НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Крушение телескопа Аресибо и мировой разум

https://radio316.org/

https://radio316.org/

Астрономический мир неожиданно спокойно воспринял известие о разрушении самого большого, в свое время американского радиотелескопа Аресибо (диаметр антенны 300 метров), расположенного в Пуэрто-Рико.

То, что там не все в порядке, было известно еще летом этого года. Излучатель и вообще вся приборная часть телескопа весом в 820 тонн были подвешены на 18 тросах, крепящихся к трем мачтам. И вот 10 августа 2020 года один трос лопнул, своим концом он пушечным снарядом ударил по «зеркалу» телескопа ( набранного из десятков тысяч полированных алюминиевых пластин), и пробил в зеркале телескопа дыру длиной около 30 метров.

7 ноября произошёл разрыв второго из основных стальных поддерживающих тросов телескопа, который своим ударом разрушил другую часть зеркала. Тогда же эвакуировали весь персонал. Телескоп остался один на один с законами сопромата.

19 ноября Национальный научный фонд (NSF) объявил о закрытии главного радиотелескопа в обсерватории Аресибо. Сотрудники затаились. Все ждали неизбежного.

1 декабря один за другим оборвались оставшиеся 4 троса правой башни. NSF сообщил об обрушении 820-тонной конструкции с приёмной аппаратурой на зеркало телескопа, что привело к полному разрушению последнего.

Все было кончено.

Посмотрите ролик, на котором все отлично видно. И понятно, что камеры, кроме обзорных, были установлены именно у места крепления тросов на этой башне, там, где ранее уже оборвались два из шести тросов. То есть, заранее знали, что и они оборвутся.

О необходимости замены тросов (по очереди) было известно давно. Но никто из научного фонда США и не думал выделять средства на ремонт.

Почему? Кто виноват? Виноваты инопланетяне. Но привлечь их невозможно, ибо их как бы нет.

Сразу сообщу свой вывод из всей этой многомесячной истории: телескоп никто и не хотел спасать. Он был не нужен, он не оправдал своего главного предназначения – установления контактов с инопланетянами. Он, конечно, много чего понаоткрывал попутно, но это сделали бы и без него. А вот самого главного – дружбы с инопланетчиками не случилось. Более того, и не могло случиться.

Чтобы вывод и вся история стала яснее – немного хронологии.

Фрэнк Дрэйк (Frank Drake) и Карл Саган после своих воодушевляющих публикаций в конце 1959 года, в 1960 году пробили финансирование проекта SETI (Search for Extra Terrestrial Intelligence) – Поиски Внеземных Цивилизаций. Тогда же и начался строиться радиотелескоп Аресибо.

Конечно, эти цивилизации не находились в пределах солнечной планетной системы. Откуда им тут быть? Тут и наша-то собственная под вопросом. Другие – только там, в космической дали. Звезд сотни миллиардов, да что там, сотни, тысячи триллионов (только в Галактике – 150 миллиардов), и планетные системы распространены. Пусть только 1 процент звезд имеет планеты землеподобного типа, и пусть только на 1 проценте из них есть жизнь, и еще на одном проценте – разумная жизнь, – все равно только в нашей Галактике не менее 150 тысяч цивилизаций! А на самом деле, конечно же, больше. Для поимки сигналов, как уже было сказано, был построен большой радиотелескоп Аресибо, смонтированный в карстовой воронке потухшего вулкана Пуэрто-Рико. Начали его строить как раз в 1960 г. а завершили 1 ноября 1963 года.

Начали щупать небо на частоте межзвездного водорода 21 см. Как бы с извинением: мы знаем, что вы давно нам сигналите, да мы вот только дозрели, скоро примете и от нас весточку.

Пусть вероятность разумной жизни на других планетах даже одна тысячная от всех планет, все равно в сумме будет много цивилизаций, давно ищущих друг друга. Да, и конечно, давно нашедших. А сейчас и мы подсоединимся в «Великое кольцо». В конце октября 2020 года ученые подсчитали общее число возможно обитаемых экзопланет в галактике Млечный путь, их число составляет около 300 миллионов. Надежно пока установлено около 300. Это из 4 тысяч всего пока обнаруженных в нашей Галактике экзопланет(в реальности их, конечно, на порядки больше). Сколько в других галактиках не известно, но примерно столько же. Во всей Вселенной смело можно говорить о сотнях маллиардов, а то и о триллионах планет земного типа.

Начиная с 1963 года улавливали сигналы. Годы шли, деньги уходили, сигналы не приходили.

Большой физик Энрико Ферми поразился этому обстоятельству. Дело в том, что еще в 1950 году, сидя за обедом, он высказал гипотезу о том, что если технологические цивилизации распространены и хотя бы умеренно долговечны, то наша галактика должна полностью быть заселена. И маленькие «зеленые человечки» должны шнырять также часто, как тараканы.

В любом случае, как только мы начнем их искать, они тут же появятся. А они – не появлялись. В этом и состоит парадокс «Великого молчания Вселенной» Ферми.

Сам Ферми и его друг Карл Саган попытались этот парадокс решить так:

  1. Внеземные цивилизации существуют, их уровень близок к нашему, но они более склонны наблюдать, выискивая чужие сигналы, чем подавать свои.
  2. Внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком низок, чтобы связаться с нашей цивилизацией.
  3. Внеземные цивилизации существуют, однако уровень их развития слишком высок, чтобы связываться с Земной цивилизацией.
  4. Внеземная цивилизация не контактирует с Земной по причине отсутствия интереса к нашей цивилизации, вследствие отсталости наших принципов.
  5. Внеземные цивилизации существуют, контакт возможен и состоялся, однако заинтересованные влиятельные силы внутри нашей цивилизации скрывают факт контакта.
  6. Внеземных цивилизаций просто не существует: по каким-то причинам человечество — уникальное явление; либо по каким-то причинам цивилизации достаточно быстро гибнут сами собой — например, в результате войн, природных, экологических или социальных катастроф;
  7. Внеземные цивилизации существуют, но расположены в удалённых частях Вселенной, и из-за огромных расстояний контакт с ними невозможен;


В это же время немецкий физик и астроном фон Хорнер (Hoerner, Sebastian von, 1919-2003) высказал следующие четыре соображения по поводу Великого молчания космоса:

1) полное уничтожение жизни на планете (через довольно короткий промежуток времени);
2) уничтожение только высокоразвитых существ;
3) психическое или физическое вырождение;
4) потеря интереса к науке и технике

Комбинируя эти причины в разных пропорциях и с разными вероятностями, фон Хорнер получил для среднего расстояния между цивилизациями величину в тысячу световых лет. Из его вычислений следовало, что наиболее вероятный возраст цивилизации, с которой мы установим первый контакт, равен 12000 лет.

Вероятность первого контакта с цивилизацией в той же фазе развития, что и земная, составит всего 0,5% – это столь мало, что можно пренебречь.

Расстояние между цивилизациями в 1000 световых лет навевало сильную тоску. Это означало не только бессмысленность каких-то полетов на «другие миры», но даже просто всякий обмен информацией. Сие означало бы, что ответ на наш вопрос придет через 2000 лет. А если мы поймали из эфира их вопрос, то он был отправлен 1000 лет назад, они же получат наш ответ еще через 1000 лет. Никакого интереса такой разговор иметь не будет

30 лет поводили радиоухом, направленным в разные точки Вселенной. Ничего, кроме космического шума. Или всплесков в разных диапазонах электромагнитного излучения, фонового шума и прочих сигналов вполне естественной природы. Под самый конец эпопеи, в мае и июне 1999 года, за американские деньги в рамках программы уже не только SETI, но METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence – передача посланий внеземным цивилизациям) с 70-метрового планетного радиолокатора в Евпатории были проведены сеансы радиовещания общей длительностью 960 минут. Послание направили в созвездие Лебедя, на звезду HD 186408.

Это двойная звезда, одна из них, побольше, возрастом более 9 миллиардов лет, второго поколения, в два раза старше Солнца. К тому же примерно такой же массы и спектрального класса. Более того, там обнаружена планетная система, по крайней мере, одна планета в 1,6 раза массивнее Юпитера.

Стало быть, можно было предполагать, что поближе к той звезде есть планеты земного типа. А так как времени на той «земле» прошло более чем достаточно, то тамошняя разумная жизнь заждалась свидания с нами. И время их почти истекло, ибо срок жизни звезд типа Солнца как раз и есть 9 миллиардов лет. Не ровен час.

И еще расстояние… До звезды Cygni B 70, 5 световых лет. Стало быть, сигналу осталось туда лететь 50 лет. И, если ответят, 70 лет обратно. Итого, в 2130 году можно ждать ответа. Если к тому времени не забудут, о чем речь. Только вряд ли ответ придет. Тамошний Юпитер имеет очень большой эксцентриситет орбиты, планета то подлетает к своей звезде ближе, чем наша Венера к Солнцу, то уходит дальше раза в три, чем Марс. Остальные планеты , если они там и есть, летают примерно по таким же эллипсам.

Такие турецкие бани никакой жизни не способствуют. Да и вообще, двойные звезды – совсем не те системы, где может возникнуть жизнь. Орбиты тамошних планет слишком не стационарны. Двойных же звезд в галактике подавляющее большинство.

Вообще, чем больше проходит времени, тем яснее становится, что жизнь во Вселенной – очень редкий цветок. Разумная – сверхредкий.

Раньше правительство СССР и США давали деньги на уловление сигналов от братьев по разуму, на проведение конференций SETI. Это ж какой будет профит для военного дела, если мы получим сведения об оружии от более развитой цивилизации, чем наша! Вот тогда уж точно станем властелинами мира!

Какой слет мысли проходил в сентябре 1971 года в Бюракане: два лауреата Нобелевской премии, в том числе Чарлз Таунс, выдающийся физик и астрофизик, астрономы Саган, Моррисон, Дрэйк, известные своими пионерскими работами по проблеме внеземных цивилизаций. Прибыли историк О’Нил, кибернетик Минский и этнограф профессор Ли, который много времени прожил среди бабуинов, так что ему была нестрашна встреча ни с какой чужой цивилизацией.

Со стороны СССР участвовали самые видные астрономы, среди них Шкловский и Амбарцумян. Как мгновенно были изданы труды конференции, выходили книги и телепередачи! Книга «Проблема CETI (связь с внеземными цивилизациями)». М., 1975 многого стоила.

Потом была последняя конференция, последняя весточка, как свет умершей звезды:

Третья советско-американская конференция SETI.

Калифорнийский университет, Санта Круз, Калифорния.

5-9 августа 1991 г. Участвовали 46 представителей от США, 13 от СССР и 1 от Аргентины.

Организаторы: Калифорнийский университет Санта Круз, Институт SETI (CША), Совет Интеркосмос, Научный совет по радиоастрономии (СССР). Научный оргкомитет: Джилл Тартер (США) и Николай Кардашев (СССР).

Да, это была последняя вспышка. Больше никаких экспериментов, никаких конференций. SETI догорает на последнем подсосе, просто жаль расставаться с мечтой, и ее держат как «овощ» на искусственном дыхании.

Осознание бессмысленности поиска и контактов со внеземными цивилизациями привело к тому, что она перешла в разряд ненаучных. В разряд фэнтези, комиксов, компьютерных игр.

В День Колумба 1992 года Конгресс США по просьбе НАСА закрыл финансирование программы поиска внеземных цивилизаций (SETI). Бюджет не выдерживал.

Не будет больше ни поиска, ни посылки сигналов, ни научных совещаний.

Возникнет нечто вроде запрета Паули, вот такой постулат: во Вселенной не может находиться две цивилизации сходного типа, между которыми из–за приемлемого расстояния могли бы возникнуть осмысленные контакты.

В конце концов, любая цивилизация, достигшая нынешнего земного уровня придет к тем же соображениям: мы находимся на таких расстояниях, что нет никакого смысла ни искать сигналы, ни, тем более, отправлять их. Но цивилизация, которая молчит, означает абсолютно тоже самое, что и ее отсутствие. Еще раз: не имеет значения, есть или нет иных цивилизаций. Их существование равно их несуществованию.

Умудренность опытом не всегда благо. Люди, которых я видел в доме престарелых, не общались друг с другом. Проблем больше нет, ответы не интересны, рассказ о себе бессмыслен. Живут потухающим внутренним миром. Многознание цивилизации может быть такого же типа. Не наступает ли усталость и дряхлость мира, finis mundi, конец света?

А телескоп Аресибо все еще жил. Что-то там открывал. После него появился китайский радиотелескоп с диаметром антенны 500 м., продолжает работать русский в Зеленчукской обсерватории с эффективным диаметром 600 м. Но они уже не занимаются поисками внеземных цивилизаций. Да и вообще теперь не нужны такие монстры – просто линиями связи соединяют много радиотелескопов обычных размеров и они совместно работают как один большой.

Напоследок: вот что могли сделать руководители Аресибо для его спасения? Ничего не могли. Главный финансовый поток для контактов с внеземным разумом давно перекрыли. Время подточило металл тросов усталостью. Надо менять. Это большие затраты. Зачем? Но, если закрыть телескоп административным способом – издать приказ о ликвидации – начнутся крики, петиции, демонстрации: как это вы хотите угробить гордость американской науки? История вас проклянет. Перед глазами стоял опыт затопления русской космической стации «Мир». Там все время были какие-то протечки воздуха, нарушалась герметичность. Поддерживать ее «на плаву» стало слишком накладно, а проку мало. Вот и снизили ее в верхние слои атмосферы, где она частично сгорела, частично рассыпалась, а останки упали в Тихий океан. Начались вопли: да как вы могли! Это гордость советской и русской космонавтики. Вы – преступники!

Насовцы и фонд науки США вовсе не хотели таких криков. Потому и была принята описанная стратегия: мы ни при чем, все дело в неподконтрольной нам стихии. Напал ураган, он оборвал один трос. Потом злые силы природы подобрались к другим канатам. Сами видите, как они лопались. Мы – в стороне. Так сказать, форс-мажор. Остается только списать выдающееся научно- инженерное сооружение.

А вот если бы нашли братьев по разуму, то Аресибо остался бы в веках.


Валерий ЛЕБЕДЕВ,
Бостон, США
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх