№ 295
> К СВЕЖЕМУ НОМЕРУ <

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

РУБРИКИ:

Международная панорама
Новости "города большого яблока"
Эксклюзив.
Только в
"Русской Америке"
Криминальная Америка
Личности
Президенты США
Страничка путешественника
Литературная страничка
Время муз
Женский уголок

ИНФОРМАЦИЯ:

АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕДКОЛЛЕГИЯ
НАШИ АВТОРЫ
ПРАЙС
КОНТАКТ

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:

"ТАЙГАНЫ, ЛЮБОВЬ МОЯ!"

Тайган

ДЖАМИЛЯ ТАЙГУРОНОВА живет в Нью-Йорке, но в ее прозе живет ее родина - Кыргызстан. Снежные - до самого неба - горные вершины, ослепительно голубые озера, стремительные красивые собаки-тайганы.

Публикуя новеллу Джамили Тайгуроновой в газете "Русская Америка", поздравляем ее с дебютом в американской русскоязычной периодике.


Тайган сопровождал кыргызского охотника на протяжении всего времени существования кыргызов, от Алтайских просторов, через тайгу, к местам современного обитания на Тянь-Шань. Кыргызский народ за время своего существования переменил много мест обитания. Кыргызы жили и в степных просторах, таежных и смешанных лесах, в горных и высокогорных массивах. Везде и всюду тайган был незаменимым помощником в быту и на охоте.

Во все времена наличие хорошего тайгана говорило о высоком социальном статусе своего хозяина. Численность этой элитной породы резко сократилась, почти исчезла после жестоких попыток ликви дировать манапов как богатое сословие. Но выжил тайган! И есть люди, для которых сохранение этой породы - не просто слова, а дань уважения нашим предкам.

Как сейчас помню эти бесконечные горные серпантины, на которые и взглянуть-то дух захватывало, а мы с моим папой Тайгуроновым Толкунбеком ехали, ехали на его стареньком УАЗике. Казалось, что дальше, кроме лунного пейзажа нас ничего и не ждет, и вот среди неприступных горных ущелий, где воздух просто звенит своей чистотой, потянуло дымком.

- Это юрта моего друга, я давно хотел навестить его, говорит мой отец.

И вот, наконец-то, покружив по этому бездорожью мы подъезжаем к юрте. Пожилой аксакал со своей супругой встречают нас очень радушно, навстречу выбегают их крепкие краснощекие дети с криками: "Толкун байкем кельди!" Мой дядя приехал! (кырг.)

Хочу сказать, что всегда, куда бы мы не приехали с моим отцом, а брал он меня очень часто, люди всегда были рады ему.

Позже, мы ели бешбармак, пили свежий кумыс и за этой трапезой взрослые говорили о делах о жизни, обсуждали охотничьи дела и, конечно, предмет особой гордости - своих любимых охотничьих собак Тайганов.

Не каждый охотник мог похвалиться хорошим чистокровным тайганом.

- Могу я взглянуть на твоегo тайгана? - спросил мой отец хозяина.

- Конечно!, - последовал ответ.

Мы вышли из юрты. Хозяин пронзительно свистнул, и тут я увидела это чудо!

К нам на бешенной скорости бежала, нет просто летела неописуемой красоты собака. Ее грациозная фигура то выгибалась, то вытягивалась в струну, ее большие красивые уши развевались в такт. Только тело, устремленное к своему хозяину. Словно пуля!

В мгновение ока она была уже здесь!

- Ылачин, представил собаку ее хозяин, уже на охоте была, с Учаром они хорошего оленя-теке мне загнали, а Она только робко отводила взгляд своих красивых карих, чуть раскосых, как у восточных красавиц глаз.

В тот день я просто не могла оторваться от этого чуда. И в какой-то момент я почувствовала взаимность, позже я поняла что это только потому что я была ребенком, а тогда для меня это был Друг. Каждый у кого в детстве была своя собака поймет, что я испытывала в те минуты знакомства с Другом.

- Байке, сколько ей лет? - спросила я ее хозяина.

- Ей еще года нет, - ответил мне он.

Позже, попрощавшись с этой гостеприимной семьей мы с папой усаживались в машину. Я не смогла удержаться и опять побежала к юрте. Я знала что там за юртой лежит Она.

- Я только скажу ей до свидания, - крикнула я отцу...

Когда я вернулась к машине, то поняла, что-то произошло.

Мы опять вошли в юрту.

- В этот день я узнала что кыргызы не продают своих тайганов, а только дарят или крадут. Мне подарили.

Но мой отец, как настоящий кыргыз и охотник знал что значит Тайган для его хозяина. В благодарность он подарил этому доброму человеку свой бинокль, а позже помог приобрести отличный карабин.

Дорога домой оказалась гораздо, короче. Мы с Ылачин, с Моей Лачинкой ехали в обнимку нам было тепло и хорошо вдвоем! Приехали мы уже заполночь. Мама, как обычно, открыла тяжелые железные ворота. Она всегда ждала папу.

"Ты только посмотри на нее", - сказал папа показывая в мою сторону. - Как можно быть такой упрямой?

Мне было не до этого. Я должна была познакомить Лачинку со своей семьей, новым домом. Другими тайганами.

У нас всегда были собаки, и всегда были тайганы. Мы умели жить с ними, но Лачинка была моей. Поэтому я чувствовала особую ответственность за нее. Это была первая собака в нашей семье, которая меня слушалась, все другие слушались только папу. Он умел приручать их одному ему известным способом. С ним тайганы становились не просто собакой, а охотником. Таким-же как он. Их взаимопонимание было абсолютным. Лачинка не была исключением.

С окончанием охотничьего сезона наступало другое время, когда тайганы тоже отдыхали, жили своей жизнью. В это время они встречались с чистокровными тайганами из других областей и районов,соревновались на выставках, менялись кровями и давали такое-же красивое и выносливое потомство. Все это проходило под очень внимательным контролем наших специалистов по племенному воспроизведению, которые очень уважали мнение моего отца.

Много позже я стала понимать каким серьезным делом занимался тогда и продолжает заниматься сейчас мой отец. Он любил и любит тайганов. Он их понимает,как понимает и то,что они во что бы то ни стало должны сохраниться.

А тогда в 1988 году, когда он на свою скромную зарплату охотоведа-инспектора КиргизГлавОхоты купил билет на самолет в Москву, причем объявил что едет на Всемирную выставку чистопородных собак и берет нашего тайгана Каракуша, не только я не понимала его. Помню, как мама глядя на Каракуша сказала:

- Я тоже хочу в Москву.

И Каракуш, папина гордость, красавец, не подвел.

Прилетели они из Москвы со всеми наградами,какие были только предусмотрены организаторами той престижной выставки, даже Приз зрительских симпатий заслужил наш Кыргызский красавец. Две большие Золотые медали и одна Серебряная - особая гордость для наших кыргызских тайганов. Серебро получил за зайца на соревнованиях, зайца то нагнал, но увидев что он механический тут-же потерял к нему всякий интерес.

Были и дополнительные призы на той выставке все они бережно хранятся в доме моих родителей.

Позже, в кинологическом справочнике об охотничьих собаках с приведенными стандартами и основными породными признаками Киргизской борзой Тайган, была опубликована фотография нашего Каракуша, снятая во время той самой выставки в Москве, прямо в манеже...

Давно уже нет нашего Каракуша, но он оставил значительный след в истории этого древнего племени Тайганов все время сопровождавшего наш народ.

Много интересных, счастливых и тревожных моментов подарила мне моя Лачинка. К сожалению и ее уже давно нет. Но я часто вспоминаю ее.

Однажды, прочитав в нашей "Вечерке" объявление о щенках тайганов, я не удержалась и позвонила. Голос с гордостью поведал, что это тайганы "от Тайгуронова", а сами они уезжают и вынуждены продать собак. Вместе с ними мне тоже стало грустно...

Папин друг, уважаемый мною Эдуард Хаккаевич Исхаков, страстный любитель тайганов, ныне живущий в Нью Йорке уезжая, оставил своих любимцев, но оставил другу, и ему небезразлична их судьба. Он очень скучает по своим питомцам. Его тайганы это известные в среде знатоков красавцы: Дая, Грэй и Рэм. Он же, много лет назад подарил мне щенка тайгана. В то время я уже покинула родительский дом и к сожалению не смогла предоставить необходимых условий этому бойкому щенку. Пришлось отдать родителям.

Больше тайганов у меня не было, но в памяти целая плеяда папиных тайганов- это Каракуши, Ак Тощи, Алгыр, Учары, Гульзат, Шахины, Ылачин. Каждый тайган, как и любая другая собака со своим характером, неповторимой историей, оставили неизгладимый след в моей памяти.

Мой отец как и прежде без устали занимается этой породой. В 2002 году организовал вместе со своими соратниками за свой счет выставку тайганов в г.Токмок у себя во дворе (благо территория в 2 гектара позволяла устраивать такого рода мероприятия). Довелось и мне поприсутствовать на этой выставке.

Мой отец вместе с известным экспертом Курманкуловым Алмазом смотрели тайганов. Да, не много, но некоторые особи представленные на выставке, радовали экспертов тем, что порода жива. Отец и Алмаз Бердигулович охотно делились своим, накопленным десятилетиями опытом и советами со всеми желающими. Казалось, что в эти моменты они были просто счастливы от того, что могут еще что-то сделать для развития и сохранения этой уникальной породы, собранной по крупицам и отданной, буквально подаренной тем энтузиастам, которым небезразлична судьба этой древней и уникальной породы Тайган.

... В ноябре прошлого года, во время официального визита Президента Кыргызской Республики Акаева А.А. в Норвегию, Его Величеству, королю Норвегии Харольду V преподнесли в подарок двух щенков этой уникальной, поистине королевской породы.

Джамиля ТАЙГУРОНОВА

наверх
вернуться к содержанию номера

РЕКЛАМА:

ПАРТНЕРЫ:

ПАРТНЕРЫ

Copyright © 2005 Russian America, New York