектуалов, бизнесменов, инвесторов, исполненный динамизма и энергии. Город, обращенный в будущее.


Надежда БОЕВА,
Мальме, Швеция.
Собственный корреспондент "Русской Америки " в Скандинавских странах.


Фото с сайта: www.liveinternet.ru

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2014 Russian America, New York