НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

ПРИВЕТ БЛОНДИНУ

из цикла «Филателистические истории»
Алексею Архиповичу Леонову посвящается

Сообщение ТАСС 18 марта 1965 года:

Сегодня, 18 марта 1965 года, в 11 часов 30 минут по московскому времени при полете космического корабля «Восход-2» впервые осуществлен выход человека в космическое пространство. На втором витке полёта второй пилот лётчик-космонавт майор Леонов Алексей Архипович в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстоянии до пяти метров, успешно провёл комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль. С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода товарища Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов. Самочувствие товарища Леонова Алексея Архиповича в период его нахождения вне корабля и после возвращения в корабль хорошее. Командир корабля товарищ Беляев Павел Иванович чувствует себя также хорошо.

В пятницу, 19 марта 1965 года центральные советские газеты вышли с заголовками: «ДВЕРЬ В КОСМОС ОТКРЫТА», «Двадцать минут, которые потрясли мир», «СЛАВА ТВОРЦАМ ПОДВИГА!», «Павел Беляев и Алексей Леонов успешно завершили героический рейс», ««Восход-2» благополучно приземлился», «С ПОБЕДОЙ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!»

На улицы СССР пришёл праздник. В честь очередной победы и грандиозного достижения в покорении космического пространства, Москва и вся страна вышла встречать своих героев. Значение этого события трудно переоценить, учитывая уровень науки и техники середины 1960-х годов. Первый выход человека в открытый космос  и в наши дни считается одним из основных мировых достижений ХХ века, несмотря на все успехи и свершения в космической отрасли за последующие без малого 60 лет.

В 1994 году французский математик, путешественник и яхтсмен Ги Делаж (Guy Delage)  собрал пресс-конференцию, на которой  объявил, что собирается в одиночку вплавь пересечь Атлантический океан. Его спросили, зачем он это делает, и Делаж ответил «Потому что это приключение». И он объяснил, что приключение должно удовлетворять трём критериям: оно должно расширить границы человеческого знания, содержать реальный смертельный риск и обладать неясными последствиями.

(Уолт Каннингем,
астронавт США, участник миссии «Аполлон-7»
«Освоение космоса и вероятность опасного приключения»)

В этой связи любой космический полёт можно рассматривать как Большое космическое приключение, а в зависимости от задач, поставленных перед космонавтами/астронавтами можно добавить слово «опасное». Да, приключение, несмотря на то, что непосредственными идеологами,  организаторами и исполнителями являются государственные структуры и подразделения (до недавнего времени), которые меньше всего заинтересованы в разного рода неожиданностях и тем более возникновениях «нештатных ситуаций», которые, тем не менее, то и дело случаются в космосе.

Выход человека в открытое космическое пространство в середине 1960-х годов было пожалуй Самым Опасным приключением. В наши дни, когда космонавты и астронавты выходили для работы в открытый космос более 500 раз (за всё время исследований, включая внекорабельную деятельность на поверхности Луны экипажей «Аполлонов»), это событие с точки зрения обывателя кажется вполне рядовым и повседневным. Однако специалисты ЦУП, инженеры, руководители и  научные работники всех уровней прекрасно понимают и оценивают риски, которые сопровождают любой выход человека в открытый космос, несмотря на то, что надёжность скафандров и систем жизнеобеспечения значительно возросла и многократно проверена и протестирована на Земле.

Всемирная история освоения Космоса, в первую очередь связанная с организацией и осуществлением пилотируемых полётов полна драматизма, отмечена большим  риском всех участников программ и, к сожалению, гибелью некоторых покорителей космического пространства. Победы, свершения и достижения  в космосе  принадлежат не только государствам, непосредственно осуществляющим космические программы, а всему человечеству. Конечно, немаловажное значение, в особенности для политики и в рамках «вечного» соревнования в космосе  имеет и национальная принадлежность, но всё же эта область человеческой деятельности носит всеобщий цивилизационный характер. Одна из истин исследователей Вселенной  гласит: «Из Космоса границ не видно».

При тщательном,  внимательном и детальном изучении документов и сведений из ранее закрытых источников, личных воспоминаний непосредственных участников проектов, невольно напрашивается мысль, что представления широкой общественности о надёжности ракетно-космической техники, специального оборудования,  сопровождающих и обеспечивающих систем в период «золотого века космонавтики» (1960-1980 годы) сильно преувеличены и мягко говоря, соответствуют действительности в лучшем случае лишь наполовину.

По сути дела каждый космонавт, астронавт в то время (да и теперь тоже) находился в зоне повышенного риска на протяжении всего времени выполнения программы полёта.

Несмотря на трудоёмкий и напряжённый подготовительный процесс  экипажей, тестирование всех систем ракетной техники на Земле и в беспилотном режиме на земной орбите, никто в полной мере не мог поручиться за то, что полёт пройдёт  точно по плану, а экипаж благополучно вернётся на Землю.

Сейчас в прессе, интернете и на телевидении много документалистики о нештатных ситуациях, то и дело случавшихся в космосе, как  на космических кораблях, так и на МКС, с их детальным разбором, изучением причин и обстоятельств, что ещё больше подогревает интерес общественности к исследованиям ближнего и дальнего Космоса.

Следует отметить, что космическая филателия, как одно из популярных, ёмких, надёжных, а потому необходимых средств сохранения общественной памяти и документирования основных этапов и достижений в области космических исследований, в полной и равной мере отражала как  успехи и достижения, так и трагедии, аварии и  катастрофы, в разное время случавшиеся на пути человечества в Космос. И, что является весьма немаловажным, через десятилетия продолжает  выпуск филателистической продукции, посвящённой юбилейным датам в истории освоения Космоса.

Стартовавшая в начале 1960-х годов «космическая гонка» между СССР и США к середине десятилетия неуклонно набирала обороты. Соревнование как-то сразу приобрело характер жёсткой конкуренции. В обоих государствах многочисленный отряд организаторов, специалистов, ученых,  конструкторов, занятых в космической отрасли, и, главным образом, работники специальных служб и секретных подразделений зорко следили за «ходами» соперника, на основе анализа сведений разрабатывали, планировали и выстраивали  собственную стратегию дальнейшего движения.

К 1965 году Советский Союз существенно опережал США в реализации своих космических программ. И, на мой взгляд, именно соревнование, конкуренция, соперничество — были основными мотивами для продвижения, активизации  деятельности в  космической сфере в целом во всём мире.

Все эти события широко отмечались в мировых СМИ, средствах массовых коммуникаций, на различных уровнях политических систем и, разумеется, в космической филателии. И в общем, изучение и анализ издания  филателистических материалов того времени, в частности,  посвящённых полёту корабля «Восход-2» и непосредственно выходу Алексея Леонова в открытый космос в целом показывает, что страны социалистического лагеря более широко освещали советскую космическую программу, что вполне понятно. Страны Запада и Третьего мира больше внимания уделяли достижениям американской космонавтики, признавая, однако первенство СССР в космосе.

3 июня 1965 года во время орбитального полёта корабля «Джемини-4», астронавт Эдврад Уайт совершил выход в открытое космическое пространство длительностью в 20 минут. И в этой связи многие выпуски в разных странах, как в сериях, так и других видах филателистической продукции  были посвящены одновременно  Леонову и Уайту. Рассматриваю это, как свидетельство того, что результаты космических достижений, достигнутые в ходе «космической гонки» являются достоянием всего человечества.

***                                                                                    

18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени  с космодрома Байконур стартовал «Восход-2».  Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, перед выходом оба космонавта были в скафандрах. В случае непредвиденных обстоятельств Беляев был готов помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру. Леонов в скафандре перебрался в неё, Беляев закрыл люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом (вне зоны радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР). В 11:32 Беляев открыл люк шлюзовой камеры, и Леонов выплыл в безвоздушное пространство. В момент выхода Леонова в открытый космос Беляев передал сообщение в эфир: «Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!»

На внешней поверхности корабля были установлены две передающие камеры телевизионной системы «Топаз-25», приём телесигнала осуществлялся на полигоне «Медвежьи озёра» (Московская область), а также приёмными станциями в Красном Селе (Ленинградская область), на Симферопольском измерительном пункте и на объекте «Уссурийск» на Дальнем Востоке. Принятое на каждой станции изображение записывалось на киноплёнку. Съёмка с внешней поверхности корабля осуществлялась также специальной кинокамерой С-97. Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему пять раз. Он был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. В время отхождения от корабля Леонов проплывал над Чёрным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем.

Выход в открытый космос закончился во время пролёта корабля над Якутией. В свободном полёте Леонов находился 12 минут и 9 секунд. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра, который к тому же несколько раздулся. Только после того как Леонов снизил давление кислорода внутри скафандра, он смог войти в шлюзовую камеру. После того, как люк шлюзовой камеры был закрыт, начался наддув воздуха. После достижения нормального давления и открытия люка спускаемого аппарата Леонов развернулся в шлюзовой камере головой к люку и, войдя наполовину в спускаемый аппарат, закрепил на кронштейнах кинокамеры С-97 и С-08 (эта камера была установлена внутри шлюзовой камеры). Затем, развернувшись в шлюзовой камере, вошёл в спускаемый аппарат «ногами вперёд». Вопреки инструкциям, не закрыв люк и не проверив герметичность, Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота.

Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание  давления кислорода в кабине, но не мог понять причину, так как датчик люка показывал его закрытие. Давление превышало норму  в два раза и более, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели экипажа «Аполлон-1» (астронавтов Э. Уайта, В. Гриссома и Р. Чаффи в 1967 году), малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к воспламенению обогащённой кислородом воздушной смеси в кабине.

Через 7 часов полёта рост общего давления привёл к срабатыванию аварийного клапана перепуска, возник вибрационный толчок, после чего состав воздушной смеси и давление в кабине стали приходить в норму.

Шлюзовая камера по команде командира корабля была отстрелена, но её отстрел повлиял на автоматическую стабилизацию полёта, вышла из строя система ориентации, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях, корабль делал полный оборот в течение 20—22 с. Затем угловая скорость стала уменьшаться, и к 15 витку полный оборот происходил за 55 с. По команде с Земли устранить вращение удалось включением ручного управления и последующим выключением его.

Посадка корабля «Восход-2» должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Экипажу была дана команда сажать корабль вручную на 18-м или 22-м витке. Как рассказывал впоследствии Леонов, экипаж сам выбирал район для посадки — в 150 км западнее Соликамска — в тайге, чтобы не было предприятий и линий электропередач. На 18-м витке Беляев перевёл корабль на ручное управление. Перелёт предполагаемого места приземления составил  приблизительно 165 км к северо-востоку, и  в результате спускаемый аппарат приземлился в нерасчётной точке, примерно в 70 км западнее Соликамска и 180 км к северу от Перми.

Приземление состоялось 19 марта в 12:02 по московскому времени в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов, в пересечённой оврагами местности в 2 км от русла реки Уролки.

Все трудности  возвращения экипажа «Восход-2» на Землю и проблемы проведения спасательной операции (в течение почти двух суток) очень детально и объективно показаны в художественном фильме «Время первых» (в главных ролях Е. Миронов и К. Хабенский).

По воспоминаниям  Алексея  Леонова в полёте произошло семь аварий, три или четыре ситуации несли смертельную опасность. Самая тяжёлая из них произошла, когда отказала система управления: была выключена вся автоматическая программа, и не было связи с Землёй. По итогам спасательной операции ситуация с двумя ночёвками космонавтов в лесу была признана большим провалом существующей на тот момент службы поиска. Она показала, что для быстрых и согласованных действий по организации поисково-спасательной службы необходимы объединённые усилия всех ведомств, имеющих в наличии воздушные суда и наземные средства поиска.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу и полковнику Беляеву Павлу Александровичу 23 марта 1965 года присвоены звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

***

Полёт «Восхода-2»  широко отмечен  в мировой филателии. Более тридцати стран в Европе, Африке, Азии и Южной Америке осуществили специальные выпуски филателистической продукции, посвященной этому событию. Также, много марок было посвящено непосредственно Алексею Леонову как в те годы, так и последующие,  приуроченные к разным юбилейным датам.

В 1965—1969 годах Алексей Леонов участвовал в подготовке по лунно-облётной и лунно-посадочной программам, входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В начале декабря 1968 года члены трёх подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (в США пилотируемый облёт Луны планировался на 21—27 декабря 1968 года). Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, но разрешение так и не было получено. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлон-11».

В 1968 году Алексей Архипович окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (инженерный факультет). В 1971 году был командиром основного экипажа Союза-11 (вместе с Валерием Кубасовым и Петром Колодиным). Однако незадолго до старта медкомиссия дала отвод Кубасову и экипаж заменили. Полетели дублёры — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, погибшие при посадке спускаемого аппарата.

В 1975 году, с 15 по 21 июля, совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС» (программа «Союз — Аполлон»). Продолжительность полёта составила  более 5 суток. Тогда впервые была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм А. А. Леонову 22 июля 1975 года было присвоено звание генерал-майора авиации, он был награждён второй медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.

***

Алексей Архипович Леонов является известным художником среди космонавтов еще с начала 1960-х. Леонов не только суровый «космический» герой, способный выполнить любое рискованное задание не орбите, но и  обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его художественные альбомы  и книги  («Выхожу в космос», «Космический лифт» и др.), оформленные его же рисунками и картинами, пользовались большим спросом и популярностью. С тех пор, в нашей филателистической коллекции сохранился  специальный набор открыток с художественными работами Алексея Леонова в жанре космической фантастики «На звёздных трассах».

Леонов — художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Алексею Архиповичу удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего — одна лишь природа во всем своем совершенстве.

А. А. Леонов, в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым, является автором-дизайнером  ряда серий и отдельных почтовых марок СССР на космическую тему. Их дебют в филателии состоялся в марте 1967 года, когда художниками была выполнена серия из трёх марок, посвящённая Дню космонавтики.

В октябре того же года увидела свет серия из пяти марок «Космическая фантастика», посвящённая освоению Вселенной.

Следующая серия из 6 марок с картинами  Леонова и Соколова вышла в сентябре 1972 года к 15-летию космической эры. В композиционном решении эта серия не была похожа ни на одну из предыдущих работ авторов. Художественное поле каждой марки разбито на две части: на большей из них изображены достижения советской космонавтики на тот момент, на другой — будущее космической эры. Марки этой серии были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

К 15-летию первого выхода человека в открытый космос в 1980 году был выпущен почтовый блок СССР с рисунком Алексея  Леонова и факсимиле его подписи.

В 1989 рисунок работы Алексея Архиповича был размещён на марке, входящей в сувенирный лист, посвящённый Всемирной  выставке ЭКСПО-89, проводившейся в Вашингтоне.

***

Один из самых интересных эпизодов своей  жизни Алексей Архипович связывал с фильмом Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» по знаменитому роману Артура Кларка.

В своей статье «Открывая дверь в космос» Алексей Леонов вспоминает:

«Премьера этого фильма состоялась в 1968 году во время всемирного философского конгресса в Вене. Артур Кларк и Стэнли Кубрик, автор и режиссёр, оба присутствовали на премьере. Фильм произвёл очень большое впечатление на участников конгресса, и до сих пор производит впечатление выдающейся операторской работой и крупномасштабными изображениями. Звук был в режиме стерео и звучало так, как будто всё происходило прямо там, в зале. Сопровождающий звук для сцен, где астронавты работают в открытом пространстве — это только их тяжёлое дыхание. Почти никакой музыки, никаких других звуков. На самом деле музыка есть, но она почти неразличима на фоне этого тяжёлого дыхания. Потом Кларк  сказал всем, кто был там: «Расскажу вам секрет. Мы не могли решить, какой звук использовать для сцены работы астронавтов в открытом космосе. Потом мне попалась реальная запись Алексея Леонова в открытом космосе, и вот оно — получилось именно то, чего мы хотели»».

Примечательно, что «Космическая одиссея 2001 года» – один из величайших фильмов в истории кинематографа со сценами работы астронавтов в открытом космосе, вышел на экраны в 1968 году, когда это уже совершили космонавты и астронавты в реальности: Леонов на корабле «Восход-2», Эд Уайт на «Джемини-4», Юджин Сернан на корабле «Джемини-9», Майкл Коллинз на «Джемини-10», Ричард Гордон на «Джемини-11», Эдвин (Базз) Олдрин на «Джемини-12».

А в январе 1969 года советские космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4».  Это невероятный случай, когда реальные события опередили полёт мысли фантастов, и в сущности, сказка и быль стала на какое-то время одним целым.

После конгресса, А. Леонов и А. Кларк стали хорошими друзьями. Впоследствии Кларк использовал иллюстрацию из  альбома А. Леонова «Космический лифт» для обложки своего романа «Фонтаны рая». Он относился к Леонову не только как к космонавту, но как  к человеку с иной ментальностью. Когда Кларк написал книгу «2010: Одиссея Два», то попросил Алексея Архиповича о рецензии. Она предназначалась для публикации произведения в  журнале «Техника — молодёжи». Прежде чем он закончил свой «2010», состоялась очередная встреча, и Кларк сказал: «Ты знаешь есть секрет, который я хочу тебе сообщить. Как по-твоему называется суперкорабль в моём романе?» – «Понятия не имею, Артур», – ответил Леонов. «Он называется «Алексей Леонов»! Что ты на это скажешь?» И Алексей Архипович сказал: «Что ж, постараюсь быть хорошим кораблём». Кларк был поражён этой фразой и сказал, что ожидал любого ответа, только не этого.

Впоследствии Алексей Леонов часто встречался с Артуром Кларком. На 80-летие писателя, друзья и коллеги устроили церемонию в честь Кларка в Англии. Он не знал, что там будет Леонов. Он сидел на сцене, и на экране появилось изображение человека в открытом космосе. Кларк смотрел на экран, а в это время Алексей Архипович вышел на сцену из-за экрана и остановился перед ним. Зажёгся свет и Кларк, увидев «живого» Леонова спросил: «Как ты попал сюда оттуда?» Леонов ответил: «Как в фильме «Белое солнце пустыни» – ты сделал дубль, позвал меня и я пришёл». Кларк был очень растроган и совершенно поражён.

На 90-летие писателя они снова встретились в Шри-Ланке. Приглашённые со всего мира друзья поздравили его и устроили роскошное шоу.

Я думаю, что Артура Кларка и Алексея Леонова помимо всего прочего сближала общность творческих устремлений, схожесть философских взглядов на бытие и перспективы развития человечества…

***

Алексей Архипович Леонов был не только товарищем Юрия Гагарина  по отряду космонавтов, но и хорошим другом.

Во время исторического полёта Юрия Гагарина в города и населённые пункты СССР, в которых были расположены наземные станции слежения по трассе полёта (Волгоград, Тбилиси, Куйбышев и др.) были направлены представители  Центра управления полётом («Заря»). Алексей Леонов также входивший в группу контроля прилетел на Камчатку в аэропорт Елизово. Инструкция была достаточно жёсткой: ни в коем случае, не выходить на связь с кораблём без разрешения Центра («Заря-1»). После старта на Байконуре, корабль Гагарина «Восток-1»  появился над Камчаткой через пятнадцать минут.

Юрий Гагарин: ««Заря», «Заря»! Я «Кедр», как меня слышите?»

Леонов должен был ответить, что слышит хорошо, но по инструкции стал запрашивать разрешения на ответ от Центра  по наземной связи.

Юрий Гагарин: ««Заря», как моя дорожка?»

Гагарин уточнял, сохраняется ли заданный курс полёта, малейшее отклонение могло привести к тому, что после выполнения задания, он мог оказаться в океане, Антарктиде или другом, непредсказуемом месте.

Алексей Леонов (оператору): «Скажите ему: «У тебя всё нормально. Дорожка отличная!»

Юрий Гагарин (узнал по голосу Леонова): «Спасибо! Привет блондину, я пошёл!»

В первом отряде космонавтов, среди своих Алексея Архиповича называли «блондином».

(из документального фильма
«Алексей Леонов. Космос внутри»,
т/к «Первый», май 2023 г.) 

***

В 1968 году на месте посадки спускаемого аппарата «Восход-2» был установлен шестиметровый памятный знак из титана. В 1977 году здесь побывал Алексей Леонов.

В 2011 году на этом месте был установлен новый памятный знак из чёрного гранита, на котором высечены благодарные слова космонавта Алексея Леонова:

«Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это».

***

Как-то в апреле 1965 года, мы с коллегами во время прогулки обсуждали последние события и новости о  достижениях советской науки и  техники в области освоения космического пространства. Каждый из нас хотел продемонстрировать глубину своих знаний и осведомлённость в обсуждаемой теме. Увлекательный и жаркий спор о возможностях передовых (по тому времени) космических технологий прекратила наша воспитательница, заявив, что время прогулки окончено и пора на обед, а после —  «тихий час». В памяти отпечаталось, что в нашем обсуждении помимо слов «ракета», «планета», «орбита», «космонавты» и «питомцы»* звучали фамилии космонавтов, в том числе такая необычная и очень «космическая» фамилия  Илионов.  Потому что он не только летал в космос, но и, как нам было известно, «плавал» в открытом космосе — «на верёвочке около корабля».

Почему, собственно, «Илионов»?

По дороге домой я рассказал  папе (он в тот день забирал меня из детского сада) о том какие серьёзные и важные проблемы мы сегодня обсуждали с товарищами. И папа объяснил, что в космосе недавно побывали советские герои-космонавты Беляев и Леонов…  Видимо отсюда и первоначально отложившееся в моей детской памяти «иЛионов»…

Это необычное воспоминание наводит на мысль о том, что  именно с этого нежного  возраста я стал помнить и ощущать себя, оценивать события, и некоторые детали окружающей  действительности. Павел Беляев и Алексей Леонов были первыми советскими космонавтами — моими современниками, которых я осознанно запомнил, смог воспринять на уровне развития четырёхлетнего гражданина. Этих космических первопроходцев я  видел на передовицах газет, экране нашего маленького чёрно-белого телевизора и, конечно, на открытках и почтовых марках, которые стали появляться в коллекции моего папы через некоторое малое (по историческим меркам) время после их героического полёта.

___________________________

* питомцы – в музыкальном клипе 1964 года с «космической» песней в исполнении Ольги Воронец (и вокального мужского трио в костюмах космонавтов), который в те дни часто транслировали по телевизору, есть слова: «Я – Земля! Я своих провожаю питомцев…». Я тогда считал, что «питомцы» – это тоже космонавты, но очень особенные (те, которые выходят в открытый космос), поэтому их так  называют наиболее осведомлённые и умные взрослые люди.

При подготовке статьи использованы источники:

А. Леонов. «Открывая дверь в космос». «Человек в космосе» под редакцией Г. Исраеляна и Б. Мэя. М.: Аст, 2020 — 265 с., илл.

У. Андрес. «Рождение американской космической программы». «Человек в космосе» под редакцией Г. Исраеляна и Б. Мэя. М.: Аст, 2020 — 265 с., илл.

У. Каннингем. «Освоение космоса и вероятность опасного приключения». «Человек в космосе» под редакцией Г. Исраеляна и Б. Мэя. М.: Аст, 2020 — 265 с., илл.

Юджин Сернан и Дон Дэвис,  ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ   [пер. с английского И.А. Лисова]. – Москва: Эксмо, 2019. – 416 с.

Ссылки:

Восход-2

https://ru.wikipedia.org/wiki/Восход-2

Алексей Леонов. Космос внутри. Документальный фильм

https://www.1tv.ru/doc/pro-zhizn-zamechatelnyh-lyudey/aleksey-leonov-kosmos-vnutri-dokumentalnyy-film?ysclid=lhkicft982265050668

Выставка «Космонавты-художники»

https://kosmos-memorial.ru/vystavki/vystavka-kosmonavty-hudozhniki/

Алексей Архипович Леонов

https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонов,_Алексей_Архипович

В качестве иллюстраций представлены филателистические экспонаты из коллекций М. Скоблова, Е. Скоблова


Евгений СКОБЛОВ,
Прозаик, член Союза писателей России,
Академии российской литературы.
Россия, Москва.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх