№ 306
> К СВЕЖЕМУ НОМЕРУ <

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

ХУДОЖНИК ВИКТОР ЗИНУХОВ.

Millennium

Виктор ЗИНУХОВ родился в Харькове, ровно ЗО лет назад закончил Харьковский промышленный Художественный институт. Сейчас живет в Нью-Йорке, является одним из ведущих живописцев США. Его талантливые работы с большим успехом выставлялись в крупных галлереях Манхэттена, участвовали в различных выставках и вернисажах.

Недавно Виктор Зинухов посетил редакцию "Русской Америки" и ответил на вопросы главного редактора газеты Аркадия MAPА.

A. Map: - Я, наверное, не открою Америки, если скажу, что мир перевидал и классицизм, и пуантелизм, и сюрреализм и много чего другого, даже маразматизм. Любые течения в живописи, по-моему, уже известны, и сейчас очень трудно найти что-либо новое. Если смотреть по-обывательски на твои картины (а все мы - по большому счету обыватели), то бросается в глаза, что они напоминают работы Дали и Босха. Очень интересно узнать к какому ты относишься течению, отчего оттолкнулся и куда идешь, потому что в Союзе этого не было, господствовал в основном официальный соцреализм, представители которого есть даже здесь, в Америке. Я имею в виду художников Комара и Меламида принесших его сюда и весьма преуспевающих в продаже своих работ.

В. Зинухов: - Когда говорят, что в Союзе ничего, кроме соцреализма не было, я с этим не согласен. Очень многое было. Например, я долгое время занимался монументальным искусством: Шевченко, Пушкин, Лермонтов, спортивная тематика, мозаика и пр. Конечно, это не отражает духовной жизни человека, это были показные работы. Но в тот период я работал и как живописец, занимался графикой, но не имел возможности выставлять свои работы. Однажды, все же я выставил свою работу, на которой было изображено на драпировке несколько музыкальных инструментов, летящих в пространстве над городом, но председатель правления, он же председатель союза художников сказал: "Что это за мусорная куча?!" - и этим как бы поставил на мне клеймо. Потом эту работу купили французы. До сих пор помню тепло этой картины,это была одна из концептуальных работ моего раннего периода, поэтому говорить о том что этого не было нельзя, это существовало как андеграунд. Андеграундом также были и мастерские, приходы друзей, знакомых, художников, артистов, поэтов..

- А может и представителей и других служб?

- Да. Я недавно узнал,что человек, который был рядом со мной много лет, восхищался моими работами, которому я дарил картины на его дни рождения, оказывается работал на КГБ. Он сам признался об этом в последнюю мою поездку на Украину. По его словам, он делал это с благородной целью - оберегая меня... Да, сложная была у нас жизнь в СССР - многоэтажная, глубинная. Здесь, в Нью-Йорке, все проще в этом отношении.

Если говорить о моем стиле, то в нем есть элементы сюрреализма,спиритуализма,какого-то духовного начала, в нем присутствует экспрессионизм, символизм, все это сосуществует вместе. Сегодня современный сюрреализм, который живет уже более ста лет, как бы вмещает в себя все это. Меня, честно сказать, определения не волнуют. Я формально отношу себя к сюрреалистам,хотя в моем творчестве присутствуют и другие стили. Современное искусство всеядно, как и современная мода или литература. В пространстве умещается все: древнейшие тексты, поэзия 17-18 веков, сегодняшний 21 век. Хочу верить в то, что в современном искусстве никогда не умрет искусство, что голубое свечение экрана телевизора, компьютера, не отнимет у нас тонкого, духовного отношения к книге, к картине, когда ты приходишь в музей или когда она даже висит у тебя дома. Мы останемся людьми, не превратимся в механистичные фигуры из современных компьютерных фильмов. Так хотелось бы. Не знаю, как будет на самом деле, но надеюсь, что человек все-таки останется человеком, внутри него останется душа, которая будет петь, танцевать рисовать, писать стихи и волноваться. Если душа волнуется, то она должна воплотить, выразить свое волнение в чем-то, поэтому и необходимо искусство. Вот это, я считаю, в человеке бессмертно.

Сколько бы не говорили, что компьютер вытесняет изобразительное искусство, музыку - я в это не верю. Все,что может создать человек (не думаю, что компьютер может создать лучше), прекрасно, потому что человек -творец. Люди это прекрасно чувствуют. Вот эта связь взаимопроникновения и рождает чувство культуры,любви и искусства,без этих чувств мы бедны и мертвы. Пусть молодежь слушает рэп, ведь молодым нужна какая-то культурная и социальная отдушина. Все это постепенно проходит, и многие потом приходят к другому в музыке. Искусство без всякого сомнения вечно. По поводу живописи. О том-что сейчас в мире происходит, некоторый спад в искусстве, говорят об этом многие. А я считаю, что в самом искусстве спада нет. Спад есть в обществе, которое должно потреблять, для которого это искусство создается, немножко повернулось к искусству спиной. Общество забыло, что искусство - это его отражение, что именно само общество отражено в искусстве. Но в искусстве восемнадцатого века сегодняшние люди отражены быть не могут,они могут быть отражены только в сегодняшнем искусстве. Стоять спиной к искусству неэтично по отношению к самому себе.

- Смотря на твои картины, Виктор, можно сказать, что ты - космополит. То есть ты в своём творчестве преломляешь десятки течений, но все равно ты русский художник и никуда от этого не деться, потому что мы все родились там и душа наша - там. Воспитаны мы тоже на русской культуре. Мне хотелось бы поговорить вот об этой грани. Ты уже четырнадцать лет живешь в Америке и можно сказать, что ты и американский художник. Но вот как это совмещается: мешает или помогает русскость и американскость?

- Признаюсь, в первые годы пребывания в Америке, было очень сложно. Общая культура и задачи, которые я хотел ставить - филосовские, нравственные эстетические, как бы не совпадали в плоскостях с американской культурой. Прошло некоторое время, я не считаю что работы мои того периода хуже, чем сегодняшние, просто они о другом, они несколько другие. И вот прошло некоторое время, а точнеее больше десяти лет, и даже если бы я не захотел и сопротивлялся, то искусство и американское и всемирное, которое также бурлит в Америке беспрепятственно, без нашего участия входит в наше сознание, живет вместе с нами, вплетается в живительные узоры - сочетания разных культур, и это прекрасно, я считаю, что да, - космополитизм, "большое дело!". А что здесь не правильно? Сегодня мы облетаем на самолёте землю за какие-то считанные часы, почему же мы не можем воспринимать искусство, как всемирное?

Существуют американские галлереи, где продаются японские произведения, и японские, где можно купить американские произведения искусства. Это и есть космополитизм - взаимопроникновение культур. Это наша сегодняшняя жизнь и Наше будущее. И не надо этого бояться. Но я все равно продолжаю осиаваться русским художником. Питаясь русской культурой, сегодня я открываю Булгакова и Толстого, все это у меня стоит на полках как неприкосновенный запас. Меня интересуют и современные авторы, и поэты, и Бродский, и хотя мы все, как бы русские, в то же время, мы уже не совсем русские. Я приезжаю на Украину, на свою родину, мне говорят: "А ты уже не русский хужожник, ты американский". И, действительно, когда я попытался выставить свои работы вместе с друзьями, с которыми учился, то это был шок, для них и для меня. Для них, потому-что они видели в моем творчестве что-то совершенно ими неприемлимое и непонятное, то есть чувствовали это все и понимали, но никто их них никогда не решился ничего подобного создавать.

Я увидел, насколько все они, как бы остались в прошлом, в 60-70 годах и все еще живут ментально, эстетически культурой еще Советского Союза. Пытаясь отбросить социальное и политическое, в их картинах все это присутствует в виде патины, ведь они иначе мыслить не могут. Я был потрясен этим и понял, что мы должны обязательно выставляться только отдельно. Да, можно найти среди них много даровитых художников, интересные работы, что-то там в каждой из них заложено, но не знаю, мне почему-то кажется, что все-таки настоящий пульс бьется сегодня не там, он может забиться там или где угодно, лишь при определенных условиях. Я считаю, что Америка много теряет, потому что она как бы повернулась спиной к искусству, ко всему, и это заметно во всем. А там, в бывшем Союзе, люди тянутся к искусству и это говорит о возможностях, которые сегодня еще не реализованы, а могут проявиться завтра и мне кажется, именно в этом наша постоянная связь и интерес. От этой связи рождаются внебрачные дети, например я сделал выставку на Украине, собираюсь сделать выставку в Москве. На Украине сразу зашумела молва о моих работах и мне сообщили,что некоторые художники пытаются работать в моем стиле.

- Здесь, в Нью-Йорке, живут и творят много художников из бывшего Советского Союза, например Саша Разин из Узбекистана. Поэтому, хотелось бы попросить тебя вкратце рассказать о судьбе художника. Тяжело ли здесь выставляться, продавать картины. Известно, что в Америке нет профессии писатель или художник. Писатель может развозить пиццу, а в свободное время писать романы, живописец - работать в прачечной и писать картины.

- У меня был сосед, скульптор, который раоботал в метро, прокладывал шпалы. Потом из этих шпал он создавал прекрасные, потрясающие скульптурные композиции. Да, он был скульптором, но считалось, что его профессия - укладчик шпал, но конечно, это неправильно. Неправильно по одной простой причине, потому что художники,скульпторы, музыканты - это особые сферы деятельности человека. Скрипач не может таскать шпалы - это несовместимо, ни физически ни нравственно. Будучи профессиональным художником и проработав в СССР около 20 лет профессионально, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Шекспир не мог бы работать укладчиком шпал и Микеланджело, или Леонардо Да Винчи, если бы их, здесь в Нью-Йорке, посадили на велфер и они убирали сегодня улицы, никто из них никогда не был тем, кем они есть. Страдивари не мог бы создавать скрипки.

А сколько талантливейших художников, писателей, артистов, музыкантов получают вэлфер в Нью-Йорке и вынуждены его отрабатывать,убирая улицы?Это говорит только о несовершенстве общества. Я считаю, что прежде всего общество должно думать о своём социальном культурном развитии, без этого оно не сможет просто развиваться дальше и выжить. Я часто посещал музеи, особенно провинциальные, они много приобретают, принимают в дар работы современных художников, но в подавляющем большинстве работы эти не отражают исторического процесса, в конечном счете попадут в запасники. Это говорит о том,что нельзя после выпечки, например, булочек приходить домой и создавать шедевры. Надо создавать искусство, надо помогать ему жить. Люди пытаются создать фонды, не получая никакой помощи у государства. Государство не в состоянии помочь художникам, из Сохо - выставочного павильона сделали прогулочное место с ресторанами,магазинами. А куда делись художники, которые там выставлялись? Мы знаем имена генералов, ежедневно читаем о событиях в Ираке, о новых военных новинках. Но что нам нужно больше: бомбы или искусство? Одако никто не хочет поставить на обсуждение этот вопрос публично.

- Виктор, я бы хотел привести один пример. Существует маленькая, очень небогатая страна Ирландия. Так вот, если иы талантливый писатель, художник, или музыкант, то власти этой страны берут тебя на полный кошт, выделяя стипендию, достаточную для творчества и для достойной жизни, для того, чтобы ты писал, творил.

- А я хочу привести другой исторический пример. Недавно, на русском телевидении, была передача в которой сообщили, что вновь открылась статуя Свободы - символ Америки. И было расказано, как Франция подарила символ Америки - Америке. Так вот, когда эта статуя приплыла в Нью-Йорк, оказалось,что американцы не могут собрать деньги на ее постамент. И журналист Пулитцер выдвинул предложение: пусть каждый житель нашего города пожертвует по доллару. А фамилии тех, кто этот доллар даст,напечатает "Нью-Йорк таймс". То есть, государство взвалило очередные тяготы на народ. А вот еще один сюжет. В Нью-Йорк, в 1943 году приезжал из Англии великий Марк Шагал. Он привёз 300 работ, состоялась прекрасная выставка. Но никто так и не купил ни одной картины мастера. Можно ли себе такое представить? Выставку посетили миллионеры, супермиллионеры, и не приобрели ни одной работы Шагала. Так вот, Шагалу пришлось все свои работы продать по дешевке устроителям выставки. И эти полотна сегодня составляют основу коллекции Шагала в США Это же нонсенс.

Я уверен, что к моим словам американцы не прислушаются. Но и русская община на сегодняшний день, к сожалению, думает также и также бездарно рассеивает, теряет свое собственное недавно приобретенное богатство, талантливые люди приобретённое богатство. Это же огромное, неизмеримое богатство, талантливые люди просто не имеют поля, где бы могли быть засеяны, где могли бы взойти великими творениями, украшающими мировую цивилизацию. В Нью-Йорке, рядом с нами существует "Чайна-таун" - китайский город. Посмотрите, как китайцы заботятся о членах своей общины. Даже семидесятилетним старикам выдают еженедельные пособия по 300 долларов, чтобы они учились.

А что же русское коммьюнити? Это очень сложный и болезненный вопрос. Я считаю, что здесь находятся несколько тысяч хороших.профессиональных художников. Если бы хоть немного помочь им, это дало бы прекрасные результаты. А самое главное - русской общине нужен русский музей. Не в каком-то Апстэйте или Чикаго, а здесь, в Нью-Йорке, где живет основная масса русских эмигрантов. Необходима память о нас с вами,о нашем поколении, о времени, иначе всё уйдёт, как бы в песок, как и в предыдущие времена, ничего не останется в памяти.

- Совершенно coгласен с тобой, Виктор. Сейчас, когда русскоязычная община твердо стоит на ногах, в ней "состоялось" достаточно много богатых и очень богатых людей, думаю, пришло, наконец, время, чтобы эти люди повернулись лицом к талантливым живописцам, писателям, музыкантам нашей общины, помогли им не думать,например, о том, где заработать на, с каждым годом растущий рент квартиры и как прокормить семью. Материальная поддержка талантливым людям, уверен, совершенно не обременительная для богатых врачей, владельцев преуспевающих бизнесов поможет, в первую очередь нашей же общине, поможет раскрыть дарование и талант многих ее членов.

В заключении нашей беседы, хочу поблагодарить тебя, Виктор, за то, что ты нашел время придти к нам, в редакцию, пожелать вдохновения и новых прекрасных работ.

Беседовал: Аркадий МАР

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York