НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МИРЫ ЛЮДМИЛЫ СТАРОБИНЕЦ

Нужен ли русский театр за рубежом?

В современном мире спор на эту тему идет бесконечно, также как и споры о русском языке и литературе и их значимости в жизни русской эмиграции. Ответ, безусловно: «Да!» Именно так, с большой буквы.

Русский язык, русская культура в любом ее проявлении – театр, кинематограф, литература – являются бесценным мировым наследием, кто бы что ни думал и ни говорил на эту тему. А для сохранения и приумножения великого творческого национального багажа, всегда нужны были истинные подвижники. И работалось им нелегко и «вопреки». Тому же великому Станиславскому, к примеру.

Людмила Старобинец, режиссер «Театра на крыше», уже много лет является именно таким подвижником, носителем и хранителем российской культуры в Новой Англии, а конкретно – в славном городе Бостоне.

«Ненавижу Пушкина!» (из воспоминаний Людмилы Старобинец).

На самом деле, Людмила очень любит произведения Александра Сергеевича, даже может заплакать от восхищения красотой его поэзии. Но в далеком детстве Пушкин казался ей безусловным врагом. Пушкин отнимал у девочки маму! Каким образом? Мама Людмилы – Ирина Васильевна Сидорова – была известным искусствоведом-пушкинистом, а также литературным редактором, и занимала все свое время чтением. «Дома у нас жили одни книги, они поглощали все мамино внимание» – вспоминает Людмила, теперь уже с благодарностью к родителям, давшим ей прекрасное образование и невероятной силы творческое окружение. Папа Людмилы – Юлий Иосифович Волчек – был чрезвычайно эрудированным и знаменитым в свое время искусствоведом и долго работал на ТВ. Как вспоминает Людмила, перед экзаменами в театральном институте ее подруги приходили к ним в дом, и Юлий Иосифович читал им лекции по всем предметам, помогая подтянуть неусвоенный в учебном году материал.

«Когда папа за обедом отнимал у мамы книгу, она начинала читать надписи на фантиках от конфет» (из воспоминаний Людмилы Старобинец).

Относительно времени – это была та самая, лучшая, «эпоха чтения в СССР», которую мы все вспоминаем с восхищением и гордостью. Не удивительно, что Людмила, выросшая в семье, накрепко привязанной к литературе и художественному слову, выбрала себе смежную профессию актрисы.

Ее творческая биография в России была весьма насыщенной:

работа в Горьковском ТЮЗе; преподавание сценической речи; гастрольные поездки с номерами разговорного жанра; потом опять учеба – на этот раз – на филологическом факультете…

«Театр на крыше»

История создания «Театра на крыше» такова: переехав в Америку из Нижнего Новгорода (в прошлом г. Горький), Людмила Старобинец продолжила преподавательскую деятельность, только переключилась со взрослых на детей, основав свою собственную школу – центр эстетического развития «Лукоморье». В процессе обучения ребят русскому языку и литературе она использовала постановки небольших театральных номеров, как метод закрепления пройденного материала. В результате, к концу обучения первого потока был создан первый спектакль. Попробовали показать его родителям – получилось «на ура». После чего стало ясно: нужно устроить театр! А где? Места было маловато, но предприимчивая Людмила придумала, как использовать и перестроить часть крыши здания, где базируется школа. Таким волшебным образом появился и сам театр, и его название.

Семейный театр в лучших традициях.

В США Людмила приехала с прекрасным профессиональным багажом и, что очень важно – с крепкой, творческой семьей. Муж Людмилы, Игорь – ее главный помощник и соратник во всех начинаниях: и когда обучающий центр «Лукоморье» стал превращаться в театр; и когда Людмила стала заниматься режиссурой; и когда потребовалось расширить пространство и построить сцену на крыше – Игорь всегда рядом и поддерживает все идеи и проекты. Кроме того, он – поэт и написал стихи к песням для многих спектаклей.

Сын Людмилы и Игоря, Максим, и их племянница Элина тоже принимают участие во всех проектах, они практически выросли в театре и продолжают играть в постановках, преподавать. Брат Игоря и отец Элины, Олег, отвечает за все инженерно-строительные работы в постановках театра.

Костюмы к спектаклям Людмила шьет сама, тщательно изучая детали и покрой исторических нарядов. Все, чего ей в жизни не хватает – это часов в сутках, чтобы успеть осуществить все задуманное. А планов у Людмилы много! В данный момент она готовит новый спектакль о философе и вольнодумце Дидро, причем, в совершенно непривычном, свежем для нее жанре, и параллельно занимается организацией первых российских гастролей театра.

Антрепризный или репертуарный?

Людмила сетует на «текучку кадров». Неудивительно, в Америке люди часто переезжают, меняют работу, образ жизни… Театру же нужен постоянный тренинг, без репетиций теряется тонус. Это – как занятия в спортзале – немного пропустишь и – начинай сначала! Костяк труппы театра, по счастью, держится – это уже сплоченная проверенная «театральная семья». Но Людмила любит большие «многофигурные» постановки, которые, кстати, очень ловко выстраивает на небольшом сценическом пространстве. Поэтому встает вопрос о большой труппе. Тут проще использовать систему антрепризы, хотя, конечно, репертуарный театр интереснее – играя пьесу по многу раз, ее можно оттачивать, доводить до совершенства.

Репертуарные предпочтения.

Напомним, что классические традиции русского театра в Америку занес в первой трети 20-го века автор знаменитой системы режиссуры – Константин Сергеевич Станиславский. Первые гастроли МХТ в США продлевались неоднократно – публика не могла насытиться русской классикой. А ведь до отъезда труппы МХТ из России даже у самого Станиславского была немалая доля беспокойства об успехе гастрольной поездки.

Людмила Старобинец – приверженец системы Станиславского, но, в отличие от мэтра, любившего чистую драму, предпочитает для своих постановок жанр комедии и водевиля. Тут, пожалуй, ее пристрастия сродни Антону Павловичу Чехову – не многие, кстати, знают, что Чехов долго пребывал в ссоре со Станиславским – поводом послужили разногласия между творцами о постановке пьесы «Вишневый сад», задуманной Чеховым изначально как сатирическая комедия.

Людмила любит экспериментировать. У «Театра на крыше» есть и лирические постановки – как, например, «Я зарастаю памятью», и психологические трагикомедии – «Странная миссис Сэвидж», и детские спектакли… Кстати, этой осенью в репертуар добавился «Кот в сапогах» и впервые появилась в багаже «черная» сатирическая комедия – «Фуршет после премьеры». Ну и, конечно же, имеются в репертуаре музыкальные и красочные спектакли – «Тень», «Дочь русского актера» и «Виндзорские насмешницы».

Гастроли в Санкт-Петербурге в грядущем мае

Прямо сейчас осуществляется давняя мечта Людмилы – театр едет на гастроли в Россию, в ее театральную Мекку, в Санкт-Петербург. До этого «Театр на крыше» успешно гастролировал по Америке, но в зарубежную поездку отправляется впервые. Радостные волнения, заботы и ожидания! На этот раз театр представит петербургскому зрителю два спектакля: «Поговорим о странностях любви» и музыкально-поэтическую программу по стихам Давида Самойлова «Я зарастаю памятью».

24, 25 мая будет сыгран «Поговорим о странностях любви» на площадке театра «Круг» (ул. Касимовская, дом 5);

27 мая он же – в «Интерьерном театре» (Невский пр., 104);

26 мая, также в «Интерьерном театре» пройдет постановка «Я зарастаю памятью».

И мы все, конечно же, желаем наилучших благ и удач нашему любимому театру!


Екатерина АСМУС,
Бостон.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх