НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Военно-политическая обстановка в Афганистане накануне президентских выборов в стране

https://dic.academic.ru

https://dic.academic.ru

Обстановка в этой стране остается неопределенной, непредсказуемой и крайне напряженной. Это объясняется многими факторами: борьбой между семнадцатью кандидатами на пост президента страны, усилением подрывных действий движения “Талибан” против правительственных объектов, с целью срыва предстоящих выборов и требующих предварительного достижения мирного соглашения между ними и правительством страны.

Когда, до назначенной даты выборов остаются считанные дни спецпосланник президента США Залмай Халилзай ведет переговоры с “Талибаном” в Дохе о начале переговоров с официальным Кабулом для обсуждения, проблем прекращения огня, отвода войск от линии огня, установления мер доверия, обмена военнопленными и прочее. Все это происходит при усилении позиций “Талибана”, контролирующего 40 % территории страны и 29 % находящихся под спорным контролем зон. Остальная часть нестабильно управляется неконтролируемыми лидерами. Террористические акты происходят регулярно в Кабуле и других районах страны.

Потери правительственных войск, рост недовольства неспособностью правительства обеспечить безопасность населения, системная коррупция, разгул преступности и неуправляемость страны со стороны государства стали характерной особенностью сегодняшнего Афганистана.

Одним из факторов, способствующих росту недовольства и влияния “Талибана” в стране является ухудшающаяся гуманитарная, экономическая и социальная обстановка в стране.

Таким образом, Афганистан, представляющий, собой, по мнению Вашингтона, эксперимент централизованной демократии, фактически находится на пути к расколу.

Накануне предстоящих выборов следует отметить, большинство из обещанных правительством программ национального примирения остались невыполненными. Свидетельство тому возрастание миграции населения из страны, достигшее 8 миллионов человек. 3,5 миллионов детей не охвачены учебой, два миллиона детей нуждаются в лечении, из них 600 тысяч нуждаются в срочной помощи, а 8,5 миллионов молодых людей нуждаются в трудоустройстве. Для обеспечения населения продовольствием остро недостает 6 миллионов тонн зерна, нужны инвестиции. В то же время из совокупного дохода, получаемого от наркобизнеса в 10 миллиардов долларов, только 5-6 % остается в стране, остальное отмывается в зарубежных банках.

“Талибан” наращивают количество нападений на правительство Кабула с целью усилить свое влияние на территории страны, и обрести дополнительную поддержку местного населения. На территориях, контролируемых ими талибы и ДОИШ с помощью благотворительных мероприятий стараются создать у населения положительный имидж, в отличие от официальных властей, которые бросили население на произвол судьбы. В каждом случае исламисты обещали свободу от тиранических режимов и создание справедливого общества, управляемого по законам веры. Но вместо этого несли вооруженную диктатуру, коррупцию, жестокость и смерть.

«Правительство национального примирения» на данный момент, когда действующие государственные структуры находятся на пороге роспуска, демонстрирует слабость и неспособность контролировать ситуацию, характеризуется глубокими разногласиями. Опасность умножится в период, когда правительство и парламент должны прекратить свою деятельность накануне выборов. По мере приближения даты выборов, обостряется борьба за высшую государственную должность между кандидатами как пуштунами, так и из не пуштунских этнических групп. Эти противоречия пока не имеют внятного механизма разрешений, что делает афганскую политическую архитектуру крайне неустойчивой и подверженной внутренним угрозам.

Если на прошлых выборах представители не пуштунских кандидатов опирались на потенциал Северного Альянса, то как известно в последующие годы, правительство Кабула целенаправленно обезоружили и ликвидировали руководство Северного Альянса: Ахмадшаха Масуда, Бурхонидина Рабани, маршала Фахима и др. Лишились своих должностей Рашид Достум, Исмоилхан, губернатор Герата Мухаммад Нур и др.

В историческом опыте существует множество примеров того, как социальные движения, не выдвинувшие своих представителей или обезглавленные, оказывались политически недееспособным. Но как стало известно, один из сыновей Ахмад Шаха Масуда инициирует создание нового Альянcа, для противостояния успешному продвижению (захвату) “Талибаном” северных территорий страны. Логика такова, раз армия не справляется с талибами и ДОИШ, то самому населению необходимо защитить себя. Талибам в конце августа чуть не удалось захватить Кундуз,находящийся недалеко от границы Таджикистана.

Среди кандидатов на должность президента Афганистана на предстоящих выборах из 17-ти человек более половины представителей пуштунов, пользующимися поддержкой США, что объясняется в первую очередь крайне усиливающимися позициями кандидатов не пуштунских национальных меньшинств и оставшихся малочисленных пророссийски и проирански настроенных представителей бывшего Северного Альянса.

Прогнозировать результаты будущих выборов трудно, но с уверенностью можно предположить, что выборы , намеченные на 28 сентября могут быть сорваны агрессивными действиями “Талибана” и ДОИШ, все более сжимающих кольцо вокруг Кабула регулярными терактами, вызывая недовольство населения, панику среди военнослужащих , их массовое дезертирство и неуверенность в действиях правительства. Цель – настроить народ против официального Кабула.

Участившиеся протестные митинги населения свидетельство того, что может сформироваться общее оппозиционное настроение. Властям в нынешних условиях едва ли удастся противостоять против внешнего противника и образовавшейся внутренней оппозиции. Крупным социальным группам сложно воздействовать на государственную политику, напрямую. Даже в случае массовых протестов и выражения своих политических требований они вынуждены опираться на лидеров различных партий или иных организаций. Само наличие двадцати одной различных политических партий разобщает общество, а не объединяет его. События последнего времени в Афганистане свидетельство того, что Талибы внедрились в государственные структуры, ведя подрывные действия изнутри, организуя саботаж, парализуя работу госучреждений и, в целом, власти.

Россия, исходя из либерализации взглядов лидеров Талибов, считает их политической группировкой национального движения, несмотря на то, что талибы, объявлены ООН как реакционное и запрещенное движение. Да, действительно как свидетельствуют встречи умеренных Талибов с представителями политических и этнических группировок страны в ДОХЕ, они теперь позитивно смотрят на функционирование женских школ, согласны, чтобы женщины работали на производстве и девушки учились в высших учебных заведениях. И жест России к умеренным Талибам, очевидно, вызван желанием предотвратить агрессивные действия последних против государств Центральной Азии-членов ОДКБ. Кто бы в будущем ни пришел к власти в Афганистане, мы обречены, быть соседями, и обязаны сосуществовать и сотрудничать.

Известно, что, в свое время, движение “Талибан” было сформировано в Пакистане для борьбы против пребывания советских войск в Афганистане.

Лауреат Нобелевской премии Барак Обама в соответствии со своим предвыборным обещанием вывел из Афганистана основную часть войск. Новый президент США Дональд Трамп также обещал вывести американские войска из указанной страны. В декабре 2018 он поручил разработать план вывода в течение 8-12 месяцев американских военнослужащих из Афганистана. Глава Белого Дома 21 августа 2017 года огласил «Новую стратегию США в Афганистане». Он обещал, что победит в 16 летней войне, уничтожит ДОИШ, свергнет Аль–Каиду, не допустит возвращения движения “Талибан” к власти, защитит американцев от террористических атак. “Пока в Афганистане не установится мир, Америка не покинет эту страну”, – заявил Госсекретарь США Майкл Помпео. Между Трампом и помощником президента США по национальной безопасности Болтоном возникли серьезные разногласия по Афганистану. Последний убежден, что вывод войск США из страны неминуемо приведет к быстрому падению власти Кабула. Но Трамп накануне приближающихся президентских выборов, должен отчитаться за предвыборное обещание вывести американские войска из Афганистана. Видимо, Президент отстранил Болтона от переговоров с Талибами в Дохе по этой причине.

Но уход американских войск из Афганистана, это, не только потеря своего присутствия, но и влияния в зоне интересов в регионе. Ведь США стараются тесно сотрудничать с государствами Центральной Азии в военно-политической области, гарантируя их безопасность от радикальных группировок Талибов и ДОИШ, находящихся в Афганистане. Кроме того их военное присутствие в этой стране было необходимо для создания плацдарма против стратегических противников. Не вызывает сомнения тот факт, не будь американских войск в Афганистане, власть Кабула не продержалась бы и дня.
Но в официальных заявлениях Залмая Халилзая о переговорах с Талибами в Дохе сообщается, что последние требуют, прежде всего, установить график вывода американских войск из Афганистана. Удастся ли американцам убедить непримиримых Талибов в необходимости того, что американцы должны остаться в стране?

Экспертные прогнозы ситуации в этой стране и в целом по Центральной Азии больше склоняются к пессимизму. Основные ожидаемые последствия- возможность начала очередной гражданской войны, возврат к власти движения “Талибан”, рост наркотрафика из Афганистана, проникновение экстремистских элементов в страны региона, усиление влияния радикальной религиозной идеологии на его население. Очевидно, что прогнозы могут меняться адекватно развитию ситуации.

Известно, что на многочисленных двусторонних переговорах с делегацией “Талибан” в Дохе американцы с помощью своего спецпредставителя Залмая Халилзая решали проблемы Афганистана без участия официального Кабула. В целом вероятный вывод войск США, на фоне сохраняющихся в Афганистане нестабильности и противоборства внутри страны, отсутствия реальных возможностей решения накопившихся социально-экономических проблем, может оказать крайне негативное влияние, прежде всего на обстановку в центрально-азиатских странах, не минуя и Россию.

Спрашивается насколько реальна угроза терроризма, исходящая из Афганистана исходя из складывающей обстановки в данной стране? Представляется, что опасны не столь радикальные религиозные движения и группы, сколько их реакционная идеология. В Афганистане расположись боевики многих террористических и джихадистских организаций, таких как Аль Каида, ДОИШ, Ансаруллах, Союз исламского джихада , ИДУ и других.

В этой стране сконцентрировались отдельные члены Партии исламского возрождения Таджикистана, прошедшие боевую подготовку в Ираке и Сирии, и которые интегрировались в ряды ДОИШ.

Помимо указанных движений оказывают также влияние на радикализацию ислама в регионе Центральной Азии экстремистские центры «Даъват аль Иршад», «Джамоаи исломии Покистон», «Лашкар Тайиба», «Сипохи Сахаба», Харакат уль Ансар», «Милли герюш вакфи», Средневосточный тюркский союз» и другие. Распространение в частности, идеологии ДОИШ способствует объединению различных экстремистских и террористических группировок из числа таджикcких, узбекских, киргизских уйгурских, чеченских и других сепаратистов, окопавшихся на севере Афганистана. Они пытаются создать единый интернациональный фронт террористов в регионе.

В Таджикистане, несмотря на предпринимаемые превентивные меры , все еще усиливается влияние исламской радикальной идеологии. Следствием которой, является вовлечение молодежи через сеть Интернет в экстремистские течения и группировки. В информационной сфере еще имеются проблемы, которые трудно решать государству. В частности в Таджикистане ощущается острый дефицит кадров-программистов и специалистов в области ATI технологии, неразвитость электронных средств массовой информации. Недостаточная эффективность СМИ и уязвимость информационного пространства Таджикистана позволяет международному терроризму использовать глобальную сеть и НПО для формирования негативного общественного мнения у части несознательной и малограмотной молодежи. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон во время знакомства с Центром управления государственной границей погранвойск Государственного Комитета национальной безопасности указал на необходимость вооружения государственной границы с Афганистаном надежной современной техникой и инфраструктурой.

С учетом вероятного вывода или сокращения войск США из Афганистана государствам Центральной Азии, имеющих протяженную границу с Афганистаном, необходимо совместными усилиями, поставить заслон воздействию враждебной идеологии на психологию нашей молодежи, проникновению экстремистских элементов и контрабанде наркотиков. При нынешней создавшейся военно-политической обстановке в Афганистане необходимо стремиться не к справедливой войне а к справедливому миру. Войны, должны, когда не будь кончаться.

Можно ли урегулировать афганскую войну? Для этого оружие войны, необходимо поменять на оружие труда. Но как этого можно добиться? Конечно, придется многим ведущим государствам отказаться от своих геополитических интересов и стратегических целей, исходя из того, что прекращение войны в этой стране будет выгодно всем, кроме тех, кто наживается на войне, нарко-синдикатам, военно-промышленным корпорациям, которые лишатся источников своих доходов, потеряют рынок продажи наркотиков и оружия. Это ни так просто. Каждый из ведущих государств имеет свои стратегические цели и задачи в геостратегически важном Афганистане и считает, что оно не достигаемо до очага войны, она его не затронет. Но события 11 сентября 1991г. развеяли эту психологию. Последовавшие за последние годы теракты во Франции, Великобритании, Германии и других государствах яркий тому пример.

Для постконфликтного восстановления Афганистана после достижения национального согласия и мира представляется целесообразным под эгидой ООН осуществить следующие мероприятия:

– под эгидой ООН между Афганистаном и всеми государствами региона, также США, ЕС, Российской Федерацией подписать Международный договор о неприкосновенности границ Афганистана (либо объявление его нейтральным государством) , установить мораторий на поставку оружия и боеприпасов, запретить размещение иностранных военных баз и военных советников на территории этой страны;

– создать Международный Фонд помощи постконфликтного восстановления Афганистана, финансируемый за счет стран, которые воевали в этой стране и других заинтересованных государств. Средства эти выделять целевым образом под конкретные проекты, под контролем международных финансовых органов. Население привыкло жить за счет гуманитарной помощи: кредитов, грантов и различных фондов международных организаций и иностранных государств. Необходимо наладить производство товаров внутри страны, пока 90 % товаров и продуктов Афганистан импортирует из-за рубежа. Без решения данной проблемы нельзя решить вопросы занятости населения. В 2019-2020 годах 400 тысяч молодых людей получат дипломы, с соответствующей квалификацией. Они остаются не востребованными из-за отсутствия рабочих мест.

В частности из средств данного Фонда можно было бы наряду с другими объектами профинансировать сооружение Даштиджумской ГЭС на реке Пяндж, мощностью 4000 МВт с годовой выработкой электроэнергии 15,6 миллиардов кВ.ч, осуществить ирригацию сотен тысяч гектаров пустынь на Севере Афганистана. Это позволит обеспечить страну электроэнергией, что обеспечит электроэнергией многие новые предприятия, увеличить производства хлопка и сельхозпродукции, решить проблему занятости миллионов человек;

– приступить к строительству транзитной электрифицированной железной дороги от Пакистана через Афганистан до Центрально-азиатских стран, что позволит наладить торгово-экономическое сотрудничество Афганистана с государствами региона и далее Россией и другим европейскими странами;

– восстановить и развить инфраструктуру культурно-образовательных, медицинских и др. объектов;

– создать национальную гражданскую авиацию, развить сеть железных и автомобильных дорог, с выходом на иранский порт Чорбахор и, далее, на рынки Ближнего Востока;

Предполагаемая программа возрождения Афганистана потребует значительно меньше финансов, чем миллиардные средства, затрачиваемые на военные действия в данной стране. Стабилизация политической ситуации в стране и экономическое возрождение Афганистана перезагрузит отношения ведущих стран мира в сотрудничестве с ним.


Джура ЛАТИФОВ,
Академик РАПН, Доктор Исторических Наук.
Таджикистан, Душанбе
Для “RA NY”


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх