№ 302
> К СВЕЖЕМУ НОМЕРУ <

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

ВОЛЬНИЦА В ЛОС-АЛАМОСЕ.

Министр энергетики США распорядился, чтобы все входящие в его ведомство учреждения временно прекратили операции с внешними дисководами типа Zip-drive. Это распоряжение министра Спенсера Эйбрахама связанно с пропажей двух дисков с секретной информацией из Национальной лаборатории Лос-Аламос, в которой была создана первая атомная бомба. Бюджет этого НИИ составляет 2 миллиарда долларов в год.

Пропажа, которая обнаружилась 7 июля, рассматривается властями весьма серьезно. Директор лаборатории отставной адмирал Джордж Наньос отстранил от работы с сохранением содержания 19 человек, в том числе ряд старших научных сотрудников. У них отобраны пропуска, и они могут заходить в лабораторию лишь в сопровождении охранников.

15 наказаны за нарушение правил секретности, а четверо - техники безопасности: у работавшего у них 20-летнего студента-практиканта был поврежден глаз лазерным лучом.

У 11 из них был доступ к сейфу, где хранились диски. Все говорят, что не имеют понятия, куда они делись. Наньос пригрозил, что уволит их, если диски не найдутся.

Согласно распоряжению министра энергетики, все подведомственные ему учреждения должны будут провести инвентаризацию имеющихся у них съемных накопителей и в дальнейшем повторять ее еженедельно. По словам Эйбрамса, сотрудники лаборатории Лос-Аламос, в дальнейшем повторять ее еженедельно. По словам Эйбрамса, сотрудники лаборатории Лос-Аламос, открытой 61 год назад, ищут диски в двух тысячах имеющихся в ней сейфов. Уже неделю работа в лаборатории, кроме самых насущных военных проектов, практически остановилась, в связи с чем она потеряла одного заказчика, поскольку не могла выполнить его задание в срок. Под угрозой другие контракты.

Это большой удар для Лос-Аламоса, получающего от частного сектора четверть своих заказов.

В числе прочего, закрыты находящийся там Музей науки им. Брэдбери, кафетерий и спортзал. "Если вы делаете исключения, вы создаете прорехи", - объясняет представитель лаборатории по связям с прессой Джеймс Фоллин.

Со дня ее основания во время Второй мировой войны лабораторией ведает по контракту с правительством США Калифорнийский университет, на чьем попечении также лаборатории Лоуренс-Ли-вермор и Лоуренс-Беркли. До сих пор контракт на Лос-Аламос возобновлялся автоматически,но в связи с серией инцидентов вроде нынешнего на следующий год он впервые будет предоставлен на конкурсной основе.

Поскольку это престижнейшее научное учреждение, у которого к тому же скопился многомиллиардный пенсионный фонд, в желающих недостатка не будет. На лабораторию уже облизывается Техасский университет.

Директор лаборатории Наньос обратился к 12 тысячам ее сотрудников с гневной речью,в которой заявил,что многие из них слишком много о себе мнят, будучи уверенны, что их никогда не уволят, ибо лаборатория слишком важна для национальной безопасности США. Но незаменимых лабораторий нет, заявил Наньос: Лос-Аламос могут расформировать и поручить работу другим научно-исследовательским учреждениям.

В последнее десятилетие в огромной лаборатории, находящейся на горном плато в штате Нью-Мексике к северу от Санта-Фе и работающей не только над оружием, но и над геномом человека, лечением СПИДа и изучением океанских течений,произошло несколько скандалов и загадочных пропаж, которые относят не столько на счет шпионажа, сколько безалаберности и принципиальной беспечности. Работающим в там вундеркиндам море по колено, ибо это бунтарски настроенный народ, считающий, что начальство слишком поглощено секретностью, которая стесняет научный поиск и мало совместима со свободным полетом мысли.

Наньос говорил о "пассивном сопротивлении", которое встречают в Лос-Аламосе меры безопасности, и дал понять, что будет увольнять за их злостное несоблюдение. Руководство также настаивает, чтобы сотрудники стали доносить на своих коллег,нарушающих правила секретности.

В декабре 2003 года в Лос-Аламосе были отстранены от работы двое сотрудников,которым было поручено уничтожить дисководы и пленки, размельчив их в огромном устройстве, используемом для шинковки списанных узлов и деталей компьютеров. Однако из сменного журнала трудно было понять, проделана ли была эта операция.

Бывали проколы и похуже этого. 7 мая 2000 года сотрудники лаборатории не нашли на своих местах два съемных дисковода, принадлежащих спец-группе, которая выезжает на место терактов или аварийных ситуаций с ядерными боеприпасами.

На дисководах, которые по размеру чуть больше карточной колоды и хранятся в отдельных чемоданчиках, содержалась информация о том, как обезвредить американские и российские ядерные боезаряды,а также разведданые о террористических группировках и некоторых аспектах российского ядерного арсенала. Информация сверхсекретная, но вполне бесполезная для желающих смастерить свою собственную атомную бомбу.

Спецруппа была сформирована в 1975 году в помощь ФБР. Ее штаб-квартира находится в Лас-Вегасе, а диагностическое оборудование хранится поблизости от него на авиабазе Неллис и на авиабазе Эндрюс под Вашингтоном. Представитель группы Дарвин Морган заверил, что пропажа дисководов не помешает ей выполнять свою работу.

Другим утешительным обстоятельством являлось то, что идентичный третий дисковод оказался на месте. В той же секретной комнате в Подразделении X лаборатории, занимающемся конструированием ядерного оружия, хранились другие секретные материалы, которые не пропали. Это ослабляло гипотезу о том,что дисководы достались иностранному шпиону, но не снимало проблему целиком: несмотря на длительные поиски,они как испарились.

"Мы, разумеется, не можем совсем исключить шпионаж, - заметил по телевидению тогдашний директор лаборатории Джон Браун, которого Наньос сменил в прошлом году - но на данный момент все указывает на простую ошибку, именно потому, что оттуда могли утащить и другую информацию,но не утащили".

На всякий случай американским разведорганам было поручено составить справку с оценкой ущерба, который будет понесен, если пропавшее имущество окажется в руках иностранной спецслужбы или террористической организации. ФБР не исключало шпионский вариант пропажи дисководов. Что произошло на самом деле, до сих пор неизвестно.

Самая оптимистическая гипотеза состояла в том, что они просто затерялись в суматохе, порожденной страшным пожаром в штате Нью-Мексико, в ходе которого сгорели 200 домов и были временно эвакуированы 20 тысяч окрестных жителей. Стена огня остановилась примерно в километре от здания лаборатории, в котором хранились пропавшие дисководы. Пожар причинил Лос-Аламосу материальный ущерб на сумму 300 миллионов долларов.

Проведенная 7 апреля 2000 года инвентаризация показала, что дисководы были на месте, а в журнале инвентаризации за 27 апреля написано, что "все на месте", но нет конкретного упоминания дисководов.

Они иногда выносились из секретной комнаты для того,чтобы загрузить новые данные. Дисководы также использовались при обучении членов группы быстрого реагирования. Ее начальник принадлежал к группе из 6 менеджеров и ведущих сотрудников лаборатории, которые были временно отстранены от работы с сохранением содержания.

Доступ к секретной комнате имели 86 человек, 26 из них - без сопровождения. Все они были допрошены службой безопасности министерства энергетики США и сотрудниками ФБР, которое откомандировало в Лос-Аламос больше 20 следователей. В общей сложности было допрошено около 200 человек. Многих сотрудников лаборатории проверили на детекторе лжи, который иногда ошибается, но нечасто. Умная машина не помогла выявить злоумышленника.

Руководство лаборатории больше всего хотело снова погрузиться в уютную анонимность, которая все больше размывалась конфузными инцидентами. Всего за полгода до той пропажи было возбуждено уголовное дело против заслуженного сотрудника Лос-Аламос тайваньского уроженца Ван Холи, которого долго подозревали в шпионаже в пользу коммунистического Китая, но сумели привлечь не за шпионаж, а за несанкционированное копирование секретной информации с лабораторных компьютеров. Записанные таким образом дискеты так и не были найдены.

Хотя ученый попал под подозрение оче-нь давно, его уволили лишь в марте 1999 года. Эта история дала республиканцам повод обвинить администрацию Клитона в халатном отношении к секретности. Поводов вообще было немало, взять хотя бы установленное рооссийской разведкой в конференц -зале госдепартамента подслушиваю-щее устройство, или пропажу оттуда же портативного компьютера, или дело бывшего директора ЦРУ Джона Дойча, в нарушение правил составлявшего сверхсекретные документы на домашнем компьютере, через который его домочадцы потом выходили в интернет, где свирепствуют хакеры-озорники и иностранные разведчик.

Ничего странного, что четыре года спустя бывшего помощника Клинтона по национальной безопасности Сэмьюэла Бергера изобличили в незаконном выносе из Национального архива секретных документов, которые он, вполне в духе своего начальника, спрятал в штанах.

Как писали тогда газеты, плачевное состояние секретности в лаборатории уже давно сделалось на Капитолийском холме притчей во языцех, но за Лос-Аламос горой стояли сенаторы и конгрессмены из штата Нью-Мексико.

Но масла в огонь подлило известие, что сотрудники,бравшие материалы в секретной комнате с ее тремя степенями защиты и сигнализацией банковского уровня, не должны были за них расписываться,поэтому невозможно установить, кто входил в это небольшое помещение, расположенное на третьем этаже главного здания лаборатории.

Это обстоятельство особенно поразило члена палаты представите лей демократа Барта Ступака, который язвительно заметил, что даже в библиотеке мичиганского городка Меномини ведут ведут учет читателей, берущих книги на дом. "Большинству американцев будет трудно поверить, что публичная библиотека в Меномини лучше следит за своим "Виннни Пухом", чем Лос-Аламос за сверхсекретной ядерной информацией", - заявил Ступак в конгрессе.

Хотя пропажа дисководов была обнару- жена в начале мая 2000 года, начальство было извещено о ней лишь в конце месяца, когда лаборатория, закрытая на время пожара возобновила работу. А министерство энергетики известили об инциденте лишь 1 июня. Эта задержка только усугубила скандал сгустила тучи над головой тогдашнего министра энергетики Билла Ричарсона, который был в прошлом членом палаты предтавителей от штата Нью-Мексико. Ричардсон уже получил до этого нагоняй от конгресса за историю с Ван Холи и за то, что npoтивился созданию ядерной службы безопасности, которая входила в систему министерства энергетики, но пользовалась известной самостоятельностью. Ричардсон боялся, что это ущемит его полномочия, но конгресс его не послушался.

Четыре года назад ходили упорные слухи, что вице-президент Алберт Гор, баллотировав- шийся в президенты от демократов, возьмет Ричардсона к себе в помошники,поскольку тот латино- американец по происхождению. Этого не произошло (возможно, отчасти из-за инцидента в Лос-Аламосе). Ричардсон без работы не остался: его избрали губернатором Нью-Мекско, гордостью и красой которого долгое время являлся Лос-Аламос.

Вышесказанным ЧП в Лос-Аламосе не ограничиваются. В 2001 и 2002 гг. двое сотрудников покупали себе на деньги лаборатории телевизоры, грилли, пылесосы, охотничье снаряжение, шины и прочее добро. В июне они предстали перед судьей и не признали себя виновными. Калифорнийский университет возместил правительству убытки в сумме 350 тысяч долларов.

В июне на 16 часов пропали ключи к лаборатории, в которой имелись расщепляющеся териалы. Потом они нашлись.

Владимир КОЗЛОВСКИЙ
для "Русской Америки"

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York