№ 471

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Секретная наука
Инок в царсосельском лицее.
Наше бессмертие
Новая фамилия

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив
Криминальная Америка
Личности
Цивилизация: культура
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЛИЧНОСТИ

ИНОК В ЦАРСОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ.

02

Укус цесаревича.

История создания Императорского Царскосельского Лицея известна многим, но совершенно под разными углами зрения. Большинство людей знают только то, что в этом учебном заведении взрос и развился поэтический дар русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Итак, откуда же взялся воспетый пиитами Лицей? Рассмотрим одну из небезызвестных версий.

В 1811 году, Император Александр Первый, уже взошедший на престол после смерти своего несчастного и неудачливого в царствовании отца, Императора Павла Первого, повелел учредить Лицей дабы спасти от неминуемого дремучего невежества своих младших братьев. Цесаревичи Николай и Михаил находились под зоркой опекой своей матушки, вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, которая никак не могла простить старшему сыну Александру участия в заговоре против собственного отца. Несмотря на то, что Александр всю жизнь отрицал даже малую долю причастности своей к страшным грехам отцеубийства и цареубийства, Мария Федоровна упорствовала в собственном мнении. Она не желала встречаться с сыном своим Александром ни под каким видом, равно как и запрещала встречи с ним младшим своим детям, с коими проживала в Екатерининском дворце.

Младшие цесаревичи жили у матери вольно. Обучение было у них домашнее, и гувернеры всячески пытались потакать шалунам, лишь бы не снискать гнева их любящей матушки. Однако когда до Александра дошли слухи, что кто-то из малышей покусал в отместку неугодного учителя, он в спешном порядке выехал в Царское село и потребовал аудиенции у Марии Федоровны. Та приняла опального сына с неохотой. Александр, будучи человеком просвещенным, истинным западником и последователем дел царственной бабки своей Екатерины Второй, предложил матери проект Лицея. Смысл сего проекта состоял в том, чтобы упразднить для цесаревичей домашнее обучение и создать достойное учебное заведение с хорошими преподавателями и настоящей серьезной программой. Дабы цесаревичи не находились там одни, решено было принимать в Лицей дворянских детей из достойных российских семей, таким образом, создав Николаю и Михаилу достойное окружение. Лицейские классы было решено устроить так, чтобы туда можно было легко попасть непосредственно из Екатерининского дворца, не выходя при этом на улицу. Так, вполне подходящим оказался флигель Екатерининского дворца, построенный 1790-х годах архитектором Ильей Нееловым для великих княжон. Мария Федоровна отступила под напором аргументов старшего сына своего, царствующего Императора Александра Первого и, вздохнув, дала свое согласие.

Возбуждение собственного действия.

И завертелись колесики просветительской машины! Архитектор Стасов перестраивал флигель – создавал классы, комнатки для проживания учащихся (которые позже Саша Пушкин окрестил «кельями» за малый их размер). Либеральные министры – Сперанский и Разумовский разрабатывали программу обучения будущих деятелей «новой, преобразованной реформами России».

Важным моментом программы была демократизация отношений педагогов и учащихся. Запрещены были телесные наказания – неслыханное по тем временам воспитательное новшество. Напротив, педагоги должны были привить лицеистам умение самостоятельно мыслить, и это – во времена тотальной зубрежки! В «Постановлении о Лицее» было записано: «Главное правило доброй методы состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действо».

Пушкин и Аристотель.

19 октября 1811 года торжественно открылись двери в новый Храм Наук.

Счастливцы, принятые в Лицей вступали в новую пору своей жизни. Торжественная парадная зала приняла первых воспитанников. Античные росписи окружали их, напоминая о самой природе названия «Лицей», то есть «Ликей» - древнегреческая философская школа Аристотеля на окраинах Афин у храма Аполлона Ликейского.

Маленький Саша Пушкин, плохо знавший в ту пору по-русски, но в совершенстве изъяснявшийся по-французски, разумеется, тоже участвовал в торжественном открытии Лицея. Добрейший весельчак, дядюшка Василий Львович, будучи не последним в Петербурге человеком, пристроил племянника в новейшее учебное заведение, чем и спас его от запечного существования в усадьбе отца, где компанию будущему светилу российской поэзии могла составить разве что верная Арина Родионовна. В ряд стояли мальчики 12-14 лет, те, кому суждено будет стать яркими звездами в российской истории. Пущин, Дельвиг, Бакунин, Кюхельбекер, Данзас…

Тридцать новоиспеченных лицеистов готовились вступить в мир наук точных и наук нравственных. Но не тридцать два! В последний момент Мария Федоровна наотрез отказалась отпустить в Лицей цесаревичей Михаила и Николая!

Царскосельский душегубец.

Множество хвалебных од и статей написано на тему обучения лицеистов, о педагогах и директорах сего весьма почтенного заведения. Однако, случались и рисковые шалости, и прогулы, и побеги из стен Альма Матер для тайных свиданий с прекрасными дамами… Дружеские попойки, песни, стихи до утра… И убийства… Вот эта темная сторона истории Лицея и привлекла некогда внимание писателя и сценариста Дмитрия Миропольского. Так родился проект фильма «1814» («Восемнадцать-четырнадцать»). Название обозначает возраст лицеистов второго года обучения. Страшная кровавая история произошла в Царском селе как раз в этот период. Полиция находила трупы людей с одинаково перерезанным горлом. Определено было, что человек это весьма силен. И убивает ради денег. Документальные факты гласят, что действительно, в этот период в Царском селе орудовал некто Сазонов, бывший некоторое время в слугах у Пушкина. Александр, узнав, кто ежедневно чистил ему сапоги и подавал сюртук, со свойственным ему ироничным отношением к действительности, написал известную эпиграмму:

«Заутра с свечкой грошевою
Явлюсь пред образом святым:
Мой друг! остался я живым,
Но был уж смерти под косою:
Сазонов был моим слугою,
А Пешель — лекарем моим».

Для хорошего фильма не хватало героической развязки, и тогда сценарист предложил свою версию: неизвестно долго ли искали бы нерадивые стражи порядка страшного убийцу, если бы не… лицеисты! Именно они распознали в одном из лицейских «дядек» (нечто вроде денщика), состоявшем при Пушкине самого «Царскосельского душегубца».

«1814»

Фильм по сценарию Дмитрия Миропольского вышел на экраны в 2007 году. Страшного «царскосельского душегубца» сыграл обаятельнейший артист Сергей Гармаш. Также в съемках фильма приняли участие замечательные мастера: Богдан Ступка, Федор Бондарчук, Алексей Гуськов, Евгений Дятлов, Александр Баширов, Сергей Барковский, Эмилия Спивак, Наталья Суркова, Игорь Черневич и многие другие. Кастинг лицеистов продолжался особенно долго. Перед ассистентами стояла нелегкая задача – найти мальчиков, имеющих опыт актерской работы, но выглядящих на 14 –18 лет. Стас Белозеров, сыгравший роль Александра Пушкина – одну из главных ролей в фильме – был утвержден режиссером буквально за несколько дней до начала съемок.

Все фотографии, размещенные в этом разделе, иллюстрируют рабочие моменты съемок картины «1814» и принадлежат известному Санкт-Петербургскому кинофотохудожнику Алику Кадинскому.

В честь юбилейного года Царскосельского Лицея, из этих фоторабот была собрана экспозиция, объехавшая все библиотеки Петроградского района в Санкт-Петербурге. И, разумеется, фотоработы Алика Кадинского из этой серии есть и в Мемориальном Музее-Лицее, и в Пушкинском доме на Мойке, 12.


Екатерина АСМУС.
Для "РА NY"


Иван Макаревич в роли Пущина. Фото А. Кадинского

наверх
вернуться к содержанию номера


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

РАДИО:

ПРИЛОЖЕНИЯ:

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2013 Russian America, New York