НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Почему Венеция была уничтожена Наполеоном?

http://mediakritika.by

http://mediakritika.by

Во время первого итальянского похода Наполеон заявил: я буду Атиллой Венеции! И действительно, по историческим меркам мгновенно положил конец длившемуся более тысячи лет процветанию этого великого города. Непохожего ни на какой другой в человечестве где-либо и когда-либо.

Городу-государству, который счастливо пережил Средневековье. Столетнюю и тридцатилетнюю войны. Возрождение. Уничтожение Великого Шелкового Пути, проходившего от Тихоокеанского Побережья Китая через Византию с столицей в Константинополе в Венецию и далее по Европе. Религиозные войны предыдущего XVI века, начавшиеся с декларации Лютера о неприятии Ватикана. Однако завоевания Наполеоном не выдержал. А после свержения Наполеона возрожден его победившими Австрией, Англией и Россией не был. Почему? В чем причина ненависти к Венеции этого рационального императора, повсюду (кроме Венеции) вместе с своей армией приносившего просвещенный порядок? Для того, чтобы ответить на этот немаловажный вопрос, необходимо понять, а чем собственно, являлась Венеция, настолько отличаясь от всей остальной Европы, что Наполен решил положить происходящему в ней конец. Погрузиться (а может быть, воспарить?) в Венецию эпохи ее расцвета. В Венецию XVIII века (Наполеон начал завоевание Италии в 1796 году, а закончил в 1800-ом). В которой в XVIII веке творили Тьеполо, Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги, Антонио Вивальди, Томмазо Альбинони, Бенедетто Марчелло, Карло Гольдони и Карло Гоцци, куролесничал Казанова… В котором было семь крупных театров, в то время как в Париже только один! Почему Наполеон возненавидел Венецию настолько, что пообещал насчитывавшую тысячу сто лет демократию уничтожить – и уничтожил?! Чтобы ответить на этот вопрос, нужно погрузиться в Венецию. Или (что в данном случае то же самое) в Венецию воспарить.

https://tripmydream.com/

Наполеону, уничтожившему демократию в Нидерландах (поставив вместо нее править своего брата Луи, правившего Голландией, кстати сказать, после падения Бонапарта до 1846 года) а в Париже в промежутке между первой и второй итальянскими кампаниями осуществившему государственный переворот 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года по Григорианскому календарю), в результате которого была лишена власти Директория и разогнан Парламент (Совет пятисот и Совет старейшин), демократия была отвратительна. Омерзительна и враждебна. Демократия как таковая. Но все же не до такой степени, чтобы произнести Я БУДУ АТИЛЛОЙ ПАРИЖА или Я БУДУ ЧИНГИЗХАНОМ ДЛЯ АМСТЕРДАМА. Что-то в венецианской системе раздражило трезвого и холодного даже во время боя под артиллерийским огнем Наполеона до такой степени, что прорвало на эту откровенную фразу, достойную варвара. Но почему? В чем причина? Попробуем понять это.

КОНТРОЛЬ ЗА ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА. По венецианской легенде, первый дож был избран в 697 году. Таким образом, демократия в Венеции до ее уничтожения Наполеоном в 1797 году насчитывала 1797-697=тысячу сто лет! Что делало её самой долгоживущей демократией в истории человечества не только в XVIII веке, но также и по сей день!

Всего за 1100 лет в Венеции было 120 дожей. При этом

  • Дож обязан был отказаться от любого дохода за счёт государства кроме установленной Законом зарплаты.
  • Дож обязывался вносить требуемую Законом долю дохода в государственные займы, как и обыкновенные граждане.
  • Дож не имел права вступать в переговоры с папой или главами государств без разрешения Большого совета, которому также был обязан показывать всю корреспонденцию от папы и глав государств.
  • Дож не имел права принимать подарки сверх оговоренных Законом размеров.
  • Дож не имел права производить какие-либо назначения или подбирать себе преемника.
  • После смерти дожа его семья должна была в течение трех дней покинуть дворец, в котором жила.
  • После смерти Дожа к анализу им сделанного за всю его жизнь приступала инквизиция (обязанностью которой в Венеции было расследовать не только преступления против Веры, но и преступления против Общества). Если обнаруживалось, что дож проворовался или иным способом нарушил закон, его наследников заключали в тюрьму.

Венецианская система правления в каждом пункте была для Наполеона неприемлема. Позволить, чтоб кто-то в Его государстве

  • ограничивал права Императора (каковым Наполеон без сомнения уже во время Итальянских Кампаний задумал стать),
  • вести конфиденциальные (секретные) переговоры,
  • принимать подарки ценностью выше, чем смехотворная,
  • запрещал осуществлять назначения от министров и маршалов до королей,
  • заставлял жену и наследников покинуть дворцы, которые им им подарены Наполеоном

Бонапарт, конечно, не собирался. Ну а представить себе, что после смерти Наполеона его братья Джозеф, Джером и Луи, поставленные им королями Испании, Вестфалии и Голландии соответственно, будут посажены в тюрьмы, если расследование даже не их, а Его, Наполеоновской деятельности докажет его, Наполеона, злоупотребления с инквизиторской точки зрения, которая мракобесна – такого Повелитель Франции представить не мог даже в кошмарном сне.

https://www.planetware.com/

РАЗДРАЖЕНИЕ ДЕМОКРАТИЕЙ

СОВЕТ ДЕСЯТИ (Consiglio dei Dieci) был создан в Венеции указом Большого совета в июне 1310 году первоначально для предотвращения заговоров против дожа и надзора за сосланными заговорщиками. Впоследствии его функции были расширены на контроль за деятельностью дожа и принятия коллективных решений, важных для Венецианской Республики.

  1. Совет Десяти состоял из десяти избираемых ежегодно членов, которые не могли принимать самостоятельные решения, а только вместе с дожем и шестью главами шести районов Венеции. Таким образом Совет Десяти фактически состоял из семнадцати граждан.
  2. На заседания “Совета Десяти” всегда присутствовал прокурор (Avvogatori di comun), имевший совещательный голос, но следивший за происходящим в Совете. При необходимости на заседаниях Совета могли присутствовать и другие юристы.
  3. Десять Членов Совета Большой Совет Венеции выбирал на год.
  4. Членам Совета Десяти запрещалось баллотироватся в Совет на следующий год.
  5. По истечении годового служения Городу в Совете Десяти, в течение следующего года инквизиция и прокуроры проверяли деятельность членов совета предыщущего года для обнаружения нарушения ими закона. Взятки и подкуп, в которые были вовлечены Члена Совета, если таковые оказывались обнаруженными, карались смертью.
  6. Наличие в Совете двух представителей одной семьи категорически запрещалось.
  7. С 1539 годаСовет Десяти управлялся не единолично, а тремя главами — capi dei dieci (это единственный из всей венецианской системы правления институт, похожий на консулат Франции, в котором первым из трех консулов являлся Наполеон, был для Бонапарта приемлем). Триумвиры Совета назначались на месяц, во время которого им запрещалось принимать участие в каких-либо общественных и частных мероприятиях для того, чтобы Слуги Народа не могли услышать слухов и сплетен, которые повлияли бы на их действия и решения. (а это для Наполеона, конечно, была совершенная и вредная чепуха).
  8. Совет Десяти собирался ежедневно. Работа в совете не оплачивалась. Взятки и подкуп в Совете карались смертью.
  9. В 1334 годуСовет десяти получил право организовывать и курировать шпионаж, допросы и тюрьмы. В последующие века шпионы Венеции были эффективно работали по всему средиземноморью, способствуя экономическому процветанию Города-Государства.
  10. Совет десяти также рассматривал поступающую от анонимных осведомителей информацию, которая опускалась в специальные урны, называемые Львиными пастями. Таким образом, в Венеции бдительные граждане предотвращали заговоры и выявляли нарушения законодательства.
  11. В случае возникновения опасности, угрожавшей Венеции, Совет Десяти имел право принимать решения, равносильные решениям Большого Совета, что позволяло Венеции оперативно реагировать на возникающие проблемы.
  12. Полиция, армия и руководители финансового управления, то есть те сферы деятельности, которые требовали быстрого принятия решений при возникновении критических ситуаций, также подчинялись Совету.

Совет десяти представлял собой совершенно закрытый и самостоятельный орган, не отчитывался даже перед специальными прокурорами, и приобрёл славу неумолимого судьи над всеми жителями Венеции – члены которого тем не менее сами находились под постоянным контролем. Членами Совета десяти становились обычно представители самых богатых и знатных венецианских родов.

В 1355 году Совет десяти осудил на казнь дожа Марино Фальера.

В 1457 году Совет десяти заставил отречься героя войны с Миланом, дожа Франческо Фоскари, когда его сын был признан виновным в сношениях с турецким султаном и Франческо Сфорца.

Перечитывая указанный перечень, ясно, что Совет Десяти, как и любой другой совет, ограничивавший Верховную Власть, был для создаваемой Наполеоном европейской системы правления чужд, отвратителен и неприемлем.

БОЛЬШОЙ СОВЕТ (итал. Maggior Consiglio) — орган управления Венецианской республикой, существовавший с 1172 по 1797 год.

Большой совет был создан в 1172 году и стал избирать дожа, главных чиновников и представителей сестьере (районов Венеции). Большой совет избирал также советников дожа, членов Сената и Совета Десяти. Отметим, что советников дожа назначал не дож, а Большой Совет.

Большой Совет

  1. ратифицировал законы, одобренные Сенатом,
  2. создавал ведомства для новых территорий,
  3. определял военную и финансовую политику Венеции.
  4. Совет утверждал кандидатов на общественные должности, причислял новые семьи к знати и ведал помилованиями.
  5. На Большом Совете запрещалось покупать голоса и создавать альянсы для лоббирования законов. Следили за этим специальные адвокаты Коммуны.
  6. Помимо Большого Совета избирался и Малый совет из дожа и шести его советников, по числу районов Венеции.
  7. Вступить в Большой совет, не обладая большим капиталом или семейными связями, было практически невозможно, в его состав входила только финансовая и родовая элита Венеции. Так, в 1293 году в Большой совет входили десять представителей семейства Фоскарини, одиннадцать Морозини и более восемнадцати Контарини.

Теоретически в Большой совет могли быть выбраны представители “венецианского простонародья”, однако для этого требовалось одобрение дожа и его советников.

В Большой Совет могли попасть 20-летние представители знатных родов, в том случае, если они получали к этому возрасту право быть адвокатом.

  • В 1315 году был составлен список граждан Венеции, имеющих право быть избранными в Большой совет — «Золотая книга» (Libro d’Oro).
  • Новые правила способствовали увеличению численности Большого совета и к 1340 году число его членов возросло до 1212 человек (в 1296 году — 210, в 1311 году — 1017 человек), после чего был построен огромный зал Большого Совета во дворце дожей.
  • В 1493 году Большой Совет насчитывал уже 2600 человек. Таким образом, в Совет входило порядка 5 % всего взрослого мужского населения Венеции, в которой проживало около ста тысяч жителей.

Зал Большого Совета на картине Йозефа Хейнца младшего (1678 год).

Для Наполеона, в промежутке между первым и вторым итальянским походами разогнавшим Совет пятисот и Совет старейшин (революция 9 ноября (18 брюмера) 1799 – по дате удивительно сходной с Большевистским Переворотом совершенным 118-ю годами спустя), Большой Совет, равно как и любой другой, был неприемлем. Его уничтожение и разгон были предопределены.

МНОГОСТУПЕНАТАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ ДОЖА. Голосование Большого совета по выборам дожа не было прямым. Оно состояло из одиннадцать этапов!Сначала собирались члены Большого Совета старше 30 лет, которые избирали 30 человек, принадлежавших к различным семьям. Затем эти 30 избирали 9 человек, которые избирали сорок человек. Эти сорок избирали 12 человек, а эти 12 избирали 25. Двадцать пять человек избирали девять, а девять человек — 45; 45 избирали 11, а эти 11 — избирали окончательный комитет по выборам 41 человека, которые и избирали Дожа.

Система, казавшаяся Наполеону абсурдной. Да и нам, гражданам 21-го века, чересчур и непонятно во имя чего хитроумной.

Власть дожа была очень ограничена — имея право участвовать во всех советах, он не мог навязывать своё мнение. Дож не мог принимать самостоятельные решения, а его контакты, встречи и переписка тщательно контролировалась. Кроме того, Дож не мог покидать пределов Венеции и не мог иметь собственности за пределами государства.

Что для Наполеона, само собой разумеется, также был полный и вредный абсурд.

СОВЕТ СОРОКА

Совет Сорока выполнял функции верховного суда республики. Его состав также определялся Большим советом. Члены Совета Сорока после 16 месяцев исполнения своих обязанностей также входили в Сенат.

МАЛЫЙ СОВЕТ

При доже состоял Малый совет из шести его советников по числу районов Венеции и трёх членов Совета сорока.

СЕНАТ

Венецианский Сенат состоял из 120 человек, которые назначались сроком на один год с правом переизбрания. Из 120 человек, 60 человек выдвигались Большим советом, ещё 60 человек выдвигались Сенатом прошлого года и одобрялись Большим советом. Ещё около 140 человек, представлявших различные политические органы республики, входили в Сенат с правом совещательного голоса. Руководила Сенатом Коллегия, которая включала в себя 16 человек, ежедневно следившая за решениями Правительства.

В ведении Сената находились основные вопросы внешней и внутренней политики, требующие безотлагательного решения.

Такая система правления, которая контролировала все ветви власти, позволила Венеции процветать тысячу лет. Но не вызвать ненависть Наполеона как совершенно чуждая его пониманию, как обустроить Европу, она не могла.

ДВОРЕЦ ДОЖЕЙ СОЕДИНЯЛ В СЕБЕ СОБСТВЕННО РЕЗИДЕНЦИЮ, СЕТЬ ПОМЕЩЕНИЙ МЕЖДУ ЗАЛАМИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ДОЖЕМ И ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТЮРЬМУ. Ключи от знаменитой тюрьмы Пьёмбо хранились у Дожа. Из тюрьмы Пьембо за всю её историю удалось бежать только одному заключенному – Джакомо Казанове.

С тюрьмой непосредственно во дворце Наполеон еще мог бы смириться, хотя французские короли имели тюрьмы (включая Бастилию) за пределами Резиденции. Но допустить прослушивание всего, что он делает, какими-то не им назначенными людьми, и вообще какого-либо контроля за своей деятельностью, Наполеон допускать не собирался.

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. В XVIII веке Венеция была единственным городом Европы, где были официально разрешены азартные игры, что делало её всеевропейским «Лас-Вегасом». В городе-государстве ежедневно поднимали занавесы семь театров. Привозились предметы роскоши со всего мира. В ней создавались уникальные произведения прикладного искусства. В супервеселый город стекались музыканты, певцы, любители удовольствий и искатели приключений со всей Италии и Европы. XVIII век стал свидетелем последнего расцвета венецианской культуры: в это время в империи-городе творили Тьеполо, Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги, Антонио Вивальди, Томмазо Альбинони, Бенедетто Марчелло, Карло Гольдони и Карло Гоцци, а также множество других не столь известных, но очень квалифицированных мастеров.

Если бы венецианская жизнь ограничивалось тем, что о ней сказано выше, Наполеон мог бы принять её – нечто подобное он насаждал всюду, куда победоносно пришел. Однако другая сторона венецианского процветания, к описанию которой мы переходим, ему была отвратительна. В то время, как для нас с Вами наоборот.

КАРНАВАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Ключевой частью жизни Венеции, не существовавшей нигде никогда кроме как в этом городе-государстве, были венецианские карнавалы. Которые продолжались не несколько дней перед Большим Постом (как самый известный карнавал 21-го века в Рио), а происходил постоянно с перерывами на Религиозные Праздники.

Карнавалы происходили при Европейских Дворах и во время Наполеоновского Правления, и после него. Но на карнавалы в Венеции они были похожи только тем, что на них тоже закрывали лицо. Даже в том случае, когда праздненства с балами и карнавалами длились месяц и более (пример – балы, устроенные в Вене императором Францем I по случаю победы над Наполеоном, продолжались более полугода), на венецианский карнавал они походили только наличием костюмов и масок.

Венеция была трудовым городом, в котором кипела рациональная жизнь. Однако в любой момент каждый свободный венецианец, от аристократа, банкира и жен членов Большого Совета до гандольера, служанки и моряка мог надеть маску с костюмом и погрузиться в веселье, сопровождаемое невероятной игрой, в которой социальные различия стирались и переворачивались во множестве комбинаций. Комедия дель Арте происходила не только в комедиях Гольдони и не только на сценах, а в любой точке города в любое время. Эротический фейерверк карнавала делал христианскую заповедь Евангелия от Матфея “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём” абсурдной и глупой. Сексуальная жизнь в дворцах, на улицах, в харчевнях и на гандолах кипела так, что Древний Рим мог бы ей позавидовать. Любовные отношения всех со всеми, окрашенные блеском соблазнений и обольщений, сплетались в палитру, которой позавидовали бы и Веронезе, и Тернер, и Ренуар. Венецианская жизнь, наполненная игрой страстей и притворства, делала тысячу лет, прошедших после уничтожения Христианством “Языческого” Рима в IV веке, в течение которых доминантой (кроме борьбы с ересями) являлись воздержание и целомудрие, ненужными и напрасно потерянными. Со всей Европы в поисках наслаждений и радости на остров в Лагуне приплывали куртизанки и куртизаны, лучшим из которых был признан блистательный Казанова. Который был славен не количеством соблазненных им женщин, а тем, как виртуозно он соблазнял их.

Карнавальная жизнь, в которой лакей и сенатор, служанка и госпожа могли поменяться местами не раз в году (как в Риме на празднике Сатурналий) а абсолютно в любой момент, была для системы Наполеона неприемлема абсолютно. Отвратительна. Вредна. И совершенно чужда. Вот он и уничтожил венецианскую жизнь. Как варвары уничтожали, после завоевания, Рим, а после смены религии в Древнем Египте по приказу жрецов солдаты разбили скульптуры в мастерсткой Тутмоса. Оставив неуничтоженной голову Нефертити по недосмотру.

УСТОЙЧИВОСТЬ ЗЫБКОСТИ.

Одним из секретов устойчивости Венецианской Республики в течение тысячи лет было найденное в ней сочетание устойчивости и зыбкости. Которое, если задуматься, характеризует живую жизнь, устойчиво существующую на земле три миллиарда лет, однако благодаря эволюции и разнообразию видов меняющуюся на каждом квадратом метре в каждый момент. В XVIII веке Венеция даже в сравнении с Парижем Людовиков блистала своими балами, празднествами, регатами, а главное, карнавалами — точнее, сплошным карнавалом, который прерывался лишь на время церковных постов. Карнавал превращал в театральную сцену весь город вместе с каналами и лагуной, красивейшей в мире. Карнавальная жизнь стирала социальные и имущественные различия между людьми так эффективно и весело, как не смогли сделать революции во Франции, России, Америке, Англии и где угодно ещё. Мечта о равенстве всех трудящихся и освобождении от власти буржуазии в Венеции была реализована так мощно и здорово, как Карл Маркс и Владимир Ленин не могли даже мечтать. Под карнавальной маской и карнавальным плащом на площади святого Марка мог скрываться аристократ и банкир, иностранный монарх и венецианский бандит, знаменитый поэт или никому не известный художник, искатель приключений и бизнесмен, королева европейского государства и французская проститутка. От будничной жизни был один шаг до празднества, красочного зрелища, фантазии, неожиданного превращения чего угодно во всё что угодно.

Устойчивость зыбкости и непредсказуемость человеческих отношений, которые в Венеции были ипровизационней, чем созданный через полтора века джаз, для создаваемой Наполеоном Европы, подчиняющейся Цивилизованной Воле, являлись вредной заразой. Которая, если ее не уничтожить в зародыше, могла охватить весь мир подобно коронавирусу, распространившегося на все континенты из Китая через столетия. В Венеции всё было совершенно не так, как Наполеон, завоевывая страну за страной, запланировал. Вот почему Венеция была уничтожена Наполеоном. Вот почему Боанапарт, повсюду приносивший с собой рационализм, блеск и порядок, заявил, что для Венеции он будет Атиллой.

И стал Атиллой Венеции, как обещал! Которая, после варварского уничтожения Наполеоном, став музеем и иммитацией радости для туристов, никогда уже не смогла возродиться.


Юрий Магаршак
https://newconcepts.club/


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх