НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ДРУГАЯ УКРАИНА

Много лет назад я написал рассказ о знаменитом японском сумоисте, который на поверку оказался… украинцем по фамилии Борышко. Тогда акцент был сделан на личность, а до глубокого исследования процесса, как такое вообще могло случиться, дело не дошло. Зато теперь доподлинно известно, как украинцы оказались на Дальнем Востоке.

Не панрусизмом единым

Как свидетельствуют документы, во второй полвине XIX века началось массовое переселение украинцев на Дальний Восток на отошедшие от Китая к Российской империи по подписанному 16 (28) мая 1858 года Айгунскому договору неосвоенные земли на левом берегу Амура. Положа руку на сердце, следует отметить, что сегодня среди простых китайцев крепнет убеждение, что значительная часть территории Дальнего Востока, включая Владивосток, отторгнутая от Китая Россией под угрозой открытия второго фронта в период опиумных войн, исконно китайская территория, которую необходимо вернуть.

Клин клином

Буйная растительность Приморья и географическое расположение Уссурийского края, вклинившегося между Маньчжурией и Японским морем, дало название этой «Закитайщине», закрепившись в украинской среде как «Зелëный Клин». В краеведчестве использовались также названия «Дальневосточная Украина» (зафиксировано в 1905 году), «Новая Украина» и «Зелëная Украина».

Первые украинцы- дальневосточники были выходцами из Полтавской губернии. Они прибыли в 1860—1861 годах, а в 1863—1864 годах основали первые украинские поселения — Троицкое, Среднебелое и Новотроицкое. Украинцы переселялись «чумацкими валками» (с торговыми караванами) через всю Сибирь, поэтому путь с Украины до Зелëного Клина занимал, порой, много месяцев. Украинские крестьяне-переселенцы получали в пользование огромные, по сравнению со своими в Украине, наделы. В начальный период каждой семье бесплатно выделяли по 100 десятин (109 га), тогда как, например, в Черниговской губернии, откуда была большая часть первых украинских переселенцев, давали только 8 десятин.

Резкий скачок переселения случился после того, как генерал Павел Унтербергер (1842—1921) организовал в 1882 году бесплатный за казённый счёт перевоз морем из Одессы переселенцев и выделение лучших наделов Приханкайской равнины. В марте 1883 года прибыл пароход с несколькими сотнями переселенцев из Черниговской губернии. Именно с этого периода начинается массовое заселение Дальнего Востока.

13 и 20 апреля 1883 года во Владивосток прибыли первые два парохода компании «Доброфлот» с полутора тысячами крестьян-переселенцев. Они основали в южной части Приморского края села Майхинское, Попова Гора, Ивановка, Жариково, Борисовка, Григоровка, Воздвиженка, Павловка, Николаевка. В 1891 году доля выходцев из украинских губерний составляла 89,2% от общего числа переселенцев на юг Дальнего Востока. В результате, к началу XX века украинцы стали второй по численности этнической группой не только в Приморье, но и на всей территории Сибири и Дальнего Востока, уступая лишь русским.

Дорога железная…

Новый импульс переселению придало открытие регулярного движения по Транссибирской железной дороге. Посему морские перевозки прекратились в 1902 году. В общей сложности с 1883 по 1917 год из 266 281 переселенца в Приморье 179 753 или 67,5% оказались выходцами из Украины, и Дальний Восток стал самым густонаселенным украинцами регионом за пределами самой Украины.

В 1909 году земские статисты отмечали: «Коренного великорусского населения очень мало… И без большой ошибки можно сказать, что Приморская область представляет вторую Украину со значительной примесью белорусов».

В 1914 году на Дальний Восток были депортированы тысячи украинцев Восточной Галиции, Буковины и Закарпатья, попавшие в плен в Австро-Венгрии.

Изначально Зелёным Клином называли южную часть Приморья и Уссурийского края, но постепенно украинцы продвигались на северо-запад по берегам Уссури и Амура и на север по побережью Японского и Охотского морей, и в Зелёный Клин вошла большая часть современных Хабаровского края и Амурской области, а его общая площадь превысила миллион квадратных километров. Для сравнения, площадь современной Украины в границах 1991 года составляет 603 549 кв. км. По данным переписи 1917 года число жителей Зеленого Клина превышало 1,5 миллиона человек. В Амурской области выходцев из Украины было 147 400 или 43,2% жителей, в Приморской – 270 700 украинцев или 48,2%. На начало XX века на станциях Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и в селениях возле неё проживало 22 000 украинцев. А всего в Зелёный Клин переселились около миллиона человек с Украины, что составляло почти 60% от всего населения. На украинском языке говорило 39,9% жителей Зелёного Клина. Разница между языком и национальным составом объясняется практически принудительной русификацией: отсутствием украинских школ и пресечением властями украиноязычной инициативы. К тому же, украинских русин и казаков в метриках и документах записывали русскими.

Культура плюс политика

Переселяясь на Дальней Восток, украинцы пытались сохранить свою культуру. Но использование мовы в публичной сфере было запрещено Эмским указом Государя Александра II от 1876 года. Правда, в декабре 1893 года во Владивостоке был основан украинский хор.

Революционные события 1905 года и последовавшая отмена Эмского указа позволили создать на Дальнем Востоке первую Украинскую Громаду в… Шанхае, а первой украинской организацией непосредственно на территории российского Дальнего Востока стала громада, созданная в 1908 году во Владивостоке студентами Восточного института.

Но через год по распоряжению Министерства внутренних дел из соображений государственной безопасности, громада была запрещена, хотя студенты лишь ставили спектакли и организовывали концерты на украинском языке. В 1910 году было отказано в регистрации товариществу «Просвiта» в Никольск-Уссурийске.

Эпоха перемен

В 1909 году после запрета Украинской Громады при Народном доме во Владивостоке Глушко-Мова, И. Мостипан, И. Антонюк, В. Ткалич, Ф. Лемешко, Ф. Ященко, А. Печинко, Г. Иващенко, Г. Костяев-Черноморец, Н. Сиротенко, С. Янковский, А. Казнодзей, Н. Джеппо, К. Стрельбицкий, Я. Лихач, Н. Полетика, отец известных братьев-большевиков М. Сибирцев, М. Небрат, Г. Хворостин, Н. Монакина, С. Орловская, Е. Подоилова, С. Яковицкая и другие организовали «Украинский кружок», который полулегально просуществовал до 1917 года. В 1916 году была попытка узаконить украинскую общественную деятельность созданием «Владивостокского украинского общественного благотворительного собрания», но власть и его не допустила к регистрации. С 1909 года в Зелёном Клине регулярно 9 и 10 марта отмечались Шевченковские дни.

Перед Первой мировой войной во Владивостоке и Никольск-Уссурийске появились книжные киоски, продававшие периодику и литературу на украинском языке. Единственной законной организацией, действовавшей на территории Зелëного Клина, был Украинский клуб, созданный в 1911 году в Благовещенске Л. Глибоцким, М. Мацуком, О. Грищенко, Л. Шаля и доктором Подгаецким.

Перед Февральской революцией местные украинцы и призванные на службу с исторической родины составляли значительную часть Русской Императорской армии в Сибири и в Зелёном Клине. Так, во Владивостокском гарнизоне украинцы составляли до 60% личного состава.

Разносторонние лидеры

Временное правительство прекратило борьбу с националистическими настроениями народов, населявших Российскую империю. 17 марта 1917 года в Киеве была создана Украинская Центральная рада. Спустя неделю, 25 марта, во Владивостоке под руководством полковника Фёдора Стешко (1882—1944) учредили Украинскую Громаду, насчитывающую 1500 членов. А в апреле украинские объединения появились в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке, Имане, Свободном, Никольск-Уссурийске, Харбине и т.д. 30 апреля под редакцией Дмитрия Боровика вышла первае на Дальнем Востоке украинская газета «Українець на Зеленому Клині» («Украинец в Зелëном Клине»). 11 июня в Никольск-Уссурийском состоялся Первый Всеукраинский съезд Дальнего Востока, который потребовал автономии для населённых преимущественно украинцами территорий.

Родившийся в Черниговской губернии Стешко, с семи лет обучался в школе при Киевской духовной семинарии, где за хороший голос и слух его взяли в церковный хор. С осени 1888 года обучался в Софийской духовной школе и пел в архиерейском хоре Михайловского монастыря. С 1892-го — обучался в Киевской семинарии и в частной школе С. Блюменфельда. По окончании семинарии в 1898 году Фёдор Николаевич был назначен учителем церковно-приходской школы и дирижёром соборного хора. Однако в 1899 году он поступил в Киевское военное училище и в 1901-м в чине войскового старшины направлен на Дальний Восток, где организовал полковой хор.

В 1908-м поступил в Александровскую военно-юридическую академию, окончив которую в 1911-м вернулся в полк на Дальний Восток. В середине 1914 года Стешко был назначен на должность помощника военного прокурора Владивостокского гарнизона и избиран… членом совета Императорского музыкального общества.

26 марта 1917 года он был избран председателем музыкальной секции Общества и дирижёром её хора, затем — председателем военной секции Владивостокской украинской общины, а в мае — председателем Владивостокской украинской Громады, хотя именно он был её организатором и вдохновителем.

В конце 1917 года, в условиях хаоса и анархии, Стешко демобилизовался. В октябре 1918-го стал заместителем председателя IV Украинского Дальневосточного съезда и членом военной комиссии. На этом съезде Стешко избрали секретарем по военным делам Украинского Дальневосточного Секретариата. В 1917—1920 гг. занимался организацией украинских военных формирований на Дальнем Востоке.

В 1919-м преподавал музыку в украинской школе в Владивостоке и других учебных заведениях, а также в педагогическом институте, организовывал украинскую культурную жизнь в городе, был дирижером хора Украинской Громады и главой «Просвиты», стал сооснователем Украинского Дальневосточного краевого кооператива «Чумак» и членом его правления. В мае участвовал в работе II сессии Украинского Дальневосточной Краевой Рады.

Колчаковцами Стешко был возвращён на службу, повышен до полковника и назначен помощником военного прокурора Приамурского военного округа. В конце года полковник Фёдор Стешко руководил Украинским Революционным Штабом во Владивостоке, но в феврале 1920-го отбыл с чехословацкими войсками с поручением Украинского Дальневосточного Секретариата к правительству Украинской Народной Республики и 6 июля стал там начальником прокурорского отдела Главной военно-судебной управы Военного министерства УНР.

Вторым председателем Украинской Дальневосточной Краевой Рады стал также уроженец Черниговской области Юрий Косьмич Глушко (1882—1942). Окончив в 1899 году Киевское техническое железнодорожное училище, сначала он трудился машинистом на судах «Доброфлота», перевозившего морем переселенцев из Одесского порта во Владивосток, но там сошёл на берег и устроился на КВЖД. С 1907 года работал инженером на строительстве Владивостокской крепости. В 1910-м втянулся в работу украинских общественных организаций «Громада» во Владивостоке и «Просвита» в Никольске (Уссурийске). С началом Первой мировой войны был призван в Русскую Императорскую армию и направлен на русско-турецкий фронт техником. В начале 1918 года вернулся в Зелёный Клин и в марте был избран председателем Владивостокской «Просвиты». В апреле — уже председательствует на III Украинском Дальневосточном съезде, в ходе которого было решено для координации деятельности местных украинских организаций создать десять окружных рад, представители которых участвовали бы в заседаниях Дальневосточной Краевой Рады. Исполнительным органом Краевой Рады становился его секретариат. Юрию Глушко было доверено возглавить Владивостокскую окружную раду. А на IV Украинском Дальневосточном съезде в октябре его избрали председателем Украинского краевого секретариата Зелёного Клина.

На должности Глушко находился до ареста большевиками 5 ноября 1922 года. Это был не первый арест. В июне 1919-го за стремление создать украинское государство и украинские вооруженные силы на Дальнем Востоке его арестовала колчаковская контрразведка. По обвинению в «пробольшевистской деятельности», ведь украинизация армии и национальное отделение были их идеей, его приговорили к смертной казни, замененной высылкой на Камчатку. Осенью, в связи со смертью сына, его отпустили на похороны, он приехал и остался.

Юрия Глушко, за пропаганду украинского языка в Зелёном Клине прозванного Мова, большевики судили не во Владивостоке, а в Чите, где украинизация не была столь ощутимой. Чита в то время являлась столицей Дальневосточной республики – «буфера» РСФСР. Суд на ним и другими политическими и общественными деятелями Зелёного Клина проходил с 5 по 13 января 1924 года под председательством Евгения Матвеева. Глушко со товарищи был обвинён в переговорах с атаманом Семёновым и его союзниками в октябре 1920 года и иных антисоветских действиях, хотя советской власти на Дальнем Востоке в то время не было. Самый гуманный советский суд учёл это обстоятельство и многие другие смягчающие и Юрия Глушко-Мову приговорили лишь к трём годам заключения. С Зелёным Клином было покончено.

Про автономию украинцев на Дальнем Востоке пришлось забыть. Как, впрочем, и про независимость на исторических землях. Но память жива. Фёдор Стешко умер в преклонном возрасте в Праге, Юрий Глушко-Мова – в оккупированном немцами Киеве… Говорят, с голоду, поскольку гитлеровцы тоже не жаловали националистов. Не зря же Степана Бандеру и его единомышленников, многие из которых там погибли, практически всю войну продержали в коцентрационном лагере. Остальные просто не дожили до этого времени и сгинули на бескрайних просторах ГУЛАГа.

***

За минувшие сто лет Дальний Восток был этнически украинским. А потом перестал им быть. Согласно официальным данным, число украинцев на Дальнем Востоке сократилось более чем в 10 раз. Этому явлению есть чёткое определение.


Николай ЗАМЯТИН,
писатель, журналист, издатель.
Болгария.
Для “РА NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх