НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА НЕЗАВИСИМЫХ МНЕНИЙ

Десять Великих Модных революций

Десять Великих

Десять Великих
Что есть мода – девочкины глупости или серьезное искусство? Кто создает моду? Кто ей следует? Мнений много, но вот что бесспорно: мода всегда очень чутко реагировала на все, что происходит в обществе. Политика, кино, живопись, музыка – мода все видит и все подмечает. Самое время поговорить о том, как культурные и общественные движения создавали тренды, порой сами о том не подозревая.

1. Феминизм

t042
Время: 1920-е, 1930-е, 1960-е.

Модное наследие:

  • * женский деловой костюм
  • * женский брючный костюм
  • * стиль унисекс
  • * короткие женские стрижки
  • * удобное нижнее белье
  • * загар.


t043

Как это было:

Борьба женщин за свои права ведется давно – еще с XVIII века, но выразить себя внешне в новом статусе мы смогли только в первой половине XX века. Когда еще женщине стать по-настоящему сильной и независимой, как не во время войны? На дворе Первая мировая. Мужчины «в дефиците», вот и приходится все тянуть самой, а значит, и гардероб нужен соответствующий.

Теперь женщина ездит на работу на трамвае или на такси, катается на велосипеде. А вечером позволяет себе танцевать, веселиться и поддерживать свободные отно-шения с теми мужчинами, кто еще или уже не на фронте. Женщина выбирает все более разнообразный досуг, не боясь общественного порицания. Так, Коко Шанель, предпочитавшая отдыхать на яхтах своих любовников, ввела в моду загар.

Вернувшись с войны, мужчины не узнают своих женщин: волосы острижены, нет за-витков и локонов, шляпка-колокольчик залихватски сдвинута набекрень, позабыты корсеты, платья стали прямыми и больше не подчеркивают талию. В новых модных хлопчатобумажных бюстгальтерах грудь выглядит плоской. Панталоны сменились более современными трусиками и поясами с подвязками.

Французы окрестили этот новый женский образ «холостячка», а модный король Парижа Поль Пуаре назвал новый стиль «изысканной нищетой», а кумира новой моды Коко Шанель он обвинял в том, что она превращает женщин в «маленьких недокормленных телеграфисток». Как бы то ни было, с «холостячки» началась мод-ная эволюция, не прекращавшаяся весь XX век.

Несколько десятилетий спустя нахлынула новая волна феминизма – и снова модный мир не остался в стороне. Ив Сен-Лоран вдохновился идеей гардероба, актуального в равной степени для мужчин и женщин, чем фактически изобрел новый стиль – унисекс. Также Сен-Лоран был первым модельером, пригласившим для показа тем-нокожих манекенщиц. Борьба за права женщин сделала еще один мощный рывок вперед.

2. Сюрреализм

t044
Время: 1920-е, 1930-е.

Модное наследие:

  • * ярко-розовый цвет
  • * крупные принты
  • * костюмы-инсталляции
  • * авторская бижутерия
  • * украшения из плексигласа
  • * вязаный трикотаж и спортивная одежда.

Как это было:

В период между двумя мировыми войнами общественно-культурная жизнь бьет ключом. Новые направления в искусстве занимают умы и создают особых людей новой формации. Кумиры высшего света – Пикассо, Дали, Кокто.

А за титул королевы высокой моды не на шутку схлестнулись Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Они истово ненавидели друг друга! Испанский гений – модельер Кристобаль Баленсиага – придумал про этих великих женщин такой каламбур: «У Шанель мало вкуса, но он хороший. У Скиапарелли вкуса много, но он плохой».
Действительно, неподготовленному человеку трудно сразу понять размах дизайнер-ской мысли последней. В содружестве с Дали Скиапарелли сделала безумие сюр-реализма новой модной реальностью, придумывая ткани с гигантскими омарами и шляпки, напоминающие туфлю или печную трубу. Она заставила мир полюбить обожаемый ею ярко-розовый цвет, который сама называла «шокирующий розовый».

Не забудем также о том, что в царствование сюрреализма костюм стали наполнять идеей, создавая целые художественные композиции из платьев, блуз и жакетов. А легендарные броши в виде губ и глаз, броши-мухи и лангусты до сих пор вдохнов-ляют дизайнеров и стилистов, ведь с них, по сути, началась авторская бижутерия – узнаваемая, с собственным характером. Изготовление украшений больше не было связано только с дорогими материалами – появился дешевый и выразительный плексиглас.
Также у Эльзы хватило смелости показаться в обществе в вязаных вещах и сделать их новым хитом среди прогрессивной публики. Вся армянская диаспора Парижа взялась за спицы и нитки, чтобы обеспечить клиенток Скиап удобными джемперами и платьями. Вязаный трикотаж стал открытием для мира моды и лег в основу спор-тивного стиля, который вскоре стал абсолютно самостоятельным направлением.

3. Поп-арт

t045
Время: 1950-е, 1960-е.

Модное наследие:

  • * платья-трапеции
  • * принты из мультфильмов и комиксов
  • * газетный принт.

Как это было:

Культура потребления и упрощения, воспетая поп-артом, пришлась по душе модной общественности. Еще бы: цвета – яркие, принты – сочные; молодежно, просто и сексапильно.

В одежде появились минималистские силуэты и платья, прямые и укороченные – казалось, что они сшиты из единого полотна или сложены из бумаги наподобие оригами. А на самом полотне печатали газетные заголовки и комиксы, обязательно в неимоверно яркой, если не сказать вызывающе яркой, палитре.

Психоделика цветовых решений вызывала у кого восторг, у кого – отторжение. Поп-арт, названный «псевдоискусством», породил волну возмущения среди культурных деятелей. Но модной молодежи было все равно, что думают о поп-арте высокие чины от мира искусства. Подиумы и модные столицы встретили новый яркий стиль на ура!

4. Моды

t046
Время: 1950-е, 1960-е.

Модное наследие:

  • * мини-юбка
  • * брюки-дудочки
  • * плащ пыльник
  • * подвернутые джинсы (особенно Levi’s)
  • * ботинки Dr. Martens
  • * скутер.

t047

Как это было:

Моды – это, можно сказать, первые вестники гламура среди молодежи. Они не ходи-ли в стразах и не были замечены в чем-то вызывающем. Но моды, без сомнения, были одним из самых стильных направлений в моложеной среде XX века. Термин «мод» происходит от слова «модернизм». Приверженцы этого течения возвели внешний вид в настоящий культ.

Вследствие экономического бума среди британской молодежи появилась довольно заметная прослойка состоятельных юношей и девушек, которые стали тратить на покупку одежды огромные суммы. Идеально сидящие костюмы шьются на заказ или покупаются в дорогих бутиках Италии и Британии. В то время, как мужчины щеголяют в укороченных брюках, девушки сверкают стройными ножками из-под мини-юбок, и те, и другие часто носят тяжелые ботинки Dr. Martens.

Брюки и юбки время от времени заменяются джинсами Levi’s, часто подвернутыми (позже эту традицию переняли отщепенцы от модов – скинхеды). Ну и, конечно же, неизменный скутер – настоящему моду без скутера было никак не обойтись. И дело не в компактности и маневренности этого личного транспорта – все это приятные бонусы, но не более – дело в том, что конструкция скутера защищает дорогую обувь и безупречный костюм от возможных брызг и загрязнений, а от уличной пыли спасает плащ пыльник.

Одним из ответвлений движения модов стали скинхеды, которые поначалу выглядели с модами абсолютно одинаково – те же мартинсы и левисы, все та же «черная» музыка. Это потом уже скинхеды приобрели радикальную окраску, тогда как среди скинов первой волны было много темнокожих ребят, одетых модно и стильно.

5. Хиппи

t048
Время: 1960-е, 1970-е.

Модное наследие:

  • * брюки клёш
  • * этнический стиль
  • * принт пейсли
  • * небрежные прически.


t049

Как это было:

Свободолюбивых хиппи стоит поблагодарить не только за идею мира во всем мире, но и за множество красивого и полезного, привнесенного ими в моду. Не признавая границ между людьми и государствами, хиппи миксовали традиции разных культур и народов, создавая причудливый симбиоз принтов, цветов и фактур.

Они раскрыли все многообразие этники. Они сделали культовым рисунок пейсли, который в обиходе принято называть «огурцом». Они создали новую вещь-икону – брюки клеш.

Конечно, когда мысли заняты идеями всечеловеческого братства, всеохватывающей любви и всемирной благодати, то материально-бытовая сторона жизни отходит на второй план. Самые увлеченные из числа хиппи презирают комфорт, а порой пре-небрегают и банальной гигиеной.

Так, длинные спутанные волосы не считаются чем-то предосудительным и органич-но вписываются в образ детей цветов. Это сейчас небрежные укладки воспроиз-водятся часа за два и с целым арсеналом технических и укладочных средств. А в 70-х непокорную голову достаточно было повязать тесьмой, позабыв про расческу, и вот, пожалуйста, ты – самая модная. Всегда бы так!

6. Диско

t0410
Время: 1970-е, 1980-е.

Модное наследие:

  • * белый брючный костюм
  • * брюки и джинсы на бедрах
  • * водолазки
  • * лосины
  • * кроссовки
  • * перламутр
  • * длинноногие блондинки.


t0411

Как это было:

В пику непричесанным хиппи поклонники диско, напротив, одевались со всей тща-тельностью и вниманием к деталям. Диско – придуманный мир под пологом цве-томузыки и в переливах зеркальных шаров. Модная публика с вожделением смотрит на кумиров сцены, вторя их нарядам, прическам и макияжу. Кумиры одеты в белое, сдобрены цветным и крепко приправлены блестками и перламутром.

Центром притяжения поколения диско становятся клубы и дискотеки, а новой уни-формой для молодежи – яркие рубашки и джинсы на бедрах, футболки, шорты и лосины радужных цветов, а немного позже – кроссовки, конечно же, цветные.

Герои этого времени – субтильные юноши и худые длинноногие девушки, в идеале – блондинки. Именно в эпоху диско сформировался растиражированный образ девуш-ки-модели. Беззаботная пора диско сияла ярко и затухала долго, а ее отголоски то тут, то там возвращаются в модный мир яркими вспышками последних коллекций.

7. Неформалы

t0412
Время: 1970-е, 1980-е, 1990-е.

Модное наследие:

  • * куртки косухи
  • * клетчатые рубашки
  • * рваные джинсы
  • * клёпки, цепи и шипы.


t0413

Как это было:

Вдоволь наевшись мелодиями и ритмами зарубежной эстрады, молодежь взбунто-валась против прежних идолов сцены. Новая музыка и новая мода взорвалась истерикой и завладела прогрессивным миром. Теперь все не так, как было раньше.

Демонстративная небрежность в дуэте с мрачноватой палитрой – это никак не было похоже на ту одежду, которую показывали с подиумов. Но как это часто бывает, отрицание моды само становится модой. Гранж, панк, рок – в драных джинсах и клетчатых рубахах, в цепях и косухах – поселились в умах и гардеробах простых людей.
Тогда высшее общество с недоумением взирало на неформальную молодежь, но прошло время – и роли изменились. Вот и в наступающем сезоне нас снова ждут цепи, клепки и косухи – судя по всему, бунт продолжается!

8. Поп-культура

t0414
Время: 1990-е, 2000-е.

Модное наследие:

  • * укороченные топы
  • * облегающая одежда
  • * туфли на платформе
  • * гламур.


t0415

Как это было:

Как видно из истории музыки XX века, ее кумиры всегда диктовали моду и вызыва-ли интерес не только к своему таланту, но и к своей одежде. Поп-культура, или в просторечии «попса», тоже внесла свой немалый вклад в формирование образа «кра-сивой девочки».

Попса, в сущности, очень мало дала миру моды каких-то реальных открытий, но вот стереотипов породила – хоть отбавляй. Когда со сцены и с экранов стали мелькать полуоткрытые губы и холеные тела поп-див, манящих эротизмом и подкупающих видимой простотой образов, миллионы девчонок стали срисовывать их наряды и их модель поведения.

О, сколько страз было рассыпано по туфлям и футболкам, танцполам и вечеринкам! Сколько страданий принесла девушкам мода на голый живот, как у Бритни Спирс! Сколько лодыжек было вывихнуто в туфлях на платформе, как у солисток Spice Girls! А упругие ягодицы Шакиры в облегающих брюках? Словом, гламурное наследие поп-музыки заставило своих последователей изрядно попотеть в прямом и переносном смысле. Ну а что, красиво же! И понятно…

9. Рэп, хип-хоп и R’n’B

t0416
Время: 1980-е, 1990-е, 2000-е, 2010-е.

Модное наследие:

  • * оверсайз
  • * джинсы бойфренды
  • * бомберы и толстовки
  • * бейсболки
  • * некомплектные украшения.


t0417

Как это было:

Черная музыка – самобытная, динамичная, агрессивная, лиричная, душевная – за-воевывала мир много раз. Джаз, блюз, ска, регги, соул – в течение всего XX века под-чиняли себе сердца и умы по обе стороны океана.

Но, пожалуй, самый мощный подъем афроамериканской музыки и массовое поклоне-ние ей пришлись на конец XX – начало XXI веков. Рэп, хип-хоп и r’n’b культура провозгласили новую эру черной музыки, выйдя из криминальных кварталов и став настоящим мейнстримом – со своей философией и узнаваемым стилем, в том числе в одежде.

Хип-хоп взял за основу спорт, расцветив его сочными красками и блеском гламура. Здесь все немного чересчур, все напоказ и многое, казалось бы, не сочетается. Впе-чатляющие объемы джинсов и футболок, бомберы, толстовки, худи, прямые козырь-ки бейсболок – все это обязательно дополнено обилием драгметаллов в виде цепей с подвесками и медальонами, а иногда и леопардовым манто.

Иные впечатлительные особы при виде такого изобилия начинают нервно глотать воздух, но поклонникам хип-хопа нет дела до правил и догм, они смело берут все самое яркое в одежде, бесхитростно миксуют это – и создают новый стиль.

10. Винтаж

t0418
Время: 2000-е, 2010-е.

Модное наследие:

  • * вещи «с историей»
  • * ретро-стили
  • * потертые фактуры
  • * твид
  • * бородатые мужчины.


t0419

Как это было:

У моды всегда были непростые отношения с историей. С одной стороны, тренды ме-няются с молниеносной скоростью. С другой стороны, все новое – это нехорошо забытое старое. Обычно наследие прошлого переосмысливается и входит в моду современным кавером на тему ушедших трендов. Но в XXI веке история стала к нам возвращаться буквально и предметно – появился винтаж.

По общей закономерности гламур правит бал в «сытые» годы, тогда как в кризисные времена мода становится более интеллектуальной и осмысленной. Понятная и в чем-то поверхностная красота сменяется сложными образами с подтекстом.

Кто бы мог подумать в начале века, что мужчины отрастят окладистые бороды, а женщины сведут к минимуму усилия в укладках и макияже. Кто бы мог представить, что в моде будут типажи new gentleman и «хорошая девочка из хорошей семьи». Кто бы предположил, что мы будем с упоением рыться в сундуках своих и чужих пра-бабушек и охотиться за винтажными сумочками, брошами и платьями на развалах блошиных рынков.

Так или иначе, но такова модная реальность – сложная, интересная, одетая в твид и сукно, обрамленная потертыми фактурами. Так что не спешите сдавать в утиль красивое мамино платье или бабушкину шаль – еще пригодится!


Текст и фото с сайта: april-knows.ru


Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Наверх