НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

601

НЕТ ВОЙНЕ

https://www.colta.ru/

Людмила Улицкая: Боль. Страх. Стыд

24 февраля 2022 года началась война. Я считала, что моему поколению, родившему во время Второй мировой войны, повезло, и мы проживем без войны до смерти, которая будет, как обещано в Евангелии, «мирной, безболезненной и непостыдной». Нет. Похоже, не получится. И неизвестно, во что все события этого драматического дня выльются. Безумие одного человека и преданных ему подсобников руководит судьбой страны.

Можно только делать догадки о том, что будет написано об этом в учебниках истории через пятьдесят лет.

Боль, страх, стыд — вот чувства сегодняшнего дня.

Боль — потому что война бьет по живому — по траве и деревьям, по животным и их потомству, по людям и их детям.

Страх — потому что есть общебиологический инстинкт, направленный на сохранение собственной жизни и жизни потомства.

Стыд — потому что очевидна ответственность руководства нашей страны в создании этой чреватой великими бедствиями для всего человечества ситуации.

Ответственность за происходящее сегодня разделим и все мы, современники этих драматических событий, не сумевшие их предвидеть и остановить. Необходимо остановить ежеминутно разгорающуюся войну и противостоять пропагандистской лжи, которая изливается на наше население всеми средствами массовой информации.

Людмила Улицкая,
писатель.
“Новая Газета”, “Эхо Москвы”.
Подробнее…

НОВЫЕ МОЗГИ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ НУЖНЫ ВСЕМ: ОТ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКИХ ДО ВОЕННЫХ

https://psyfactor.org/

Мир меняется быстрее, чем меняемся мы. Трансформация массового сознания требует смены нескольких поколений, а в прошлом на это уходило еще больше времени. СССР – это два-три поколения с существенно измененными правилами поведения, когда из религиозной страны, например, удалось сделать атеистическую.

Покорение массового сознания всегда и для всех властителей представляло трудную задачу. Ее решали заменой естественной модели мира искусственной, например, пришедшей с помощью религии или идеологии. Правильность или неправильность такой виртуальной действительности не имеет значения, если она выполняет роль объединяющей всех реальности. Условный пример: “наличие лягушек на Марсе” будет вполне работающим механизмом, если все граждане данной страны будут разделять это мнение, а граждане других стран – нет. Это будет внешним и внутренним маркером для разграничения своих и чужих. И особенно хорошо это будет работать, когда найдутся “свои” с другим мнением, тогда борьба с ними станет еще одной “скрепой”.

Единомыслящее массовое сознание облегчает все процессы управления им, что особенно важно в случае кризисных ситуаций, когда роль единого поведения резко возрастает, примером чего являются войны. У СССР одновременно была задача создать советского человека с едиными реакциями на прошлое, настоящее, будущее. И это работает во многом и по сегодняшний день.

Сильная пропаганда передается и сохраняется даже через много поколений. Анализ, например, представлений молодежи, проделанный в России показывает и доказывает, что период советского времени рассматривается ими как принципиально позитивный, в то время как власть от него открещивается. Внимание к СССР показывает востребованность символов эпохи СССР среди пользователей «Яндекса», где число показов в месяц советский символов выше, чем российских. Подробнее…

Михаил Лапшин: Последние статьи

От редакции: Ушел из жизни один из авторов нашей газеты, известный московский писатель и журналист Михаил Лапшин. Его талантливые материалы, с нетерпением, ждали читатели “Русскоязычной Америки”. И часто пересылали в редакцию письма – отзывы о прочитанных очерках и статьях Михаила Ивановича.

Мы публикуем две последние работы М.И. Лапшина. Память о нем навсегда останется в наших сердцах.

Два Социалиста

Добрый день, вечер, доброе утро, уважаемый читатель! Наконец-то всё прогрессивное человечество может свободно вздохнуть. В Российской Федерации вышло законодательство, приравнявшее к числу самых тяжких преступлений сравнение Главного социалиста с Главным национал-социалистом.

Хотя, как можно сравнивать кавказского Мачо, хоть и побитого к концу жизни проплешинами, рыжиной и оспяными пятнами с тщедушным, практически задохликом, австрийским фельдфебелем, познавшим все «прелести» окопной жизни, включая газы, на фронтах Первой Мировой войны.. Это всё равно, что сравнивать густые кавказские усы, на которые опирается нос настоящего мужчины, украшенные торчащей из них курительной трубкой, с невыразительными усиками на истерическом, подёргивающемся лице с бегающими глазами. Действие газов, видимо, сказывалось на всей его жизни

Однако, эти два персонажа, при всей их исключительной разнице, ставших символами ХХ века, объединяет то, что они стали идеологами движений, определивших, как сейчас говорят, главные тренды человечества не только своего времени. Удивительно, что эти идеологи, не имея военного образования, возглавили две самые большие армии в мировой истории. Или вся военная наука укладывается в формулы: «Наступай! – Отступай! – Окружай!» и ещё одну «Стоять насмерть!»?

Главный социалист, справедливо получивший это звание от революционеров первой волны ещё ленинского закваса, после гражданской войны, уменьшившей граждан Советского Союза на население значительной европейской страны, начал собирать и, таки, собрал растущее год от года объединение многих стран, которых, прежде всего, интересовало получать на халяву от СССР сырьё, кредиты, вооружение.

Главный социалист, по фамилии Иосиф Сталин, считал, что за ради счастья будущих поколений, народ своей страны должен пройти через Голодоморы, коллективизацию, «чистки», то есть красный террор целых классов. Оказывается, его социализм допускал расстрелы в затылок без суда и следствия сотен тысяч человек, а миллионы должны были пройти и умирать в тысячах «санаториев» ГУЛАГа, раскинувшихся по всей стране, где главным орудием труда для них были кирка и лопата. В этом было их историческое предназначение, для этого они пришли в этот мир.

Главный национал-социалист со сложной психикой на принципах расового превосходства решил построить сильное государство с армией, не знающей поражений и действующей как единый отлаженный механизм. Надо сказать, что многие страны разделили эти идеи фельдфебеля, с тем, чтобы получить доступ к делению сладкого геополитического пирога.

Но с самого начала экспансионистской немецкой политики, замечательные идеи невзрачного австрияка по фамилии Гитлер, одурманившего немецкий народ, не разделяли некоторые страны. Так уже в 1940 году немцы, несмотря на регулярные бомбардировки тысячных армад, проиграли воздушную «Битву за Англию», у них возникли проблемы в Северной Африке, на Крите, в Югославии.

В Советском Союзе после войны, несмотря на несопоставимость особенно людских потерь, старались вообще не упоминать о вкладе стран-членов антигитлеровской коалиции в разгром гигантской немецкой военной машины, не называть цифры ленд-лиза. Потом постепенно, эта тема стала звучать в отечественных работах по истории Войны.

Как реакция на умолчание в СССР вклада стран антигитлеровской коалиции в общей победе, сегодня Запад умалчивает и принижает роль нашей страны в Великой войне. Молодежь на Западе либо вообще не знает об участии в Войне нашей страны, не знает о её потерях, либо считает, что СССР вступила в войну в момент высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года, в которой участвовало 5 тысяч судов. Подробнее…

Русская распутинщина

https://www.vladtime.ru/

Образ Распутина давно стал каноническим. Это – хлыст, в прошлом конокрад, темный сибирский мужик, прохиндей, шарлатан, ловко охмуривший религиозно-мистическую настроенную верхушку “высшего света”, включая царскую семью. Варнак, пьяница, развратник, авантюрист, берущий огромную мзду за протекцию для назначения на высшие посты в государстве. Здравомыслящие члены семьи Романовых называли его злым гением России, истовые монархисты считали, что он бросает густую тень на саму идею монархии и приготовляет ее гибель, почему и решили его ликвидировать.

В начале 1911 года решительный премьер Столыпин представил монарху обширный доклад о Распутине, составленный на основании следственных материалов Синода, с просьбой устранить занозу. Как раз после этого Николай II и предложил главе правительства встретиться со «старцем», чтобы развеять негативное впечатление, сделанное на основании собранных документов.

Вот что на самом деле писал Столыпин о встрече с целителем в своем рабочем кабинете:
“Он бегал по мне своими белесоватыми глазами, произносил какие-то загадочные и бесполезные изречения из Священного писания, как-то необычно водил руками, и я чувствовал, что во мне пробуждается непреодолимое отвращение к этой гадине, сидящей напротив меня. Но я понимал, что в этом человеке большая сила гипноза и что она производит какое-то довольно сильное, правда, отталкивающее, но всё же моральное влияние. Преодолев себя, я прикрикнул на него и, сказав ему прямо, что на основании документальных данных он у меня в руках и я могу его раздавить в пух и прах, предав суду по всей строгости законов о сектантах, ввиду чего резко приказал ему немедленно, безотлагательно и, при том добровольно, покинуть Петербург и вернуться в своё село и больше не появляться”
(Рыбас С., Тараканова Л. Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина. — М.: Недра, 1991)

Дочь Столыпина Мария Бок пишет:
“Хотя Распутин в те годы не достиг еще апогея своей печальной славы, но близость его к царской семье тогда уже начинала возбуждать толки и пересуды в обществе. Мне, конечно, было известно, насколько отрицательно отец мой относится к этому человеку, но меня интересовало, неужели нет никакой возможности открыть глаза государю, правильно осветив фигуру «старца»! В этом смысле я и навела раз разговор на эту тему. Услышав имя Распутина, мой отец болезненно сморщился и сказал с глубокой печалью в голосе:
— Ничего сделать нельзя. Я каждый раз, как к этому представляется случай, предостерегаю государя. Но вот что он мне недавно ответил: «Я с вами согласен, Петр Аркадьевич, но пусть будет лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы».
Конечно, всё дело в этом. Императрица больна, серьезно больна; она верит, что Распутин один на всем свете может помочь наследнику, и разубедить ее в этом выше человеческих сил. Ведь как трудно вообще с ней говорить. Она, если отдается какой-нибудь идее, то уже не отдает себе отчета в том, осуществима она или нет”.
(М. П. Бок «Воспоминания о моем отце П. А. Столыпине», Нью-Йорк 1953 г. http://ldn-knigi.lib.ru/Rusknig.htm)

То, что Гришка был чрезвычайно распущен и патологически похотлив, был не просто слух. Или некое мнение. Даже возникла версия, что у него была постоянная эрекция, так что он, как юный пионер, был всегда готов. Ну, это уж слишком. Тогда у него быстро бы возникла гангрена с отсечением и ужасным горем для лучших половин многих высших чиновников. Его подвиги в ресторанах, с цыганами, его оргии были не раз зафиксированы полицией, особенно сцена, где он, размахивая любимым органом, орал цыганкам: люби бескорыстно! Сфотографированы. Попадали в отчеты. Газеты, несмотря на запреты писать о Гришке, публиковали скандальные материалы, подвергаясь после этого штрафам и закрытию. Слишком силен был журналистский соблазн, чтобы отказаться от такой сенсации. Все это до сих пор есть в архивах.

Дам слово истовому монархисту, дворцовому коменданту генералу В.Н. Воейкову, который всячески пытается уберечь имя августейших особ от наветов. Именно ему передавали записки о пропуске Распутина во дворец. Воейков в своих воспоминаниях”С царем и без царя” вынужден написать такие строки:
“Распутин, принимая во дворце личину праведника, на стороне не стеснялся, пользуясь выгодами своего положения, удовлетворять свои подчас дикие инстинкты.
В Государственной думе Распутин был оценен как подходящий для антидинастической пропаганды элемент. Так же смотрела на него и еврейская пресса, не жалевшая красок для описания жития старца Распутина. Она ему приписывала и пропаганду фетишизма, говорила о будто бы вырытой на его усадьбе в Покровском яме, в которой происходили моления; цитировала его поучения, исходившие из того, что грех для покаяния Богу угоден так же, как и подвиг, т.к. без греха нет и покаяния. Словом, личность Распутина представляла из себя прекрасный материал для жадных до сенсаций корреспондентов. Подробнее…

КАЗУС ЖЕНСКОЙ ДОМИНАНТЫ

Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери нашей страны во Второй мировой войне составляют 41миллион 979 тысяч человек, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения с 1941-го по 1945-й составила 52 миллионов 812 тысяч человек.

Давно закончилась Вторая мировая война, из которой Советский Союз, наряду с Соединёнными Штатами и Великобританией, официально вышел в роли победителя. Почему же официальные цифры людских потерь до сих пор меняются год от года?

В 1993 году коллектив военных историков под руководством генерал-полковника, профессора Григория Федотовича Кривошеева заключил, что безвозвратные потери Вооруженных сил СССР убитыми, умершими от ран и погибшими в плену составили 8,7 млн человек, а мирных граждан СССР оккупантами уничтожено 18 млн. Другие исследователи склонны считать, что потери в 26,6-26,7 млн человек, это убыль, включая безвременно умерших мужчин старше предельного призывного возраста, женщин и детей, а также бежавших из СССР в период войны, но не гибель населения.

Данные о людских потерях СССР за время войны группой Кривошеева были получены путём анализа данных переписей и отчетности 1939-го, 1941-го, 1945-го и 1959 гг., поэтому некоторыми историками не признаются достоверными. Взяв за основу уровень смертности 1940 года, вычтя потенциально умерших за военный период естественной смертью, исследователями было установлено, что население СССР, исключая родившихся за время войны, уменьшилось на 37,2 млн человек. Но когда точных данных нет, при исчислении, как говорится, возможны варианты:

  1. Если принять за норму показатели смертности россиян между переписями 1926 и 1939 годов, то за войну при их сохранении должно было умереть своей смертью всего 11,24 млн.
  2. Если в 1939 году разница между мужчинами и женщинами составляла 3,48 млн, а в 1959 году достигла 18,43 млн, то разрыв между численностью мужчин и женщин увеличился на потенциальное число потерь 14,95 млн.
  3. Если же за норму принять показатели 1960–1970-х годов, то сверхнормативная убыль населения СССР за годы войны составит 32,9 млн.
  4. Однако если в качестве нормы взять показатели смертности населения в 1920–1930-е годы в среднеразвитых странах Европы: Болгарии, Польше, Финляндии, Югославии, то расчётная величина составит 29,9 млн.

Сами понимаете, ни о какой математической погрешности речи не идёт, поскольку данные разнятся, чуть ли не втрое.

По переписи населения 1897 года в Российской империи на 1000 женщин в возрасте от 30 до 69 лет приходилось 992 мужчины того же возраста, при том, что за отчётный период Россия участвовала в нескольких военных кампаниях: на Кавказе, в Средней Азии, с Турцией, освобождала Болгарию от Османского рабства… А после нескольких лет Гражданской войны и смуты перепись 1926 года показала снижение этого отношения до 890 на 1000. По переписи 1959 года на 1000 женщин в СССР приходился только 641 мужчина, при этом в РСФСР – лишь 615. Для сравнения, на территориях побеждённой Германии всего через четыре года после её полного разгрома на 1000 женщин приходилось 776 мужчин. А в воевавшей на стороне Германии, впоследствии социалистической, Венгрии в 1949 году вообще на 1000 женщин приходилось 903 мужчины, т.е. сохранилось практическое равенство. Данные показатели заставляют задуматься, а настолько ли в прогрессирующем дисбалансе количества мужчин и женщин на территории СССР была виновата Вторая мировая война? Подробнее…

Ритуал

https://travelask.ru/

Для того, чтобы понять культуру китайцев и их психологию, нужно понять то, что вся жизнь Китая пронизана ритуалами и обрядами. Несмотря на то, что во времена коммунистического правления Мао, все это старательно искоренялось, невозможно уничтожить созданный веками облик народа. Ритуалы (ли) – центральная тема Конфуцианства, которая связывает мир реальный и мир предков, духов и великих мудрецов, которые по китайской традиции продолжают жить и после смерти. Нарушить ритуал – означает прервать связь с предками, сообщение между мирами и, что самое страшное, нарушить мировой баланс.

Ритуальные правила не просто пронизывают все, но придают иной, священный оттенок самым обыденным поступкам: «Почтительность без правил порождает суетливость; осторожность без правил порождает робость; смелость без правил порождает смуту; прямота без правил порождает грубость» (VIII,2).

Посредством ритуала устанавливается баланс духовных энергий мира, который сам Конфуций именовал «хэ», что обычно переводится как «гармония». Здесь же проходит и тема развития человека из состояния сяо жень (маленького) до цзюнь цзы (благородного мужа), что возможно только при тщательном соблюдении ритуала.

Несмотря на то, что в Китае сосуществует множество религий и верования от самых древних до общемировых, все они рассматриваются китайцем сквозь призму ритуала, который принес в их сознание Кун Фу-Цзы ( учитель Кун) или, как мы привыкли его называть Конфуций.

Для начала –
Настоящее имя Кун Цю (где Кун – фамилия, а Цю – имя). Привычное нам слово Конфуций происходит от латинской транскрипции китайского словосочетания Кун фуцзы, в дословном переводе означающее “учитель Кун”. Это латинизированное имя настолько органично вошло в западную культуру, что заменять его на оригинальное уже не имеет смысла. Кун Цю родился в 551 году до н.э. в Древнем Китае, пытался служить правителям, встречал непонимание, подвергался гонениям, прославился своей мудростью, имел много последователей и умер в 479 году до н.э., создав учение, которое на более чем две тысячи лет стало идеологической основой китайской империи и большей части Дальнего Востока.

Это – то, что написано почти на всех сайтах, посвященных Конфуцию. Его представляют этаким царем Соломоном с узкими глазами. Только, что же это за такая мудрость, которая существует уже 2000 лет вошла в плоть и кровь каждого китайца? В чем ее сила? Мало ли всяческих истин провозглашают мудрецы и уходят с ними в Лету? Более того, его афоризмы перепевают многие известные высказывания Библии. Но, почему китайцы свято следуют его мудрости, а христиане чаще всего нет? В чем секрет? Приведу несколько его высказываний:

Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, – разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду – разве это не возвышенно!
* * *
Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.
* * *
Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.
* * *
Почтительный сын – это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
* * *
Учитель сказал: “Благородный муж – не орудие”. Подробнее…

ЕЛЕНА МАРТЫНЮК: ПРЕОБРАЖЕНИЕ

«Эта фотография сделана специально для нашей с Александром Анатольевичем Ширвиндтом книги. Он рассказывал мне, как его отец мечтал, чтобы сын стал скрипачом. Цитирую из книги Ширвиндта: «С раннего детства меня мучили смычковым инструментом, но к счастью для тысяч поклонников скрипичного искусства мечта моего папы не осуществилась».

Александр Ширвиндт

Заслуженный художник Международной Федерации фотохудожников. Член Европейского союза профессиональных фотохудожников. Обладатель более 150 золотых, серебряных и бронзовых медалей, кубков, дипломов и других наград. Академик Гильдии фотохудожников.

Работы Елены — это больше, чем фотография. Зазеркалье. Именно там всё настоящее, а не призрачное. Художник берёт в руки кисть (фотоаппарат), поправляет мысленный мольберт, смешивает виртуальные краски и начинает медленно накладывать невидимые мазки. Вот возник абрис, добавился фон, появились детали, но это только начало игры… Надо найти тот образ, который — как вспышка, молния. Они вместе творят, художник и модель. Там, по ту сторону объектива, происходит магия. Человек, что вошёл в студию, уже другой. Он забыл, кем он был, сейчас он наполнился образом. Он не надел, а сбросил маску! Он не застыл, а преобразился. И это преображение мы видим потом на фотокартинах Елены Мартынюк. На полотнах «кисти» Мартынюк все настоящие, живые, эмоциональные. Такие, какими никогда не были прежде. И никогда не станут потом. Ведь она поймала мгновение и остановила его для нас, зрителей.

Текст: Ольга Ключарева

Сергей Маковецкий

«Мне показалось, что он такой таинственный, неразгаданный, «в футляре». Его долго ещё можно разгадывать».

Андрей Максимов

Подробнее…

Яков ШАФРАН: ЛИРИКА ЭТОЙ ПОРЫ

Шафран Яков Наумович родился в 1950-м году. Два высших образования:

в 1973-м г. окончил Тульский политехнический институт (ныне Тульский государственный университет) по специальности «Двигатели летательных аппаратов» и в 1998-м Высший психологический колледж (ныне Высшая школа психологии) по специальности «Практический психолог».

Литературный стаж с 1986-го г. Автор восьми книг прозы и поэзии. Публикуется во многих литературных журналах и альманахах. Лауреат нескольких литературных премий. Заместитель главного редактора — ответственный секретарь литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори», главный редактор альманаха «Ковчег», член редакционных советов ряда изданий. Член Академии российской литературы, Российского Союза писателей, Союза писателей и переводчиков при МГО СПР. Его имя внесено в «Тульский биографический словарь. Новая реальность» и в биографический словарь «Писатели земли тульской». Живёт в г. Туле.

ЛИРИКА ЭТОЙ ПОРЫ

***

Минует время лжи, обмана и порока.
Рассеется туман, исчезнет тяжкий сон.
И сбудутся слова всех солнечных пророков
О том, что выше зла Космический закон.

Не длится долго тьма, конец приходит ночи.
За тьмой приходит Свет и утренний рассвет.
Но слышится душе: «Терпеть уж нету мочи,
Молитвам нашим, о, Господь, пришли ответ!»

Настанет час, и возрождённою мечтою
Напишется письмо кометой золотою,
В ответ на зов людской настанет Новый Век.

В сиянье красоты тот Век велик и славен —
Земля воскреснет, прочь отбросив тёмный саван,
Для Вечности родится новый человек!

***

Жёлтые листья, трава пожелтела,
Поле, заросшее диким кустом.
Тихо, безлюдно в селе, и несмело
Солнце нас дарит последним теплом.

Где же, земля, твои дети, родная?
Где же твой трактор, комбайн, самосвал?
Песня, работа от края до края,
Что тут кипела, когда я бывал?

Кто-то почил иль уехал далече,
Кто-то «бомжует» иль пьёт наркоту,
Или себя у барыги калечит,
Дочки твои продают красоту.

Песни не слышно, ни смеха, ни шутки,
Вымерло раньше живое село —
В сон провалился я горький и жуткий,
Где воцарилась погибель и зло.

Солнца закат… Но вот солнце восходит.
Ночь ежедневно сменяет рассвет.
И повелось изначально в природе —
За увяданьем приходит расцвет.

Ты возродишься, деревня, я верю,
Верю, земля понесёт и родит!
Кто только горе, деревня, измерит?
Кто только подвиг оденет в гранит?!

***

Что, берёзонька моя,
Что затосковала?
Вокруг снега кисея,
Тяжко покрывало?

Не твоя ведь то вина.
Месяц снежный труден.
Но не вечная зима —
Погуляла, будет.

Долго ль плакать под метель,
Ветру подпевая.
Скоро белую постель
Сменит здесь цветная.

Не играет вот заря
В тихий зимний вечер.
По приметам января
То — теплу предтеча.

Значит, скоро быть весне
И зелёным ситцам.
Ты тогда при ясном дне
Расцветёшь девицей.

***

Проснусь на рассвете — и сердцу тревожно.
Ложусь за полночи — и сон невозможный.
Ведь души людей погибают в огне,
Ведь «цифра» лавиной идёт по стране.

Вот шприц в новостях стал центральным героем,
И нас поведут к нему чуть ли не строем.
Вот диво-наука явила нам «чип» —
У всех навсегда изменить генотип.

И вижу, как женщина плачет в окошке,
Ведь сын, как на крест, идёт в школу дорожкой,
И знает сердечко, что станется с ним,
Что станет со всеми детьми, не с одним.

Гляжу и объят я душевною болью,
Избыть наважденье — взываю с мольбою,
Чтоб сердце, не «цифра», царило в стране,
Чтоб души людей не сгорали в огне!

Подробнее…

Наверх