№ 332

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Решение негритянского вопроса в США
Интервью с Кареном Шахназаровым
Вам хочется в круиз?
Поэт Александр Дорин

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ИНТЕРВЬЮ С КАРЕНОМ ШАХНАЗАРОВЫМ.

- Смотрите ли Вы работы других режиссёров и как? Что Вам интересно в сегодняшнем кино?

- Если взять мировое кино, то за последние месяцы я был в жюри трёх международных кинофестивалей. Это очень удобно. За короткий срок можно просмотреть сразу тридцать фильмов. На трёх фестивалях я сразу картин 100 просмотрел и какое то представление у меня есть. Из наших фильмов мне больше всего понравился фильм Петра Буслова "Буммер". Молодой режиссёр. Он учился у меня во ВГИКе. Я знал его и очень рад, что такая интересная работа получилась. И ещё Звягинцев с фидьмом "Возвращение". Мне показалось, что он очень способный человек. Я не хочу сказать, что для меня эти два фильма идеальные. Но во всяком случае в них есть что то самобытное, интересное. И от этих людей можно ждать каких то шагов в дальнейшем.

- Как Вы работаете с актёрами?

- Для меня основная работа - выбор актёра. Это очень сложный и длительный для меня момент, где я всё время сомневаюсь. Потому, что я считаю, что если точно выбрал актёра, то потом остаётся с ним только договариваться. Потому что для кино, в отличии от театра, больше важна человеческая личность актёра, а не его техника. Потому что в кино есть крупный план и глаза никакой техникой не сделать.

- Какие качества помимо таланта как в личности Вы цените в актёре?

- Талант - это главное качество в актёре. Есть актёры очень талантливые и с простым человеческим отношением. Это очень важно. Бывает замечательный актёр, но сложный, слишком звёздный, амбициозный. Хотя, если чувствуешь, что это тот актёр, берёшь его. В конце концов это не так уж долго. Пару месяцев совместной работы.

- С кем из актёров Вам больше нравилось работать?

- Вы знаете у меня биография счастливая. Мне довелось работать с большинством выдающихся российских артистов и не только. С Майклемом Макдалом. Я считаю, что он великий англо-американский актёр. Вспоминаю работу с ним с огромным удовольствием. Фантастический актёр, фантастический человек. Я даже начинал общий проект с Марчело Мастрояни - "Палата номер 6". Проект правда не осуществился, но мы успели пообщаться в работе и я получил потрясающие впечатления. Из российских актёров самые сильные впечатления остались конечно от работы с Евгением Евстигнеевым. Великий актёр, великий человек. Олег Янковский. Когда начинаю вспоминать, вроде со всеми хорошо было. Саша Понкратов - Чёрный. Я всем им очень благодарен.

Как Вы себя ведёте на репетициях? Вы нервничаете? Вы властный человек? Как у Вас проходит репитиционный процесс?

- Я достаточно жёсткий режиссёр. И я думаю, что со мной не просто работать. Для меня процесс съёмок - сильное нервное напряжение, и наверно это передаётся.

- Вы можете даже отколотить актёра?

- Нет, до этого не доходило. Но бывали моменты резкости.

- Ваш фильм "Мы из джаза." получил специальный приз жюри в Гренобле (Франция, 1984 г.), серебрянуя медаль МКФ в Лодзи (Польша, 1984 г.) Дипломы Международных Кинофестивалей в Лондоне, Чикаго, Белграде... Был признан лучшим музыкальным фильмом года в бывшем СССР по опросу зрителей. И до сих пор мы его смотрим с восторгом и упоением. Очень джазово. Вы тогда были достаточно молодым. Вы чувствовали, осознавали звёздное будущее этой киноленты?

- Нет, напротив. Я тогда даже не знал , останусь я в этой профессии или нет. Первая моя картина не прозвучала. Вторую закрыли. Был период, когда ничего у меня в кино не получалось. И когда я начал "Мы из джаза", никто на студии в эту катину не верил. Для меня успех картины был полной неожиданностью. Первый раз я это увидел на просмотре во дворце спорта в Лужниках. Огромный зал на 10000 тысяч зрителей. Просматривали два фильма. Первый мой и второй итальянский с участием Челентано, пользовавшегося тогда бешенной популярностью. Ставили вторую картину, на которую должны были ходить, и вдруг стали ходить на "Мы из джаза". Для меня это было полной неожиданностью.

- Сценарий к фильму "Мы из джаза" был написан Вами?

- Да, в соавторстве с Александром Бородянским. Мы писали сценарий долго, потому, что нам его постоянно заворачивали. Мы написали уйму вариантов, которые постоянно отвергали. Мы шли в Дом Кино, напивались с горя, потом опять писали... И это продолжалось почти год, когда один из вариантов был всё-таки принят.

- Столько лет прошло, в чём Вы видете сегодня причину успеха?

- Я не очень склонен анализировать причины успеха. Может быть это кино было достаточно необычным для того времени. На самом деле всё просто. Наверно картина была неплохая, поэтому и приняли хорошо.

- Ваш фильм "Курьер" был призёром на МКФ в Москве в 1986 году. В Тбилиси "Курьер" получил приз за лучший фильм для юношества на фестивале в Тбилиси (Грузия, 1987 г.); Сценарий к "Курьеру" был написан по мотивам Вашей повести Вами или тоже в соавторстве?

- Сценарий был написан вместе с Сашей Бородянским. Его сначала хотел поставить другой режиссёр Андрей Эшпай на киностудии Горького. Я не собирался ставить эту повесть. Эшпай попросил Сашу написать сценарий и я сказал, что я не против. Саша сценарий написал, но по каким-то идеологическим соображениям он не был пропущен. И как то потом оказалось, что сценарий безхозный. Саша сказал мне: "Может ты сам его сделаешь". Я как раз закончил тогда картину "Зимний вечер в Гаграх. Мы сценарий подработали, в приципе Саша хороший сценарий написал. И на Мосфильме он прошёл, хотя тоже там были некие сложности. На партком меня вызвали, говорят герой у Вас не такой. Но уже начиналась перестройка, поэтому появилось какое то дыхание и сценарий прошёл.

- Карен, Вы остались членом партии или вышли из неё?

- Партия сама закончила своё существование, я же никогда таких политических жестов не предпринимал, то есть не выходил из неё.

- Фильм "День полнолуния", (1998 г.), удостоенный премии "Ника" в номинации "Лучшая сценарная работа", ФИПРЕССИ на XXXIII МКФ в Карловых Варах (Чехия), главный приз, приз ФИПРЕССИ и приз зрителей на II МКФ в Паличе (Югославия), главный приз "Золотой Пегас" на IV кинофестивале Московского кино "Московский Пегас", второй приз на IX Открытом Российском кинофестивале в Сочи и второй приз на XI Панораме Европейского кино в Афинах (Греция). Почему Вы решили взять для съёмок в этом кино непрофессионалдных артистов?

- Эта картина по своей драматургие была несколько эксперементальна. В ней нет прямого сюжета. Она состоит из осколков, не сцен. И здесь очень важны не актёра, а типажи. Поэтому там играло так много непрофессионалов и были очень интересные типажи.

- Такой интересный процесс выбора сценария для кино. Почему Вам захотелось поставить "День полнолуния"?

- Поставить фильм без сюжета, моя и Сашина давняя, и надо заметить очень рискованная идея. Никто не знал, что может получиться. И мы долго к этому подбирались. Если говорить, почему я поставил "День полнолуния" - это моё отношение к жизни.

- Карен, Вы директор крупнейшего в Европе киноконцерна. По какому образцу работает Ваша киностудия?

- Сама структура оборудования модернизирована за последние пять лет. Оборудование у нас английское, немецкое, есть часть американского. По своей структуре, студия строилась в 30-е годы по образцу американских больших студий. А американские студии, там есть всё: лаборатории, запись музыки. Так и Мосфильм. Всё сосредоточено в одном месте.

- Главное, чтобы были деньги.

- Сегодня есть инвесторы. Телевидение много денег вкладывает в кино. И сегодня наблюдается своеобразный подъём в российской кино, телеиндустриях.

- Карен, Вы выдающийся режиссёр. Как Вы решились, согласились взять на себя такую обузу. Стали чиновником, директором МОСФИЛЬМА.

- На самом деле это очень интересно. Не менее интересно, чем снимать кино. Предыдущий директор сам ушёл в отставку, по своим причинам. Никто не интриговал. Меня выбрали. А потом уже премьер министр назначил. Это отдельное приключение. И даже в тот достаточно сложный момент, когда я стал директором, это было очень интересно. Для меня директорство и режиссура - одно и тоже. Я снимаю кино и я же стараюсь организовать студию для съёмок, чтобы было удобно и хорошо.

- Можете ли Вы найти для себя свободное время? И если да, то что Вы предпочитаете в это время делать?

- Во первых у меня есть два сына - 12 и 9 лет. Мы с ними дружим, у меня с моими мальчиками достаточно хорошие отношения. А ещё я очень люблю плавать - главное моё хобби. И люблю читать.

- Что Вы делаете сегодня? Ваши ближайшие творческие планы.

- Завтра ко мне приезжает Александр Бородянский. Я сейчас за городом нахожусь, под Москвой. Мы начали писать новый сценарий.

Интервью взяла: Аннета МЕЙМАН
| 1 | 2 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York