№ 338

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Американцы и русские
Катриона Келли, Павлик Морозов и Лубянка
Арам Хачатурян
и его "Спартак"
на сценах Линкольн Центра
Я сейчас живу для людей...

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

АМЕРИКАНЦЫ И РУССКИЕ.
Потрясающие документы и факты о русско-американском сотрудничестве.

АЭРОДРОМЫ ПОД ПОЛТАВОЙ.

В годы Второй мировой войны сотрудничество осуществлялось не только при перегоне военной техники, но и непосредственно в боях. Уникальная страница истории - непосредственное взаимодействие ВВС США и СССР при проведении "челночных операций " американской стратегической авиацией. Для реализации планов взаимодействия нужны были аэродромы на территории Советского Союза. Идея создания таких баз воздушного флота Америки родилась в 1943 году. США располагали могучим воздушным флотом. Но базировался этот флот в Англии и Италии. Сложности у союзников возникали главным образом из-за того, что у истребителей сопровождения был гораздо меньший радиус действия, чем у бомбардировщиков. Поэтому американские "летающие крепости" не могли достичь многих объектов в восточной части Германии, а также на территории её сателлитов. Тогда возник оригинальный план: организовать сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутным нанесением бомбовых ударов по военным объектам противника. Дозаправившись на советской территории и загрузившись бомбами, эскадра должна была повторить маршрут в обратном направлении.

В качестве такой гигантской базы и был избран Полтавский аэродромный узел. С него действовали несколько авиагрупп 15- й ( Италия ) и 8-й ( Англия ) воздушных армий, объединенных в Восточное командование. Кроме военных целей Рузвельт преследовал и несколько иные. Американцы делали всё, чтобы завоевать доверие русских, а затем добиться от них выделения аэродромов для американской стратегической авиации на Дальнем Востоке... Была и более близкая цель. В преддверии вторжения союзников во Францию, действия американцев в России отвлекли бы с Западного театра военных действий средства ПВО на восток, ослабив группировку противовоздушных сил в районах предполагаемой высадки. В 1944 году с июня по октябрь с Полтавского аэродромного узла 7 оперативных групп провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 Б-17. На объекты противника было сброшено 2 тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Американцы потеряли 68 самолётов. Были случаи совместных действий американской и советской авиации. 6 июня 1944 года американские бомбардировщики совместно с советской авиацией нанесли сокрушительный удар по аэродрому в порту Галац в Румынии. Это ни разу не освещалось ни в советской, ни в американской печати в силу секретности операции.

Как замечает А.С. Орлов, проблема завоевания доверия решалась американцами различными путями. Американское командование пошло на то. чтобы передать Красной Армии некоторые секретные образцы вооружения. В связи с этим автор цитируемого исследования вводит в научный оборот несколько интереснейших документов, свидетельствовавших о весьма тёплом отношении Америки к Советскому Союзу. Так, в донесении на имя В.М. Молотова заместитель командующего ВВВС Красной Армии генерал А. Никитин писал: "В ответ на нашу просьбу нами получено согласие передать бомбардировочный прицел "Норден", установленный на самолётах "Летающая крепость"…Прицел будет снят и передан после нескольких практических бомбометаний нашими штурманами. Нами осмотрен 4-х моторный самолёт "Летающая крепость" В-17. Самолёт широко применяется для боевых действий по объектам Германии. Самолёт представляет интерес для ВВС РККА".

Ещё один любопытный документ цитирует Орлов, свидетельствующий о стремлении американцев оказать бескорыстную помощь своему союзнику по войне. В другом донесении, опять же на имя Молотова тот же генерал Никитин сообщал:

"1. Генерал Дин предлагает послать двух наших офицеров в американские фоторазведывательные авиационные части, расположенные в Англии для изучения американского опыта авиафоторазведывательной службы и техники фоторазведки. Считаю целесообразным послать специально отобранных двух офицеров - специалистов в этой области.

2. Предлагает принять участие в бомбардировочных операциях американской авиации двум - трём нашим офицерам, которые должны будут вылететь из Полтавы через Германию или Румынию с с посадкой в Италии. Они ознакомятся с организацией и проведением американской авиацией воздушных бомбардировочных операций… и с последующей операцией возвратятся в Полтаву. Это представляет для нас интерес и было бы целесообразно послать от ВВС офицеров".

Цитируемый мною автор сообщает, что и советские руководители охотно откликались на просьбы американцев о доступе к некоторым секретным данным. Упомянутый выше генерал Никитин с разрешения своего руководства передал представителям ВВС США карту с аэродромной сетью в прифронтовой полосе, учебные фильмы по воздушному бою, ознакомил их с советскими тяжёлыми бомбардировщиками, разведданными, добываемым воздушной и радиоразведкой, протоколами допросов пленных немецких лётчиков. И ещё один интересный случай. Глава военной Миссии США в СССР генерал - майор Дин обратился к советскому командованию со следующим письмом. Американцам стало известно, что немцы скопировали у русских авиационное ракетное оборудование. Мало того, они его начали использовать против американцев. В связи с этим генерал Дин попросил у русских срочно ознакомить их с этим оборудованием, всеми характеристиками "вперёд стреляющего ракетного оборудования…с тем. чтобы мы смогли разработать тактические и технические усовершенствования для эффективного противодействия применению их немцами". Просьба американцев была удовлетворена. Следует отметить, что в памяти советских людей американцы остались людьми добрыми, отзывчивыми, порядочными. И американцы неоднократно отмечали доброжелательность русских людей по отношению к союзникам.

Один из военнослужащих ВВС СССР капитан Берман в связи с сотрудничеством специалистов двух армий отмечал: "в подготовке материальной части американские механики отстают от русских. Если бы мы с самого начала начали работать вместе, война давно бы закончилась". Но затем произошли трагические события. Немцы, естественно, не могли не заметить появление американских самолётов на Восточном фронте. И вот 21 июня 1944 года они нанесли удар по аэродрому. Налёт продолжался 1 час 40 минут. В нём приняли участие 120 самолётов люфтваффе. 44 американских бомбардировщика были уничтожены, 25 - повреждены. На земле сгорели 25 советских истребителей. Были убиты трое американцев, пятнадцать - ранены. Русских было убито 30 человек и ранено 80. Именно тогда был убит известный военный журналист П. Лидов., первый написавший о Зое Космодемьянской. Там же погибли ещё два советских журналиста. Кроме этого, произошёл ещё один неприятный инцидент.

1 августа1944 года произошло восстание в Варшаве. Известно, что в силу ряда причин Сталин отказался помочь полякам. А стремление американцев помочь восставшим авиацией, расположенной в Полтаве, вызвали резкий протест советского руководства. Сталин не разрешал полёты американцев вплоть до 18 сентября, когда восстание уже было обречено. Политические игры в верхах привели к постепенному свёртыванию Полтавского аэродрома, которое продолжалось до июня 1945 года. "И всё же американцы покидали Полтаву с чувством благодарности к советским людям, сотрудничавших с ними в ходе борьбы против общего врага…",- отмечает А. Орлов. Свидетельством тому - обращение, которое издало "Восточное командование" к своему личному составу, покидавшему Полтаву.

В нём говорилось: "ПОМНИ:

1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом,

2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944 года… они понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолётов и личного состава.

3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создали нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас, помогали питанием и т. д. Ни одна другая нация не сделала для нас столь много, сколько сделали русские.

4. Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России".

Вот таким было это обращение . Сейчас русские и американцы стоят перед тяжкими испытаниями. Международный терроризм - опасность не менее грозная, чем нацизм. Поэтому следует вспомнить о прошлом сотрудничестве и использовать опыт борьбы с общим врагом. Вот почему мы сейчас и обращаемся к прошлому.. И ещё бы я хотел, чтобы это обращение американского командования прочитали те, кто сегодня пытается вбить клин между двумя народами и использует любой повод, чтобы их рассорить А такие, к сожалению, есть. И в США, и в России.

Вилен ЛЮЛЕЧНИК.
| 1 | 2 |

наверх
вернуться к содержанию номера


РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York