НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Малые коренные народы России в ХХI веке

https://inside-pr.ru/

https://inside-pr.ru/

В этом году произошли значительные перемены в жизни коренных малочисленных народов России, обусловленные, в частности, поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации в 2020 году.

Изменения в Конституцию внесли законодательное определение в статус коренных малочисленных народов. Благодаря поправкам в Конституцию РФ гарантии прав коренных малочисленных народов приобретают конституционный статус. Новая редакция Конституции призвана защитить самобытность коренных малочисленных народов. В главном законе страны говорится и о том, что успех России возможен только в опоре на нашу культуру. Древнейшая богатейшая культура России, её народов – важнейший ресурс страны, который находится под надежной защитой государства.

Внесенные в Конституцию изменения сосредоточены на сохранении прав, самобытности коренных народов России. Особое внимание заслуживает статья о гарантиях коренных народов, а также о разграничении полномочий между субъектом и федеральным центром по данным вопросам. Поправки в конституцию, касающиеся освоения Арктики, хороши тем, что многие коренные народы проживают и относятся к Арктической зоне. Здесь им придется много поработать, чтобы реализовать эти доработки в законе для дальнейшего развития.

Конституция – это основополагающий документ нашего государства, по которому коренные народы будут жить все последующие годы.

Поправки в Конституцию, внесенные, в частности, в Статьи 68 и 69, закрепляющие нормы, гарантирующие сохранение языка и культуры народов России, крайне важны для всех коренных народов нашей страны. В них заложен глубокий смысл, актуальный для всех малочисленных народов и этнических групп. В Конституции РФ права национальных меньшинств регулирует ст. ст. 71 и 72, а права коренных малочисленных народов – ст. 69 Конституции.

Статья 69 Конституции РФ: Пункт 1. «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации», пункт 2. «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия», пункт 3. «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». До принятия поправок в статью 69 Конституции РФ в старой редакции все понятия были размыты и четко не сформулированы, а некоторых норм и правил вообще не было прописано. Учитывая многонациональность российского общества хорошо то, что в Конституции закрепили права различных этносов, различных национальностей, и народов, которые живут на территории Российской Федерации и являются гражданами Российской Федерации. Это особенно актуально, учитывая принятую в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларацию о правах коренных народов, в которой даются лишь общие термины и характеристики (следует отметить, что Россия воздержалась при голосовании). Декларации ООН, в отличие от конвенций ООН, не подлежат ратификации, накладывают на страну-члена Организации Объединённых Наций определённые обязательства, но не считаются документами, юридически обязательными для исполнения. Очень хорошо то, что поправки в Конституцию определили приоритет Российского законодательства перед международными нормативными правовыми актами, в случае наличия противоречий.

В статье 68 введено новое понятие «многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации», что не только не ущемляет права народов на самоопределение, а напротив – наделяет равными правами, консолидирует их вместе с русским народом в единое целое.

Сразу несколько поправок касаются поддержки и сохранения культуры как уникального наследия многонационального народа России, а также поддержки и сохранения родных языков всех народов нашей страны, в том числе и государственных языков национальных республик. «Заявлены гарантии сохранения этнокультурного и языкового многообразия, прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Отдельной строкой прописаны защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, поддержка соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. Культура – это одна из основ успешного будущего страны, а древняя богатейшая культура её народов – важнейший ресурс, который нуждается в защите и охране. Это долг государства перед прошлым и будущим. Особенно важно сохранять языки коренных малочисленных народов России. Забывая свой родной язык, народ теряет национальную сущность. Сохранение устойчивого развития, как достижение разумного баланса между сохранением и повышением эффективности традиционного природопользования, современных видов хозяйственной деятельности, культурного и языкового развития, включая увеличение численности народа, повышения удельного веса лиц, владеющих родным языком.

В современном мире, где процесс глобализации и цифровизации общества не останавливается, где существует реальная возможность утери национального многообразия коренных малочисленных народов в огромном сообществе Российской Федерации и всего мирового окружения, поддержка со стороны государства уязвимых групп населения общества должна быть строго регламентирована и узаконена соответствующими нормативно-правовыми актами определенных уровней. Права и свободы всех коренных малочисленных народов в современной России являются конституционно неотъемлемой и составной частью прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации.

Предложенные президентом России поправки в Конституцию 2020 направлены на защиту интересов государства и каждого из его граждан. Нововведения касаются важнейших направлений жизни. В существующих реалиях становится все очевиднее, что поправки в Конституцию актуальны и продиктованы самой жизнью. Нововведения касаются тех вопросов, которые активно обсуждались в обществе достаточно долгое время. Одним из важных направлений является сохранение культурного наследия, самобытности многочисленных народностей и этнических групп государства. Обратившись к истории, можно заметить, что представители народностей находятся в постоянном взаимодействии друг с другом в разных географических, природных и хозяйственных условиях, но при этом сохраняется их культурная самобытность. Закрепление в Конституции пунктов, связанных с защитой культурной самобытности гарантирует исключение любых посягательств и уважение к культуре всех малых коренных народов и этногрупп, проживающих на территории России. Государство становится защитником русской культуры и культурной самобытности всех коренных малочисленных народов России. Дополнения в конституцию ставят российскую культуру в ряд ключевых ценностей страны. Культура и язык – то, что делает нас сильными и уникальными, поправки в Конституцию РФ гарантируют всем её народам право на сохранение ее родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Для лучшего понимания ситуации, связанной с вопросами по улучшению жизни малых коренных народов России необходимо разобраться, с какими сложностями и проблемами они сталкиваются, что тормозит их развитие и создает трудности.

Ситуация с малыми коренными народами всегда была непростой из-за того, что среда их обитания растянута на труднодоступных и мало освоенных территориях Российской Федерации. Уровень жизни значительной части граждан из числа малочисленных народов имеет волнообразный график. Население, проживающее в сельской местности, имеет социальный пакет и медицинское обслуживание. А те, кто ведет кочевой образ жизни, зачастую лишены этого и сталкиваются с различными трудностями, уровень их жизни ниже среднероссийского. Ситуация осложняется еще и тем, что малые коренные народы с их традиционным образом жизни тяжело адаптируются в быстро меняющихся современных экономических условиях. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками. Как правило, малые народы не вовлечены в современные предприятия и технологии по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.

Ситуация еще более ухудшилась в 1990-е годы, когда государственная система перешла к рыночным отношениям. Активное освоение в промышленных объемах природных ресурсов на исконных территориях малых коренных народов привело к кризисному состоянию традиционных видов их хозяйственной деятельности и обострению социальных проблем. Высокий уровень безработицы, труднодоступность получения медицинских услуг, низкая рождаемость, высокий уровень смертности и многое другое создают сложности в жизни малых народов России. В эпоху перестройки существенно сократились возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов. Из традиционного хозяйственного оборота были изъяты большие площади оленьих пастбищ и охотничьих угодий. Ухудшилась экологическая ситуация с используемыми традиционными промыслами реками и водоёмами в местах проживания малых народов. Нарушение традиционного уклада жизни привело к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов. В 2000-х годах ситуация постепенно начала улучшаться, кривая положения малых коренных народов постепенно пошла вверх. В последнее время появляются признаки национального возрождения коренных народов.

Развитие коренных народов всегда находилось под пристальным вниманием руководства страны: и в царские, и в советские времена, когда работал Комитет содействия народностям северных окраин, а позже целый Госкомсевер. В начале XXI века произошел рост этнического самосознания малочисленных народов. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профсоюзы. Воссозданы общины, родовые угодья. Всем этим тенденциям и по сей день оказывается государственная поддержка, в том числе малочисленные народы пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.

За последнее время было очень много сделано для решения проблем малых народов, но несмотря на успехи в этом направлении, остается еще много нерешенных вопросов по улучшения здоровья, уровня, качества и продолжительности жизни малых коренных народов России.

Обеспечить устойчивое развитие малых коренных народов России возможно через развитие следующих направлений:

регулирование правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов Севера к управлению данными территориями;

обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

предоставление земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания малых народов;

помощь малым народам в адаптации к экологическим, экономическим и социальным проблемам, вызывающим стресс;

увеличение объемов жилищного строительства (включая традиционные формы жилища), обеспечение доступности и улучшения качества социальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

организация бесперебойного завоза товаров народного потребления в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малых народов;

повышение качества и доступности транспортных услуг;

обеспечение качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет;

реализация программы оптимизации локальной энергетики, предусматривающей строительство источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественного энергоснабжения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

стимулирование создания новых рабочих мест на территориях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

создание объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах проживания малочисленных народов;

обеспечение эффективного участия малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;

разработка показателей оценки состояния здоровья малочисленных народов и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мониторинг их соответствия среднероссийским показателям;

реализация программы укрепления здоровья малочисленных народов;

поддержка и развитие физической культуры и спорта малочисленных народов Севера;

проведение регулярных профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья малочисленных народов и социально значимых заболеваний;

создание сети консультационных центров телемедицины на базе районных и областных больниц и сети удаленных пунктов телемедицины для получения первичной информации о состоянии здоровья населения;

развитие мобильных форм медицинской помощи и повышение доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малых народов;

рациональное использование земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В перспективе возможно внесение изменений в нормативно-правовые документы, касающиеся добычи представителями малочисленных народов водно-биологических ресурсов, предусмотрев право на такую добычу вне мест традиционного проживания. А также произвести расширение перечня коренных малочисленных народов России.

Проживая в экстремальных природных условиях малые народы сохраняют свой традиционный образ жизни, культуру, языки, делая многонациональный образ России многогранным и неповторимым. Но, даже сохраняя традиционный образ жизни, коренные народы должны идти в ногу со временем.

Далее попробуем ответить на вопрос о возможностях улучшения здоровья и продолжительности жизни малых коренных народов России.

Немного из истории: В начале 1980 гг. рождаемость среди северных народов упала на треть, смертность увеличилась почти в два раза. Продолжительность жизни коренного населения Севера была меньше среднероссийской на 10–12 лет. Высока была смертность от травм, алкоголизма, туберкулеза. Отмечалось резкое ухудшение психического здоровья коренных северян в связи с негативным влиянием на них «цивилизации», научно-технического прогресса (пьянство, алкоголизм, преступность, агрессивность). Неестественные смерти составляют большой процент числа умерших. В 80-х годах каждый второй из числа умерших коренных жителей Севера погиб от бытовых травм, убийств и самоубийств, что в 3-4 раза превышает средние показатели по стране. Средняя продолжительность жизни представителей малочисленных нардов Севера составляет всего 42-46 лет, что значительно меньше, чем по всей России. В 90-е годы смертность начала расти во всех регионах России, но была выше, чем в среднем по стране, среди коренного населения, составляя в среднем за год 15-16 на 1000 населения. В конце 90-х годов более 20 на 1000 и продолжала расти. Уровень материнской смертности превышал общероссийский в два-три раза. Доля умерших в возрасте до 60 лет у представителей коренных народов составляла 70% против 30% в среднем по России. В то же время у аборигенов Севера других стран, в частности Аляски, Гренландии, значительное понижение смертности (опять же особенно младенческой и детской), почти вдвое, происходило в 50-х годах. Это привело в первой половине 60-х годов к увеличению средней продолжительности жизни до 60 лет. То есть в этих странах средняя продолжительность жизни достигла рубежа 60 лет для обоих полов на два с лишним десятка лет раньше, чем у нас. Она росла и в 70-80-е годы, правда, уже не столь быстро. Причем в Гренландии этот рост приостановился с 70-х годов, достигнув 63 лет, в настоящее время продолжительность жизни находится на том же уровне, что связано, в том числе с высоким уровнем самоубийств у эскимосов Гренландии, одним из самых высоких в мире. У аборигенов же Аляски продолжительность жизни в последние годы находится на уровне 69 лет, что на 8 лет меньше, чем у некоренного населения Аляски (российский эскимос в среднем живет 45 лет, эскимос с Аляски — 72 года). К 2000 году ситуация начала коренным образом меняться. В северном регионе с неблагоприятными климатическими условиями население теперь живет заметно дольше, чем в подавляющем большинстве областей Центральной России, благодаря более высокому долголетию мужчин — 64,3 года при средне-российских 58,3.

Тема здоровья коренных малочисленных народов Севера была и остается актуальной в современных условиях. Общеизвестно, что человечество в течение всего периода своего существования находится под постоянным влиянием целого ряда факторов окружающей природной среды – от экологических до социальных. Наряду с индивидуальными биологическими особенностями все они непосредственно влияют на жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге, на продолжительность жизни. Уровень здоровья малых народов можно оценить по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение. Особое место по воздействию на здоровье населения занимает состояние среды жизнедеятельности человека, так как не менее одной трети заболеваний определяется неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Известно, что факторы техногенного характера оказывают негативное влияние на здоровье население, а особенно химические и физические загрязнения окружающей среды.

Здоровье малых коренных народов – это показатель, который отражает комплексное воздействие социальных, экономических, экологических, наследственных, и других факторов. Воздействие неблагоприятных факторов окружающей человека среды приводит к изменению функционального состояния органов в системе организма, к повышению уровня заболеваемости, увеличению числа инвалидов, преждевременному старению и сокращению продолжительности жизни.

Необходимым условием здоровья и благосостояния малых коренных народов является наличие таких важнейших функций окружающей среды, которые, с одной стороны, способны обеспечить человека средствами к существованию, а с другой стороны – поглощать загрязняющие вещества и самоочищаться. В поддержании цикла потребления и восстановления ресурсов эти две функции не только тесно переплетены, но именно они становятся все более уязвимыми и нарушенными в результате нерациональной и активной деятельности человека. В том случае, если эти функции ослаблены, здоровье малых народов будет поставлено под угрозу по причине загрязнения питьевой воды, воздуха, почв, а также вследствие снижения качества и уменьшения количества продовольствия и обострения санитарно-гигиенической обстановки. Повышать уровень жизни коренных малочисленных народов, проживающих на удаленных от центра территориях, возможно при условии учета особенностей социально-экономической ситуации в местах проживания этих народов.

На здоровье коренных народов России также оказывает влияние устойчивое экономическое состояние территории их проживания, развитая социальная инфраструктура, развитая система социальной защиты и обеспечения, занятость населения. Очень важно для малых народов развивать систему активного отдыха, физического развития, оздоровительного туризма. Уделять внимание развитию системы здравоохранения региона и мест проживания малых коренных народов, поднимать уровень санитарной культуры, проводить профилактические занятия по методам гигиенической профилактики. Для здоровья коренных народов также необходимо поддерживать экологическую, продовольственную и ментальную безопасность.

Важно отметить, что на показатели здоровья населения влияют и такие факторы как: доступность медицинских учреждений, оснащенность современным диагностическим оборудованием, квалификация врачей в небольших населенных пунктах и т.п. Также значительное влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Важно организовать качественное медицинское обслуживание в труднодоступных районах, обеспечить рациональное безопасное питание и водоснабжение. Также стоит проводить экологический контроль и экологический мониторинг природной среды и здоровья малых коренных народов России в районах их проживания.

С населением, проживающим далеко от населенных пунктов и центров предоставления медицинских услуг необходимо на постоянной основе проводить плановое взаимодействие на тему здоровья и здорового образа жизни. Не ждать обращения с тем или иным заболеванием в медицинское учреждение, а заранее проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, характерных для региона проживания, возраста и образа жизни.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что здоровье и продолжительность жизни малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока зависит от трех факторов. На 40% – от социально-экономических условий, на 30% – от образа жизни, потребления алкоголя и табака и др., еще на 30% – от качества здравоохранения и профилактики различных заболеваний. Но стоить помнить, что увеличивать необходимо не только продолжительность жизни, но и ее качество. Конечно, стоит отметить и здоровый образ жизни для достижения здоровья и долголетия. Не только отказ от алкоголя и курения, но и активная жизнь, здоровое питание и «позитивный настрой». Выполняя все вышеуказанные рекомендации в этом направлении, мы внесем огромный вклад в улучшение жизни, здоровья, и продолжительности жизни малых коренных народов России.

Разнообразная, многогранная культура коренных малочисленных народов России должна являться предметом особой защиты государства, поскольку даже минимальное вмешательство в их жизнедеятельность может послужить утратой традиционного образа жизни и, как следствие, конституционной идентичности малых народов.

Исходя из общих формулировок в различных законодательных и нормативных документах, культурное наследие малых народов можно описать так. Материальное наследие, к которому относятся как объекты, обладающие исторической, культурной, археологической, религиозной или какой-либо иной ценностью. А также нематериальное культурное наследие, к числу которого обычно относят языки, художественное творчество, традиции, традиционные знания, обычаи, фольклор, духовные убеждения и прочее. По некоторым международным документам в состав культурного наследия входит также и природное наследие, к которому относят охраняемые природные заповедники, культурные ландшафты, исторические парки и сады, другие охраняемые зоны с биологическим разнообразием. Сами коренные народы не классифицируют культурное наследие на научное, духовное, художественное, так как все данные сферы равны и требуют равнозначного уважения и защиты.

Культура коренных народов имеет свои проявления в поведении, языке, системах ценностей, привычках, искусстве, литературе, духовности, церемониях, мировоззрении, традиционных знаниях, обычаях, ритуалах, жилище, одежде, принадлежности к общине, спорте и традиционных играх, нравственных устоях, музыке, инструментах, праздниках, видах экономической деятельности, методах производства, законах и таких традиционных видах деятельности, как охота, рыболовство, звероловство и собирательство. Культуру коренных малочисленных народов, ставшую результатом длительного приспособления к экстремальным природным условиям, можно действительно считать памятником человеческим усилиям. Однако сегодня процессы глобализации и индустриализации представляют угрозу для уникальной культуры малых коренных народов России.

В настоящее время принято и действует значительное количество международных правовых актов, создающих набор международных стандартов в области охраны культурного наследия коренных народов. Основной целью международно-правового регулирования указанных вопросов является обеспечение сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями коренных народов системы ценностей, позволяющей сохранять национальную самобытность этих народов.

Более широкое определение понятия «культурное наследие» содержится в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 Об утверждении основ государственной культурной политики. В законе культурное наследие обозначается как «совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность». Культурное наследие включает материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии ― все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русскую литературу и литературу народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданную в стране уникальную систему подготовки творческих кадров).

К существующим на сегодняшний момент проблемам по сохранению и развитию культурного наследия коренных малочисленных народов можно отнести: разрушение культуры вследствие принудительного переселения из мест традиционного проживания при промышленной разработке. Сложившаяся система самоидентификации представителей малых коренных народов не позволяет их представителям доказать свою национальность, а также свое участие в традиционном природопользовании. Культура коренных малочисленных народов охватывает большую сферу их прав, она неразрывно связана и с местом проживания народов, и с традиционным природопользованием. В то же время развитие нефтегазового и промышленного производства и освоение территорий проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, несомненно, негативно сказываются на их привычной жизни. К проблемам, которые надо решать также можно отнести: неправомерное присвоение и искажение культурного наследия; утрата языка вследствие отсутствия этнического образования; отсутствие эффективной формы объединения для реализации культурных прав. Сохранение культурного наследия для коренных народов во многом связано с защитой территорий их предков – их исконных территорий. Особое воздействие на развитие культурных прав коренных народов оказывает их связь с природой – в этом находит проявление их самобытность, которая определяет способ мировосприятия. Культурное наследие способствует процессам культурного самоопределения и развития отдельных лиц и общин малых коренных народов, в дальнейшем культуру передают будущим поколениям. Культурное наследие также включает традиционные знания и формы культурного самовыражения. Нематериальное культурное наследие коренных народов охватывает в том числе песни, фольклор, сказания, обычаи, ритуалы, традиции, язык, музыку, танцы, спортивные игры, церемонии, праздники, священные места. Охрана культурного наследия коренных народов является одним из направлений устойчивого развития. Культура коренных малочисленных народов является стратегическим ресурсом развития российской экономики, основанной на знаниях, инновациях, творчестве.

В текущих реалиях можно дать такие рекомендации по сохранению культуры и языка малых коренных народов России:

более полно развивать и дополнять электронный Каталог (реестр) объектов нематериального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

проводить постоянную работу по охране культурных объектов малочисленных народов, в том числе их выявление, идентификацию, фиксацию и популяризацию;

совершенствовать целевые программы сохранения, изучения и развития языков коренных малочисленных народов, финансируемых за счет средств регионального и федерального бюджета;

постоянно совершенствовать государственную языковую политику и механизмы ее реализации в отношении коренных малочисленных народов, языки которых находятся под угрозой исчезновения;

содействовать в организации и проведении научных исследований по проблемам сохранения культуры и языков данных народов;

создавать учебно-методические комплекты по изучению языков, литературы и культуры коренных народов;

усовершенствовать подготовку и переподготовку педагогических кадров из числа представителей данных народов;

проводить социолингвистические научные экспедиции в местах компактного проживания малочисленных народов;

реализовывать политику устойчивого развития в отношении коренных малочисленных народов по приоритетным направлениям;

повышать доступ к образовательным услугам коренных малочисленных народов с учетом их этнокультурных особенностей, в том числе путем расширения использования родных языков в образовательном процессе,

увеличивать степень занятости коренных малочисленных народов путем развития и модернизации их традиционной хозяйственной деятельности, содействия предпринимательству и самозанятости;

вести постоянную организацию теле и радиопередач на национальных языках, популяризацию культурного наследия малочисленных народов в средствах массовой информации. Образование и коренной язык представляют собой потенциал сохранения и развития малочисленных народов;

развивать сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малых народов;

более полно изучать родной язык, национальную культуру и основы ведения традиционного хозяйства;

внедрять современные технологии дистанционного обучения. Разрабатывать и издавать учебно-методические мультимедийные учебники, электронные пособия для изучения родных языков и национальной культуры малочисленных народов;

проводить массовые мероприятия национальной культуры: фестивали, выстави, смотры, конкурсы, олимпиады по родным языкам.

Что же касается образования разного уровня для малых народов, то оно нуждается в долгосрочной государственной и негосударственной поддержке, в том числе корпоративной и общественной. Необходимо дополнить учебные программы различными курсами, позволяющими получить знания о специфике каждого региона. Проводить работу по взаимодействию вузов с компаниями, участвующими в освоении месторождений и др. проектов в местах проживания малых народов. В перспективе необходимо расширять подготовку специалистов по отраслям, связанным с традиционной жизнедеятельностью коренных этносов. Учебные заведения, ведущие профессиональную подготовку, должны учитывать необходимость расширения новых социально значимых образовательных направлений (медицинским навыкам, социальной работе, педагогической подготовке, управленческим компетентностям, IT-технологиям и другим).

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока стремится осваивать современные технологии, жить в ногу со временем. Нельзя сейчас жить только по законам и обычаям предков малых народов. Многие посторонние люди считают, что коренные народы должны жить в чумах, в ярангах, ловить только традиционными орудиями лова и не пользоваться современными благами цивилизации. Конечно, это неправильно. Устойчивое развитие любого народа основывается и на освоении современных ресурсов. Многие представители малых коренных народов сейчас осознают свою национальную и этническую принадлежность, чтят заветы и обычаи своих предков, но несмотря на все это они живут в больших городах, получают образование и пользуются всеми современными благами цивилизации. Находясь в разных частях света представители малых коренных народов соблюдают свои обычаи и традиции. Очень важно сохранять преемственность культурного наследия, это способствует сохранению культурной идентичности малых народов, и, как следствие, ведет к сохранению самой культуры малых коренных народов России. Только общими усилиями и сообща, комплексно решая данную задачу, мы можем сохранить, преумножить и передать потомкам культуру и языки малых коренных народов России.

Положение дел в экономике коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ оставляет желать лучшего.

Традиционное хозяйство весьма специфично. Включение его в рыночные отношения осуществляется весьма болезненно. Причины этого кроются в условиях и особенностях традиционной деятельности малых народов. К ним относятся: комплексность традиционного хозяйства; хозяйствование на основе присвоения готовых биологических продуктов природы; невысокий технологический уровень производства; ориентированность на высокий уровень внутрихозяйственного потребления продукции; приверженность к коллективным формам организации хозяйственной и общественной жизни; дисперсность расселения; безотходность, экологическая чистота традиционного хозяйства.

В основном у малых народов производителем продукта выступает сама природа. Она дает различные виды дикоросов (ягоды, грибы), рыб, морских зверей, промысловых животных, птиц, оленей. Они берут эти уже готовые продукты природы и не хотят участвовать в их создании (производстве). В таком подходе создается ограниченность деятельности и ее роста, поскольку производителем продуктов является природа, а роль человеческого фактора весьма ограничена. Малый технологический уровень, задействованный в бизнесе малых народов, также дает мало шансов на конкурентоспособность и рост экономики. Традиционное хозяйство малочисленных народов больше ориентировано на внутреннее потребление внутри семьи или общины, а нацеленность на внешнее потребление и дальнейшую реализацию их продукции в целом отсутствует. Традиционный характер производимой продукции, малая степень готовности и рыночной стоимости реализуемой продукции, высокий уровень транспортных затрат предопределяют низкую рентабельность или убыточность многих начинаний в большинстве районов Крайнего Севера. Изменение ситуации возможно за счет бизнес интеграции производителей и переработчиков продукции, и государство должно поддерживать все начинания в этом направлении.

Можно отметить, что специфика естественных условий хозяйствования в традиционной сфере ставит ряд ограничений по расширению производства и выпуску новых видов продукции, по применению техники и совершенствованию систем ведения и форм организации производства. В этих условиях возникают большие сложности адаптации традиционного хозяйства малых народов к рынку, к постоянно меняющимся условиям работы в конкурентной среде. Из-за этого может быть сокращение сферы традиционного хозяйствования и предпринимательства в ней, и, как следствие, это ведет к проблеме занятости дееспособного населения и вызывает отток населения в административные и хозяйственные центры районов с трудоустройством в них.

Есть и успехи в данном направлении. Теперь большинство коренных малочисленных народов России, которые живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — в регионах, где активно осваивают природные ресурсы, будут получать от ресурсодобывающих компаний возмещение убытков. Постановление (от 18 сентября 2020 года №1488) об этом подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. До этого убытки коренным народам возмещались индивидуально, и этот процесс не был отрегулирован. В соответствии с новым Постановлением ресурсодобывающие компании будут возмещать убытки, причинённые коренным малочисленным народам России, на основании особого соглашения. Такое соглашение заключается между организацией и региональным советом представителей малочисленных народов по инициативе одной из сторон. При его подготовке разрешается привлекать специалистов для проведения исследовательских работ. По согласованию сторон в документ могут быть включены положения о возмещении вреда, причинённого имуществу граждан, реального ущерба и упущенной выгоды. Проект соглашения подлежит общественному обсуждению, по итогам которого составляется свод замечаний и предложений и направляется сторонам на рассмотрение. В течение пяти дней после заключения соглашения совет представителей малочисленных народов информирует об этом региональное правительство, и оно публикует документ на своём официальном сайте. Как уже отмечалось выше, ранее убытки коренным народам возмещались в индивидуальном порядке, порядок оформления соглашений не был отрегулирован.

Большинство коренных малочисленных народов России живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке – то есть в регионах, где активно осваиваются природные ресурсы. Там, в том числе добывают углеводороды, золото, серебро, алмазы, платину, чёрные и цветные металлы. Такая деятельность сопровождается отчуждением территорий и негативно сказывается на привычном укладе жизни местного населения. Вышеупомянутое Постановление премьер-министра позволит обеспечить право коренных народов на возмещение полученных в связи с этим убытков.

Освоение ресурсов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов вносит разбалансировку их традиционного уклада жизни. С другой стороны все более нарастает взаимный диалог малых народов и различных добывающих компаний, ведущих свой бизнес в местах их территорий. Имеются случаи, когда сдерживается (искусственно ограничиваются) родовые угодья (особо охраняемые территории), данные действия местными властями объясняются как необходимостью развития экономики региона, в пределах которого есть территории традиционного природопользования. Малым народам предоставлено право принимать участие в принятии решений по вопросам защиты традиционной среды обитания, образа жизни и возмещения ущерба. Но в реальной практике, так как коренное население не имеет юридических прав собственности на землю, на которой оно осуществляет традиционное хозяйствование, бизнес не считает себя обязанным получать их согласие на вовлечение этих земель в промышленное освоение. Существуют проблемы порядка определения национальной принадлежности малых народов, земельных отношений и допуска к возобновляемым природным ресурсам. Также необходимо доработать вопрос – земля для традиционного природопользования и порядок её изъятия для промышленных нужд с обеспечением экологической и этнологической безопасности, возмещением убытков малочисленным народам в результате нанесения ущерба, упорядочением взаимодействия компаний-недропользователей с коренным населением территорий, а также обеспечением адресности льгот и преференций.

Ранее Президент РФ Владимир Путин подписал пакет федеральных законов о системе преференций в Арктике. Согласно принятому закону «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» российская Арктика становится специальной экономической зоной с широким набором налоговых льгот и неналоговых преференций для бизнеса. Закон предусматривает ряд преференций для резидентов Арктической зоны: налоговые послабления, возмещение части расходов по уплате страховых взносов, а также налоговый вычет из НДПИ в объеме осуществленных инвестиций в инфраструктуру. Пакетом законов также предусмотрены меры по развитию и защите традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, проживающих в Арктике.

Также разрабатывается программа государственной поддержки хозяйственной деятельности малых коренных народов Севера. Программа будет разработана до конца 2020 года, разработку ведет Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК ДВиА) с участием субъектов Российской Федерации и ассоциации коренных малых народов севера.

На основании вышеизложенного можно определить основные приоритетные направления для дальнейшего развития малых народов, часть которых уже реализуются на практике:

обучение традиционным промыслам, развитие традиционных художественных промыслов, ремесел, организация сувенирной мастерской включая изготовление сувенирной продукции, а также содействие их продвижению на внутреннем и внешнем рынках;

создание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий, создание производств пищевой и сельскохозяйственной продукции и экспорта такой продукции;

вовлечение женщин и молодежи, создание новых рабочих мест;

расширение налоговых льгот и неналоговых преференций для бизнеса малых народов;

расширение транспортно-логистических услуг и содействие формированию рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности;

поддержка форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов, направленных на повышение эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, включая развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга;

упрощение порядка и процедуры получения лицензий для осуществления малочисленными народами Севера охотничьего промысла в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Совершенствование практики реализации льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

обсуждение вопроса сосредоточения снабжения коренных народов продовольственными и промышленными товарами в руках государства (не отдавать полностью снабжение в руки частных структур);

привлечение специалистов для регулирования взаимоотношений малых коренных народов с добывающими корпорациями и компаниями, осуществляющими масштабную добычу минеральных и топливно-энергетических ресурсов в пределах территорий малых народов;

постоянное повышение статуса ассоциаций малых коренных народов, (реальное представительство этих народов в различных ветвях законодательной и исполнительной власти);

комплексное продвижение интересов малых народов на федеральном уровне исполнительной и законодательной власти;

координация действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития малых народов;

обеспечение эффективного участия коренных малочисленных народов в достижении своего устойчивого развития;

развитие туризма и экологического туризма с участием представителей малочисленных народов и вовлечение в этот бизнес коренного населения с организацией туристических маршрутов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

создание адаптированные для малых народов бизнес проектов, что активизирует престиж традиционных занятий и поможет решить проблему занятости представителей малых народов;

совершенствование процедуры предоставления малочисленным народам Севера участков для осуществления рыболовства и охоты;

постоянное ведение переговоров с федеральной и местной администрацией по государственному заказу на продукцию оленеводства и других традиционных занятий народов Севера в местах их компактного проживания.

В направлении развития малых народов необходимо постоянно добиваться устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в новых рыночных условиях. Стимулировать развитие предпринимательства и малого бизнеса среди малых народов. Обеспечить малым народам доступ к финансовым ресурсам в виде кредитования или грантов. Содействовать экономическому развитию хозяйствующих субъектов. Поддерживать альтернативные источники доходов для коренных народов, направленные на развитие местной экономики, с учетом экономического, духовного и экологического баланса и сложившегося менталитета малых народов в местах их проживания.

Очень важен симбиоз бизнеса и коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Малые народы должны быть вовлечены в сам процесс того или иного бизнеса. К примеру, поставлять продукцию традиционного промысла (рыбу, оленину или продукцию из своих охотничьих участков) для внутренних нужд и жизнеобеспечения нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, находящихся на территории их проживания. Компаниям, в свою очередь, стоит на постоянной основе вести работу по разработке программы мероприятий по подготовке специалистов основного и вспомогательного производств из жителей районов Крайнего Севера, чтобы заменить часть приезжающих в эти места вахтовиков на местных жителей. Это же касается и других крупных коммерческих компаний, ведущих свой бизнес на землях проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Компании же при желании могут оказывать помощь малым народам в развитии социально-бытовой инфраструктуры в местах их проживания.

В последние годы на развитие различных направлений экономики малых коренных народов выделяются денежные средства как из федеральных бюджетов, так и региональных. Проект федерального бюджета РФ на 2020 — 2022 годы предполагает увеличение финансирования подпрограммы «Коренные малочисленные народы Российской Федерации». В 2020 году на финансирование подпрограммы выделено порядка 61,1 млн. рублей, в 2021 году — 41,1 млн. рублей. Увеличение финансирования связано с оказанием содействия в участии коренных малочисленных народов РФ в решении вопросов государственного и местного управления. В рамках мероприятий «Повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предполагается увеличение финансирования в связи с предоставлением субсидий на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов.

Перед коренными малочисленными народами России стоит множество важных задач, связанных с сохранением их здоровья, с разрешением сложнейших социальных и экономических проблем, спасением доставшейся им в наследство от предков традиционной культуры. При этом стратегической целью является достижение устойчивого развития. Государству необходимо продолжать поддерживать все начинания малых коренных народов для сохранения традиционной для того или иного северного этноса сферы деятельности.

У малых коренных народов существует ряд проблем, требующих пристального изучения и дальнейшего решения. Одна из них – изъятие земель традиционного природопользования и ухудшение состояния природных комплексов в результате техногенного воздействия. Данный аспект был подробно рассмотрен в предыдущей главе. Другая, не менее важная проблема малых народов – нарастающее в последнее время воздействие различных климатических, техногенных, антропогенных факторов.

Сюда можно отнести: истощение пастбищ, нарастание техногенной и антропогенной нагрузок, отчуждение богатых ягелем земель, повреждение растительного покрова тундры тракторами и вездеходами, разливы горюче-смазочных материалов и взрывные работы. Климатические факторыоказывают существенное влияние на изменение маршрутов миграции животных и их дальность, это создает свои трудности для жизнеобеспечения малых народов. Вылов малыми коренными народами рыбной продукции также имеет свои трудности: это промышленное освоение различных акваторий, бурение, дноуглубительные и намывные работы в акватории, отгрузка нефтепродуктов, ледокольные проводки – все это оказывает серьезное влияние на продуктивность районов традиционного лова. В условиях воздействия различных антропогенных, климатических и техногенных факторов на коренные народы, среду их обитания и традиционного хозяйствования очевидна необходимость принятия комплекса различных мер: социального, правового и экономического характера, направленных на обеспечение жизнедеятельности и сохранения малых коренных народов России. В этом направлении также необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы.

Хорошим вариантом организации природопользования во многих регионах в современных условиях, с учетом зарубежного опыта, по мнению многих исследователей, может являться совместное управление ресурсами. Это система мер, выработанная в результате соглашения между правительственными структурами и представителями различных групп пользователей биоресурсами, включая малые народы. Основная идея совместного управления заключается в интеграции двух подходов к управлению ресурсами: научного знания и традиционного.

Некоторые рекомендации, которые можно дать для решения экономических проблем, связанных с воздействием различных климатических, техногенных, антропогенных и других факторов:

учитывая климатические изменения – организовать более точечный характер финансирования и льготного кредитования для представителей малых коренных народов, занимающихся оленеводством, рыболовством, охотой и другими видами традиционного хозяйствования;

для баланса экосистемы очень важно привлекать представителей малочисленных народов к участию в охране объектов животного и растительного мира в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

привлекать уполномоченных представителей малочисленных народов к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

сохранять гарантию прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

комплексно решать задачи социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов;

признать значение земли, других природных ресурсов, включая биологические, для благополучия окружающей природной среды как основы традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

рационально использовать земли и другие природные ресурсы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

признавать права коренных малочисленных народов на приоритетный доступ к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, к биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

А также:

участие представителей и объединений коренных малочисленных народов в принятии решений по вопросам, затрагивающим их права и интересы, при освоении природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

возмещение ущерба, нанесенного исконной среде обитания, традиционному образу жизни и здоровью коренных малочисленных народов;

повышение качества жизни коренных малочисленных народов путем строительства жилья, объектов связи, инфраструктуры и т.д;

реализация этнокультурных прав коренных малочисленных народов;

реализация хозяйственных прав коренных малочисленных народов;

корпоративная социальная ответственность промышленных компаний, ведущих разработку природных ресурсов;

совершенствование механизмов взаимодействия неправительственных организаций (НПО) коренных малочисленных народов с органами государственной власти, промышленными компаниями;

международное сотрудничество в сфере защиты прав и развития коренных малочисленных народов.

В условиях интенсивного расширения промышленного использования природных ресурсов в местах проживания и традиционного природопользования коренных народов, назрел экологический кризис, что ставит под угрозу исчезновения редких видов животных, уничтожения уникальных экосистем. А данные ресурсы и земля имеют особое значение для коренных народов в вопросе их выживания.

Осознание этих проблем и поиск их решения создает комплексную работу по сохранению и развитию малых коренных народов России.

Есть и общемировые проблемы, которые касаются малых коренных народов. Вот основные: разрушение озонового слоя, загрязнение мирового океана, загрязнение воздуха, уничтожение лесов, опустынивание, уменьшение биоразнообразия, истощение природных ресурсов, и многие другие. Мы видим что проблем, с которыми столкнулся наш мир, довольно много. Но главная причина одна. Это потребительское отношение человека к нашей планете, ее ресурсам, к живым существам ее населяющим и, конечно же, друг к другу. Все эти проблемы надо решать только комплексно при условии изменения вектора нашего сознания в сторону восприятия Земли как нашего общего дома, как единого живого организма. Именно это лучше всего понимают малые коренные народы. Но надо помнить, что также большую угрозу представляет глобальное потепление климата, которое вызывает активное таяние ледников, истончение морского арктического льда. В результате многие виды арктических животных, птиц и растений оказываются на грани исчезновения. Дожди в низких и высоких широтах становятся более частыми и обильными, а в тропических и субтропических — напротив, климат становится более засушливым. Баланс нашей общей экосистемы нарушается, по всему миру отмечаются частые наводнения, засухи и ураганы.

Только используя комплексный подход и сообща можно начинать шаги по решению всех описанных проблем. Стоит отметить, что глобальные проблемы и происходящие изменения в планетарном масштабе не менее чем рядовые социальные, а иногда и более влияют на жизнь малых коренных народов.

Вступившие в силу изменения в Конституции РФ внесли долгожданное законодательное определение в статус коренных малочисленных народов. В поправках в Конституцию заложен глубокий смысл, актуальный для всех малочисленных народов и этнических групп. Внесенные в Конституцию изменения сосредоточены на сохранении прав, самобытности коренных народов России, благодаря поправкам в Конституцию РФ гарантии прав коренных малочисленных народов приобрели конституционный статус. Закрепление в Конституции пунктов, связанных с защитой культурной самобытности гарантирует исключение любых посягательств и уважение к культуре всех малых коренных народов и этногрупп, проживающих на территории России. Новые поправки закрепляют нормы, гарантирующие сохранение языка и культуры народов России, они крайне важны для всех коренных народов нашей страны.

Здоровье и продолжительность жизни малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока зависит от трех основных факторов. На 40% – от социально-экономических условий, на 30% – от образа жизни, потребления алкоголя и табака и др., еще на 30% – от качества здравоохранения и профилактики различных заболеваний. Нестабильная ухудшающаяся экологическая ситуация ведет к нарушению традиционного уклада жизни и, как следствие, к развитию целого ряда заболеваний и патологий среди представителей малочисленных народов. Высокий уровень безработицы и труднодоступность получения медицинских услуг также создают сложности в жизни малых народов России. Образ жизни малых народов еще далек от идеального – до сих пор имеет место большое потребление алкоголя и табака. Сохранение здоровья и продолжительности жизни малых народов возможно через улучшение социально бытовой среды, а также помощь в адаптации к экологическим, экономическим проблемам. Также очень важно раннее выявление нарушений состояния здоровья малочисленных народов и социально значимых заболеваний. Необходимо создать сеть консультационных центров телемедицины на базе районных и областных больниц, сеть удаленных пунктов телемедицины для получения первичной информации о состоянии здоровья коренных малочисленных народов. Организовать мобильную форму медицинской помощи и повышать доступность экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малых народов. Стоить помнить, что увеличивать необходимо не только продолжительность жизни, но и ее качество. В этом направлении остается еще много нерешенных вопросов, которые предстоит решать в самое ближайшее время.

Особо остро стоит проблема по сохранению культуры и языка малых коренных народов России. Многогранная культура коренных малочисленных народов России должна являться предметом особой защиты государства, поскольку даже минимальное вмешательство в их жизнедеятельность может послужить утратой традиционного образа жизни и, как следствие, конституционной идентичности малых народов. Очень важно обеспечить сохранение в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями коренных народов системы ценностей, позволяющей сохранять национальную самобытность этих народов. Необходимо как сохранять культуру, язык и историю предков, так и идти в ногу со временем. Очень важно соблюдать преемственность культурного наследия, это способствует сохранению культурной идентичности малых народов, и, как следствие, ведет к сохранению самой культуры малых коренных народов России. Только общими усилиями и сообща, комплексно решая данную задачу, мы можем сохранить, преумножить и передать потомкам культуру и языки малых коренных народов России. Это направление, которое также требует особого внимания и усилий.

Для развития экономики и бизнеса малых коренных народов России необходимо помогать им встроиться в уже существующий поток среднего и крупного бизнеса, работающего в регионе проживания малых народов. В ведении бизнеса не замыкаться только на традиционных видах деятельности малых народов, а организовывать бизнес проекты согласно новым реалиям и существующей экономики региона проживания. Сделать упор на создание мелких и средних производств по переработке продукции из мест проживания с конечной цепочкой реализации по всем регионам Российской Федерации. И в этом направлении нужна координирующая роль государства. И конечно льготные кредиты и лизинг для открытия бизнеса малых народов. Важно понимать, что из-за специфики сложных климатически и географически регионов проживания малых народов, все начинания в этом направлении должно поддерживать государство в лице того или иного ведомства.

Большую опасность для малых народов представляет собой изменение климата, а также нарастающее в последнее время воздействие различных техногенных и антропогенных факторов. Это ведет к ухудшению состояния природных комплексов. В условиях интенсивного расширения промышленного использования природных ресурсов в местах проживания и традиционного природопользования коренных народов, назрел и экологический кризис, что ставит под угрозу исчезновения редких видов животных, уничтожения уникальных экосистем. А данные ресурсы и земля имеют особое значение для коренных народов в вопросе их выживания. Осознание данных проблем и поиск их решения означает комплексную работу по сохранению и развитию малых коренных народов России.

Малые коренные народы стараются по максимуму быть встроены в современные условия жизни. Они пользуются всеми благами цивилизации. Мобильная связь, интернет с FiWi раздачей, современные снегоходы, автомобили класса джип с повышенной проходимостью, легкие современные моторные лодки, и многое другое. Используя все новшества современного мира, коренные народы в своем духе и разуме остаются верны верованиям и традициям предков. Все это создает креативную современную мозаику настоящего проживания малых коренных народов России.

Но главная причина вышеописанных проблем одна – это потребительское отношение человека к нашей планете, ее ресурсам, к живым существам ее населяющим и, конечно же, друг к другу. Только сообща и вместе возможно противостоять новым вызовам и угрозам не только социальным и экономическим, но и климатическим, техногенным, антропогенным. По этим и многим другим проблемам необходимо постоянно вести диалог на международном уровне, взаимодействовать с различными международными организациями в плане выработки и реализации общей политики по решению проблемных вопросов. Обмен международными практиками работы с коренным населением позволяет более грамотно выстраивать работу по улучшению жизнедеятельности малых коренных народов. За последнее время мы видим положительную динамику в развитии малых коренных народов. Были получены значительные результаты в улучшении ситуации и решении многих проблем и задач. Но расслабляться пока рано, так как остается много нерешенных вопросов, которые, безусловно, решать нужно сообща, опираясь как на международный опыт, так и на динамику ситуации внутри страны.

Только использую комплексный подход и сообща можно предпринимать шаги по решению всех описанных проблем. Несмотря на многие успехи в решении задач малых коренных народов, есть и остаются много проблем, которые предстоит решать в ближайшее время. Решение таких проблем возможно только через сплочение, объединение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в единый организм малых народов России. При решении глобальных проблем упор должен быть на комплексный подход и постоянное взаимодействие малых коренных народов как с федеральной исполнительной и законодательной властью, так и на международное сотрудничество с ведущими мировыми организациями по данной проблематике. Важно исправить потребительское отношение человека к нашей планете, ее ресурсам, к живым существам ее населяющим.

В любом случае, путь в тысячу шагов начинается с одного шага, и этот шаг уже сделан.


Артур ЦАПЕНКО,
Собкор «РА NY» в Москве.
Владимир ЧЕРНЫЙ, Вице-президент Фонда защиты конституционных прав коренных малочисленных народов России.
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх