№ 328

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

В НОМЕРЕ:

Содержание
Ловись рыбка большая и маленькая
Женщины на войне
Мир красоты и света
Я выбрала роль свидетеля
Скандалист, который научил Америку писать

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

ЭКСКЛЮЗИВ. ТОЛЬКО В "РУССКОЙ АМЕРИКЕ"

ЖЕНЩИНЫ НА ВОЙНЕ.

ПАРТБИЛЕТ В БОЮ УДВАИВАЕТ СИЛУ БОЙЦА…

Известно, что в Красной Армии было большое число политических работников, комиссаров. Думаю, что полностью отрицать роль этих людей будет несправедливо. В звене полк - рота они были вместе со всеми на поле боя. А доброе слово, если его скажет политработник, тоже не пропадало зря. И погибло этих комиссаров изрядно. Да и в плен немцы их не брали. Жидов, комиссаров и коммунистов расстреливали сразу после пленения. Вспомните комиссара Брестской крепости Ефима Фомина! Так что и политработники бывали разные. Конечно же, нельзя судить по ним из мемуаров высокопоставленных чиновников военного ведомства. Да и их винить нет смысла. Мемуары, обычно, писали не они. При Главном Политическом Управлении уже Советской Армии была создана специальная мемуарная группа, которая и писала эти произведения, побеседовав с авторами предварительно. В русле официальной идеологии их и готовили. Ни одни военные мемуары не могли быть изданы, минуя эту группу.

Не был исключением в этом отношении и Жуков. Именно по настоянию этих "жучков - короедов" и втиснули в книгу Жукова сценку о приезде маршала в поисках полковника Брежнева, чтобы согласовать с ним кое - какие вопросы вселенской стратегии. И получалось, что ребятки из Главпура сочиняли, а авторы подписывали не глядя, зная, что политической ошибки там не будет. А история их особенно не волновала. Вот так и появлялись сочинения, над которыми фронтовики похохатывали. И Бешанов приводит их в своей книге. Но судите сами. Вот видный политработник М. Х. Калашников, проведший на фронте всю войну и хлебнувший немало лиха писал : "Всем многообразием форм и методов партийно - политической работы мы стремились укрепить у солдат уверенность в том, что мы должны, мы можем выстоять…На ротных и батальонных митингах, в беседах и докладах…Частые выезды в войска , беседы с командирами соединений и начальниками политорганов, с комиссарами частей, с солдатами и офицерами занимали уйму времени. Для отдыха его почти не оставалось…

Что можно сказать по поводу таких рассуждений? Бесспорно, были беседы, были встречи и выезды в войска. Но митинги и доклады, групповые беседы - вряд ли могли быть в той страшной обстановке. Да и не нужно это было никому. Но это ещё куда ни шло. Другие примеры ещё более примитивны. Автор цитируемой работы приводит ещё один интересный факт из жизни образцовой 81-й морской стрелковой бригады. Там было аж сто агитаторов. Так вот, "политотдел бригады, военкомы и руководители партийных организаций регулярно инструктировали их по самым различным политическим и военным вопросам…помогали активистам готовить необходимые наглядные пособия (!?), рекомендовали темы для бесед, газетные и журнальные статьи для коллективных читок. В обстановке почти непрекращающихся боёв это было нелегко…Например, военком 3 - го батальона политрук Н, А. Дрепа ежедневно встречался с агитаторами непосредственно в отделениях, взводах, ротах…ставил перед ними практические задачи на день, а по вечерам, когда бои несколько стихали, обязательно проверял (!), как выполнены его задания. Опыт этого политработника политотдел обобщил в специальной листовке, которая принесла большую пользу другим политработникам. Агитаторы в часы затишья проводили громкие читки этих материалов прямо в окопах, траншеях, в землянках и блиндажах…."

Что сказать по поводу подобных "воспоминаний"? Солдаты и офицеры за газеты, если их приносили, конечно были благодарны. С бумагой была наряжёнка. Ведь без неё сварганить самокрутку не удастся. А все остальное - чистой воды вымысел. Если верить написанному, то была не война, а сплошная политинформация. Может ли фронтовик себе представить, что его окоп был украшен "наглядной агитацией", что ему готовили какие - то пособия, а в редкие часы отдыха вместо сна ему предлагают коллективную читку газеты. Да к тому же, личный состав роты через неделю - вторую практически обновлялся.. Куда уж там до агитаторов. Это в мирное время все можно было иммитировать для начальства. А во время войны при всем желании этого не сделать.

А вот перлы из другого сочинения. Начальник политотдела входит в кабинет к командующему армией для решения очень важной проблемы. "В седьмой гвардейской стрелковой дивизии, - докладывает Казьмин, - выдача партбилетов …задерживается…Но ведь все мы, Андрей Дмитриевич , знаем по опыту, что партбилет в бою удваивает силы бойца…" Вот так! Хоть стой, хоть падай! Естественно, правду о войне из подобных сочинений не узнать. Чтобы потвердить это приведем ещё один пример. Все слыхали о героической обороне "Дома Павлова" в Сталинграде "Так вот двухмесячная оборона знаменитого "дома Павлова", - отмечает Бешанов, - в интерпретации Калашниковых и окороковых выглядит следующим образом: "В подвальных помещениях дома, где находился командный пункт и отдыхал гарнизон, была оборудована также ленинская комната(!!!), снабжённая шашками, домино, художественной, политической и военной литературой. Сюда приходили политработники, проводили беседы и читки газет….Сам сержант Павлов, к сожалению, воспоминаний не оставил, а сразу после войны ушёл в монастырь…"

Трудно себе представить, как в условиях многодневной осады, голода и холода солдаты "оборудовали" ленинскую комнату. А вместо воды, еды и боеприпасов им приносили шахматы и шашки, а да ещё и "наглядные пособия! И все это под непрерывным огнём врага Солдатские мемуары значительно правдивей. Особенно вышедшие после отмены цензуры. Там больше говорится о вещах прозаических, быте солдат, о проблемах, которые нужно было решать для выживания в суровых условиях войны - борьба со вшами, питание, отдых, лечение и т. д. и т. п. И нигде о переживаниях по случаю невыдачи партбилета. Хотя в партию и вступали. И от этого тоже никуда не уйти. И награды с радостью получали. И это тоже понятно. Их ведь в большинстве своем давали за заслуги. А когда тебя ценят - это всегда приятно. Поэтому несомненный интерес представляет та часть книги Бешанова, в которой автор дает анализ полученным нашими военачальниками наград

| 1 | 2 | 3 |

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York